Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Содержание
  1. Общие рекомендации
  2. В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика
  3. Как развивать речевое дыхание
  4. Полезные советы
  5. Упражнения для самых маленьких
  6. Примеры упражнений
  7. Для губ
  8. Для губ и щек
  9. Для языка (статические)
  10. Для языка (динамические)
  11. Для мышц глотки и мягкого неба
  12. Гимнастика речевого аппарата (развитие мышц губ, языка и так далее)
  13. Как проводить артикуляционную гимнастику
  14. Занятия для детей от 4 лет
  15. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
  16. Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
  17. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
  18. Комплекс для развития мышц губ
  19. Комплекс для развития мышц языка
  20. Комплекс для развития мышц щек
  21. Правила проведения артикуляционной гимнастики
  22. Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
  23. Комплексы упражнений
  24. Комплекс для развития мышц губ
  25. Комплекс для развития мышц языка
  26. Комплекс для развития мышц щек
  27. Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков
  28. Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)
  29. Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)
  30. Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)
  31. Артикуляционная гимнастика по возрастам
  32. Артикуляционная гимнастика в 2 года
  33. Артикуляционная гимнастика в 3-4 года
  34. Советы родителям

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что результативность гимнастики зависит от того, насколько ребенку интересны занятия. Принуждение, угрозы и навязчивые идеи исключены. Чтобы артикуляционная гимнастика для детей была интересной, нужно показывать картинки, делать все в игровой форме.

Помните следующие правила:

  1. Впервые выполняйте упражнения перед зеркалом — это необходимо для визуального контроля положения губ, движений языка. Поскольку ребенок еще не осознает, как именно ему следует лежать, в каком состоянии должны быть его щеки и губы, важно, чтобы он увидел эту позу.
  2. Цикл занятий начинается с простых упражнений и постепенно переходит к более сложным. Есть приблизительные термины, сколько времени займет новое упражнение, но нужно ориентироваться на индивидуальный темп ребенка — кто-то понимает, как это делать быстрее, а кому-то нужно больше времени.
  3. Урок строится по следующей схеме: ребенок должен самостоятельно повторить старое упражнение, затем можно продолжить работу по плану.
  4. Упражнения следует повторять циклами два раза в день, уделяя им 5-10 минут.
  5. У каждого возраста свои потребности: у 3-4-летних в приоритете освоение основных мышц языка и губ, у 5-летних упражнения должны выполняться плавно и четко, а у 6-7-летних должен держать устойчивый темп, легко делать статические упражнения.

Чтобы было веселее, под музыку организована артикуляционная гимнастика. Для двухлетних детей это отличный способ совместить приятный раздражитель с полезными действиями для произношения звуков по возрастной норме.

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь ребенку быстрее освоить произношение звука, родители могут заниматься с ним дома наедине.

При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи малыша. И, конечно же, подбирать суставной комплекс необходимо исходя из возраста и возможностей ребенка.

Детям в возрасте 1, 5 — 2 лет обычно рекомендуется посещать логопеда. Специалист уточнит, в норме ли речевое развитие ребенка, есть ли нарушения речи. Он может порекомендовать комплекс упражнений для совместной гимнастики, по которому родители могут сами проводить занятия с ребенком.

В детском саду также работают логопеды. На уроках исправляют нарушенное звуковое произношение ребенка и улучшают артикуляцию. Родители должны тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий у специалиста.

Как развивать речевое дыхание

Легкие с системой дыхательных мышц принимают участие в звукообразовании, обеспечивают звуковую силу голоса. Чаще всего у детей наблюдается спутанное и прерывистое дыхание, им сложно сделать длинный выдох, чередовать вдох и выдох через нос и рот и т.д. Это мешает говорить правильно и выразительно. Это можно исправить, тренируя вокальное дыхание.

  • Во-первых, когда вы рассказываете ребенку сказки, стихи, например, упоминаете ветер, вы учите ребенка дуть, дуть ему в лицо, и со временем он начнет подражать вам.
    Потом еще можно поиграть, предложив ребенку подуть: дать ребенку кусочек ваты, объяснить, что это снежинка, летать, когда дует ветер, нужно дуть ртом, губы округлить, плавно, а вдох через нос.
  • Сделайте бабочку или самолетик из бумаги, прикрепите его к веревочке, покажите ребенку, как он будет развеваться, если на него подуть. Необходимо следить за тем, чтобы выдох был как можно дольше.
  • Сделайте елку: вырежьте из бумаги несколько полосок бумаги, приклейте их на палочку или карандаш, «ветер» будет раскачивать листву. Эти упражнения также развивают воображение.
    Подуйте на лист бумаги или на пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча погаснет, нужно подуть мягко и легко.
  • Сделайте (или купите) волчок или игрушечную мельницу, научите ребенка дуть на крылья, чтобы они вращались.
  • Вырежьте птичек из бумаги и разместите их в конце стола. Команда: «птицы прилетели», подуйте вместе, только один раз, выдох должен быть очень длинным, чтобы они улетели как можно дальше.
  • Покажите ребенку, как собака дышит в жаркую погоду — высуньте язык, громко, быстро.
  • Научите ребенка дуть на тепло, а также согреть руки, дайте ему вдохнуть носом и выдохнуть ртом, согревая поднятые руки к губам.
  • Так получается, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох через рот и нос. Научите его нюхать цветок (нужно сделать преувеличенный вдох носом, затем выдохнуть со звуком «А»).
  • Удалите отцветший одуванчик и подуйте на него, чтобы пух разлетелся. Убедитесь, что ваши щеки хорошо распухли, не глотайте и не выдыхайте воздух.
  • На нем изображено море (например, когда рассказываешь сказки Александра Пушкина). На вдохе аккуратно поднимите руки, на выдохе опустите руки, долго говорите «ш-ш-ш». Ребенок постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Сдуйте его в соломинку (соломинку или пасту). Бросив соломинку в воду, можно создать «настоящий шторм».
    В таз налить воду, можно лодочки, например, бумажные. Так изображен ветер. Дуть нужно медленно, складывая губы в трубочку, не надувая щеки. Покажите ребенку, как вы это делаете. При равномерном выдохе лодка плавно движется по воде. Теперь он периодически дует «ppp» и объясняет, что подул ветер. Позвольте мне попытаться направить лодку в определенное место. Конечно, это упражнение для детей постарше, справиться с такой задачей не так-то просто.

    Начните делать все упражнения как можно скорее, конечно, сначала выберите самые простые, выполняйте их как между делами: надуйте суп вместе или поиграйте с котенком, облизывающим тарелку. Не расстраивайтесь, если это не сработает с первого раза. Будьте терпеливы, добры и спокойны, постепенно усложняйте задания, не забывая представить все в виде сказки или игры, чаще хвалите ребенка. Вас ожидает незаменимый успех.

Полезные советы

Чтобы получить максимальную отдачу от упражнений:

  • Выбирать время занятий, особенно для детей, нужно, когда ребенок в хорошем настроении, настроен на общение со взрослым;
  • желательно максимально ограничить отвлекающие факторы;
  • Для занятий лучше использовать картинки детской артикуляционной гимнастики;
  • Если ребенок выполняет упражнение неточно или неправильно, взрослый должен исправить ошибку осторожно, без давления.

Упражнения для самых маленьких

Поскольку игра считается основополагающим способом обучения, познания и, в целом, является основным видом деятельности детей, артикуляционная гимнастика для детей 2-3 и 3-4 лет должна быть представлена ​​в виде сказки, спектакля театральный. В первую очередь очень важны совместные занятия со взрослым. Есть отличные руководства, предназначенные для помощи родителям. Например, книги кандидата педагогических наук Валентины Николаевны Косыгиной. В этих брошюрах подробно описаны и проиллюстрированы легкие и увлекательные занятия. Вот некоторые из них:

  • «Мы чистим зубы.» Улыбаемся, рот открыт. Дотроньтесь языком до каждого зуба изнутри.
  • «Я замесил тесто». Улыбнитесь, просуньте язык между губ и отшлепайте их со звуком «пять-пять-пять». Прикусите кончик. Выполняйте то или иное упражнение по очереди.
  • «Кружка». Широко откройте рот. С улыбкой высуньте раскрытый язык и приподнимите кончик так, чтобы в центре образовалось углубление.
  • «Турция». Рот расслаблен. Язычком быстро и без усилий постучать изнутри по верхней губе со звуком «б-б-б».
  • «Орех в щеке». Рот закрыт. Кончик языка с усилием давит изнутри на ту или иную щеку.
  • «Котенок». Улыбка. Открой свой рот. Кончиком языка изнутри надавите на нижние зубы и выгните язык, как кошачью спину.
  • «Гармоника». С улыбкой откройте рот и рассосите язык, растопыренный по нёбу. Не разрывая его, соедините и разделите губы.

Все упражнения имеют ассоциативные названия, понятные детям, благодаря чему они превращаются в веселую игру.

Примеры упражнений

Для губ

«Улыбка» (губы зажаты в улыбке, зубов не видно):

Мои гибкие губы

Они могут стать улыбкой.

«Трубка» (втяните губы в длинную трубку):

Закладываем губы в трубочку

Сделать трубку.

«Забор» (улыбка, показывая сомкнутые зубы):

Мы точно подходим к нашим зубам

И получаем забор.

«Бублик» (губы округлить и вытянуть немного вперед, сквозь «бублик» должны быть видны сомкнутые зубы):

Изображали бублик –

Губы мягко округлились.

«Свинья» (растяните губы трубочкой, двигайтесь влево и вправо, затем выполните круговые вращения):

Дети угощают поросенка, его нос выбирает:

Справа рыжеволосая Антошка картошку предлагает,

Слева — с яблоками Злата.

Свинья должна выбрать: «Выбрать это? Возьми это?».

Для губ и щек

«Щеки замерзли» (прикус изнутри, погладьте снаружи, потрите щеки):

Согреваем щеки:

Будем сжимать, хлопать и утопать зубами.

«Толстяк» (надувай сначала обе щеки, потом по одной):

Вот такой толстяк с пухлыми щеками

И, наверное, руки на бедрах.

«Худая» (тянет за щеки):

Вот такая худенькая — щеки впали,

Судя по всему, ей не разрешили есть.

«Мяч» (надуйте щеки, затем слегка ударьте по ним кулаками):

Сначала надуйте воздушный шар

Так что выпустите воздух.

«Орех» (язычок ложится попеременно на правую и левую щеку):

Белка щелкает по орехам

Глубоко, без спешки.

Мы толкаем язык

Влево, вправо, в сторону.

Для языка (статические)

«Цыпленок» (широко открытый рот, расслабленный язык):

Цыплята хотят есть

Ждут маму, но не шумят.

Мама приносит зерно

Больше открывай рот!

«Бегемот» (широко открыть рот, расслабленным языком положить на нижнюю губу):

Бегемот открыл рот,

Он подержал ее, затем закрыл.

«Чашечка» (рот открыть, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):

Мы любим крепкий чай пить,

Давай, замените чашку!

«Игла» (язычок, сложенный в растянутую трубочку, вытаскивают сильно вперед):

Мой язык похож на иглу

Уходи, это ужалит!

«Гриб» (открытый рот, сосать язык до верхнего неба):

На тонкой ножке вырос гриб,

Он ни маленький, ни большой.

Язык был засосан

Несколько секунд — тишина!

Для языка (динамические)

«Смотри» (открыть рот, растянуть губы в улыбке. Язык попеременно растягивает правый и левый угол губ):

Тик-так, тик-так

Часы идут вот так.

«Свинг» (вытянутый язык поочередно касается носа и подбородка):

Выше дуба, выше пихты

Мы начали качаться.

«Катушка» (открыть рот, положить кончик языка на нижние резцы, прижать боковые края к верхним коренным зубам. Вытяните широкий язык вперед, затем выведите его глубоко в рот):

Согните язык катушкой

И скатать игрушку, как кошку.

«Лошадь» (сосание языка на нёбе, медленное и сильное постукивание языком):

Я забавная лошадь

Темный, как плитка шоколада.

Громко щелкни языком

Вы услышите стук копыт.

«Джем» (сначала обведите верхнюю губу, затем нижнюю губу):

Мы ели сегодня

Вкусное варенье

А теперь по кругу

Облизнем губы.

Для мышц глотки и мягкого неба

«Зевота» (имитирует зевок с закрытым и открытым ртом, во втором случае шумно втягивает воздух):

Зевота — это львица, сонная головочка.

Положу себе под спину мягкую перину,

Я положу подушку тебе под ухо

Я заверну его в одеяло, я пересплю с тобой.

«Имитация» (имитация стона, стона, свиста):

Почему ты умираешь, корова?

Может он просто не в порядке?

Они опухли, как бедра!

И темп не из легких!

Полоскание горла (запрокинуть голову, имитировать полоскание):

Петю позвали в комнату,

Лежа на кровати

Они получили полоскание

Полоскание.

Был дан порошок от кашля

И, проверив рост и вес,

Завязан на шее

Согревающий компресс.

«Сытый хомяк» (пухлые щеки при защемлении носа):

Красный хомяк — настоящий толстяк,

Храните зерно за щекой, жуйте и снова спите.

«Согласные» (медленно произносить звуки «к», «г», «т», «д»).

На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений для суставной гимнастики, расскажет и покажет, как работать с ребенком в домашних условиях

Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как они помогают сделать речь четкой, четкой, ритмичной. Детям с нарушениями речи такая гимнастика просто необходима. Лучше подбирать индивидуальный комплекс упражнений с логопедом. Это можно сделать на занятиях по развитию слуха и речи, а затем выполнить «домашнее задание», исходя из рекомендаций специалиста.

 

Гимнастика речевого аппарата (развитие мышц губ, языка и так далее)

Для правильного произношения определенного звука органы звуковоспроизведения должны работать точно и слаженно. Чтобы укрепить мышцы, нужно каждый день выполнять несложную тренировку:

  • Сомкните зубы, напряженно улыбнитесь и растяните губы трубочкой;
  • Закройте зубы, сделайте движения губами в стороны и круговые;
  • Жевать губы;
  • Прикусите губы и улыбнитесь, оставив их лежать на зубах;
  • Нюхать;
  • Делайте круговые вращательные движения между губами и зубами языком, по очереди держите его под щеками;
  • Похлопайте губами по языку;
  • Сожмите кончик языка и потяните вперед;
  • Высуньте язык и максимально вытяните его вверх и вниз;
  • Жуй свой язык.

 

Как проводить артикуляционную гимнастику

  1. Во время выполнения упражнения ребенок должен сесть. Тело расслаблено, ноги и руки в спокойном положении.
  2. Совместную гимнастику нужно заниматься каждый день, чтобы закрепить развитые навыки.
  3. Упражнения нужно делать 3-4 раза в день, буквально по 3-5 минут.
  4. лучше не делать с ребенком более 2-3 упражнений за раз.
  5. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
  6. Если упражнение статическое (необходимо сохранять артикуляционную позу), то его продолжительность должна составлять 10-15 секунд.
  7. Приходится переходить от простых упражнений к сложным, выбирая форму изложения игры.
  8. Из трех выполненных упражнений только одно может быть новым. Остальное — повторение и подкрепление.
  9. Если у малыша что-то не работает, нельзя бросать это и переходить к другому. Нужно обрабатывать то, что плохо дано.
  10. важно, чтобы ребенок четко видел лицо взрослого.
  11. совместную гимнастику всегда лучше начинать с упражнений для губ.

Занятия для детей от 4 лет

Чем старше становится ребенок, тем больше родители должны обращать внимание на недостатки в его речи. Комфортное общение со сверстниками очень важно для дошкольника, а дефекты речи могут вызывать всевозможные трудности, неуверенность или даже психологические проблемы. Еще одним препятствием для логопедических упражнений является то, что дети этого возраста быстро теряют интерес к повторяющимся действиям.

Для решения этой проблемы специалисты А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко предложили использовать биоэнергопластику на занятиях по артикуляционной гимнастике для детей 4-5 и 5-6 лет. То есть наряду с упражнениями для речевого аппарата ребенок выполняет плавные и расслабленные движения тела и рук. Такие упражнения требуют максимальной концентрации внимания, чтобы движения рук и органов сустава стали максимально точными и синхронизированными. Для таких занятий есть отличные учебники, например, книга Р.Г. Бушляковой «Совместная гимнастика с биоэнергопластикой». Чтобы понять суть упражнений, вот несколько примеров:

  • «Плечо». Шарнирно-сочлененная часть. Я п. — ребенок сидит перед зеркалом на стуле, смотрит прямо перед собой. Рот закрыт. За счет «времени» сложите губы в улыбку, откройте рот. Высуньте язык и приложите его к нижней губе. Он должен быть широким и расслабленным. Сделайте так для десяти учетных записей. Вернитесь в исходное положение и удерживайте это положение на пять счетов. Движения рук следующие: рука выпрямлена на уровне груди, пальцы прямые, сомкнутые, ладонь обращена вниз. Рука немного расслаблена. За счет «времени» опускает руку, пальцы не разжимаются. Удерживайте руку в этом положении на десять счетов, затем займите исходное положение и удерживайте так на пять счетов. Упражнение следует повторять синхронно 5-6 раз. Важно обратить внимание, чтобы ребенок не опускал голову и не давил языком зубами и верхней губой.
  • «Навигация». Шарнирно-сочлененная часть. Я п. — ребенок сидит перед зеркалом на стуле. Рот закрыт, взгляд направлен вперед. За счет «времени» сложите губы в улыбку, откройте рот. Поднимите язык над верхними зубами и прижмите его к альвеолам зубов. Сделайте так для десяти учетных записей. Вернитесь в исходное положение и удерживайте это положение на пять счетов. Движения рук следующие: и п. — рука выпрямлена на уровне груди, пальцы прямые, сомкнутые, ладонь обращена вниз. Рука немного расслаблена. На счет «единицы» поднимите руку, немного согните. Удерживайте руку в этом положении на десять счетов, затем займите исходное положение и удерживайте так на пять счетов. Повторите упражнение синхронно руками и языком 5-6 раз.

Книга предлагает варианты коротких стихотворных строк, чтобы не пересчитать. Таким образом вы сможете больше увлечь ребенка и сохранить активный темп занятий. Этот вид артикуляционной гимнастики будет актуален для детей от 4 до 7 лет.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические изображения, то артикуляционная гимнастика очень интересна, и ребенок поймет смысл движений. В этом возрасте гимнастические упражнения лучше всего читать в стихах.

3-4 летним детям хорошо помогает рассказ о языке, который является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл рассказов на забавном языке, который уходит в разные приключения.

Все упражнения разделены на 2 большие группы: статические и динамические. Задача первого — научить держать позицию, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот список универсальных статических упражнений:

  • «Блин»: ребенок должен положить язык на нижнюю губу, держа ее расслабленной и широкой. Упражнение считается освоенным, когда время удержания в таком положении достигает 7-10 секунд.
  • «Гриб» — упражнение, при котором кончик языка должен быстро касаться неба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубка» или «Хоботок»: сложите верхнюю и нижнюю губы трубочкой и подтяните их вверх, как у слона.

Упражнения для овладения разными динамическими движениями:

  • «Часы»: рот широко открыт, а язык выполняет ту же работу, что и маятник часов: он движется от одной стороны к другой от одного угла рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти такое же, как у «часов», только теперь язык качается как качели — вверх-вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие увлекательным и легким. В сети есть множество катренов, которые могут сопровождать уроки.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста существует множество эффективных упражнений, подходящих при недугах различного происхождения. Итак, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит с применением дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» подразумевает намазание губ настоящим вареньем или медом, чтобы ребенок попытался их лизнуть.

  • «Совок»: рот широко открывается и улыбается, вынимаем расслабленный язук и слегка приподнимаем кончик вверх. Упражнение направлено на получение шипящих звуков.
  • «Игла»: рот также широко открывается и язык вырывается изо рта узкой полоской.
  • «Чистим зубы»: снова рот очень открыт, только теперь язык движется по зубам, как если бы это была зубная щетка.

Время работы: до 10 секунд.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

Язык и губы играют огромную роль в четком и правильном произношении. Умение удерживать органы речевого аппарата в нужном положении зависит от их подвижности, тренированности и гибкости, а значит, от правильного произношения звуков.

Комплекс для развития мышц губ

  • «Улыбка». Необходимо в улыбке растянуть губы и удерживать их в таком положении.
  • «Кроличья улыбка». Ребенок может представить, что он кролик, грызущий передними зубами морковь. Затем дайте «кролику» улыбнуться, чтобы были видны все зубы. В этом случае верхняя челюсть опирается на нижнюю, не перекрывая ее.
  • «Трубка». Губы вытягиваются трубочкой вперед, как если бы это был хобот или трубка слона.
  • «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы были видны как верхние, так и нижние резцы.
  • «Гроза». Необходимо через трубку продуть сильную струю выдыхаемого воздуха в стакан с водой. Результат — «буря».
  • «Художник». Держа карандаш губами, нужно «нарисовать» в воздухе круг или квадрат.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Кружка». Вам нужно широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и согнуть его к себе, чтобы он не касался ваших зубов.
  • «Лопата». Вытяните полностью расслабленный язык изо рта и прижмите его к нижней губе.
  • «Жало». Вытянутый язык тянется вперед, как пчелиный укус.
  • «Футбол». При закрытом рту необходимо поместить язык поочередно на правую и левую щеку, на зубы, на нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высуньте язык и водите, вытянув язык влево и вправо, как маятник часов.
  • «Мы чистим зубы.» С закрытым ртом нужно «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадь». Изображать языком, как лошадь щелкает копытами.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомяк». Глоток воздуха наполняется, щеки набухают и остаются в таком положении. Можно попеременно надувать правую и левую щеки.
  • Голодный хомяк. Щеки нужно втянуть внутрь. На первых порах вы можете помочь малышу руками.
  • «Мяч, который лопается». Губы плотно сомкнуты, зубы открыты. Надуйте щеки. Затем похлопайте по ним ладонями.
  • «Гроза».
  • Надуйте мыльные пузыри

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Чтобы гимнастика принесла свои плоды, важно соблюдать ряд правил.

  • Вы не можете заставить ребенка учиться. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив в фоновом режиме приятную музыку, позвонив на урок любимой игрушке и выполнив упражнения в игровой форме.
  • Обязательно хвалите ребенка за успехи.
  • Гимнастику не следует делать чаще 2-3 раза в день.
  • Суставной комплекс выполняется ежедневно, не более 10-12 минут.
  • В одном занятии может быть 3–4 уже разработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых нескольких занятий необязательно выполнять более 2-3 упражнений.
  • Необязательно повторять совместное движение более 5 раз за серию.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть себя, движения губ и языка.
  • Взрослый должен встать / сесть за ребенком перед зеркалом или перед ребенком (если зеркало очень маленькое).
  • Сначала взрослый выполняет упражнение, а ребенок повторяет за ним. Так что ребенок делает это сам.
  • Сложные упражнения даны от простого к сложному.
  • Родитель проверяет правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь ребенку, например, отвести язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс должны быть включены как динамические, так и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений необходимо удерживать губы, язык или щеки в определенном положении на 5-10 счетов.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям этого возраста понравятся занятия, в которых используются различные продукты и предметы:

  • сосать спагетти или жевательную резинку ртом, губы сложены в трубочку;
  • надеть на верхнюю губу съедобную соломинку и изобразить усатого мужчину, приподняв его к носу;
  • язык растягивается и на него кладется съедобная соломка, и ребенок должен держать его как можно дольше, не позволяя ему упасть с языка — как канатоходец;
  • язык складывают в чашку и кладут в него сладости;
  • леденец с разных сторон.

Изображения также используются в артикуляционной гимнастике в этом возрасте. Хотя это уже дети, которые могут выполнять упражнения осознанно, элементы игры служат дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция детей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если упражнения связаны не только с возрастом, но и с теми частями речевого аппарата, которые нуждаются в напряжении или расслаблении. Мы предлагаем их список, сгруппированный по задействованным ими мышцам.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Чередование широкой улыбки с расширением губ в туловище.
  2. Откройте рот и втяните губы внутрь, как будто они хотят сжать и спрятать под ними зубы.
  3. Поднесите верхнюю губу к нижним зубам, это будет похоже на улыбку.
  4. Нижнюю губу поместите под зубы верхней челюсти.
  5. Нюхайте губы, как лошади.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывайте губы, двигая им по или против часовой стрелки.
  2. Выньте изо рта широкий язык и немного его «пожуйте», говоря «я-я…», «бай-бай…».
  3. Максимально вытащите язык изо рта, чередуя его то «лопатой», то «укусом».
  4. Поочередно поднимать и опускать кончик языка к верхнему нёбу, затем к нижней челюсти.
  5. Сначала сделайте из языка «чашку» в рот, а затем попробуйте вынуть ее.
  6. Упражнение «гармошка»: приложите кончик языка к верхнему нёбу возле передних зубов и в этом положении откройте-закройте рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надуйте и сдувайте щеки.
  2. Поочередно надуйте левую или правую щеку.
  3. Надуть мыльные пузыри, подуть в соломинку.
  4. Похлопайте хомяка по опухшим щекам.
  5. Вытяните щеки как можно дальше, чтобы губы скривились, как у рыбы.

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Изгородь». Улыбнитесь так, чтобы было видно, как верхние зубы выглядят на нижних, как если бы это был забор. Сказать себе звук «Я».
  2. «Бублик». Улыбайтесь, как будто выполняете упражнение «Забор». Затем округлите губы и вытяните их вперед, как бы издавая звук «О».
  3. «Сквернословие». Немного приоткрыть рот, прижать расслабленный язык к нижней губе. Похлопайте языком губами, скажите: «Пятый-пять-пять». Закусив зубы, говорите: «Ты-ча-ча».
  4. Блин. Улыбнитесь и держите большой язык неподвижно, чтобы он касался уголков вашего рта и были видны верхние зубы.
  5. Блин остудить. Исходное положение — как в упражнении «Блины». Вы должны подуть на «блин», произнося звук «Ф». Не надувайте щеки.
  6. «Давайте чистим нижние зубы». Улыбнись, открой рот. Кончик языка движется влево и вправо, «чистя» нижние зубы наружу и внутрь. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается салазками, а боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Посчитайте 10, затем прикусите заднюю часть языка и катайте зубами по языку.
  8. «Волшебная палочка». Улыбаясь, вы открываете рот. Вытянутый язык упирается кончиком в нижние зубы. Спичку или счетную палочку кладут по центру языка. Закройте зубы и с силой выдохните, чтобы издать длинный звук «до».
  9. «Футбол». Заранее необходимо подготовить кусок ваты и 2 кубика. Попросите ребенка растянуть губы соломкой и подуть на ватный диск сильной струей, чтобы он воткнул ватный диск между кубиками. Воздушный поток должен быть сильным, а не прерывистым. Щеки надувать не нужно.
  10. «Кто будет вести мяч следующим?» Вам нужно улыбнуться, приложить широкий расслабленный язык к нижней губе и подуть ватный диск на противоположном конце стола. В этом случае можно произносить звук «Ф». Важно, чтобы ребенок не надувал щеки при выполнении задания и не издавал звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Мармелад». Рот приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот замазан вареньем. Широким краем языка нужно лизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Подготовьте ватный диск. Улыбнитесь, откройте рот, приложите широкий край языка к верхней губе. При этом боковые края язычка прижимаются к верхней губе, а в центре язычка образуется бороздка. Надо сдувать ватный диск, положенный на кончик носа. Важно следить за тем, чтобы нижняя губа не скручивалась и не тянула за зубы, а нижняя челюсть неподвижна.
  • «Атакуйте конфету». На нижнюю губу опирается широкий язычок. На кончик языка кладется тонкий кусочек варенья или карамели. Приклеить кусок к небу за верхними резцами.
  • «Кружка».
  • «Навигация». Сделайте «чашку», ведите ее за верхние зубы и дуйте в нее, на верхние зубы, как будто охлаждая чай или надувая парус корабля.
  • «Грибок». Нужно улыбаться, открывая рот и показывая зубы. Затем полностью прижмите широкий язык к поверхности неба и широко откройте рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы всегда улыбались и стороны языка не опускались. Растянутая подъязычная связка будет напоминать ножку гриба.
  • «Художник». Открой рот и покажи зубы. Кончиком языка водите туда-сюда по нёбу от бугорков верхних зубов, как если бы художник рисовал кистью.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  • «Сквернословие».
  • «Стим». Приходится открывать рот и произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а задняя часть языка должна подниматься к нёбу.
  • «Турция». Рот открыт, язык лежит на нижней губе и широким передним краем движется по верхней губе, как бы поглаживая ее. Сначала делайте это медленно, затем увеличивайте темп, добавляя голос (вы должны услышать звук «б-б», как если бы говорил индейка). Необходимо следить за тем, чтобы язык был широким и его движения были четкими вперед-назад
  • «Лошадь».
  • «Колебание». Нужно улыбнуться, открыть рот и засунуть широкий язык в нижние зубы. Держите 5-10 секунд. Затем приподнимите широкий язычок от верхних зубов и тоже удерживайте. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Мы чистим зубы».
  • «Художник».
  • «Барабан». Улыбнитесь, откройте рот и коснитесь кончиком языка за верхними зубами, произнеся звук «Ддд». Сначала говорите медленно, постепенно увеличивая темп. В этом упражнении подвижным должен быть только язык. Его нельзя надевать. Звук «D» чистый и громкий; при произнесении нужно чувствовать поток воздуха.
  • «Автомобиль». Открой рот, улыбнись. Напряженным языком постучите по бугоркам за верхними зубами, издав при этом звук «ттт» — сначала медленно, потом быстрее. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Кончик языка не сгибается и при произнесении чувствуется струя выдыхаемого воздуха.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать простейшие совместные упражнения, не более 5-7 минут.

Детям будет особенно интересно учиться, если взрослый расскажет на языке анекдот или покажет подходящую картинку, весело выполняя упражнение.

Вы можете попробовать такие задачи.

  • «Прятки». Вы должны показать свой язык (вытянуть его как можно сильнее), а затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Гроза».
  • «Мармелад».
  • «Изгородь».
  • «Лошадь».
  • «Воздушный шар».
  • «Сытый хомяк».
  • «Дом». Рот ребенка — это «дом». Взрослый хлопает ребенка по щеке («Тук-тук»), ребенок открывает рот. Взрослый говорит «Привет, привет» и закрывает рот.
  • «Воображаемый». Взрослый и ребенок перед зеркалом начинают корчиться: широко улыбаются, хмурятся, растягивают губы, высовывают языки и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений может немного усложняться. Но оно должно быть коротким по времени и должно чередоваться между статическими и динамическими упражнениями.

  • «Змея». Вытяните плотный, тугой язык как можно дальше, как будто из норки выползает змея.
  • Блин».
  • «Маятник».
  • «Мы чистим зубы».
  • «Колебание».
  • «Сытый хомяк».
  • Голодный хомяк».
  • «Бегемот». Нужно широко открыть рот и провести в этом положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубка»

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее корректируется работа частей артикуляционной системы.
  • Если занятия с логопедом дополнять упражнениями в домашних условиях, результат ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы ребенок сопротивляется гимнастике, он начинает делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это звучит достаточно забавно, настолько, что малыш захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши с пониманием относятся к похвале. Даже после урока позвольте ребенку показать, что он начал делать, другим членам семьи, которые должны активно демонстрировать свою радость и радость его успехам.

 

Источники

  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika
  • https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/artikulyacionnaya-gimnastika/
  • https://danilova.ru/artikulyatsionnaya-i-dyhatelnaya-gimnastika-dlya-samyh-malenkih/
  • https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/tri-shest/razvitie/artikulyacionnaya-gimnastika.html
  • [https://mastersluh.ru/stati/o-sluxe/zanimaemsya-s-rebenkom-artikulyatsionnaya-gimnastika-i-razvitie-rechi/]
  • [https://frutonyanya.ru/school/articles/razvitie/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-malysha/]

Оцените статью
Блог о речи