Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: упражнения и занятия

Содержание
  1. Логопедические занятия дома на букву «р»
  2. Советы логопеда
  3. Как поставить звук “р” в домашних условиях
  4. Правильная обстановка для занятий
  5. Из личного опыта
  6. Все изменилось в 1 день
  7. Что же я стала делать
  8. Три способа постановки
  9. Кто может научить ребенка говорить букву Р?
  10. Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?
  11. Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?
  12. Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
  13. Подготовка артикуляционного аппарата
  14. Закрепление звука «Р» в речи ребенка
  15. Учим ребенка говорить букву “р”
  16. Постановка звука “р”
  17. Автоматизация звука “р”
  18. Постановка звука Р — видео
  19. Через «чашечку»
  20. С помощью пуговицы
  21. С механической помощью
  22. Упражнения для растяжения уздечки языка
  23. Как избавиться от картавости
  24. Учимся правильно произносить букву «Р»
  25. Автоматизация звука «Р»
  26. Почему дети плохо рычат
  27. Упражнения для постановки буквы «р»
  28. Подготовка речевого аппарата
  29. Трудности произношения «р»
  30. Тренировка мышц языка
  31. Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка
  32. Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат
  33. Постановка звука «р» с детьми
  34. Техника постановки звука
  35. Задания для формирования правильного произношения
  36. Развитие артикуляции
  37. Закрепление результата
  38. Упражнения для автоматизации звука
  39. Скороговорки

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии многие уроки связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома без логопеда.

Как научить ребенка произносить букву па дома — составьте грамотный план работы, состоящий из нескольких частей

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Важно! В шестилетнем возрасте, когда ребенок готов пойти в первый класс, необходимо хорошо тренировать голосовой аппарат ребенка. В этом возрасте дети обычно произносят только букву «р». Если у вас возникли проблемы с произношением согласных, вам обязательно стоит обратиться к специалисту.

Курсы логопедии в домашних условиях:

  • Обязательно начинайте с разминки суставов. При этом развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разогрев языка.
  • И только после этого можно начинать работу над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда строятся в несколько этапов. Следовательно, домашнее обучение также должно проводиться последовательно, не требуя от ребенка больших достижений.

важно чаще разговаривать с малышом как моно: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно нужно тренироваться каждый день и читать вслух детские книги.

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать и произношение затруднено. Вы должны до конца выслушать все, что он имел в виду, повторять за ним, исправлять ошибки. И самые сложные слова четко произносятся отдельно, так с ребенком.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка произносить букву «р» в домашних условиях? Несмотря на желание быстро поставить звук «р» и научиться его произносить за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором вы сможете построить четкое звучание речи вашего малыша по кирпичику. И для соблюдения этих условий не забывайте об эмоциональной составляющей: ваша задача сделать логопедические упражнения на звук «р» увлекательной игрой и подарить всем участникам хорошее настроение.

Затем приступайте к упражнениям на произнесение буквы «п» с разминки:

Далее следует основная часть, посвященная производству звука «р» у детей, в которой можно выделить три фазы:

  • «П» звучание автономно;
  • «П» в слогах и словах;
  • «П» в связной речи.

Поставим звук «p» одним из вариантов:

1. Продолжайте бросать «дддддддд» и не отрывайте язык от неба. Когда он вибрирует с сильным выдохом, он будет звучать «ддд-ррр». Затем он переходит в слоги «дра», «дро», «дру» с твердым «р». Итак — к словам с этими слогами (дрова, дружба, драма) и к звуку «тр» (работа, путь, путь). Когда эти техники будут хорошо отработаны, удалите «d» и «t» и научитесь произносить звук «r» без них: град, ловля, журавль, таран, город, корова, забор, топор.

Если вы не можете произнести «r», в непрерывной фазе «d» вы можете осторожно протолкнуть язык ребенка в рот, например, палочкой для мороженого, или покачать им в середине языка. Звук «ддррр» должен работать! А дальше — уже слоги и слова.

2. Если у ребенка четкий и отчетливый звук «г», вы можете научить ребенка произносить букву «р» с помощью этого метода. Жужжание громкое, громкое, одновременно проталкивая язык глубже. Получается короткий звук «р». Практикуйтесь несколько раз, затем переходите к слогам и словам, начинающимся с «zp», затем возьмите «g» и работайте с «p», как описано выше.

3. Чтобы научиться произносить «р», попросите ребенка произносить «сссс» на выдохе, а затем вдохните через рот, прижимая свой язык к нёбу возле верхних зубов. Появляется необходимая вибрация и звучит «р». А дальше — тот же алгоритм: этот звук по слогам и в начале, в середине, в конце слова.

4. Вы можете составить оператор «p» из «p». Учитывая, что мягкий звук «ррр» — это хит, получите его устойчивую вибрацию «рррр» и преобразуйте ее в звук «ррр». Затем потренируйтесь как в слогах, так и в словах.

Имитация явлений окружающего мира, например, рыка тигра, шума работающего двигателя самолета или двигателя трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Чтобы поставить звук «р» и закрепить свой результат, выполняйте упражнения на автоматизацию звука: разучивайте и произносите скороговорки, детские стишки и фразы.

Утверждение мягкого звука «pb» производится после исправления произношения жесткого «r». Упражнения на произнесение буквы «р» в данном случае представляют собой чистые предложения с мягкой «р”:

Скороговорки отлично подходят для добавления мягкого «р”

Правильная обстановка для занятий

лучше потренироваться перед зеркалом, чтобы увидеть, как будут работать ваши губы и язык. Следите за правильным выполнением упражнения

Если вы учите ребенка звуку «р», вам нужно проводить уроки в игровой форме. Потренируйтесь 10-15 минут, согните друг друга, делайте перерывы, комментируйте все упражнения.

Из личного опыта

Буква «П» была одновременно и наказанием, и подарком. Сейчас сложно объяснить, в 30 лет. В детстве помню только одно: я научился правильно и красиво говорить. Многие письма отсутствовали в моем арсенале. В том смысле, что я не мог их правильно произнести.

Я, наверное, не говорил на половине алфавита, как следовало бы. Только несколько избранных меня поняли. Включая маму, воспитательницу детского сада и старшую сестру (у нас разница в год, мы такие же). Для всех остальных они перевели то, что я сказал, потому что мою быструю и красивую речь было почти невозможно понять без переводчика.

Но в школе, благодаря совместным усилиям моей прекрасной воспитательницы детского сада Валентины Константиновны и любимой мамы, я произнес не одну букву: злополучную «Р». Куда не водила меня мама, к тем, кто меня не показывал! Мы наверное посмотрели всех логопедов в нашем городе, которые были в то время! Никто ничего не мог со мной сделать. И по окончании начальной школы эта моя характеристика отказалась.

Это было сложно. Не будь похожим на всех. Когда все вокруг нормально разговаривают, а кто-то бормочет, это вызывает комплексы. Чем старше я становился, тем больше ограничивался. При всем моем артистизме и буйном воображении я не участвовал в любительских шоу, потому что мне было ужасно неловко не произносить букву «Р». Я говорю «как маленький». Они начали надо мной смеяться. Чем больше увеличивалась моя неуверенность.

Но здесь эта моя особенность сработала в мою пользу. Мой мозг закружился. Я начал пытаться говорить без буквы «Р». То есть в общем. Буква «R» практически исчезла из моего словарного запаса. Я начал строить предложения и заменять слова, чтобы обойтись без нее.

Посторонний человек в разговоре со мной мог не заметить, что я не произносил некоторые буквы. Это отлично подходит для тренировки мозга и увеличения словарного запаса. Я так мастерски научился заменять все слова с буквой «Р» синонимами без «рычания», что перестал делать это сознательно. Это начало приходить само собой. Было даже интересно.

Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что это был очень ценный опыт и, наверное, он мне был нужен. Во-первых, я стал лучше понимать людей. Во-вторых, жизнь научила меня, что кто бы ни был с тобой, когда ты не такой, как все, значит очень много! Я научился принимать людей такими, какие они есть. В-третьих, это была хорошая тренировка для моего мозга и, наверное, именно она дала хороший старт будущему обучению.

И так продолжалось год за годом… Я возвел защитную стену и все больше верил, что это мой главный недостаток. Что для этого у меня никогда не будет ни мужа, ни детей, ни семьи. Сейчас эти выводы кажутся такими нелепыми, но тогда, в подростковом возрасте, было очень страшно. Ходить к логопеду было уже не в моем возрасте, и что они могли мне снова сказать? Я готовился к одинокой старости и участи старой девы.

Все изменилось в 1 день

Изменилось целое дело. В то время (это 1995–1996 годы) не у всех был магнитофон. Кассета. Большие. А людей, у которых эти магнитофоны могли записывать звук, было еще меньше. Это выглядит дико. Особенно сейчас, когда, наверное, в каждом телефоне есть функция записи звука. Но тогда это была суровая реальность постсоветского пространства.

Итак, это все. Однажды мы приехали в гости к моему однокласснику, и его отец только что купил микрофон для своей кассетной деки. И они начали записывать наши разговоры и то, как мы поем. Местами было интересно и забавно. Пока я не услышал на пленке, КАК звучит мой голос вообще и буква «П» в частности. Это меня шокировало. Я сел и не мог успокоиться. Какая-то мысль всплывала у меня в голове, и я не мог схватить ее и думать об этом до конца.

Придя домой, я стал громко говорить и сознательно прислушиваться к тому, как именно я произносил букву «Р». И, как мне показалось, я начал понимать, что именно делаю не так, чтобы это звучало так, как должно. Кажется, взрослому человеку научиться произносить букву «П» намного сложнее, чем ребенку. Но на самом деле все оказалось иначе. Я ПОНИМАЮ, что делать и КАКОЙ звук должен выводиться, и с помощью логики начал выбирать такую ​​языковую позицию, при которой звук получился бы как надо.

Что же я стала делать

Я стала много разговаривать дома наедине с собой, чтобы никого не стыдиться. Было скучно просто так говорить, и я начал читать книги вслух. Но не просто читать, а СЛУШАТЬ, пока я это делаю. Как только я автоматически прочитал букву «Р», как я сказал, прежде чем приступить к изучению, я остановился и перечитал слово снова, пытаясь услышать, как звучит звук, и попытаться произнести его так, как оно должно звучать.

Не скажу, что были немедленные успехи. Нет. Это было сложно, но я упорно добивался такого положения языка, чтобы он мог воспроизводить желаемый звук. Детей учат делать язык и трясти им там. Или что-то подобное я уже забыл, честно говоря, как меня учили. Прошло более 25 лет. Но я помню, как сам учился в детстве. Я поднял свой язык, прижал его и попытался заставить его дрожать. И это было обречено на провал. Потому что это невозможно сделать специально.

Но вы можете СЛУШАТЬ, какой звук происходит, и вы можете выбрать параметры звука. Я слышал, в каком положении языка мои звуки больше всего напоминают букву «Р», и пытался ее повторить. Со временем то, что я произносил, все больше и больше начинало напоминать букву «Р», и пришло время, когда я мог, по крайней мере на короткое время, рычать точно так же, как это «Ррррр». Я не ожидал, что мама покажет ей, на что я способен. Это было такое счастье.

С тех пор уроки проходят все лучше и лучше. И я дожил до своего 16-летия, зная, как произносить эту сложную букву «Р». Более того, ни один из специалистов, которые меня вызывали в детстве, не мог мне помочь, и с помощью простого магнитофона я научился произносить это сам. Уже в достаточно зрелом возрасте. Я очень горжусь этим.

Практически сразу в моей жизни появился молодой человек, который мне явно посочувствовал. Я стала более уверенной в себе, мне стало легче общаться. Хотя я еще некоторое время говорил автоматически, исключив эту букву из словаря. Началась насыщенная светская жизнь и жить стало легко и приятно!

Зачем я все это пишу? И к тому, что у каждого в нашей жизни есть та или иная буква «Р». Кто-то буквально, кто-то в переносном смысле. Все это было дано нам неспроста. Нам нужно видеть пользу, которую он нам дает, и вы также можете найти способ сделать это, чтобы максимально справиться с этой задачей.

Три способа постановки

У вашего ребенка есть совместные упражнения? Можно переходить к следующему этапу: звукообработке. В арсенале логопеда есть механические методики.

  1. Техника шпателя и соска. Врач кладет сосок на деревянную лопатку. Учащийся принимает позу «гул воздуха». Специалист делает быстрые движения под кончиком языка, пока он не начнет вибрировать. Движения: вверх-вниз, слева направо. Этот метод наиболее эффективен, когда голова ребенка лежит на коленях у врача.
  2. Вибрация — с помощью бумаги. На кончик язычка кладется листок, к нему привязывается нитка, чтобы бумага не падала на пол и не давала крошки. Он прячет язык за верхними зубами и пытается сдуть бумагу с языка.
  3. Повторения звука «д». Студент садится перед зеркалом, открывает рот, помещает кончик языка в начало верхних зубов и быстро повторяет «дддд». Затем соедините «d» с гласными: «dda», «add», а затем с остальными буквами.

В это время специалист подкладывает шпатель под передний край языка и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению характерного грохота вибрации.

Кто может научить ребенка говорить букву Р?

Логопед сыграет одну из важнейших ролей в формировании речи ребенка. Однако наиболее важными участниками процесса будут родители. Именно от них зависит успех или неудача тренировок.

Следует понимать, что для правильного формирования произношения необходимо приложить гораздо больше усилий, чем, например, научиться плавать. В случае слов, на самом деле, упор делается не на технику, а на развитие артикуляционного аппарата. Поэтому родителям следует:

— составить программу занятий с ребенком;

— не пропускайте ни одного тренировочного дня;

— выбирайте самые интересные и увлекательные игры и упражнения;

— сделать уроки увлекательными;

— иметь под рукой рекламные подарки;

— наберитесь терпения за пару месяцев до этого;

— не ждите быстрых результатов.

Только тогда можно говорить о готовности родителей помочь своему ребенку исправить произношение.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Многие дети, начиная говорить, неправильно произносят букву «р», но через некоторое время дефект исчезает сам по себе. При этом встречается редко, но бывают случаи, когда подобной проблемой страдает человек в преклонном возрасте. Многих интересует возможность взрослому человеку научиться произносить букву «р», поэтому эта задача вполне выполнима, главное — регулярно выполнять эффективные упражнения.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Такой дефект речи становится причиной появления различных комплексов и других сопутствующих проблем. Для начала стоит разобраться, почему люди не произносят букву «р», а потому причина возникновения такого дефекта может быть связана с особенностями физиологии, либо человек просто не дал необходимых нагрузок в детство. Если подъязычная связка короткая, потребуется простая операция, при которой уздечки просто слегка срежут. Другие причины устраняются с помощью простых упражнений, которые лучше выполнять каждый день.

Как взрослому человеку научиться произносить букву «р»:

  1. Старайтесь как можно чаще использовать в своей речи слова, содержащие букву «р». Чтобы проверить правильность произношения, рекомендуется записывать все на диктофон.
  2. Чтобы растянуть подъязычную связку, важно уметь расслабить мышцы языка, когда он напряжен. Для этого широко откройте рот, высуньте язык и закройте рот, прижав его зубами. Еще один важный момент — согнуть спину вперед. Задержитесь в этом положении на 10 секунд.
  3. Разобравшись в том, как быстро научиться произносить букву «р», стоит упомянуть об упражнении, цель которого — заставить язык дрожать под воздействием мощной струи воздуха. Высуньте язык и прижмите к нему обе губы. Постарайтесь выдохнуть сильную струю, от которой должен задрожать кончик языка.
  4. Для исправления дефекта важно активизировать мышцы кончика языка. Улыбнитесь и прикусите кончик языка.
  5. Разбираясь в теме: как произносится буква «р» взрослому человеку, стоит привести пример упражнения, позволяющего растянуть подъязычную связку языка. Задача — плотно прижать кончик языка к нёбу, затем начать по нему щелкать, то в медленном темпе, затем в быстром.
  6. Чтобы тренировать координацию языка, необходимо в быстром темпе менять его положение. Широко откройте рот, приложите кончик языка к верхним бугоркам, расположенным за зубами, затем опустите его к нижним зубам.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра «П» открытыми слогами помогает ребенку закрепить твердые и мягкие формы, способствует плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — горячее логово.

Ра, ра, ра — тонкая корочка.

Ry, ry, ry — ёжик сидит у норы.

Ry, ry, ry — они побежали в гору.

Ru, ru, ru — погуляем по лесу.

Ru, ru, ru — много ягод соберу.

Ро, ро, ро — мы позвонили в Бюро.

Подготовка артикуляционного аппарата

Прежде чем научиться ставить звук и приступить к выполнению логопедических упражнений на звук «П», необходимо подготовить мышечные ткани органов речи, чтобы они могли работать в полную силу. Только для этого используется совместная гимнастика. Можно использовать следующие упражнения:

«Дерьмо». Малышу нужно улыбнуться, открыть рот, затем приложить язык к нижней губе и подержать в таком положении несколько секунд. Начать нужно с 3 секунд, постепенно увеличивая время, но результат не должен быть больше 10 секунд.

«Накажи язык». Для этого нужно также расположить органы речи, но уже не держать язык за зубами, а хлопнуть по нему верхней губой, произнося «пя».

«Мармелад». Это упражнение выполняется следующим образом: откройте рот, затем проведите языком по верхней губе из стороны в сторону. Можно действительно немного помазать губу чем-нибудь сладким, чтобы малыш более охотно занимался гимнастикой.

«Художник». Вам не нужно открывать рот ребенку, просто проведите его языком по небу, как если бы он рисовал это. Это хорошо помогает в обработке движений языка вперед и назад.

«Грибок». Ребенку придется открыть рот, улыбнуться и полностью «приклеить» язык к нёбу. В этом положении задержите язык на несколько секунд.

Все эти упражнения для установки звука «П» необходимо выполнять перед каждым уроком. Они незаменимы при подготовке органов речи к базовой тренировке.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение правильному произношению в домашних условиях нужно проводить каждый день по 3-5 повторений. Детям до 4-5 лет нужно показывать упражнения на примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и каким должен быть результат. Дети после 5 лет могут делать упражнения перед зеркалом — по мнению логопедов, это лучший способ автоматизировать звук «р».

  • Скажи слоги
ра-ра-ра-ра ra-ro-ry-ru
ро-ро-ро-ро ru-ry-ra-ro
ry-ry-ry-ry ry-ra-ro-ru
ru-ru-ru-ru ro-ru-ra-ry
  • Чистые фразы

РА-РА-РА (2 раза) — Вчера к ребятам навещал.

РО-РО-РО (2 раза) — потерялось петушиное перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза): заяц спрятался в нору.

RE-RE-RE (2 раза) — поиграем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) — мы с Катей завели цыплят.

  • Повторите предложения

— У коровы есть рога.

— Вера и Рома играют вслепую.

— Туристы зажгли костер.

— Федор топором рубит дрова.

— У Иры красные перчатки.

— Водитель проверит двигатель.

  • Повторить скороговорку

— На горе Арарат растет отличный виноград.

— У мышки корка в норке.

— Трое трубачей играют на трубе.

— После росы выросли розы.

— В темноте креветки шумят в драке.

  • Повторяйте детские стишки

Вдоль реки росла рябина,

И река потекла — заколебалась.

Между ними есть глубина,

Там гуляла рыба.

Эта рыба — король рыб

Это называется Gudgeon”.

Во дворе горка,

Под горкой — норка.

В этой дыре есть родинка

Норковые охранники.

Егор перешел двор,

Принесите топор, чтобы починить забор.

Вы также можете научить произношению «р» дома с помощью детской литературы. Для упражнения вам потребуются книжки с картинками. Попросите ребенка назвать изображенный объект, в названии которого содержится буква R. Это может быть: ромашка, рак, футболка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамида и т.д.

Учим ребенка говорить букву “р”

на уроках важно применять комплексный подход:

  • регулярно посещать логопеда;
  • делать в домашних условиях упражнения для установки звука «п» у детей;
  • используйте речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребенком выучите скороговорки на букву р, рассмотрите образы так, чтобы был звук и буква «р”.

Вы можете сделать это с логопедом или дома в одиночестве. Если выбран второй вариант, необходима первичная консультация специалиста.

Постановка звука “р”

Чтобы ребенок понял, как научиться произносить букву «р», необходимо сначала научиться произносить ее изолированно. На этом этапе происходит познание звука: узнать, как выглядит буква «р»: раскраски, стихи с ее изображением.

  • Чтобы сформулировать звук, нужно понимать, как он произносится, как выглядит его звучание. Ребенок открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминке, быстро произносит «ддд». При этом попросите его издать этот звук с сильным выдохом. Пока не будет «p», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения понадобится логопедическая лопатка. Для начала попросите ребенка сказать «LJJ» с широко открытым ртом. После того, как ребенок поймет, как это делать, вставьте лопатку под язык и помогите ему раскачивать ее влево и вправо. Произнесение «жжж» и вибрация шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пусть ребенок произнесет слог «зза», проталкивая язык как можно глубже к горлу. Одновременно вставьте шпатель, как в предыдущем упражнении, и помогите двигать языком из стороны в сторону. Вы должны получить чистый звук P.

Как только ребенок овладеет произношением без шпателя, приступайте к упражнениям на автоматизацию звука п.

Звукопроизводство предполагает повседневную деятельность. Их можно сочетать с играми, проводимыми в непринужденной обстановке. Главное знать алгоритм работы и отдельно собирать материал по автоматизации звука для каждого этапа.

Автоматизация звука “р”

  • После того, как ребенок научится произносить букву, его учат использовать ее по слогам. Сначала автоматизация жесткого и мягкого звука р по слогам и только после перехода к следующему элементу.
  • Автоматизация звука в словах. Вам нужно начинать с коротких и переходить к длинным, чтобы ребенок мог говорить, используя эти слова в предложениях.
  • Автоматизация звука p в длинных предложениях.

Только на этом этапе используются скороговорки на «р», разучиваются стихи логопеда. Он также использует загадки на букву p, чтобы произносить ее в качестве ответа.

Постановка звука Р — видео

Через «чашечку»

С помощью пуговицы

С механической помощью

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды рекомендуют в первую очередь растянуть ее с помощью массажа и упражнений на суставы. Их можно выполнять в игровой форме, а при правильном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, что консервативный метод растяжения уздечки эффективен у детей до 5 лет.

  • Перейдем к носу

Дотянуться до кончика носа — задача не для всех, но вы можете устроить соревнование, чтобы увидеть, кто станет сильнее. Кончик языка должен быть поднят как можно выше. Повторяйте упражнение 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лижут молоко? Поощряйте ребенка попробовать что-нибудь вроде домашнего кота. Например, сгущенка на тарелке. Это отличное действие для удлинения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью ее растяжения выполняет взрослый человек. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того как логопед продемонстрирует методику растяжения уздечки с помощью массажа. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка. Чистыми пальцами (большим и указательным) взрослый осторожно берет уздечку под язык и выполняет массирующие движения. Допускается легкое натяжение уздечки вверх. Массаж выполняется 2 раза в день по 3 минуты.

Как избавиться от картавости

Может ли по радио работать человек с нарушением речи? Ответ очевиден, конечно, нет. Однако что делать, если отдельные буквы не произносятся, а работают в эфире, ну очень хочу. В этом случае есть 2 пути: придумать авторскую программу, в которой ваш мазок или другой изъян будет изюминкой, вспомнить шоу Шепелявых или срочно обратиться к логопедам. Сегодня я расскажу вам об эффективных методах борьбы с растеканием.

Основные причины шершавости:

  1. укороченная уздечка, ограничивающая движение кончика языка вверх и передней части спинки языка
  2. слабость мышц языка
  3. невозможность выполнять произвольные целенаправленные движения языком
  4. нарушения фонематического слуха.

Учимся правильно произносить букву «Р»

Конечно, если вы в детстве не произносили слово «трактор», то сейчас сделать это будет намного сложнее, но все же. Чтобы произносить «П», необходимо поднять кончик языка в сторону неба, но его не тронут.

Тогда края языка коснутся верхних зубов. Когда вы нанесете струю воздуха, кончик языка будет дрожать, и вы получите букву «P». Самая большая ошибка — горловое произношение буквы «П». Так говорят французы, но мы должны работать с вами кончиком языка.

Закрепляем навык упражнениями:


  • «Мы чистим зубы.» Широко откройте рот, улыбнитесь и попробуйте почистить верхние зубы изнутри. Для этого язычок нужно сместить влево — вправо.

  • «Давайте ласкаем небо, то есть вкус». Снова откройте рот и погладьте небо взад и вперед кончиком языка, следя за тем, чтобы язык вернулся к корням верхних зубов.

  • «Воздушный бой». Откройте рот, приложите язык к нижней губе и произнесите звук «Ф», чтобы воздушный поток был узким, а не широким. Это поможет создать продолжительный непрерывный поток воздуха в середине языка.

  • «Сладкоежка». Откройте рот, зафиксируйте нижнюю челюсть руками, чтобы она не двигалась. Теперь, имея исключительно широкий язык, попробуйте облизать верхнюю губу сверху вниз. Помните, ваша челюсть не должна помогать вам высунуть язык.

  • «Турция». Откройте рот, приложите широкий язык к нижним губам. Ваша задача — быстро облизать губу взад и вперед и добавить свой голос, чтобы получился звук, похожий на болтовню индейки.

  • «Барабан». Снова откройте рот, узнайте в Интернете, где находятся верхние альвеолы ​​зубов и ударьте по ним языком, произнося звук «д».

Автоматизация звука «Р»

Как только вы поместите язык в правильное положение, чтобы произносить «R», вам нужно будет закрепить свои навыки. Делать это нужно постепенно. Сначала произнесите букву изолированным звуком, затем по слогам, словам, фразам и, наконец, предложениям.
Предлагаю вашему вниманию следующий комплекс:

Rrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr

Слова:

ударный слог, начало слова: раб, роза, рысь, ударный слог руля, среднее слово: гора, перо, абсцесс, безударный слог кенгуру, начало слова: работа, рыбак, рысак, шерсть, безударный минерал, половина слова: маяк, мера, пары, горы, папирус, карусель

Автоматика «П» в сложных словах:

Фарфоровый бутерброд, конвейерная сортировка по температуре, группировка, развертывание, очистка, администратор.

Скороговорка:

Во время шторма тело рухнуло от груза арбузов. Два дровосека, два дровосека, два дровосека точили топоры. Топоры пока острые, пока топоры острые. Морда представляла собой белолицую свинью, свиноносую свинью; Половину двора рыл рылом, копал, заминировал, ямы не дошел. Вот свинья и морда, вот он и вырыл. Сковорун говорил быстро, сказал, что снова заговорит, пересмотрел все скороговорки. Но, сделав оговорку, он сказал: «Все скороговорки не могут быть пересмотрены, не пересмотрены.

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе буквы «р», их постоянным голосом. В речи ребенку сложно точно справиться с сочетанием звучных между собой, с гласными, с глухими, с шипением. Это артикуляционная проблема (невозможно произнести комбинации звуков) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда единственное «р» не может быть правильно произнесено, например рычание, вам нужно понять, почему.

Они могут скрываться как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общем ритме развития психоречевой речи.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с настройкой звуков у детей дошкольного возраста, то лучше всего получить хотя бы консультацию логопеда, чтобы убедиться, что упражнения в домашних условиях эффективны.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • плохое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особое строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются с помощью массажа, упражнений на суставы, растяжки уздечки или хирургического вмешательства. Целесообразность последнего следует обсудить с логопедом.

Детям обычно нравится артикуляционная гимнастика. Потому что на время такого урока родители вынуждены снять запрет на гримасы, высунутый язык и страшные лица. Полезные приколы с лицевыми мышцами помогают укрепить артикуляционную систему, сделать ее более подвижной, а это улучшит разборчивость речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы изредка путаются, переставляются, исключаются из слов, можно заподозрить нарушение фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем с произношением может быть банальное подражание некоторым членам семьи или старшим товарищам.

Случай из практики. У слабовидящей девочки был абсолютный музыкальный слух. Но в то же время голосовой аппарат обладал удивительной инертностью.

Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно выровнять». Маленькая девочка попыталась повторить новое слово и оказалось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня поправить произношение, ничего не вышло. Мне пришлось сказать няне, что ей нужно изменить слово на «более простой»: выравнивать, выравнивать, выравнивать. После нескольких повторений в медленном темпе девочка стала правильно произносить и читать слова по слогам: «брейк-уровень-нять», поэтому легко соединила все звуки.

3. Заболевания ЛОР

Иногда причиной является неправильное дыхание (слабое дыхание чаще встречается у девочек) или ЛОР-заболевания: аллергический ринит, ринит, тонзиллит, тонзиллит, аденоиды, полипы, парез. В любом случае необходимо подобрать уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным элементом следует выделить неврологические нарушения. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама способность произносить звуки.

Упражнения для постановки буквы «р»

Упражнения на букву р для детей нужно делать каждый день, желательно в игровой форме. Лучше проводить занятия утром и вечером и обязательно посидеть перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть работу своих губ. Сначала родитель на своем примере показывает, как правильно произносить буквы, потом ребенок повторяет. Все занятия проходят в дружеской атмосфере, нельзя допускать криков и скандалов, чтобы избежать неприятных впечатлений.

Подготовка речевого аппарата

Есть много нюансов работы с упражнениями на произношение буквы р для детей. И, конечно же, изначально следует подготовить речевой аппарат к работе. Начало занятий — артикуляционная гимнастика.

Подготовка к дальнейшей работе над произношением

Примечание! Упражнения всегда выполняются перед зеркалом вместе с ребенком. Это облегчает ему повторение за родителями. Выполняйте тренировки каждый день, повторяя каждое упражнение 6-8 раз. Помните, что нервная система у детей формируется до десяти лет, поэтому при первых признаках усталости и раздражения стоит сделать небольшой перерыв.

Гимнастика преследует следующие цели:

  • Развивать языковую мобильность. Выполняются различные упражнения, чтобы язык был широким, узким, приподнятым и опущенным, поочередно касаясь щек.
  • Развивайте подвижность губ. Упражнения «Клоун», «Свинья», «Обезьяна».
  • Развивайте способность удерживать нижнюю челюсть в определенном положении. Ребенок пытается подтолкнуть его вперед, исправить и вернуться.

Практические советы и дидактический материал по исправлению произношения

Трудности произношения «р»

Почему письмо сложное:

  • Часто встречается между гласными в словах.
  • ребенку сложно правильно его произнести, он заменяет на «л», «с», «у», потому что не владеет навыком правильного произношения,
  • Ребенок не может достаточно твердо произнести звук, есть царапающая (как французская) или сильная (заусенец) вибрация).
  • Произношение «в нос». Это связано с тем, что ребенок не знает, где должен быть кончик языка при произнесении.

Тренировка мышц языка

В упражнениях на звук р для детей всегда есть языковая разминка:

Упражнения для речи из логопеда

  • «Колебание». Широко откройте рот, поднимите и опустите язык вверх и вниз, касаясь зубов и удерживая его в течение 20 секунд в одном положении.
  • Оближайте губы языком по часовой стрелке и наоборот.
  • «Художник». Рот закрыт, язык проталкивается внутрь неба, щек и зубов.
  • «Лошадь». Ребенок щелкает языком, имитируя лошадь.
  • «Слон». Вытяните губы вперед, вдохните воздух, как будто слон набирает воду, затем выпустите воздух на выдохе.

Комплекс упражнений для растяжения уздечки языка

Занятия логопедом на букву р часто сопровождаются упражнениями на удлинение уздечки языка, так как проблемы со звуковым произношением могут лежать в короткой уздечке.

Упражнения всегда выполняются медленно:

  • Широко откройте рот, оставив его неподвижным. Язык движется по нёбу от зубов к горлу.
  • «Футбол». Открывая рот, ребенок по очереди касается правой и левой щеки, сильно напрягая кончик языка.
  • «Котенок». Это любимое упражнение детей. Вылейте любимое лакомство на блюдце и попросите лизнуть его языком.
  • «Гармоника». Плотно прижмите язык к нёбу. Затем откройте и закройте рот, при этом язык останется неподвижны

Комплекс упражнений, развивающих речевой аппарат

Развивая речевой аппарат, следует помнить о дыхании.

Дыхательные упражнения:

  • Вдохните, а затем попробуйте «задуть свечу», слегка выдыхая.
  • «Торт на день рождения». Вдохните и на выдохе постарайтесь задуть как можно больше воображаемых свечей. Воздух не всасывается.
  • На вдохе и выдохе скажите: «Какой ароматный цветок».
  • После вдоха на выдохе произнесите звук «ссс», затем переключитесь на «ппр».
  • На выдохе он имитирует звук ветра: звук «ввв».
  • На выдохе имитируйте самовар — «затяжка-затяжка».
  • На выдохе произносите скороговорку.

Вы также можете использовать пассивную гимнастику для разминки. Детям особенно нравится работать в парах с братьями и сестрами или одним из родителей.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Постановка звука «р» с детьми

Важнейшим этапом логопедических упражнений на букву р является установка звука. Он разделен на три этапа:

  • Научитесь уверенно произносить звук по отдельности.
  • Добавляйте произношение слогов, слов,
  • Только после этого переходите к предложениям и скороговоркам.

Техника постановки звука

Настройка буквы «r» делится на настройку буквы «p» и «pb». Во-первых, вам нужно научиться успешно произносить твердую букву «р». Для этих целей выполняются все описанные выше упражнения.

утверждение мягкого «pb» связано с произношением чистых предложений. Вы можете создать их самостоятельно или использовать следующее:

  • На горе есть дуб — переоформи,
  • А на снегирей авета — ри-ри-ри,
  • И коса к газонокосилке — ря-ря-ря,
  • Я говорю всем правду: рю-рю-рю.

Устройство, которое помогает установить букву p

Чтобы усложнить задачу, можно использовать специальные приспособления или палки, которые ребенок будет держать губами.

Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения

Задания для формирования правильного произношения

7 заданий на правильное произношение буквы «р»:

  • «Часы с кукушкой». Ребенок с широко открытым ртом тянет язык к верхней губе, затем от зубов к бугоркам.
  • «Дрожь». Ребенок учится трясти языком, выпуская воздух на выдохе и касаясь языка губами.
  • «Кружка». Широко улыбаясь, вам следует прикусить кончик языка.
  • «Лошадь». Имитация шума лошади.
  • «барабанщик». Широко откройте рот и попробуйте сказать «д». Затем ребенок прикасается к альвеолам и понимает правильное положение языка при произнесении «р».
  • «Зубная щетка». «Почистите» зубы языком изнутри.
  • «Присоска». «Приклейте» язык к небу, крепко держите, открывайте и закрывайте рот, не вынимая языка.

Развитие артикуляции

На развитие сустава нужно время. Поможет тренировать выдох, растянуть уздечку языка и укрепить ее в верхнем положении.

очень важно, чтобы малыш научился энергично выдыхать. Пузырьки ему в этом помогут. Это одновременно увлекательно и полезно. Вы также можете использовать мяч для пин-понга — ребенок должен уметь направлять его к двери. Это сформирует правильный воздушный поток при выдохе.

Совместные упражнения аналогичны упражнениям в суставной гимнастике.

Закрепление результата

важно не только научить ребенка навыку правильного произношения, но и закрепить результат после плодотворной работы.

Упражнения для автоматизации звука

Последним этапом занятий логопедом по звуку p считается автоматизация звука.

Он включает в себя несколько упражнений, которые выполняются в игровой форме:

  • Используйте карточки, на которых написаны слова с буквой «р». Если произношение неправильное, произнесите слово правильно, затем удалите карточку. В следующий раз при правильном произношении буквы похвалите ребенка и замените карточку на новую.
  • «Запомни порядок». Используются те же карты. 5 из них расположены в ряд, ребенок запоминает их последовательность. Затем он поворачивается и пытается произнести слова в том порядке, в котором они расположены.
  • Стихи. Желательно сразу выучить их наизусть и как можно чаще произносить во время прогулки.

Скороговорки

В логопедических задачах с буквой р часто используются языки:

  • «Карл украл кораллы у Клары, а Клара украла кларнет у Карла»,
  • «Во дворе трава, на траве есть дрова, во дворе дрова на траве не рубят»,
  • «Ворона пропустила ворона».

Дополнительная информация! Постоянное прослушивание ребенком и повторение скороговорок — это тонкая тренировка его внимания. Обретает способность слушать. Это благотворно сказывается на дальнейшем образовании дошкольника, где придется усвоить гораздо больший объем информации.

Оцените статью
Блог о речи