Что делать, если ребенок заикается — от чего ребенок заикается, как вылечить

Содержание
  1. Что такое заикание
  2. Когда человечество начало заикаться?
  3. В каком возрасте появляется проблема?
  4. Современные методики
  5. Диагностика
  6. Патогенез
  7. Особенности патологии
  8. Лечить или устранять заикание?
  9. Из-за чего ребенок может начать заикаться
  10. Органические причины
  11. Приобретенные причины
  12. Какие методы используются для лечения заикания?
  13. Логопедические занятия
  14. Психотерапия
  15. Физиотерапия
  16. Как помочь ребенку дома?
  17. Релаксация и самомассаж
  18. Применяется ли медикаментозное лечение заикания у детей?
  19. Фазы развития заикания
  20. Осложнения
  21. Как понять, что у малыша речевые нарушения?
  22. Общие сведения
  23. С чего начать лечение, когда заикается ребенок
  24. Можно ли предупредить развитие заикания?
  25. Причины
  26. Симптомы заикания
  27. Какой врач лечит заикание?
  28. Логопед
  29. Психолог
  30. Разновидности
  31. Постоянное заикание
  32. Волнообразное заикание
  33. Рецидивирующее заикание
  34. Что делать родителям дома?
  35. Режим
  36. Сон
  37. Интонации
  38. Похвала
  39. Обстановка
  40. Досуг
  41. Общение
  42. Активность
  43. Ограничения
  44. Какой должна быть речь взрослых
  45. Как выявить речевые нарушения у ребенка?
  46. Как проявляется заикание?
  47. Логоневроз может протекать в трех вариантах:
  48. Так что же происходит практически?
  49. Виды заикания

Что такое заикание

Медицина определяет проблему как нарушение речи, при котором человек часто повторяет определенные слова или слоги, долго произносит отдельные звуки, не будучи в состоянии произнести их полностью. Это влияет на плавность, ритм и скорость произношения предложений. Врачи называют нарушение «логоневрозом». По статистике встречается примерно у 2-3% людей, то есть довольно часто.

Физиологические причины — спазмы и судороги в мышцах, отвечающих за речь. Эти нарушения отрицательно сказываются на дыхании, силе и высоте произносимых звуков. Физиология этого процесса похожа на икоту.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появился свободный и членораздельный язык. Многие великие люди заикались, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть свидетельства того, что философ Демосфен страдал заиканием, став известным оратором.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего с заиканием ребенок сталкивается в 3-4 года, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может возникнуть в пожилом возрасте, вплоть до подросткового возраста. Возникновение проблемы во взрослом возрасте встречается крайне редко, так как связано с формированием нервной системы и языковой функцией мозга. И этот срок приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что недуг встречается гораздо чаще у мальчиков, так как полушарие мозга, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, применяемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. Причем далеко не во всех случаях позволяет добиться желаемого результата. Поэтому многие заикающиеся пытаются самостоятельно искать способы избавиться от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: скорость — это жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей с детства заикался, как и его старший брат и дед, считая свою болезнь неизлечимой. Этот недуг сильно осложнил жизнь юноши, поэтому в 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В итоге Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, а не учить говорить! Кульминацией творчества Кузнецова стала разработка уникальной методики избавления от заикания.

Нечто подобное есть в методике академика Р.А. Снежко. Также он считает, что заикание возникает из-за того, что человек не умеет правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов отличать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, разделять слова на слоги и т.д.

Уроки обоих методов будут полезны всем без исключения. Но если заикание вызвано поражением центральной нервной системы, без помощи невролога вряд ли можно обойтись.

Диагностика

Для диагностики логоневроза необходимы следующие признаки: затруднение начала разговора, нервные тики или гримасы, нарушения ритма речи. При продолжительности болезни более 90 дней назначают инструментальные методы. Больного отправляют на МРТ, ЭЭГ. В сети клиники CMR используются следующие методы диагностики:

Патогенез

Патогенез заикания аналогичен механизму подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, суставного и основного голоса. Поэтому заикание часто называют аритмической дизартрией. Нарушение индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят изменения в работе стриопаллидарной системы, отвечающей за «готовность» к движению.

В движении задействованы две группы мышц: одни сокращаются, другие расслабляются. Благодаря точному и скоординированному перераспределению мышечного тонуса можно выполнять быстрые, точные и строго дифференцированные движения. Именно стриопаллидная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Блокада стриопаллидного регулятора языка из-за эмоционального перевозбуждения или анатомических и патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторам (тикам) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение автоматизма речи и гипертонуса мышц речевого аппарата — перерастает в условный рефлекс.

Особенности патологии

Сложность лечения заикания заключается еще и в том, что данная патология имеет большое количество форм. Эта неоднородность указывает на сложность происхождения заикания. Это нарушение речи часто сопровождается нарушениями в работе мышечной системы. Заикающийся может испытывать общее напряжение, быть скованным и угловатым или, наоборот, чрезмерно подвижным.

Люди, которые заикаются, также имеют общие психологические характеристики:

  1. Чрезмерная впечатлительность.
  2. Чрезмерная застенчивость и смущение в присутствии посторонних.
  3. Яркая фантазия, влияющая на усиление речевого дефекта.
  4. Ослабленный волевой характер.
  5. Страх выступить перед большим количеством людей.

Как правило, все заикающиеся уделяют большое внимание своему недостатку. И чем больше человек ожидает приступа заикания, тем сильнее он становится.

У взрослых заикание часто сопровождается психологическими проблемами. Этот дефект сильно усложняет им жизнь. Многие заикающиеся не могут найти хорошую работу, им недоступен карьерный рост, они не могут строить отношения с противоположным полом. Все это приводит к тому, что заикающийся человек становится еще более замкнутым. Испытайте чувство одиночества, на фоне которого могут развиться нефроз, депрессия и другие психические расстройства.


По причинам возникновения заикания делят на два вида.

Нарушение развития — это нарушение речи, возникающее в раннем возрасте (от 2 до 5 лет). Оно может развиваться постепенно и даже возникать внезапно из-за индивидуальной предрасположенности или психической травмы. Заикание в процессе развития обычно называют невротическим (логоневрозом) и неврозоподобным.

Второй тип заикания — вторичный или симптоматический. Эта речевая патология возникает на фоне других заболеваний, например, травмы головы, эпилепсии и т.д.

Лечить или устранять заикание?

Теперь о главном. Можно ли лечить эти ошибочные / иррациональные движения (действия)? Нет. Их можно устранить. И в то же время это очень эффективно. Вам просто нужно придумать, как сделать речь нормальной в любое время и в любом месте, и, следуя нескольким инструкциям, приспособить ее к уровню привычки.

А теперь о сроках этой самой консолидации. Можно понять (особенно теоретически), что делать, чтобы не заикаться за несколько дней. Но работа по закреплению нового навыка займет гораздо больше времени. Но все должно быть конкретным. И здесь тоже. Бывают периоды закрепления нового языкового навыка (привычки реагировать импульсивно).

Из-за чего ребенок может начать заикаться

Органические причины

Ряд причин связан с ранними проблемами развития и органическими поражениями нервной системы:

  • генетическая предрасположенность;
  • травма при родах;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • заболевания, связанные с обменом веществ беременной матери;
  • частые ЛОР-заболевания ребенка в первые 3 года жизни.

В этих случаях вылечить заикание у ребенка проблематично. Ведь это вызвано физиологическими отклонениями в развитии нервной системы. У детей могут нарушаться рефлексы, появляется склонность к судорогам, возникают скачки внутричерепного давления. Исправить проблемы можно с помощью лекарств, подобранных врачом.

Приобретенные причины

В основном они связаны со стрессами, неврозами, в результате чего ребенок может начать заикаться. Чаще всего это происходит в 4-5 лет, когда нервная система наиболее восприимчива к внешним факторам. Эти врачи включают:

  • сильные и частые ссоры;
  • изменения в жизни (например, поступление в детский сад);
  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • острый испуг;
  • чрезмерная интеллектуальная нагрузка;
  • эмоциональные потрясения;
  • беспорядочная жизнь, дневной режим ребенка.

Часто ребенок начинает заикаться в период освоения родного языка, когда родители начинают усиленно заниматься его развитием. Мозг не успевает воспринимать всю массу информации, особенно если изучение иностранного языка также связано с родным языком. Поэтому для любой интеллектуальной деятельности с ребенком важно не перегружать его. Особое внимание стоит уделить эмоциональным детям.

По статистике, более 80% случаев заикания имеют именно приобретенные причины. У этих детей нет физиологических отклонений, и нарушения речи поддаются исправлению.

Какие методы используются для лечения заикания?

Для лечения детей с нарушениями речи могут применяться логопедические занятия, комбинированные психотерапевтические методики и физиотерапия

Логопедические занятия

Логопед занимается исправлением дефектов речи и с помощью специальных упражнений учит ребенка правильно произносить звуки, слоги и слова, которые вызывают у него затруднения. Методы коррекции подбираются исходя из формы заикания и выраженности симптомов. На уроках ребенок узнает:

  • дышите ровно, не переставайте дышать в течение всего произнесенного предложения;
  • приостанавливать и распределять речевые усилия, чтобы избежать спазма суставных и гортанных мышц;
  • правильно произносит звуки, слоги и слова.

Помимо постановки речи, логопед работает над развитием артикуляционной системы, мышц гортани и шеи, так как часто именно их слабость становится причиной речевых нарушений у ребенка. Логопедические упражнения дают отличный эффект при сочетании логоневроза с дизартрией.

Многие родители задаются вопросом, может ли логопед вылечить заикание. В большинстве случаев одного разговора с логопедом будет недостаточно. В основе логоневроза лежат не только физиологические, но и психологические проблемы, поэтому для полного выздоровления лечение следует проводить по нескольким направлениям.

Психотерапия

Хорошие результаты может принести и психотерапевтическая коррекция, особенно у детей старше 10-12 лет, но и маленьким детям могут быть полезны занятия с психологом. Для лечения используются различные методы: аутогенная тренировка, гипноз, семейная психотерапия. Поскольку заикание часто связано с психосоматикой и нервным напряжением, психолог учит ребенка:

  • правильно расслабляться и реагировать на стрессовые ситуации;
  • управлять эмоциями;
  • преодолеть тревогу и страх;
  • конструктивно взаимодействовать с окружающими вас людьми;
  • выражайте свои внутренние переживания через творчество.

Методы и продолжительность психологической коррекции подбираются индивидуально, в зависимости от формы заикания, выраженности симптомов и особенностей нервной системы ребенка.

Физиотерапия

Физиотерапия применяется, как правило, как вспомогательный метод лечения логоневроза. Как лечить заикание и какие процедуры лучше всего подходят конкретному ребенку, решает невролог и физиотерапевт. Детям с заиканием могут быть назначены сеансы электрофореза, массажа, иглоукалывания и другие физиотерапевтические процедуры. Иногда используются и методы альтернативной медицины, например, респираторные практики, гомеопатия, мануальная терапия.

Если ваш ребенок заикается, вы можете посоветоваться с гомеопатом или остеопатом, но сначала рекомендуется посетить невролога, логопеда и психолога. Альтернативная медицина иногда помогает быстрее получить положительный результат, но не может лечь в основу лечения.

Как помочь ребенку дома?

роль родителей в лечении логоневроза сложно переоценить. Помимо занятий с логопедом и психологом, ребенку нужна помощь и поддержка самых близких людей. Лечение будет эффективным только в том случае, если родители будут активно вовлечены и постараются создать в доме спокойную и уверенную атмосферу.

  1. Режим дня. Важно организовать для ребенка правильный распорядок дня, в котором периоды эмоционального стресса будут чередоваться с моментами расслабления. Дети в возрасте от 9 до 11 лет должны спать не менее 8 часов, а дети дошкольного возраста должны спать не менее 10 часов в сутки. Задача родителей — создать условия для полноценного и здорового сна. Вечером исключите активные и компьютерные игры, посмотрите телевизор, предложите ребенку спокойные и не раздражающие занятия.
  2. Коммуникация. Любые конфликты негативно сказываются на результатах лечения, поэтому необходимо полностью исключить ссоры и выяснения отношений. Общение ребенка с окружающими должно быть плавным и бесконфликтным. Любые спорные ситуации нужно разрешать уверенно и спокойно, без криков и истерик.
  3. Отдых и физическая активность. Лучшее свободное время для ребенка — это игры и занятия, направленные на развитие его творческих способностей. Лепка, рисование, конструирование принесут пользу ребенку с заиканием. Дозированная физическая нагрузка положительно скажется как на общем состоянии организма, так и на работе нервной системы.

Если вы не знаете, как лечить заикание у ребенка, чем можно заняться дома, посоветуйтесь с врачом. Они дадут вам совет по организации распорядка дня, подскажут, какие развивающие занятия подходят вашему ребенку.

Релаксация и самомассаж

Вы можете попробовать избавиться от заикания. Первое, на что следует обратить внимание, — это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти два компонента обеспечивают нормальный естественный язык. Поэтому заикающийся должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от лишнего напряжения.

В этом помогут расслабляющие техники. Можно выполнять упражнения на мгновенное мышечное напряжение и расслабление, чтобы создать ощущение контраста между напряжением и расслаблением. Для этого нужно сильно напрячь, например, шею, а затем максимально расслабить ее. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять мышцы. Для достижения желаемого эффекта при выполнении нужно придерживаться некоторых правил:

  • контролировать силу мышечного напряжения не только с помощью телесных ощущений. Делайте упражнения перед зеркалом, визуально проверяя движения мышц, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно делать каждый день по 5-7 минут. Следовательно, не будет перегрузки при использовании речевых мышц при разговоре;
  • в комплекс должны входить упражнения не только для голосового аппарата. При заикании важно снизить мышечный тонус рук, живота, плеч и шеи;
  • делать это нужно медленно, ритмично выполняя упражнения. Не работайте слишком много;
  • обратите внимание на дыхание — оно должно быть свободным.

После того, как все упражнения усвоены, их можно немного усложнить, добавив фонацию. Начните говорить в момент расслабления, произнося гласные звуки и их комбинации плавно и удлиненно. Затем переходите к произношению слогов и целых слов.

Самомассаж поможет снять напряжение или, наоборот, повысить тонус слабых мышц. Он бывает двух видов: гигиеничный и яркий. В первом случае процедура проводится поглаживанием. Это активирует нервные окончания, расположенные рядом с кожей, и нормализует тонус лицевых и лицевых мышц. Вибромассаж включает в себя энергичное постукивание для активации глубоких нервных окончаний.

Вы можете самостоятельно изучить приемы релаксации и самомассажа, например, через Интернет. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проверит правильность процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Применяется ли медикаментозное лечение заикания у детей?

Дополнительным лечением являются лекарства от заикания у детей. Необходимость назначения препаратов определяет лечащий врач после комплексного обследования ребенка. Лечение тонического заикания и клонического логоневроза разное, поэтому подобрать подходящую терапию может только врач.

Таблетки от заикания у детей подбираются исходя из возраста пациента, клинических проявлений и индивидуальных особенностей организма. В детской неврологической практике используются различные группы препаратов: спазмолитики, транквилизаторы, психостимуляторы и ноотропы. Режим дозирования и продолжительность госпитализации при заикании лечащий врач подбирает для каждого конкретного ребенка.

Фазы развития заикания

1 фаза. Бывают небольшие эпизоды заикания, укорочения периодов регулярной и размеренной речи. Окончание первой стадии заикания определяется по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в первых словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других коротких частей речи;
  • «Коммуникационное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произношением слов, говорит без стеснения. Нет беспокойства, нет страха говорить. Кратковременный эмоциональный взрыв способен вызвать заикание.

2 этап. Есть проблемы с контактом, какие-то сопутствующие движения. Постепенно увеличивается количество сложных ситуаций для общения.

  • заикание переходит в хроническую форму, но тяжесть приступов другая;
  • проблемы с произношением чаще возникают в многосложных словах, во время быстрой речи и гораздо реже в коротких частях речи;
  • ребенок осознает нарушение своей речи, но не считает себя заика. Уверенно говорите в любой ситуации.

3 фаза. Консолидация судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха перед языком или смущения. Они используют любую возможность для общения. Оказание помощи не вызывает у пациента поддержки или энтузиазма. Похоже, они готовятся к затишью.

  • пациенты осознают, что из-за заикания некоторые ситуации становятся сложными с точки зрения общения;
  • возникают трудности в связи с произношением определенных звуков, слов;
  • попробуйте заменить «проблемные» слова другими.

4 фаза. На данном этапе заикание — большая проблема личности. Наблюдаются ярко выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание языковых ситуаций. Если раньше больной периодически прибегал к замене «проблемных» звуков (слов), то теперь он это делает всегда. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные признаки 4-й стадии заикания:

  • ожидание заикания (предвкушение);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) приобретают хронический характер;
  • логофобия (боязнь речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения

При отсутствии терапии высока вероятность развития психических осложнений. Пациент начинает избегать общения, замыкается. У человека развивается чувство неполноценности. Возможны трудности в школе или на работе. У больного развивается депрессивный синдром. Заболевание вызывает внутричерепное давление, также повышается вероятность нарушения осанки, развития плоскостопия и остеохондроза.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Самый простой способ вылечить заикание — это когда оно обнаруживается на очень ранней стадии, когда мозг еще не «исправил» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился в детской психике. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 года, рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок замирает, часто дышит, как бы набираясь сил;
  • спотыкается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед предложением произнести дополнительные звуки (е, а, е);
  • он вообще отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится отозванным.

Каждый из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий проблема будет решена.

Общие сведения

Заикание — судорожные движения артикуляционных и гортанных мышц, возникающие чаще всего в начале речи (реже в середине), в результате чего больной вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Эти симптомы заикания очень похожи на клонические и тонические припадки. При клоническом заикании наблюдается многократное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту перейти от одной звуковой остановки к стыку другого звука.

Назначают невротические и подобные формы неврозу заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей вследствие стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание характерно для детей с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

В первую очередь необходимо исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать дефект речи. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит анализы, которые помогут определить отклонения в работе мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих средств, массаж, иглоукалывание, процедуры для укрепления нервной системы.

Можно ли предупредить развитие заикания?

Профилактические меры по предотвращению заикания делятся на две группы. С одной стороны, необходимо с раннего возраста укреплять здоровье ребенка, с другой — справляться с развитием речи вместе с ним.

Соблюдение режима дня, хорошее сбалансированное питание, гармоничные семейные отношения снижают вероятность логоневроза даже при наличии предрасполагающих факторов. Раннее развитие языковых навыков, расширение кругозора, обучение логическому и связному мышлению помогают правильному формированию языка. На детскую психику положительно влияют творческие занятия: рисование, пение, танцы.

Причины

Есть несколько факторов, увеличивающих вероятность прогрессирования заболевания:

  • высокая нагрузка в молодом возрасте вокальным материалом, не соответствующим фазе роста;
  • заболевания центральной нервной системы у родителей, развившихся с инфекционными или нервными патологиями;
  • обеднение центральной нервной системы при рахите, паразитарных заболеваниях, коклюше;
  • поражение инфекционным агентом участка мозга, отвечающего за речевой центр;
  • имитация заикания увеличивает вероятность развития болезни;
  • частые стрессовые ситуации, чрезмерная раздражительность человека;
  • недержание мочи;
  • кратковременная травма психического характера, например страх;
  • наследственная предрасположенность, заболевание может передаваться по наследству от родителя;
  • неправильная тренировка голосового аппарата в период роста, ошибки в воспитании, частые конфликты, переквалификация на леворукость;
  • мышечная слабость;
  • возрастные изменения в работе мозга;
  • ускоренное развитие речевого аппарата;
  • отсутствие положительного внимания со стороны взрослых.

Симптомы заикания

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании выделяется огромный поток воздуха при вдохе и выдохе, что связано с нарушением сопротивления в области сустава. Нарушение голосового дыхания при заикании заключается в образовании у больного инспираторных гласных или затяжных звуков. Другими словами, пациент использует вдыхаемый воздух для движения голосовых связок и достижения прогресса. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в состоянии покоя.

Голос. Попытка издать звук при заикании сопровождается судорожным закрытием голосовой щели, препятствующим возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и вперед. Из-за неспособности произносить гладко пациенты стараются произносить гласные звуки твердо. Происходит смягчение симптомов заикания при пении и шепоте до полной нормализации речи.

Артикуляция. Помимо функциональных нарушений суставной системы при заикании наблюдаются также соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение языка, выступающего в сторону, в полости носа — искривленная перегородка носа, гипертрофия раковины.

Сопровождающие движения — это движения, сопровождающие речь во время заикания, которые не являются необходимыми, но в то же время производятся пациентом как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут запрокидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулаки, пожимать плечами, топать ногами и переходить с ноги на ногу. Одним словом, вы делаете движения, которые можно обозначить как тонические или клонические припадки.

Психея. При развитии заикания неизбежны некоторые психические расстройства. Наиболее частая боязнь определенных звуков, слогов и слов, а именно их произношение. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, сознательно избегают таких звуков и слов, по возможности ищут им замену. При обострениях может наступить абсолютная тишина. Мысли о невозможности нормального общения могут привести к осознанию своей неполноценности и по отношению ко всему «Я».

Какой врач лечит заикание?

Логопед

Если у малыша не обнаружено никаких физиологических отклонений, следующим шагом будет обращение к логопеду. Этот специалист занимается исправлением дефектов речи и поможет ребенку научиться правильно произносить звуки, которым он не поддается. Логопед определит характер заикания: оно может быть тоническим (стойкие основные звуки) и клоническим (ноты согласных). И тогда он подберет оптимальный метод лечения.

  • Он научит вас дышать ровно, чтобы дыхание не прерывалось и оставалось равномерным на протяжении всего предложения.
  • Делайте перерывы, чтобы сэкономить силы на разговоре и снять мышечные спазмы.
  • Формируйте звуки с помощью голосового аппарата: гортани, языка, зубов, губ.

Специалист работает над тем, чтобы ребенок преодолел слабость артикуляционного (речевого) аппарата. Для этого логопед позаботится о развитии определенных мышц, например, гортани, шеи.

Психолог

Однако в большинстве случаев одной его работы недостаточно. Причины заикания неразрывно связаны с психологическими проблемами. Они должны быть правильными не меньше, чем речь. Поэтому рекомендуем вам также посоветоваться с психологом. Посещение этого специалиста может быть даже более эффективным, чем посещение логопеда.

Мышечные спазмы часто связаны с нервным напряжением, неспособностью эмоционально расслабиться. Поэтому с заикающимся ребенком этот врач будет заниматься по следующим направлениям:

  • Научит правильно вести себя в стрессовых ситуациях.
  • Расслабьтесь и расслабьтесь.
  • Проверьте свои эмоции.
  • Преодолей свои страхи.
  • Общайтесь со сверстниками.
  • Выразите себя в творчестве, в общении.

Психологи могут по-разному работать с заикающимися детьми. У детей это может быть развитие мелкой моторики, у детей постарше — прослушивание записей собственной речи с последующей ее коррекцией.

Разновидности

Есть несколько видов недугов:

Постоянное заикание

У одного пациента синдром отмечается в различных речевых схемах и жизненных ситуациях, болезнь не проходит самостоятельно.

Волнообразное заикание

Расстройство периодически ухудшается или ослабевает без лечения, но не проходит полностью.

Рецидивирующее заикание

Заболевание периодически проходит, затем развивается рецидив. В период ремиссии нарушений речевого аппарата нет.

Что делать родителям дома?

вылечить логоневроз без помощи родителей в домашних условиях неэффективно, так как основная поддержка должна исходить от них. Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется пойти к психологу и поучиться у него. Чтобы исправить психологические проблемы ребенка, необходимо изменить образ жизни и образ жизни дома. Лучше всего предотвратить заикание, избегая ситуаций, вызывающих ухудшение состояния.

Режим

Организуйте свой распорядок дня так, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального стресса чередовались с адекватным отдыхом и расслаблением.

Сон

Младенцам необходимо спать не менее 8 часов в день, поэтому вы должны организовать свою жизнь, домашнее пространство, звуковую атмосферу таким образом, чтобы гарантировать этот минимум.

Интонации

Ребенок должен чувствовать уверенность и спокойствие, исходящие от родителей, поэтому контактировать с ним нужно медленно, тихо, спокойно, чтобы не прерывать его. Также важно объяснить близким людям, что именно нужно делать.

Похвала

Развивайте у ребенка уверенность в себе — хвалите его за любой успех. Создавайте ситуации, в которых она сможет показать себя с лучшей стороны. Однако похвалу за успех не следует путать с потаканием своим слабостям.

Обстановка

В семейных отношениях должны оставаться под запретом ссоры. В агрессивной и напряженной обстановке вылечить ребенка и предотвратить заикание невозможно. То же самое касается посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр телешоу, фильмов, мультфильмов или игр, вызывающих эмоциональное перевозбуждение. Свободное время должно быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и осторожно расширяйте круг общения вашего ребенка, приглашая его посещать общественные места, не вызывающие сильных эмоций. Познакомьте с ним интересных людей. Они помогут ему адаптироваться к окружающему миру.

Активность

Дозированная физическая нагрузка положительно влияет на нервную систему и развитие мышц. Поэтому физкультура, плавание, бег, простая ходьба, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут негативно повлиять на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, независимо от проступка, который может совершить ребенок). Категорически запрещено оставлять ребенка одного в темной комнате.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предотвратить повторение речевых нарушений (а они могут даже случиться), вашим родителям необходимо изменить или внимательно следить за своей речью. Это касается ваших разговоров друг с другом. Младенцы активно воспринимают разговоры вокруг себя и подсознательно имитируют:

  • Говорите ясно, внятно, без ошибок и без спешки.
  • Попробуйте сказать предложение немного медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных слов, которые ребенок не понимает.
  • Табу на различные «страшные» темы разговора.
  • Не рекомендуется произносить слоги или живые фразы.

Постарайтесь подружить своего ребенка с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность слишком высока, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность какое-то время спокойно поиграть наедине с собой. Постарайтесь заставить ребенка больше слушать, чем вы говорите.

Как выявить речевые нарушения у ребенка?

Чем раньше родители заметят признаки логоневроза и обратятся за медицинской помощью, тем выше шансы на полное выздоровление. Обращение к специалистам необходимо, если у ребенка 3-4 лет наблюдаются следующие симптомы:

  • во время разговора он останавливается, как бы набираясь сил;
  • повторяет слоги и слова, «спотыкается» на некоторые буквы;
  • перед произнесением предложения произнести ненужные звуки (е, а, е);
  • он не решается говорить и замыкается в себе;
  • он резко прерывает разговор и отказывается продолжать разговор без видимой причины.

Эти симптомы не обязательно указывают на развитие заикания, но есть вероятность, что у ребенка может быть какое-то неврологическое расстройство.

Симптомы заикания могут появиться позже, например, в 6-8 лет, когда ребенок пойдет в школу. Резкая смена обстановки и образа жизни при наличии предрасполагающих факторов иногда приводит к развитию логоневроза, особенно у детей, которые по тем или иным причинам не пошли в детский сад.

Как проявляется заикание?

По форме приступов различают три формы заикания:

  • клонический — характеризуется непроизвольным повторением отдельных звуков и слогов, так как короткие судороги следуют один за другим;
  • тонизирующий — характерна задержка речи, так как мышцы длительное время сильно сокращаются;
  • смешанный — сочетание обеих форм логоневроза.

Логоневроз может протекать в трех вариантах:

  • постоянный — человек заикается в любой среде, в любой форме речи;
  • волнистый — появляется, затем исчезает в зависимости от ситуации и состояния человека;
  • рецидивирующие — заикание может надолго исчезнуть, но под действием неблагоприятных факторов появляется вновь.

Кроме того, специалисты выделяют клинические формы заикания — невротические и неврозоподобные. Они развиваются по разным причинам и по-разному. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Невротическая форма хорошо поддается лечению, поскольку нарушена сама языковая функция и здоровы структуры мозга. Заикание возникает в основном из-за острого или хронического стресса. У большинства людей развивается логофобия, которая представляет собой навязчивый страх языковой ситуации. Человек начинает заикаться, как только задумывается о необходимости общения или сбоях, связанных с речью. Эти люди часто чувствуют себя отвергнутыми, предпочитают минимизировать живые контакты.

Неврозоподобная форма не зависит от ситуации, так как заикание связано со структурным повреждением головного мозга. Логоневроз часто сопровождается судорогами всего тела, например, частым кивком головы, движениями пальцев, тремором тела. Человек во время разговора быстро устает, его ответы становятся односложными. Также наблюдаются ухудшение памяти, утомляемость и снижение внимания.

Так что же происходит практически?

Прямо сейчас человек разговаривал с вами нормально .. но на следующем слове он внезапно «повесил трубку» и начал напрягаться, пытаясь издать звук. Казалось бы, ничто не предсказывает проблем, хорошей погоды, нормального настроения, близких людей, недавно успешно завершенных проектов и т.д. Ничто из этого не спасет от заикания, так как эта проблема возникает только в связи с речью, а в большинстве случаев так и есть не зависеть от ситуаций. И, после так называемых «трудных слов», наш герой какое-то время снова может нормально говорить. Парадокс? Нет, это прямой узор. Что и с чем? Это тема для отдельного разговора. А как лечить как бы «временно издаваемые ненормальные звуки»? Выхода нет. Лечение здесь в принципе не соответствующее. Лечит боль в горле, астму, травмы и многое другое. Кстати, почему я сказал «временно издавать ненормальные звуки», а не «временно произносить ненормальные слова»? Это заявление не случайно и имеет все необходимые доказательства. Например, заикающийся хочет сказать слово «привет» и может сделать это как «привет». При этом сильно стремиться только к началу слова, к определенным звукам. Что мы видим? Само слово произносится абсолютно нормально, только к этому добавляются лишние звуки, в данном случае звук «З». Это может быть связано с множеством факторов, полный анализ которых также является темой отдельного разговора. В общем, все заикающиеся добавляют ненормальные движения к нормальным движениям. При этом последние, как правило, в целом в несколько раз ниже первых (если провести детальный анализ жизни среднестатистического человека, имеющего эту проблему).

Виды заикания

Заикание может быть патологическим и невротическим. В первом случае нарушение речи является врожденным и обусловлено генетикой. Во втором случае заикание возникает после болезни, травмы или после сильного испуга.

В зависимости от характера проявления заикание делится на следующие формы:

  • Клонический — это форма патологии, при которой пациенту сложно произносить слоги или отдельные буквы.
  • Тоника — патология, характеризующаяся сильным удлинением гласных звуков, а также длительными паузами между словами.
  • Комбинированная — самая сложная, в которой одновременно сочетаются как клонические, так и тонические формы.

Существует еще одна классификация патологии, отражающая степень стойкости симптомов. Отсюда и возникает заикание:

  • Стабильный: проявляется постоянно.
  • Неустойчивый — появляется только в том случае, если человек очень встревожен или находится в состоянии стресса.
  • Циклический: в этой форме пациент может иногда говорить спокойно, но после этого заикание появляется снова.
Оцените статью
Блог о речи