Как научить ребенка выговаривать букву Р

Кто и почему картавит

— Почему у детей проблемы со звуком «Р»?

— Причин может быть несколько. Например, наследственная предрасположенность. Часто бывает, что в семьях, где у одного из родителей есть такой дефект, дети копируют его и неправильно интерпретируют произношение «П». Важны также анатомо-физиологические особенности строения речевого аппарата. Например, строение ротовой полости, при котором язык недостаточно поднимается за верхние зубы. «Р» — звук верхнего сустава. Вибрация возникает, когда язык отрывается от верхних зубов. Но при определенных аномалиях или особенностях строения ротового аппарата она там не возникает, поэтому нет возможности правильно произнести «П».

— Чаще ребенок просто не произносит «П» или «шепеляет», говорит ли он горлом?

— Чаще ребенок, услышав, как произносится «П», то есть характерное «рычание», самостоятельно ищет альтернативные способы произношения. Они могут быть самыми разными. Например, ребенок говорит «П», вибрируя маленьким язычком. В то же время звучание напоминает французское «П». Или с силой напрягите мышцы глотки и получите такое «жадное» рычание. Другой способ — произносить губами, когда они вибрируют. Его еще называют «ямщиком« Р».

— До какого возраста можно не беспокоиться о произношении «П»?

— Классическая точка зрения — до 5 лет. Этот возраст считается пограничным. Уже должны быть сформированы базовые базовые навыки родного языка и правильное произношение звуков. Происходит это за счет развития у ребенка фонематического слуха и способности выделять и слышать звуки родного языка, правильно их имитируя. Кроме того, формируется анатомо-физиологическая система, которая дает основу для правильного произношения звуков, в том числе и «П». К 5 годам уже должно наступить «физиологическое» созревание речи, должны быть сформированы основные нормы произношения. Если этого не произошло, рекомендуется их исправить. Хотя никто не запрещает родителям и логопедам пытаться сначала сформировать звук «П.

Постановка звука «Р»

— Звук «Р» один из самых сложных для постановки?

— Похоже на то. Чтобы произносить его правильно, должен совпадать ряд факторов. Необходимо научить ребенка поднимать и удерживать язык за верхними зубами, выдыхать поток воздуха и вибрировать кончиком языка. Но часто ребенок не понимает, как этому научиться. Следовательно, чтобы «запустить» эту вибрацию, необходимо «механически» помочь ему. Есть упражнение под названием «моторное»: ребенка просят произнести звук «Д», в этот момент под языком они совершают движения из стороны в сторону с помощью щупа, пальца или даже ватного тампона. Но самое главное — научить координировать несколько действий одновременно: поднять язык, сделать вибрацию и сделать прямой выдох на кончике языка. Тогда звук появится. У опытных логопедов есть уловки, с помощью которых они ускоряют формулировку «П».

— Например?

— Тренировать легче, если ребенок лежит, а не сидит и не стоит — положение лежа позволяет расслабить задние части языка и активизировать работу его кончика. Но даже когда анатомо-физиологические особенности, казалось бы, не позволяют оторвать язык от верхних зубов, логопеды старой школы, особенно св зубы.

— Реально ли родителю поставить ребенку букву «П?

— Родители разные. Кто-то прочитает информацию или посмотрит видео в Интернете и сделает правильный вывод, а кто-то — неправильный. Поэтому бывает, что кому-то удается поставить «Р», не обращаясь к специалисту, а кому-то нет. Иногда при таких попытках у мамы или папы может сформироваться неправильный стереотип произнесения звука «П», и тогда логопед должен его исправить. Поэтому, прежде чем начинать пробовать самостоятельно, лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы все сделали правильно.

— Что посоветуете посмотреть?

— Мне нравится работа канала «ЛОГОПЕДЕТИ.

— Некоторые логопеды ставят «П», а потом говорят: «Теперь автоматизировано дома». Это правильная тактика?

— Я бы сказал, так думает ленивый логопед. Было бы неплохо, если бы родители принимали самостоятельное активное участие в автоматизации «П». Это действительно необходимо. Но делать это нужно под руководством логопеда. Возможно, сознательные и хорошие родители не в состоянии выполнить рекомендацию, даже если специалист подробно объяснил им, как это сделать. Или бросил дело. Кроме того, информация может быть использована не по назначению. Показал логопед — было понятно, сами начали делать — вопросы возникли.

— А какой выход?

— Хотя бы месяц-полтора, пока ребенок не научится произносить «П» на словах, лучше оставаться под присмотром логопеда. На этапе предложения или фразы вы уже можете продолжить работу самостоятельно, но при условии, что специалист увидел, что звук усвоен правильно и ребенок не искажает его. Часто бывает, что ребенок начал правильно произносить «П», но не смог автоматизировать звук, потому что не было грамотной помощи.

— Звуковая автоматизация: это когда вы обрабатываете «R» словами с комбинацией «DR» и «TR»?

— Есть несколько вариантов основного звука, от которого срабатывает «П». Один из способов — произнести звонкую букву «D», которую логопед с помощью «двигателя» трансформирует в букву «R». В то же время, часто при автоматизации, то есть фиксации произношения «П» в слогах, словах, словосочетаниях, используется сочетание согласных «DR» для введения звука в сочетание, и тем самым изолированное произношение « П ». Но можно также поставить «П» от звука «Ж». Если вы начнете произносить «Ф» и одновременно будете делать вибрирующие движения под корнем языка, вы также получите «П». Так мы сразу получаем звук, который можно автоматизировать изолированно, без нюансов. А когда ставят от «Д» или «Т», наличие этого звука перед «Р» может сохраняться у ребенка долгое время».

— Вы можете мне объяснить, как это?

— Если бы мы начали автоматизировать через слова «дрова», «трава», «трусы», «метр», «войлок», а потом нам пришлось бы переключаться на изолированный звук, у нас часто получается не «рыба», а «рыба» «. Надо работать, чтобы избавиться от этих нюансов. Поэтому, если возможно, для конкретного ребенка я предпочитаю вводить «П» через звук «Ж». Хотя этот метод постановки используется реже.

— Сколько времени в среднем уходит на этап «R» — туда и обратно?

— Все индивидуально и зависит от смекалки ребенка, его анатомических особенностей и помощи родителей на этапе автоматизации. Есть дети, которые сразу понимают, какое движение нужно делать языком, и на первом занятии начинают делать вращение «П». Даже в этом случае автоматизация займет много времени. Мы не говорим «Р» катится — «р-р-рыба». Этот звук единый. В процессе речи мы почти не чувствуем вибрации, и даже без нее мы можем произнести слово с буквой «П». У ребенка должно быть время, чтобы перестроиться с катящегося звука на более автоматизированную версию. Если заниматься каждый день, поправлять малыша днем, напоминать ему, как правильно говорить, то в течение месяца-двух можно автоматизировать звук «Р» в речи. А если не прилагать усилий и только надеяться на редкие сеансы с логопедом, то такая ситуация может длиться месяцами, а то и годами. Если ребенку 10 лет и он все еще вырывается, то проблема в лени родителей и недостаточной работе с ними логопеда.

Упражнения для растяжения уздечки

Абсолютно каждое задание нужно выполнять медленно, с широко открытым ртом.

Стоит понимать, что речевая гимнастика является значительной нагрузкой на язычок, поэтому для устранения дефектов речи у детей необходимо во время выполнения упражнения делать небольшой отдых.

  • «Колебание». Максимально откройте рот, двигайте языком вверх-вниз, касаясь зубов. Затем прижмите язык к верхней челюсти примерно на 15 секунд. Это поможет растянуть подъязычную уздечку и научит язычок подтягиваться вверх.
  • «Футбол». В свою очередь коснитесь кончиком языка правой щеки, затем левой, как будто катите в рот шарик.
  • «Котенок». Вылейте часть угощения в блюдо. Суть упражнения в том, чтобы ребенок слизывал лакомство, как котенок.
  • «Дотянись до подбородка». Для этого ребенок должен дотянуться языком до подбородка. Чем больше вы дотянетесь, тем больше будет растягиваться уздечка.

Способ по Левиной

Логопед Р.Е. Левина в 1965 году разработала серию артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на достижение безвибрационного трения «P» после достижения правильного сустава.

На втором — вибрацию языка тренируют звуки «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, вытягивает «F», кончик языка подводит к деснам, между ними нет места. Ребенок с силой выдыхает воздух.

Для создания вибрации используйте звук «Д», который произносится на выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно прилегает к деснам верхних зубов. «D» произносится вместо «P» в словах с комбинацией «TR» или «DR».

Упражнения логопеда для буквы “р”

Как научить ребенка произносить букву «п», если выявлены причины ее неправильного звучания?

При недостаточной длине уздечки пригодятся следующие упражнения:

  • протягиваем язык к носу, стараемся, ведь это непростая задача; повторяем несколько раз в течение дня;
  • превращаемся в питомца и пытаемся слизывать молоко из миски.

Легкий массаж уздечки языка указательным и большим пальцами, немного растягивая на 2-3 минуты 2 раза в день, также окажет положительный эффект, если вы начнете учить ребенка говорить «р» дома.

Если у ребенка недостаточно развит речевой аппарат, очень полезными будут простые упражнения, тонизирующие лицевые мышцы и облегчающие произношение сложных звуков:

Для правильного произношения буквы «р» вам потребуются легкие и веселые дыхательные упражнения”:

Чтобы научить ребенка букве «п», необходимо следовать рекомендациям специалиста и вместе работать над проблемой — неправильно произнесенный звук со временем исправить станет сложнее.

При выполнении детям упражнения с буквой «р» для получения этого звука часто используют логопедический зонд. Этот инструмент механически воздействует на язык, отталкивая его или создавая вибрацию, тем самым исправляя сустав. Вы можете получить их в ближайшей аптеке или используя доступные инструменты, например палочку для мороженого.

Дифференциация звуков

Чтобы п не конфликтовал с другими согласными, особенно с звонкими, необходимо автоматизировать не только сложный звук, но и его сочетания с другими. Итак, чтобы различать «р», используются слова, которые отличаются одной буквой. Пары слов, подходящие для различения «p»:

  • Рожь — это ложь
  • Краска — рак
  • Лаз — время.

В течение дня упражнения по дикции должны длиться около 20-30 минут. Это наиболее эффективно, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры и веселые занятия по 5-7 минут. Ребенку от 3 до 7 лет играть и общаться со взрослыми гораздо интереснее, чем выполнять бессмысленные повторения, поэтому отдайте предпочтение игровым методам. Также подойдут стихи для детей, шуточный детский стишок и лого-ритмичная песня на тему урока.

Совет. Поиграйте с метаграммами: как, например, сделать из реки море? Это очень просто: ре ка — ру ка — лука — лужа — кровать — виноградная лоза — поза — ди ра — го ра — го ре — мо ре. В то же время вы можете сосчитать с точностью до десяти — сколько шагов потребовалось, чтобы вас преобразить? Сколько попыток удалось взять цепочку?

исправить неправильное произношение и ввести правильное нужно как можно скорее, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно поправить речь ребенка, действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном информационном потоке, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями надежных источников: консультации логопеда, специализированной литературы или официальных изданий детских психологов.

Постарайтесь выбрать подходящее время для урока, когда ребенок находится в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. С ним лучше поговорить о звуках в процессе изучения книг и сказок, упражнениях с кубиками, регистре букв и алфавита. Объясните, что язычок нужно тренировать, чтобы он работал так же, как и любую другую мышцу, и не прекращал тренироваться, как в спорте. Тот факт, что язык — это мышца, может стать большим открытием того, почему!

Если не получится. Дошкольники не всегда гибки в обучении и обучении. Когда что-то идет не так, родители не должны паниковать и нервничать в присутствии своих детей. Прекратите занятие, успокойтесь и вернитесь к любимому щенку в хорошем настроении.

Еще один важный совет: отбросьте плохой пример или поймите ребенку, что имитировать такой пример неправильно. Иногда младенцы перестают лизать, когда понимают, что это вызывает насмешки и чрезмерное внимание.

Важно! Следует ли привить ребенку чувство стыда за свои ошибки? Очевидно нет! Вместо того, чтобы делать замечание «Вы снова ошибались», превратите ситуацию в шутку. Многие фразы запоминаются всей семьей и превращаются в веселое воспоминание. Вот несколько примеров из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дед Усран (Руслан).

Скороговорки в помощь

Ребенка старше пяти лет можно попробовать научить скороговорки, которые поспособствуют правильному произношению буквы.

Почему ребенок не выговаривает звук «р»

Обычно, как только ребенок начинает говорить, искажая слова и звуки, это вызывает у всех родственников привязанность. Поэтому чаще всего родители не обращают внимания на такое неправильное искажение языка. Напротив, все «смешные» слова запоминаются, записываются в специальный блокнот «на память». И если ребенок только начал учиться говорить, а некоторые звуки все еще плохо отзываются, это не проблема.

Тревога родителей начинает расти, когда сын или дочь несколько лет активно разговаривают, но все еще не могут правильно воспроизводить сложные звуки. Один из таких звуков, который трудно воспроизвести, — это звук «р». Каковы причины нарушения речи?

Речь ребенка развивается по его индивидуальной программе. Обычно до трехлетнего возраста дети практически не произносят звук «р» и научить их этому навыку в это время достаточно сложно. Но, чтобы в дальнейшем облегчить преодоление трудностей с речью, в этот период уже можно проводить с ребенком уроки, которые помогут ему начать правильно произносить сложные звуки. Пятилетний возраст идеально подходит для того, чтобы научиться правильно произносить букву «р».

Если ребенку еще нет пяти лет, он не нуждается в особом уходе или обучении. От 5,5 до 6 лет при наличии проблем с речью ребенку требуется помощь профильных специалистов.

Неправильное произнесение звука «р» может быть связано с физиологическими проблемами. Например, из-за неправильной формы языка (к счастью, такая патология встречается редко), короткой уздечки, уменьшенного размера языка, неразвитости ротовой мускулатуры, неправильного прикуса и других дефектов у ребенка могут возникнуть проблемы не только со звуковым произношением. «P», но и многие другие (например, шипение, свист и жужжание).

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных дефектов, то родители обязаны показать его стоматологу или логопеду. Часто родители не могут сами определить, есть ли у ребенка физиологические недостатки. Поэтому необходимо ежегодно проходить с ребенком медицинские осмотры, чтобы вовремя выявить проблему и исправить имеющиеся недостатки.

Практически все перечисленные дефекты, за исключением неправильного прикуса, исправляются хирургическим путем. Эти операции несложные, и после их выполнения дети практически сразу издают сложные звуки, поэтому для развития речи проходить специальные курсы не нужно. Если вовремя не устранить эти физиологические недостатки, они могут вызвать смазывание и другие дефекты речи во взрослом возрасте.

Упражнения для домашних занятий

Если у ребенка нет патологий, требующих лечения у специалиста или операции (очень короткая уздечка, необходимость решения проблем с аденоидами, гайморитом и т.д.), То родители вполне могут научить ребенка произносить Р.

Конечно, предварительная консультация логопеда очень желательна. В нем будет указана конкретная причина проблемы и даны общие рекомендации по формированию звука.

Все упражнения достаточно простые, но все же эффективные.

Речевая гимнастика

Первые тренировки с сыном или дочкой стоит заниматься только логической гимнастикой. В будущем с него будет начинаться каждый урок звукорежиссуры Р.

В целом эта разминка включает три группы упражнений. Каждый из них повторяется 5-7 раз.

Дыхательные упражнения:

  1. Задуть свечу. Ребенок должен представить перед собой большой торт со свечами, который необходимо задуть на вдохе. Для этого в легкие втягивается больше воздуха, затем он выпускается резким интенсивным движением. Затем свечи одну за другой задувают — с сильными прерывистыми испарениями.
  2. Выдувание снежинок с ладони. На ладонь малышки надевается кусочек ваты — импровизированная снежинка. Он должен сдуть это легким долгим выдохом через рот. После удачных попыток задача усложняется — нужно сдувать две, а затем три снежинки. Кстати, в период цветения одуванчиков с ними можно потренироваться — сдуть с них белую «шляпу».

 

Специальные упражнения помогут развить силу дыхания

Упражнения для губ:

  1. Изгородь. Надо плотно сомкнуть зубы, затем открыть губы и показать белый «забор» (зубы остаются закрытыми).
  2. Хобот слона. Губы нужно вытягивать трубкой вперед на максимальное расстояние.
  3. Лягушка. Малыш должен широко улыбнуться и удерживать в таком состоянии губы около 10 секунд.

 

Вы должны изобразить лягушку с улыбкой не менее 10 секунд

Упражнения для языка (растянуть уздечку, развить вибрацию и амплитуду):

  1. Слизать варенье. Ребенок представляет себе, что у него на губах вкусное варенье: он должен языком лизать верхнюю, а затем нижнюю губу.
  2. Котенок. Необходимо предложить ребенку представить себя котенком, вылизывающим молоко. Для этого также слизывайте с тарелки сгущенку или варенье.
  3. Колебание. Ребенок постоянно вытягивает язык сначала как можно выше к носу, а затем к подбородку.
  4. Часы. Язык надо двигать из стороны в сторону — болтать налево и направо.
  5. Почистим зубы. Язык, как и при использовании зубной щетки, следует провести по верхним и нижним зубам.
  6. Щетка. Оттянитесь языком от передних зубов к горлу.
  7. Лошадь. Необходимо показать, как лошадь хлопает в ладоши: ​​откройте рот, поднесите язык к нёбу и щелкните (помогите почувствовать вибрацию).

Полезным упражнением, растягивающим уздечку языка, является «Котенок», когда ребенок слизывает с тарелки что-нибудь сладкое

Помимо этих упражнений взрослый может массировать уздечку ребенку. Ребенок открывает рот и поднимает язык. Родитель касается уздечки большим и указательным пальцами (чистыми, конечно) и слегка приподнимает их. Массаж выполняется два раза в день по три минуты.

Видео: речевая гимнастика, помогающая постановке звуков Р и Л (мама рассказывает, как занималась с маленькой дочкой)

Непосредственно упражнения для становления звука Р

Следующие упражнения уже связаны с произношением звуков и напрямую направлены на установление правильного звука П:

  1. Ребенку следует прижать язык к верхнему нёбу на уровне альвеол (за зубами) и быстро произнести несколько раз звук Д с сильным выдохом. Похоже на пулеметный огонь: «ддддд».
  2. Под язык кладется ватный тампон (ну, если есть логопед), взрослый ходит влево-вправо (ребенок может положить туда палец и сам пошевелить). При этом протяжный звук произносится «ж-ж-ж-ж».
  3. Ребенок широко открывает рот и произносит удлиненный слог «цзза-ах», а взрослый подсовывает ему ватный тампон под язык. Мягкая P ставится аналогично: только вместо «zzzaaa» произносится «zzziii».

Полученный результат (ребенок стал получать правильное произношение звука П) необходимо закрепить на практике. Чтобы сделать изучение ребенка интересным, для этого используются чистые слова (стишки), скороговорки, детские стишки. Вы можете использовать что-то вроде следующих опций:

Чистоговорки

  • РА-РА-РА (2 раза) — Вчера к ребятам навещал.
  • РО-РО-РО (2 раза) — потерялось петушиное перо.
  • РУ-РУ-РУ (2 раза): заяц спрятался в нору.
  • RE-RE-RE (2 раза) — поиграем во дворе.
  • В парке есть пологая гора — РА-РА-РА (2 раза).
  • Утром едем на метро — РО-РО-РО (2 раза).
  • Покрасьте конуру краской — RU-RU-RU (2 раза).
  • Комары кружат в парке — РЫ-РЫ-РЫ (2 раза).
  • AR-AR-AR (2 раза) — Рома любит загар.
  • УР-УР-УР (2 раза): в розетке есть черный провод.
  • ОП-ОП-ОП (2 раза) — созревает красный помидор.
  • ИК-ИК-ИК (2 раза) — в чашке с сахарным кефиром.

Скороговорки

  • На горе Арарат созревает красный виноград.
  • У мышки корка в норке.
  • Трое трубачей затрубили.
  • После росы выросли розы.
  • В темноте креветки шумят в драке.

Потешки

  • Вдоль реки росла рябина,
    И река потекла — заколебалась.
    Между ними есть глубина,
    Там гуляла рыба.
    Эта рыба — король рыб
    Это называется Gudgeon”.
  • Во дворе горка,
    Под горкой — норка.
  • В этой дыре есть родинка
    Норковые охранники.
    Егор перешел двор,
    Принесите топор, чтобы починить забор.

Полученный результат необходимо отработать на чистых скороговорках, скороговорках и другом материале

Словоподражания

Взрослый предлагает ребенку рычать как тигр (Ррррр), кричать как ворона (каррррр), чтобы показать, как скрипят ставни (скррррр), показать, насколько ему холодно (Бррр-Р).

Игровые задания

  1. Мама говорит своей «ученице», что они поедут на пароходе (покажите картинку), но брать можно только те вещи, которые содержат звук R. Задача ребенка — назвать как можно больше из них. Кроме того, необходимо говорить общими фразами: «Я загружу в пароварку рыбу (помидоры, морковь, виноград, игрушки и т.д.)».

    В процессе обучения можно активно использовать логопедические игры

  2. В лесу в корзину можно класть только грибы, в названии которых присутствует звук П (подберезовики, подберезовики, верблюда и т.д.).

    В корзину можно класть только грибы со звуком P в названии

Также можно давать изображения с изображением различных объектов, среди которых нужно только назвать те, в которых присутствует звук P.

Вы можете распечатать много похожих картинок, чтобы ребенок мог найти и назвать слова со звуком P

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка произносить букву «р» в домашних условиях? Несмотря на желание быстро поставить звук «р» и научиться его произносить за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором вы сможете построить четкое звучание речи вашего малыша по кирпичику. И для соблюдения этих условий не забывайте об эмоциональной составляющей: ваша задача сделать логопедические упражнения на звук «р» увлекательной игрой и подарить всем участникам хорошее настроение.

Затем приступайте к упражнениям на произнесение буквы «п» с разминки:

Далее следует основная часть, посвященная производству звука «р» у детей, в которой можно выделить три фазы:

  • «П» звучание автономно;
  • «П» в слогах и словах;
  • «П» в связной речи.

Поставим звук «p» одним из вариантов:

1. Продолжайте бросать «дддддддд» и не отрывайте язык от неба. Когда он вибрирует с сильным выдохом, он будет звучать «ддд-ррр». Затем он переходит в слоги «дра», «дро», «дру» с твердым «р». Итак — к словам с этими слогами (дрова, дружба, драма) и к звуку «тр» (работа, путь, путь). Когда эти техники будут хорошо отработаны, удалите «d» и «t» и научитесь произносить звук «r» без них: град, ловля, журавль, таран, город, корова, забор, топор.

Если вы не можете произнести «r», в непрерывной фазе «d» вы можете осторожно протолкнуть язык ребенка в рот, например, палочкой для мороженого, или покачать им в середине языка. Звук «ддррр» должен работать! А дальше — уже слоги и слова.

2. Если у ребенка четкий и отчетливый звук «г», вы можете научить ребенка произносить букву «р» с помощью этого метода. Жужжание громкое, громкое, одновременно проталкивая язык глубже. Получается короткий звук «р». Практикуйтесь несколько раз, затем переходите к слогам и словам, начинающимся с «zp», затем возьмите «g» и работайте с «p», как описано выше.

3. Чтобы научиться произносить «р», попросите ребенка произносить «сссс» на выдохе, а затем вдохните через рот, прижимая свой язык к нёбу возле верхних зубов. Появляется необходимая вибрация и звучит «р». А дальше — тот же алгоритм: этот звук по слогам и в начале, в середине, в конце слова.

4. Вы можете составить оператор «p» из «p». Учитывая, что мягкий звук «ррр» — это хит, получите его устойчивую вибрацию «рррр» и преобразуйте ее в звук «ррр». Затем потренируйтесь как в слогах, так и в словах.

Имитация явлений окружающего мира, например, рыка тигра, шума работающего двигателя самолета или двигателя трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Чтобы поставить звук «р» и закрепить свой результат, выполняйте упражнения на автоматизацию звука: разучивайте и произносите скороговорки, детские стишки и фразы.

Утверждение мягкого звука «pb» производится после исправления произношения жесткого «r». Упражнения на произнесение буквы «р» в данном случае представляют собой чистые предложения с мягкой «р”:

Скороговорки отлично подходят для добавления мягкого «р” :

Общие советы по организации домашних занятий

Чтобы уроки были эффективными, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Регулярно делайте физические упражнения (по возможности, каждый день). Редкие тренировки не дадут никакого эффекта.
  2. Важна последовательность заданий: от простого к более сложному (сначала закрепить произношение, дать ребенку отдельные слова, потом скороговорки и сложные рифмы).
  3. Чтобы практиковать звук, вы должны использовать различные материалы, всегда придумывая что-то новое, чтобы заинтересовать ребенка.
  4. На уроке очень важен позитивный настрой самого ребенка: если в данный момент он в плохом настроении или не очень хорошо, лучше отложить тренировку, например, на вечер.
  5. Не показывайте ребенку, что неправильное произношение P — серьезная проблема. Пусть воспринимает логопедию как игру

Для успеха урока очень важен позитивный настрой ребенка и обучение должно быть представлено как увлекательная игра

Упражнения, чтобы научить ребенка говорить букву «р»

Важно: упражнения на установку буквы «п» разработаны с учетом нагрузки на мышцы языка. Они помогут ребенку почувствовать и усвоить вибрацию языка, необходимую для произношения.

Тренируйтесь по 20-25 минут каждый день. Для начала нужно согреть язык и губы.

Разогрейте губы:

  • Попросите ребенка широко улыбнуться. Пусть она будет широко улыбаться примерно 10 секунд
  • Попросите сложить губы в трубочку и удерживайте их в таком положении 10 секунд

Разминка языка:

  • «Лошадь». Ребенок щелкает языком, как лошадь. Это позволит ему почувствовать вибрацию языка
  • «Иголка». Ребенок высовывает язык, делая его тонким. Нужно задержать язык на 10 секунд, затем повторить упражнение еще раз
  • «Мы чистим зубы.» Ребенок водит языком по зубам, будто чистит их
  • «Щетка». Ребенок пробегает языком от передних зубов к горлу по небу
  • «Бандит». Попросите ребенка высунуть язык и болтать налево и направо

Разминка для языка

Упражнения на произнесение буквы «р»:

  1. Ребенок прикладывает язык к верхним зубам, затем произносит букву «д». Не один раз, а несколько «ддд». Затем попросите их произнести «д» с сильным выдохом
  2. Попросите ребенка произнести длинное «ррр» (рычание). Покажи ему, как это сделать самому
  3. Для этого упражнения требуется логопедическая лопатка. Вы также можете хорошо вымыть руки ребенка и попросить его положить палец ему под язык. Позвольте мне сказать «ж-ж-ж» и провести пальцем слева направо
  4. Ребенок широко открывает рот, издает звук «ззаа». Тем временем подложите под язык лопатку и осторожно двигайте в стороны

Процесс коррекции речи

Как мы уже говорили, процесс исправления произношения звука «р» всегда требует подготовки. По словам логопеда, в основе подготовительного периода лежит артикуляционная гимнастика для губ и языка. Он дал понять, что нужно делать совместные упражнения каждый день по пять-десять минут. Примеры базовых упражнений для настройки звука «р»:

• «Чистим зубы» — губы улыбаются, при широком кончике языка нужно имитировать движения, как при использовании зубной щетки. И вот он «чистит» верхние зубы.

• «Очистим небо»: нужно делать движение вперед-назад широким языком.

• «Гриб»: ребенок сосет язык у неба.

• «Гармошка» — язык находится в положении «Гриб», а нижняя челюсть должна двигаться вверх и вниз.

• «Лошадь»: ребенок имитирует шум копыт. Хлопать в ладоши нужно медленно, а язык должен быть широким. Важно учитывать, что нижняя челюсть не должна двигаться.

• «Пулемет или барабанщик»: губы в положении улыбки. Быстро и многократно повторяйте звук «Ддд», плотно прижимая кончик языка к зубам для получения отчетливого звука.

• «Свинг» — надо открыть рот, высунуть язык и протянуть его то к носу, то к подбородку.

• «Удар» — рот закрыт, губы сомкнуты. В этот момент кончиком языка нужно сильно прислониться к той или иной щеке.

Следующим этапом в настройке правильного произношения звуков является формирование голосового дыхания. Это очень важный нюанс, так как именно дыхание речи отвечает за формирование голоса и артикуляционные функции. Если дыхание правильное, малыш говорит четко и красиво.

«Чтобы сформировать сильный выдох изо рта, можно использовать следующие упражнения: потушить горящую свечу, подуть через трубку для коктейля в воду (чтобы вода закипела), сдувать карандаш или ватный тампон со стола, выдувать мыло пузыри и надувные шары».

Говоря об этом этапе, логопед рассказал о тех хитростях, которые помогут выработать правильное произношение звука «р»:

• первый метод основан на упражнении «Грибок», о котором мы говорили ранее. Когда язык находится в правильном положении, ребенок с силой выдыхает кончиком языка. При сильном выдохе должна получиться вибрация.

• второй способ — механический. Лучше всего полежать. Ребенок выполняет упражнение «Пулемет», а один из его родителей или логопед с ватной палочкой совершает колебательные движения под языком. Вы должны получить «dr».

При этом специалист отметил, что очень часто родители допускают ошибки при автоматизации звука «п» при попытке поставить его дома.

«Можно поставить звук дома, но это не всегда заканчивается удачно. Лучше своевременно обратиться за консультацией к логопеду, а потом вместе разработать план действий».

Если вы все же решили начать самостоятельно ставить правильную речь своему ребенку, то мы решили поделиться с вами еще парочкой хитростей.

Если у ребенка хороший и чистый звук «ш», с его помощью можно попробовать произнести произношение звука «р». Для этого ребенок должен четко и громко произносить звук «г» в течение нескольких минут, затем попросить его двигать языком немного глубже и произнести тот же звук. Это позволяет произнести короткий звук, например удар «р». Если ребенок успешен, упражнение необходимо повторить несколько раз, затем произнесение звука необходимо довести до автоматизации и составить парные фонемы.

Другой способ — поставить «p» через «s». Здесь также важно, чтобы ребенок без труда произносил глухой звук «с». Метод можно назвать нестандартным, так как он выполняется на вдохе, при этом все наши звуки произносятся на выдохе. Да, этот метод поначалу может показаться устрашающим, но не пугайтесь. Попросите ребенка долго произносить звук «ссс», после чего он должен надавить языком на бугорки за верхними зубами (альвеолами) и вдохнуть через рот. Если упражнение было выполнено правильно, вы услышите короткий и такой родной звук «р».

Все вышеперечисленные методы очень эффективны и помогли не одному ребенку. Не забывайте, что такие упражнения могут показаться ребенку сложными, поэтому постарайтесь все представить в игровой форме, постоянно хвалите и подбадривайте ребенка.

Исправить речь малыша поможет логопед

Учим ребенка говорить букву “р”

на уроках важно применять комплексный подход:

  • регулярно посещать логопеда;
  • делать в домашних условиях упражнения для установки звука «п» у детей;
  • используйте речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребенком выучите скороговорки на букву р, рассмотрите образы так, чтобы был звук и буква «р”.

Вы можете сделать это с логопедом или дома в одиночестве. Если выбран второй вариант, необходима первичная консультация специалиста.

Постановка звука “р”

Чтобы ребенок понял, как научиться произносить букву «р», необходимо сначала научиться произносить ее изолированно. На этом этапе происходит познание звука: узнать, как выглядит буква «р»: раскраски, стихи с ее изображением.

  • Чтобы сформулировать звук, нужно понимать, как он произносится, как выглядит его звучание. Ребенок открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминке, быстро произносит «ддд». При этом попросите его издать этот звук с сильным выдохом. Пока не будет «p», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения понадобится логопедическая лопатка. Для начала попросите ребенка сказать «LJJ» с широко открытым ртом. После того, как ребенок поймет, как это делать, вставьте лопатку под язык и помогите ему раскачивать ее влево и вправо. Произнесение «жжж» и вибрация шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пусть ребенок произнесет слог «зза», проталкивая язык как можно глубже к горлу. Одновременно вставьте шпатель, как в предыдущем упражнении, и помогите двигать языком из стороны в сторону. Вы должны получить чистый звук P.

Как только ребенок овладеет произношением без шпателя, приступайте к упражнениям на автоматизацию звука п.

Звукопроизводство предполагает повседневную деятельность. Их можно сочетать с играми, проводимыми в непринужденной обстановке. Главное знать алгоритм работы и отдельно собирать материал по автоматизации звука для каждого этапа.

Автоматизация звука “р”

  • После того, как ребенок научится произносить букву, его учат использовать ее по слогам. Сначала автоматизация жесткого и мягкого звука р по слогам и только после перехода к следующему элементу.
  • Автоматизация звука в словах. Вам нужно начинать с коротких и переходить к длинным, чтобы ребенок мог говорить, используя эти слова в предложениях.
  • Автоматизация звука p в длинных предложениях.

Только на этом этапе используются скороговорки на «р», разучиваются стихи логопеда. Он также использует загадки на букву p, чтобы произносить ее в качестве ответа.

Постановка звука «РЬ»

При замене «П» на его мягкую пару ребенок широко открывает рот и издает более продолжительный звук, продвигая передний край языка вперед к верхним резцам. В этом случае «P» сочетается с гласной переднего ряда «I». В результате звук становится мягким.

Когда стоит обращаться к специалисту

Как сказал логопед, суставная система полностью формируется к четырем-пяти годам. И если на этом этапе ребенок не произносит твердый звук «п» и мягкий «пб», то это может стать хорошим поводом для обращения к специалисту. Он пояснил, что звук «р» считается одним из самых сложных и требует подготовительной работы для его постановки.

Теперь мы объясним, почему звук сложный. Если вы вспомните школьные годы и уроки русского языка, то наверняка в вашей памяти появится пластинка с звонкими и глухими согласными. Но «п» всегда было в отдельной графе: звучные звуки. Именно они не имели глухой пары и отличались тем, что произносились с отчетливым и звучным выражением голоса. По статистике дошкольники в возрасте четырех лет могут произносить все звуки, кроме звуковых.

Что происходит, когда мы произносим звук «р»? Вот что:

• губы расслаблены;

• между зубами образуется пространство 4-5 миллиметров;

• кончик языка в это время поднимается к верхним деснам;

• из-за потока воздуха язык начинает вибрировать;

• средняя часть языка изгибается, а задняя, ​​наоборот, прижимается к нёбу;

• по краям язык прижимается к верхним зубам;

• голосовые связки колеблются в момент произношения.

Поэтому следующие виды произношения считаются отклонениями от нормы и обязательно требуют корректировки у квалифицированного специалиста:

• Velar — кончик языка опускается во время произношения и не участвует в суставе. В самом языке присутствует сильное напряжение, из-за чего он отвергается. Само произношение происходит не с помощью голоса, а с помощью воздуха, а значит, звук гортанный;

• Увулярный: язык начинает вибрировать в образовавшемся воздушном потоке. Звук очень спокойный и плавный;

• Носовой — по названию можно понять, как получается сам звук. Это произношение характеризуется локализацией воздуха в носу и полным отсутствием вибраций;

• Двойная губа — в этом случае в формировании звуков участвуют только губы, язык никак не участвует;

• Щель: язык повернут вверх, при разговоре образует пустое пространство с мягким нёбом;

• Межзубный — язык находится между зубами, что искажает разговорные звуки

Оцените статью
Блог о речи