Дислексия у взрослых – проблемы речи требуют лечения

Причины развития

Заболевание передается генетически, поэтому, если один или оба родителя страдают от него, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, и его степень тяжести может быть разной. Среди предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделили:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное влияние патологических явлений, возникающих при родах: асфиксия плода, преждевременная отслойка плаценты, пороки развития пуповины. Любое из этих состояний может нарушить состояние мозга к моменту, когда ребенок находится в утробе матери.
  2. Перенесенная черепно-мозговая травма.
  3. Заживляющие инфекционные поражения тканей головного мозга (энцефалит).
  4. Детский церебральный паралич.
  5. Асоциальный образ жизни.

Деструктивное действие каждого из этих факторов отключает основные механизмы, с помощью которых осуществляется процесс чтения: это сочетание анализаторов речи, речи, слуха и зрения.

Наблюдения в области психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией существует прерванная последовательность этапов зрительного восприятия, распознавания букв, умения объединять их в одно слово. Также страдает умение понимать прочитанный материал.

Разновидности дислексии

После изучения основных проявлений и особенностей происхождения этого расстройства выделена классификация дислексии. С учетом нарушений механизмов различают такие виды нарушений способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия — вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия: когда у человека не сформирован силлабический синтез, скудный словарный запас, возникает недопонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия — спровоцирована недостаточным развитием грамматической структуры языка.
  4. Мнестическая дислексия — вызванная нарушением памяти речи, затруднение отмечается в фазе соотношения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия — возникает из-за неразвитости фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия — возникает из-за недостаточного формирования зрительно-пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих — из-за нечеткости тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общими чертами людей с дислексией являются трудности с орфографией, манипулирование звуковыми сигналами и / или способность быстро обрабатывать запросы визуально и устно.

Людям с дислексией может быть трудно оставаться на работе, но при активной поддержке и систематических стратегиях лечения ее можно уменьшить, а в некоторых случаях даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области обработки слуха. Неудовлетворительные слуховые навыки при обработке полученной информации мешают мозгу распознавать разницу между звуками, их сочетания; соедините буквы вместе, научитесь читать (этот процесс самый сложный). Эти люди не принимают традиционные стили обучения и стандартную учебную программу.

Помимо почти полного отсутствия способности изучать грамотность и математику, выделяются многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых.

К ним относятся хорошие навыки межличностного общения, распознавание эмоций других. Взрослые с дислексией часто имеют поведенческие симптомы, такие как беспокойство из-за проблем, связанных с их состоянием. Это становится очевидным в групповом разговоре, когда люди с этой проблемой испытывают трудности с выражением своих мыслей и делают это только короткими предложениями между длинными паузами. Другие индикаторы включают общее замешательство и стресс.

Поскольку это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение эффективны для снижения числа проблем, связанных с повседневной жизнью.

Многие симптомы трудно распознать, потому что с возрастом люди стараются избегать проблемных мест. Однако некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают:

  • Затруднения с запоминанием слов и фраз. Несмотря на то, что они обладают знаниями в других областях, у взрослых с этой инвалидностью плохая память.
  • Медлительность в чтении предложений, чтении слогов с длинными паузами между ними.
  • Сложность запоминания имен.
  • Взрослый человек с дислексией лишен способности понимать прочитанный материал, что вызывает множество проблем в работе и в повседневной жизни.
  • Люди с этой инвалидностью обычно предпочитают носить электронные часы.
  • Им сложно выразить свои мысли словами.
  • Они стараются по возможности избегать чтения и письма.
  • Они забывают, откуда пришли. Это приводит к трудностям, особенно когда есть путь в неизвестном направлении. Иногда эти люди даже забывают часто посещаемые места.

Самая распространенная форма — мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у больного, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи визуальной формы буквы с произношением, акустическим образом того. Запоминая, он смешивает их, а затем заменяет их при чтении.

Патогенез

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, задействованы визуальные, моторные и слуховые анализаторы языка. Процесс чтения включает следующие этапы:

  • визуальное восприятие, распознавание и различение букв;
  • соотнося их с соответствующими звуками;
  • слияние звуков в слоги; сочетать слоги в слове и слова в предложении;
  • понимание прочитанного, понимание.

Нарушение последовательности и единства этих процессов составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

С психологической точки зрения механизм дислексии рассматривается с точки зрения частичной задержки развития психических функций, которые в норме обеспечивают процесс чтения. При дислексии отсутствует формирование зрительного гнозиса, пространственных ориентаций, процессов памяти, фонематического восприятия, лексико-грамматической структуры речи, зрительно-моторной или слухомоторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Вторая группа

Форма памяти особенно распространена. В большинстве случаев проявления дислексии памяти становятся очевидными у детей, когда они учатся читать. В этом возрасте такое явление считается нормой. Если ребенок старше, до совершеннолетия не понимает букв, то можно говорить о наличии психического расстройства. Основным признаком отклонения считается нарушение ассоциации между визуальной формой буквы и тем, как она произносится.

В случае с оптическим модулем взрослый человек может читать слева направо, заменять написанные буквы практически так же, прокручивать прямо со строки при чтении.

Тактильная дислексия чаще встречается у людей с проблемами зрения. Они могут пропускать слова, искажать смысл прочитанного, заменять графически похожие буквы.

 

Если учитель считает, что проблемы нет

— Как поговорить с учителем об этой проблеме? Можно ли запугать учителей этим словом — дислексия? Как вы разрабатываете общую стратегию помощи своему ребенку?

— Если дислексия не сочетается с вторичными нарушениями (умственная отсталость, задержка психоречевого развития), учителя не следует ничем пугать. Такой ребенок, помимо чтения, может успевать по всем предметам.

Если есть сочетание с другими первичными проблемами, то необходимо привлечь специалистов для решения основных проблем.

Для всех остальных детей с дислексией создайте особые условия обучения, возможность подключения исправных анализаторов (множественные устные задания, в которых ребенок добивается успеха).

Учителя должны привлекать родителей как союзников, а родители — учителя, правильно аргументировать, что учитель не виноват, что он не научил ребенка навыку чтения, что необходимо поставить диагноз (если да), а затем организовать помощь в жизни.

Активно наступает время инклюзии: каждый должен жить среди всех. Если у детей есть особые потребности и недостатки, им следует оказывать профессиональную помощь.

— Если учитель против и считает проблему ужасной или «не проблемой» — как это сделать?

— В любом случае это особенный ребенок, к нему надо как-то приспосабливаться, в то же время дислексия — не поблажка бездельничанию.

С одной стороны, учителю нужна помощь, потому что корректура не входит в компетенцию учителя. Ребенку потребуются дополнительные занятия у логопеда, у нейропсихолога, возможно, у врачей: невролога, офтальмолога и других.

И если учитель не хочет принимать ребенка из-за субъективных факторов, это конфликтная ситуация. Здесь необходимо воспитывать учителя. Если возник конфликт, на помощь должны прийти психологи и доброжелательный административный ресурс.

Вот несколько простых рекомендаций, даже следование которым поможет ребенку с дислексией:

  • не заставляйте их читать вслух перед классом;
  • не заставляйте писать диктанты в стрессовой обстановке;
  • поручения давать не письменно, а устно;
  • максимально использовать аудиоматериалы и другие внешние носители;
  • использовать немаркированное обучение;
  • основывайте оценку на способностях ребенка, а не на стандартах.

 

Вот несколько советов учителю с таким учеником:

  • использовать принцип преемственности между воспитателями-корректорами и учителем;
  • организовать специальные консультации для специалистов и педагогов по проблемам детей с дислексией;
  • дети с дислексией должны учиться и развиваться среди своих сверстников, их нельзя отлучать от класса, но им нужны дополнительные занятия с учителями;
  • результат достигается кропотливым трудом, в том числе дополнительным (это касается и родителей).

Но какие бы рекомендации мы ни давали, мы должны помнить, что все дети будут сдавать один экзамен. Перед ним, оказывается, все равны. И тогда еще нужно помнить, что еще не все. Нам нужны новые законы о различных формах сертификации. Некоторые дети с дислексией, в зависимости от их характеристик, не могут сдать экзамен в виде теста, потому что у них проблемы с восприятием печатного текста. Другими словами, наши дети должны иметь возможность выбирать форму сдачи выпускного экзамена: письменную, устную, в виде теста и так далее

Как выглядит дисграфия

Пожалуй, наиболее частый симптом дисграфии (от греч. Dis — «потеря чего-то, разлад» и grapho — «писать») — плохое письмо. Также для людей с этим расстройством есть типичные ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.

Другие общие симптомы (например, дислексия, ни один из них не является достаточным для подтверждения диагноза):

1) несогласованность почерка (один человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то крупными, то мелкими буквами);
2) некоторые слова могут прерываться, сливаться с соседними или даже «исчезать» полностью»;
3) буквы часто теряются или путаются (особенно если они похожи по форме, например P и b);
4) необычные движения и положение тела при письме;
5) трудности с переписыванием текстов;
6) трудности с выражением мыслей на бумаге.

Причины плохого почерка при дисграфах точно не определены: возможно, виновата плохо развитая мелкая моторика, возможно, отвращение к письму (как правило, людям не нравятся те виды деятельности, в которых они слабы).

Проблемы с восприятием звуков и букв, характерных для дислексии, также могут влиять на письмо, что затрудняет различение двух диагнозов. Во-первых, оба заболевания нередко возникают у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов, и они могут варьироваться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой ручной моторикой при письме.

Классификация

По основным проявлениям различают буквальную дислексию (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями чтения слов.

В соответствии с измененными механизмами принято выделять следующие формы нарушений чтения:

  • Фонематическая дислексия (из-за неразвитости фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическая дислексия (из-за недостаточной сформированности силлабического синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическая дислексия (из-за неразвитости грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическая дислексия (из-за нарушения языковой памяти, затруднения подбора букв и звуков)
  • Оптическая дислексия (из-за отсутствия формирования зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильная дислексия (из-за нечеткости тактильного восприятия у слепых).

Таким образом, фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексия связаны с несформированными языковыми функциями, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексия — с несформированными психическими функциями.

Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:

1. Слабые языковые навыки и языковые проблемы: позднее (реже — рано) начало речи; характерны блестящие фразы; недостатки в фонетике; Трудно передать мысли заикающимися словами.

2. Проблемы с овладением письменными навыками: трудности с написанием слов; разбросанные буквы и цифры (зеркальное написание); большое количество ошибок при копировании и диктовке; плохой почерк; много исправлений в письменных работах; сочетается с дисграфией и дисфографией.

3. Слабые математические навыки: трудности в обучении; сложность оценки времени; может выполнять арифметические операции, но не умеет их писать или читать; задачи по алгебре или высшей математике, но также могут быть успешными по предмету; низкая память для последовательностей.

4. Трудности и психологические проблемы: низкая успеваемость; недостаточное формирование зрительной памяти; медленная скорость выполнения задач и невозможность уложиться в установленный срок выполнения задачи; эмоциональная нестабильность — чрезмерная эмоциональность или раздражительность; трудности с концентрацией внимания даже на занятии; проблема с переключением на разные виды деятельности; потеря интереса, незащищенность; высокий уровень тревожности и боязни ошибки, может быть оценен как ленивый ученик; на тестах болит, несмотря на высокий IQ.

5. Двигательные и психомоторные трудности: может плохо писать; нарушения пространственной ориентации, зрительно-моторная координация, неловкость, неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия; нарушение координации движений и связанное с этим усвоение знаний — нарушение усвоения схемы тела, путает «правый» — «левый» и «верхний» — «нижний»; опаздывает в командных видах спорта, испытывает трудности с двигательной активностью, лучше учится на практике.

6. Неврологические проблемы: часто головокружение, головная боль, боли в животе; поведение может быть беспорядочным или деструктивным; недержание мочи даже старше соответствующего возраста; резкое нарастание трудностей под давлением времени и стрессов.

7. Проблемы со зрением: жалобы на проблемы со зрением, которые не обнаруживаются во время обычных осмотров; может быть измененное восприятие глубины; дефицит периферического зрения.

Перечисленные факторы можно сочетать и изолировать, характерные только для дислексии.

Иногда кажется, что способности «зависят от настроения» и меняются день ото дня. Ребенок с дислексией может легко прочитать и написать слово сегодня, а завтра — так же легко. Кроме того, детям с дислексией свойственна вариативность ошибок: одно и то же слово может быть прочитано как правильно, так и неправильно, и неправильное прочтение при каждой попытке кажется новым способом: «DROP — DIG — Roll — Guess». Многие дети пытаются обойти трудности чтения, угадывая слова, основываясь на начале слова или сходстве звука, а не на контексте.

— Как родители могут понять, что у ребенка дислексия? Укажите очевидные факторы, которые говорят в его пользу.

— Процесс чтения превращается в страдание, испытание, страх за ребенка. Ребенок никак не понимает принцип слияния слогов, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно и скорость не увеличивается со временем, при чтении возникает много ошибок (читается как из в середина слова, читает в зеркале, пропускает и заменяет буквы).

Основные факторы:

  • «Механическое чтение» — непонимание прочитанного текста в целом и отдельных предложений;
  • читает только короткие знакомые слова;
  • медленное слоговое чтение;
  • допускает большое количество ошибок (подмена гласных, подстановки похожих согласных в характеристиках слухового произношения, сложение гласных, перестановка звуков, пропуск звуков, слов, предложений), а также, но реже, например, чем у детей англоговорящие, «зеркальные» ошибки, инверсии;
  • при чтении бывают перерывы в звучании текста;
  • сложность понимания текста или его отдельных разделов;
  • невозможность повторить прочитанное;
  • пропускать слова при чтении, не обращая внимания на незначительность чтения.

Дополнительные факторы и недостатки не всегда являются признаками болезни. Если несколько точек в списке сходятся, нужно обратиться к специалистам:

  • часто трет глаза;
  • чтение с неестественного ракурса;
  • приближение книги к глазам при чтении (при отсутствии нарушений зрения);
  • читать одним глазом или по очереди закрывать глаза (при чтении старайтесь повернуть голову так, чтобы можно было читать одним глазом);
  • жалобы на переутомление;
  • головная боль;
  • нежелание делать домашнее задание, связанное с чтением;
  • особенности функционирования внимания, памяти, рассеянности, невнимательности, дезорганизации, возникают трудности с восприятием времени;
  • испытывает трудности с запоминанием простейших детских стишков (при этом не имеет проблем с памятью), испытывает трудности с распознаванием детских стишков;
  • проблемы с оценкой письменной информации, изображений, не относящихся к визуальным впечатлениям;
  • незначительные или явно заметные нарушения координации в пространстве, медленные или неуклюжие движения;
  • трудности в овладении орфографией и каллиграфией.

Микроскопические нарушения в составлении нейронных сетей приводят к дислексии

При раннем развитии ребенка высшие нейронные сети в голове располагаются иначе, чем наша: чем сложнее мы думаем, тем сложнее нейронные сети в голове. Сложность этих нейронных сетей подразумевает сложность нашей психики и нашего мышления. У маленького ребенка еще нет таких нейронных сетей, в его голове происходит так называемая миграция нейронов из одной области в другую, после чего нейронные сети начинают постепенно формироваться. Когда это происходит, микроскопические отклонения в составе этих цепей приводят к дислексии, за эти нарушения отвечает определенный ген. Итак, ученые поняли, что это биологическое, не неврологическое явление, которое может появиться из-за страха, стресса или связано с каким-то неврозом на фоне различных психических проблем.

Дислексию можно и нужно исправлять, и чем раньше вы начнете этим заниматься, тем эффективнее будет результат.

Например, заикание — это невроз. Когда человек преодолевает невроз, это заболевание тоже излечивается. Если заикание не продолжается, это означает, что пациент не обратился к врачу, когда это было необходимо, был неправильный подход к лечению, не удалось найти подходящего специалиста. А дислексия характеризуется стойкостью и не может быть преодолена, по крайней мере, насколько это известно сегодня. Однако это не значит, что болезнь не нуждается в коррекции. Дислексию можно и нужно исправлять, и чем раньше вы начнете этим заниматься, тем эффективнее будет результат.

– Как распознать дислексию, какие у нее проявления?

— Есть нечеткие проявления, которые можно отнести к другим формам болезни. Например, у ребенка может быть дезориентация в пространстве, у него могут быть двигательные трудности, могут быть какие-то трудности в понимании речи взрослого или трудности в восприятии написанного. Все это можно отнести к проявлениям других психофизических заболеваний. В устной речи дети с дислексией могут иметь дефекты звукового произношения, плохой словарный запас и неточное понимание и использование слов. Речь таких детей обычно отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений и даже некоторой непоследовательностью. Нет никаких особых факторов, указывающих на то, что у конкретного ребенка дислексия.

Вы не можете понять это при его рождении. Иногда детям с дислексией трудно держать ручку или карандаш, они держат их как бы в руке. Но опять же, это все же не повод бить тревогу. Окончательно все становится ясно только когда ребенок приближается к школьному возрасту. То есть чаще всего встречается в старших группах детского сада, когда детей учат читать. Тогда обычно выясняется, что во всех остальных видах деятельности ребенок не отстает, его развитие совершенно не страдает, все его процессы в норме, он просто не может научиться читать.

Дети-левши часто страдают дислексией. Это заболевание типично для людей, у которых правое полушарие является основным активным полушарием. В то время как левое полушарие обычно отвечает за четкие структурные операции, правое полушарие в первую очередь отвечает за интуитивные действия. Следовательно, у людей с дислексией хорошо развита интуиция. Они замечают признаки, которых не замечают другие люди, они могут почувствовать надвигающуюся катастрофу или, наоборот, хорошие перемены. То, что обычно называют ясновидением, на самом деле является деятельностью правого полушария мозга.

– Что делать, столкнувшись с диагнозом «дислексия»? Можно ли как-то бороться с этим?

— Не скажу, что в дефектологии или логопеде с этим диагнозом справились хорошо. Дислексия была и есть у многих современных людей и знаменитостей. Был с Г. Х. Андерсеном, Леонардо да Винчи, А. Эйнштейном, У. Черчиллем, В. Маяковским. Среди его современников дислексией страдали Том Круз, Кайя Скоделарио, Кира Найтли, Сальма Хайек, Ричард Брэнсон и многие другие. Существование знаменитостей с таким диагнозом, у которых много возможностей, — яркий пример того, что болезнь сегодня неизлечима. Но это не причина неспособности вести обычную жизнь и добиваться успеха. Это не значит, что врачи не пытаются помочь.

Мы пытаемся развить у ребенка глобальное чтение, глобальное слоговое восприятие, но это не всегда срабатывает. От того, как скоро начнется коррекционная работа, зависит дальнейший успех обучения ребенка в школе и университете, его отношения со сверстниками и учителями, степень его самооценки и другие важные моменты жизни. Приступать к дошкольной профилактике рекомендуется сразу после выявления заболевания. Включает в себя развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики у детей. Кроме того, важную роль играет преодоление нарушений звукового произношения и формирование лексико-грамматической структуры речи.

– Как быть ребенку с дислексией в школе?

— Важно, что есть понимающие учителя и дети. Если ребенок попадет в хорошую среду, он сможет адаптироваться. Если ему помогут, он сможет продолжить обучение. Нам нужен человек, который поможет ему читать книги. Для этих детей до сих пор нет отдельных образовательных программ. Всем известно, что согласно написанным нами карточкам: к детям должен быть индивидуальный и дифференцированный подход. Исходя из этого предполагается, что для таких детей должны быть разработаны отдельные программы. Но в обычной общеобразовательной школе такую ​​индивидуальную программу составить просто невозможно. В школах нет специалистов, которые разбирались бы в самой проблеме. Необходимо привлечение психологов, дефектологов, какая-то консультация и коллективная разработка программы именно для этого ребенка. Но на практике это неосуществимо, в моей жизненной практике этого вообще не было.

Как правило, родители полагаются на специалистов, специалисты — на родителей, получается некий замкнутый круг, при этом всегда нужно работать на передовой.

Учителю ребенка просто необходимо уделить ему особое внимание, провести с ним индивидуальную работу. Мы живем в эпоху, когда главным стимулом является материальный, когда речь идет о готовности учителей относиться к ребенку индивидуально. Кроме того, есть нюанс: как правило, родители полагаются на специалистов, специалисты полагаются на родителей, получается некий замкнутый круг, при этом всегда нужно работать с фронтом. Знаете, это не пессимизм, я каждый раз сталкиваюсь с таким отношением. У родителей нет времени заниматься проблемами своих детей. Между тем, проблемы можно преодолеть только совместными усилиями.

Даже если специалист работает с ребенком 5 раз в неделю, он ничего не сможет сделать, если за таким ребенком большую часть времени не будут ухаживать намеренно. Сейчас речь идет даже не о дислексии, а о возможных нарушениях. В лучшем случае родители нанимают няню. Нет отношений между родителями, учителем и педагогом, которые должны действовать вместе, это основная причина большинства неудач лечения, а точнее, его плодовитости.

– Как живут взрослые люди с этим диагнозом? Как это влияет на выбор профессии?

— Есть много известных людей с этим диагнозом. Например, актеры не умеют читать свои роли и нанимают для их чтения специальных людей, они все воспринимают на слух. Для этих людей аудиокниги — настоящее спасение. Конечно, дислексия накладывает свой отпечаток на взрослую жизнь, в том числе и на выбор профессии. Человек с таким диагнозом вряд ли пойдет работать по профессии, связанной с очень частым чтением некоторых текстов. Однако, если человек чего-то хочет, ему это сойдет с рук. Поэтому нельзя сказать, что определенные профессии для этих людей недоступны. Придется приложить больше усилий, искать разные возможности, адаптироваться, но все возможно.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться во многих различных формах. Трудности могут возникать как индивидуально, так и комплексно. Существует ряд признаков дислексии, по которым можно определить состояние пациента.

Обращается внимание на симптомы, связанные с чтением и письмом, умением считать и математикой в ​​целом, организацией и расчетом времени, чувством направления, поведенческим фактором человека.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди с дислексией того или иного типа иногда могут видеть вещи по-другому.
  • Они могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только оно удаляется, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда его не видели.
  • Они могут читать слова в одной строке, но когда дело доходит до следующей, они понятия не имеют, как воспринимать информацию и воспроизводить слова, которые они видят.
  • Вам сложно распознавать разные комбинации букв, которые издают один и тот же звук.

Слуховые проявления:

  • Некоторым дислектикам трудно различать звуки.
  • Возможно, они не смогут соединять буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е воспринимаются правильно, но изменяются при воспроизведении на большой громкости.

Письменные мероприятия:

  • Ошибки могут быть сделаны только в части написанного текста — слева или справа
  • При письме путаются слова «эра» и «пила», «о» и «нет».
  • Людям с дислексией сложно определить «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человеку может быть очень трудно запомнить краткий список определенных алгоритмов, их последовательность и характеристики содержания. Также возникают проблемы с обучением новому материалу, затрудняются длительные арифметические вычисления.

Симптом дислексии ориентации заключается в том, что людям с этой проблемой со здоровьем трудно различать верх и низ, лево и право. Последовательность действий прерывается: этим людям сложно начинать чтение с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, годы.

Диагностика

Взрослый человек, страдающий таким неприятным состоянием, как дислексия, может даже не осознавать свое состояние, испытывая крайний дискомфорт от пребывания в обществе. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись в своем диагнозе, можно будет спланировать программу коррекции, а затем приступить к ее выполнению.

Суть диагностики, проводимой логопедом, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, какова история его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата и уточняет, что успеваемость была на момент обучения.

Если мы говорим о ряде признаков, то нет четко выраженного понимания, к какому типу относится тот или иной пациент, в этом деле поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен какое-то время составлять слова из частотных и низкочастотных букв, которые находятся в специальных матрицах. Каждая матрица разбита по сложности смешения частотных букв с низкочастотными. Проанализировав результаты, специалист сможет более точно диагностировать вид дислексии. Данные этого исследования вкупе с масштабной консультацией невролога позволят в будущем пройти курс коррекции патологии.

Что поможет человеку с расстройствами обучения

Прежде всего, вам нужно научиться самообороне — умению отстаивать свои интересы. Если вы находитесь на новой работе или в школе, вам необходимо уметь сообщать о своих характеристиках и потребностях другим таким образом, чтобы достичь максимального взаимопонимания.

Например, занятия, требующие навыков чтения и письма, должны иметь больше времени для человека с дислексией и дисграфией. В школе вы можете попросить учительницу ее заметки. В учебных заведениях западных стран есть специальные программы для людей с такими недугами.

Развитие мелкой моторики может помочь при дисграфии. Вам также необходимо попрактиковаться в выражении своих мыслей на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.

«Большинство людей по мере взросления приспосабливаются к имеющимся у них недостаткам. Если человек понимает, что у него что-то не работает, он учится делать это по-другому — например, использовать только те слова, которые он обязательно напишет », — говорит Ирина Пасечник.

С возрастом пластичность нашего мозга снижается. Поэтому, по словам Пасечника, коррекция обучаемости уже не будет такой эффективной, как в детстве, но улучшения все же возможны. Психолог рекомендует такие занятия, как боевые искусства и йога: «Такие упражнения требуют сложной координации, благодаря которой они развивают взаимодействие разных областей мозга и очень полезны не только для тела, но и, как ни странно, для головы».

Физическая активность действительно может быть полезной. Дислексия часто связана с мозжечком — областью мозга, отвечающей за координацию движений. В Великобритании было проведено исследование, в котором участники (дети) месяцами выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторику, но и языковые навыки, а также научились читать.

Некоторые ученые, такие как профессор Йельского университета Салли Шейвиц, считают, что упражнения не могут вылечить дислексию, но они могут помочь людям с дислексией чувствовать себя более уверенно и справляться с тревогой.

Когда возникают трудности с обучением, самое важное — делать ставку на свои сильные стороны. Где искать преимущества и как ими пользоваться?

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, необходимо понимать, что четко определенного лечения дислексии как такового не существует. Хотя не существует конкретных лекарств, которые можно было бы использовать для предотвращения этого состояния у тех, кто наиболее подвержен этому состоянию, коррекцию можно провести с помощью специальных образовательных инструментов и ресурсов. После постановки диагноза важно получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты для развития своих навыков.

Если диагностировать и лечить в детстве, взрослому будет легче справиться с ситуативными проблемами.

В последнее время использование компьютера облегчило жизнь в обществе людям с особыми потребностями. Этот альтернативный метод поможет вам раскрыть свой жизненный потенциал.

Изучая стратегии лечения дислексии с помощью лекарств, ученые подчеркнули важность роли витаминной терапии, поэтому пациентам с этим заболеванием рекомендуется принимать омега-3 жирные кислоты для поддержания жизненно важных функций мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным лечебным свойством, их назначают вместе с витаминами группы В для стабилизации нервной системы, ведь тревога — неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Симптоматика дислексии у взрослого человека

О человеке можно сказать, что он страдает дислексией, если:

  • Он неправильно понимает значение слов.
  • Невозможно соединить предложения вместе.
  • У него минимальный словарный запас.
  • Неправильно произносите звуки, буквы или пропускайте их прямо при чтении.
  • сложно понять выражения лиц окружающих.
  • При чтении возникает головная боль, сильная утомляемость и даже слезы.
  • Серьезные проблемы с почерком.
  • Есть путаница в последовательности определения (невозможно точно сказать, какой год или день, время суток и т.д.).
  • Сильное отвлечение, плохая память.
  • Читая слово, отгадывайте больше, чем оно читает.
  • Он не помнит и не понимает только что прочитанный текст.
  • Читает очень медленно, часто по слогам.
  • Когда он пишет простой текст или копирует его, он допускает огромное количество ошибок.
  • Плохо запоминает имена, что не позволяет ему полноценно функционировать.
  • Эти люди очень раздражительны и эмоциональны — могут быть приступы беспричинного плача, реже агрессия.
  • Человек плохо ориентируется в пространстве, может нарушиться координация движений.
  • Есть сильное чувство справедливости.
  • Эти люди носят только цифровые часы.
  • Во время письма он может необычно удерживать перо.
  • Из-за того, что сказанное на слух воспринимается неправильно, искажается произношение услышанных слов.

Все эти симптомы дислексии у взрослых не могут возникать у одного человека одновременно. Чаще всего присутствует лишь часть из них, поэтому обычные люди особо не заметят никаких отклонений.

 

Оцените статью
Блог о речи