Логопедические проблемы взрослых: причины и пути решения – Medaboutme

Содержание
  1. Расстройства речи у взрослых людей
  2. Дизартрия: заболевания нервов
  3. Дислалия: дефекты анатомии и особенности детства
  4. Афазия: инсульт, нейродегенеративные болезни
  5. С какими проблемами сталкиваются взрослые и как их решить
  6. Работа над дикцией и произношением
  7. Причины задержки речевого развития или дефекта речи.
  8. Что такое задержка речевого развития?
  9. Виды речевых дефектов:
  10. Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?
  11. Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:
  12. Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?
  13. Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:
  14. Профилактика задержки речевого развития
  15. Истории болезни
  16. Причины запинок в речи
  17. Возрастные несовершенства речи
  18. Эмоциональный стресс
  19. Заикание
  20. Тахилалия
  21. Клаттеринг
  22. Нарушение регуляторных механизмов ЦНС
  23. Другие причины
  24. КОГДА РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?
  25. Кого выбрать: логопеда, дефектолога или учителя риторики?
  26. Кстати, ты про Л говорил. А что с ней?
  27. Методы лечения речевых расстройств
  28. Типы нарушений работы голосового аппарата
  29. Дизартрия
  30. Заикание
  31. Дислалия
  32. Афазия
  33. Домашние коррекционные занятия
  34. От звука «д»
  35. Способ постановки от звука «ж»
  36. Метод постановки от звука «с»
  37. Введение вибранта в речь

Расстройства речи у взрослых людей

Хныканье, заикание, глотание определенных звуков — все это примеры нарушений речи. Но это лишь небольшая часть широкого спектра речевых расстройств, наблюдаемых у взрослых. Многие люди живут с ними, не обращая внимания на их недостаток. Родственники считают его милым, он придает шарма, индивидуальности и, похоже, не мешает самому человеку. Однако иногда неумение говорить четко, плавно и чисто становится непреодолимым препятствием для карьерного роста или освоения любимой профессии. Человек, который не может донести свои мысли до публики, никогда не станет учителем, лектором, коучем, эффективным лидером. Речевые расстройства часто приводят к депрессии, заниженной самооценке и другим психологическим проблемам.

Некоторые дефекты речи происходят из детства. Если по каким-то причинам родители не займутся исправлением речи ребенка, то шепелявка, вспышка может впоследствии испортить ему жизнь. Иногда дефект речи воспринимается ребенком окружающими его взрослыми, которые не считают нужным исправлять ребенка. Наконец, некоторые нюансы произношения на одном языке могут существенно испортить впечатление от речи на другом.

Причиной речевых нарушений также могут быть физиологические или анатомические особенности человека. Например, укороченная уздечка, отсутствие зубов и неправильный прикус могут испортить произношение. Взрослые часто имеют психологические проблемы, которые приводят к нарушениям речи в повседневной жизни или в моменты сильного эмоционального возбуждения.

Наконец, причиной серьезных дефектов речи могут быть различные заболевания, например афазия после инсульта, а также травма центральной нервной системы или повреждение голосового аппарата.

Наиболее частыми фонетическими нарушениями языка у взрослых являются различные виды дизартрии, дислалии и афазии.

Дизартрия: заболевания нервов

При этом расстройстве речи возникают трудности с произношением определенных звуков, слогов или целых слов. «Каша во рту» — это выражение довольно точно описывает речь дизартрии. Причина дизартрии — нарушение иннервации некоторых частей речевого аппарата. При этом ухудшается состояние сустава, что вызвано уменьшением подвижности языка, мягкого неба и губ. Чаще всего у взрослых дизатрия возникает в результате различных неврологических нарушений: инсультов, травм головного мозга, опухолей центральной нервной системы, нейродегенеративных заболеваний и т.д.

Дислалия: дефекты анатомии и особенности детства

Дислалия: анатомические дефекты и детские особенности

Под дислалией понимается нарушение произношения некоторых звуков родного языка человека. При этом не нарушается и слух, и иннервация голосового аппарата, но могут быть врожденные или приобретенные анатомические дефекты. Среди причин дислалии также называют длительные тяжелые хронические заболевания. Но чаще нарушения звукового произношения развиваются в детстве: из-за невнимания родителей к речевым проблемам ребенка. Причиной также может быть семейное двуязычие, подразумевающее сочетание двух языков. Наконец, у некоторых людей даже в зрелом возрасте наблюдается недоразвитие фонематического слуха — способности различать звуки.

Афазия: инсульт, нейродегенеративные болезни

Афазия развивается у взрослого человека, который в силу определенных обстоятельств — болезни, травмы — потерял ранее сформированный язык. Самый яркий пример — афазия, которая часто развивается у больных, перенесших инсульт. Часто это нарушение речи также поражает пациентов с опухолями головного мозга, нейроинфекциями, болезнями Паркинсона и Альцгеймера, а также некоторыми психическими расстройствами. В зависимости от пораженного участка головного мозга различают разные виды афазии. Также говорят о моторных и сенсорных разновидностях:

  • при моторной афазии человек все понимает, но не может говорить;
  • в случае чувственного — наоборот: он говорит, но не понимает обращенной к нему речи.

С какими проблемами сталкиваются взрослые и как их решить

Итак, если вы не произносите звук «р» или шепелявите, вам может помочь только логопед. Конечно, вы можете попробовать что-то сделать самостоятельно: изучить физиологические основы звука, сесть перед зеркалом и сделать несколько попыток, но зачем усложнять себе жизнь? Пока вы не узнаете причины своего слюни или шепелявости, ваши усилия будут напрасными. Не исключено, что самостоятельно устранить дефект не получится, нужна операция и специальная программа лечения. Но есть проблемы, которые можно решить самостоятельно, без помощи логопеда. Проблема 1: сбивает с толку быструю речь. Когда вы выходите на сцену, ваши мысли путаются, ваш голос дрожит, и от этого вы начинаете говорить без разбора. Звучит знакомо? Ситуацию можно исправить. На уроках я учу студентов, как преодолевать страх перед сценой и чувствовать себя уверенно при разговоре или общении в незнакомой компании, но вы можете решить проблему самостоятельно. Решение: дыхательная гимнастика. Практикуйте диафрагмальное дыхание: надуйте живот, как барабан, на глубоком вдохе, затем сильно потяните с глубоким выдохом. Это обеспечит правильное дыхание. Очевидно, что делать это на сцене необязательно. Заранее планируйте свою речь, тренируйтесь и контролируйте время. Как только вы почувствуете беспокойство, говорите медленнее, а не быстрее. Это вызовет дискомфорт и психологическую выносливость, но не позволяйте страху управлять вами. Если вы не можете сделать это, сделайте короткую паузу, сделайте глубокий вдох и начните медленно говорить на выдохе. Проблема 2: трусость. Возникает, когда полость носа не участвует в дыхании и звукообразовании. Причиной могут быть заболевания органов дыхания: полипы, аденоиды и т.д., поэтому есть смысл обратиться в ЛОР. Но если физиологических причин назализма нет или они успешно устранены, можно исправить дефект самостоятельно. Решение: дыхательная гимнастика и логопедическая тренировка. Работайте над правильным дыханием и дикцией, и проблема постепенно уйдет в прошлое. Проверьте носовое дыхание. Выполнять упражнения несложно, но делать это нужно регулярно: поочередно зажимайте ноздри и вдыхайте только одну, вдыхайте через нос и выдыхайте изо рта. Проблема 3: нечеткая дикция. Дикция — это четкое и отчетливое произношение согласных и гласных. Правильная дикция обеспечивается правильной артикуляцией каждого отдельного звука. Не все взрослые люди могут похвастаться правильной дикцией: многие проглатывают отдельные звуки, произносят их нечетко или неправильно. Но при систематическом подходе исправить это несложно. Решение: обучение дикции. Чтобы произнести речь, я рекомендую прочитать описание или найти правильное произношение каждого отдельного звука на видео и проверить его. Многие пропускают этот шаг, потому что им кажется очевидным: зачем учиться произносить звуки «п», «м» и другие с нуля? Но на практике невнятная дикция складывается из мелких ошибок, которые непрофессионалы даже не слышат. Для развития дикции пробуйте звуки в группах: гласные и согласные, голоса и свистящие. Работайте над отдельными звуками и их сложными комбинациями. Используйте пробку или язык: камешки, орехи, камешки, которые помещаются в рот. Поначалу вы не сможете четко произносить отдельные звуки или читать стихи с пробкой, но по мере развития дикции это станет все проще и проще. Не забудьте про такой классический инструмент для улучшения дикции, как скороговорка. Но не торопитесь их быстро читать, сначала обрабатывайте произношение медленно, затем немного быстрее, быстрее и так далее. Многие недостатки невозможно услышать, если вы не профессионал. Поэтому рекомендую попрактиковаться в дикции с наставником. Приходите ко мне на групповые или индивидуальные курсы в Oratoris School of Public Speaking! Я выслушаю вас и составлю специальный план урока с учетом ваших особенностей и потребностей. Записаться на курсы в Москве и Санкт-Петербурге можно по телефону или через сайт!

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому появлению на публике. Известно, что Цицерон не мог произнести ни одного слова без подготовки. И его до сих пор выделяют, например, как великого ритора.

Есть много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них есть как универсальные упражнения, так и те, которые призваны помочь решить конкретную проблему. Например, шипение «S», нечеткое «L» или неправильное произношение звука «R». Чтобы решить эти проблемы, вам придется потрудиться.

Причины задержки речевого развития или дефекта речи.

В России в последнее время увеличилось количество детей с нарушениями речи (задержкой речи). Каждый пятый ребенок в нашей стране страдает нарушением речи.

К сожалению, врачи говорят, что большинству детей уделяется невнимание со стороны взрослых, что приводит к неправильному речевому формированию детей или, конечно, к задержке, если это не вызвано травмой или патологией.

Мы всегда заняты и у нас много дел, даже когда мы проводим время рядом с малышом, большинство из нас редко с ним разговаривает, но обычно они просто присутствуют в комнате и включают для малыша мультики. Но у кого он может научиться говорить, как не у родителей? Родители часто думают, что в детском саду ребенок будет разговаривать с другими детьми, и они отчасти правы, но наши дети склонны копировать поведение и произношение других детей. Бывают ситуации, когда совершенно здоровый ребенок начинает ходить в детский сад и у него искажается речь, например, он начинает заикаться или искажать слова, а все потому, что его друг Васька лепетал с рождения и ему это кажется правильным и начинает скопировать произношение другого ребенка.

Важно! Старайтесь чаще разговаривать с ребенком! Он должен услышать от вас грамотную речь и посмотреть, как вы строите предложения!

Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития — это патология, при которой языковые навыки ребенка отстают по времени или качеству по сравнению с нормальным языковым развитием здорового ребенка. Проблемы с речью у ребенка могут проявляться по-разному и существуют разные варианты заболеваний, например

Виды речевых дефектов:

  • Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Это происходит, когда повреждена область мозга, отвечающая за воспроизведение языка. Алалия вызывается повреждением мозга во время родов или тяжелой детской травмой, которая произошла до того, как развились языковые навыки. При этом слух и интеллект ребенка остаются неизменными.
  • Дислалия: искажение, подмена или отсутствие звуков при произношении слов. Нарушение не связано с аномалиями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов речи у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  • Заикание — это зацикленное или продолжительное произношение звуков и слогов, нерегулярные паузы и перерывы в речи. Заикание также сопровождается неправильным звуковым напряжением в словах, ненормальной интонацией, темпом и ритмом речи. Возникает из-за судорожного состояния мышц голосового аппарата. Может возникнуть из-за сильного стресса или страха, инфекционного заболевания, задержки языкового развития или, наоборот, при слишком раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детстве.
  • Дизартрия — тяжелое нарушение речи, звуки произносятся нечетко, с большим трудом. У человека нарушено дыхание. Дизартрия возникает из-за поражения центральной нервной системы и нарушения связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаях этот дефект возникает на фоне детского церебрального паралича.
  • Лартинг: невозможность четко произносить звук «Р». Искажение произнесенных слов несильное. Как правило, это происходит из-за короткой уздечки языка, проблем со слухом или бездействия некоторых язычных мышц.
  • Лисп — это неправильное произношение шипящих и шипящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понимается, а слова узнаваемы. Это может быть следствием неправильного прикуса, наличия межзубной щели, короткой уздечки или плохой подвижности языка.
  • Ринолалия — нарушение, при котором звуки произносятся «гнусаво», как если бы человек говорил «через нос». Возникает при нарушении закрытия небно-глотки.
  • Брадилалия — замедление темпа и ритма речи из-за затруднения произнесения определенных звуков.

Когда стоит беспокоится по поводу задержки речевого развития (ЗРР)?

Взрослые часто пытаются игнорировать проблему, боясь даже подумать, что их ребенок не похож на других детей или переложить свои обязанности на совет других людей, и на самом деле многие из них не заботятся о ваших проблемах, и более половины меня не беспокоили лицом к лицу… Очень часто молодые родители прислушиваются к советам друзей — знакомых, которые на ходу могут сказать: «Ладно, ребенок будет говорить сам за себя, даст ему время».

А когда проходит время, а ребенок продолжает с трудом говорить, эти консультанты обычно растворяются в воздухе и оставляют вас наедине со своей проблемой.

Ребенок должен начать говорить в возрасте 1,5 — 2 лет, разделять слова и, возможно, также пытаться строить предложения. Если в 3 года ребенок не начинает строить предложения, а его словарный запас будет состоять из пары десятков слов, то в этом случае стоит забить тревогу и обратиться к грамотному специалисту, рекомендуется показать ребенку остеопат и логопед.

Частые ошибки родителей при задержки речевого развития:

Они ждут до 3 лет и более, надеясь, что проблема пройдет без ненужного вмешательства врачей, затем, когда они видят, что время истекает, но проблема остается, они идут к педиатру, педиатр направляет их к неврологу, невролог берет их под контроль и направляет к логопеду, и время идет…. И уже ребенку около 3,5 — 4 лет, когда родители видят, что особых результатов в лечении нет и речевое развитие ребенка не прогрессирует, именно здесь обращаются к остеопату на довольно продвинутой стадии, потому что, как мы понимаем, что в раннем возрасте легче исправить отставание в языковом развитии, чем позже. Остеопат, в свою очередь, снимает напряжение и разблокирует нервы, чтобы ребенок мог нормально говорить.

По нашим наблюдениям, успешность лечения RRD — это совокупность действий всех специалистов одновременно.

Что такое речевые проблемы? Чем может помочь остеопат?

Рождается малыш и постепенно начинается развитие его моторики. Он повернулся, пополз, сел. Все это происходит за счет постепенного развития отдельных участков мозга. Так и с речью. Зона, отвечающая за развитие речи, находится на границе лобной и височной костей. Если подвижность этих костей нарушена, эта область ощущает дискомфорт, сдавливается, плохо развивается, в результате ребенок отстает от сверстников в речевом развитии. В этом случае остеопат, работая с этими костями, восстанавливает хорошую подвижность и, как следствие, создает комфортные условия для развития речевых зон.
Логопеды в процессе своей работы часто используют массаж, упражнения для формирования правильной речи у детей, если результата недостаточно, то, скорее всего, возникают проблемы остеопатии, связанные с затылочной костью. Проблемы также могут быть результатом родовых травм и травм, полученных в повседневной жизни. Это проблемы с 12 (подъязычный нерв) и 9 парами (языкоглоточный нерв), они отвечают за иннервацию таких структур, как язык, глотка, гортань. Наш врач, используя уникальный набор остеопатических техник, может освободить эти структуры, тем самым упростив и ускорив работу логопеда.

Упражнения на стимуляцию речевых навыков при задержки речевого развития у ребенка:

  • Ребенку часто легче прикоснуться к предмету и показать, что он хочет сделать, чем сказать это, и взрослые должны вовремя заметить это и начать выполнять следующие развивающие упражнения для своего ребенка. Например, представьте, что вы не понимаете, чего хочет ваш ребенок, и попытайтесь заставить его сказать это вслух. Сначала ребенок может проявить характер и начать истерику, плакать, кричать, но родителям в этом случае нужно проявить спокойствие и заставить ребенка сказать, какую игрушку, например, он хочет, а не просто указывать на нее пальцем.
  • Практикуйтесь с ребенком перед зеркалом. Сядьте рядом с ребенком перед зеркалом и начните с простой улыбки, похожей на забор, и попросите ребенка повторить за вами. Поиграйте языком, делайте простые движения вверх-вниз, влево-вправо. Делайте упражнения губами, сомкните их, сожмите и втяните сначала по очереди, а затем одновременно. Спросите ребенка, как звенит лошадь или как мычит корова.
  • Делайте дыхательные упражнения. Подуйте на воду, свечу, лист, перо, лист бумаги, немного ослепите или найдите легкий шар, сделайте на столе воображаемые ворота и позвольте ребенку направить туда этот кусок или мяч. Вы также можете налить немного воды на блюдце, положить перо и дать ребенку подуть на него.
  • Развивайте внимание вашего ребенка. Разместите игрушки и предметы перед ребенком, чтобы он запомнил их, затем уберите одну и спросите ребенка, какой игрушки здесь не хватает.
  • Выполняйте координационные задания. Ходите по ленте, ходите на пятках, на носках, старайтесь удерживать равновесие, наклонитесь и присядьте, например, для игрушек.

Все эти упражнения просты и, казалось бы, в них нет ничего сложного, но при постоянном воздействии и обработке в комплексе они оказывают огромное влияние на центры мозга, отвечающие за двигательные и языковые навыки ребенка.

Профилактика задержки речевого развития

Рекомендуем в случае тяжелых родов или наличия травмы у ребенка показать его врачу-остеопату, чтобы в дальнейшем не возникало проблем с речевым развитием, это не займет много времени и сделает жизнь малыша более комфортной в будущем. Обычно для коррекции задержки речевого развития достаточно нескольких сеансов, а результат можно увидеть уже через 1,5 — 2 недели.

Истории болезни

Мальчик Костя 3 года — приговоры произносить не мог. Глаголы отсутствовали. Было небольшое заикание. Результатом была противоречивая речь. Занятия с логопедом улучшили речевое состояние Кости, но существенного прогресса родители не заметили. В конце концов было решено показать Кости врачу-остеопату.

Результат: За 2 месяца посещения остеопата Костя смог научиться говорить без колебаний, строить предложения и общаться со своими сверстниками в развитии языка. Кроме того, у Кости улучшилась концентрация внимания, снизилось психоэмоциональное напряжение. В данном случае успеха удалось добиться за счет совместного визита остеопата и логопеда одновременно.

Сейчас Кости уже 4 года, и у него нет проблем в общении со сверстниками. Проблемы с дефектами речи остались в прошлом.

Мальчик Сережа 4,2 года — Сережа получил родовую травму и в развитии мальчик отстал от сверстников. К сожалению, в данном случае родители и врачи, наблюдавшие за Сережей, потратили много времени, прежде чем обратиться к врачу-остеопату. Сережа в 4,2 года не умел строить предложения, четко произносить слова, в основном Сережа умел больше напевать и указывать пальцем на то, что ему хотелось. Занятия с логопедом успеха не принесли, врачи просто оставили ситуацию под наблюдением.

Результат: из-за запущенного состояния Сережи ребенку потребовалось больше времени, чтобы нормально говорить. Период реабилитации длился 5-6 месяцев. Были приложены все усилия, чтобы исправить языковые дефекты Сережи. В этом случае удалось добиться восстановления дефектов речи на 95%. Через полгода Сережа смог нормально общаться с родителями и сверстниками.

Причины запинок в речи

Возрастные несовершенства речи

Повторения звуковых комплексов и слов наблюдаются у значительного числа детей в возрасте 3-5 лет. Это период активного развития связного высказывания, совершенствования лексических и грамматических категорий.

Накопление словарного запаса происходит быстрыми темпами, на ребенка падает большой поток сенсорной информации. При этом языковые возможности ребенка еще достаточно ограничены, психические функции формируются, а работа артикуляционного аппарата несовершенна. На этом фоне развивается физиологическое заикание (итерации).

Заглушка некоторых звуков чаще встречается у соматически ослабленных детей, у которых диагностирован СДВГ, наследственность усугубляется заиканием. Заикание в речи ребенка может быть спровоцировано сильным эмоциональным потрясением: ссоры родителей, перевод в другую ясельную, смена места жительства. Чаще всего они возникают в межсезонье, могут сохраняться несколько недель или месяцев, исчезать и снова появляться.

Заикание носит неконвульсивный характер, встречается везде в слове и предложении (чаще в словах со сложной слоговой структурой, слиянием согласных, сложными предложениями). Дети многократно повторяют звуки и их комбинации, переставляют слоги, спотыкаются при произнесении предложения. Часто говорят на вдохе, из-за чего произнесение речи прерывается. Сами дети своего дефекта речи не замечают, относятся к нему спокойно.

Физиологическое заикание обычно исчезает без дальнейшего вмешательства по мере улучшения языковых навыков и развития HMF. Достаточно предоставить ребенку комфортную эмоциональную среду, правильную языковую среду. Однако при стойкой фиксации стереотипа неправильной речи неконвульсивное заикание может перейти в судорожное заикание.

Эмоциональный стресс

Речевое заикание возникает у взрослых из-за сильного возбуждения. Такой камень считается проявлением тревожности, невротической личности. Спотыкание возникает в разных ситуациях: во время экзамена, во время публичного выступления, при знакомстве с новыми людьми. Чем больше человек пытается держать ситуацию под контролем, говорить четко и уверенно, тем сильнее он начинает заикаться.

Кратковременное заикание возникает, когда он напуган, и в этом случае говорят, что человек «начал заикаться из-за страха». Однако во всех этих случаях голосовые итерации недолговечны и преходящи. Речь нормализуется, как только исчезает фактор стресса.

Заикание

Речевые судороги — главный симптом логоневроза и неврозоподобного заикания. В этом случае происходит непроизвольное навязчивое повторение слогов («ма-ма-шоп») и / или застревание на отдельном звуке («пп-петух»). Чаще спотыкаются некоторые «сложные» звуки (k, p, t) или сочетания звуков со слиянием согласных (cr, st tr), ударения и слоги, по первому слогу слова.

Иногда припадки проявляются тихо, так как из-за спазма речевых мышц человек не может начать предложение. Человек, заикающийся, может испытывать речевой спазм, например, закупорку гортани, сжатие грудной клетки, напряжение лицевых и брюшных мышц. Частота заикания, их продолжительность увеличивается в незнакомых условиях, в присутствии посторонних.

Когда вы заикаетесь, это влияет на темп и ритм речи, плавность и плавность произнесения. На симптомы речи накладываются вторичные невротические реакции: языковые уловки, сопровождающие движения, вегетативные проявления. Возникает логофобия: боязнь говорить. Судорожный камень преткновения речи не проходит сам по себе, без специальной терапии.

Тахилалия

Для возбужденной речи характерен чрезмерно ускоренный ритм, аритмичный характер с резкими остановками и последующими рывками. Бывают колебания, непроизвольные повторения, глотание слогов и слов. Разборчивость и разборчивость устной речи теряются. Если пациенту с тахилией сообщают об ошибках произношения, то заикание и настойчивость временно исчезают, но темп речи по-прежнему остается высоким.

Все языковые недостатки особенно ярко проявляются во время возбуждения, в моменты обсуждения и эмоционального возбуждения. В невербальной сфере отмечаются двигательное возбуждение, тики, дефицит внимания, вспыльчивость, вазомоторные реакции. В некоторых случаях заикание речи при тахиллалии переходит в позднюю форму заикания.

Клаттеринг

Полтерн, или загромождение, как частный случай тахиллалии, характеризуется бессудорожным прерыванием речи на фоне ее ускоренного ритма. Для этого нарушения речи характерны камни преткновения, повторения звуков и слогов, их пропуски и перестановки. Заикание проявляется хаотичными и бесшумными движениями языка и губ, необоснованными паузами в предложениях. Из-за спешки в разговоре окончания слов часто «проглатываются», иногда «выпадают» целые предложения и фразы.

При расстройстве страдают и другие аспекты языковой деятельности: нарушаются плавность и мелодичность речи, отсутствуют логические остановки и акценты, возникает гнусавость голоса, появляются ошибки письма. Течение речи сопровождается беспокойным поведением, гримасами, отвлечением внимания. Из-за неразборчивости речи речевое общение затруднено, дефект не распознается.

Нарушение регуляторных механизмов ЦНС

Судорожное речевое заикание может появиться «на выходе» у больных двигательной алалией, афазией, дизартрией. Причина этого явления кроется в интенсивной корректирующей логопедии, когда объем и скорость введения нового речевого материала не соответствуют функциональным возможностям мозга. Обычно повторяются последние слоги, при этом пациент не может перейти к новому слову.

Беспорядочные спазмы суставных мышц, как правило, не переходят в патологическое заикание. За счет организации грамотной коррекционно-педагогической помощи данное колебание успешно компенсируется без рецидивов.

Другие причины

Возникновение заикания в речи может быть связано с дисфункциональной языковой средой — быстрым темпом родительской речи, подражанием друзьям или родственникам, которые заикаются. В некоторых случаях колебания возникают вторично, на фоне различных недугов:

  • умственная задержка;
  • неврологические заболевания: нейроинфекции, поражения ЦНС, болезнь Паркинсона, хорея, псевдобульбарный синдром;
  • психические расстройства: умственная отсталость, биполярное расстройство.

КОГДА РОДИТЕЛЯМ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?

Обычно в раннем возрасте возникают проблемы с произношением сибилянтов, а также букв «р» и «л». В их формировании участвует самый кончик языка, и его движения должны быть точными и небольшими. Кроме того, плохое произношение этих букв может быть связано с укороченной уздечкой (мостиком под языком), слишком большим языком, неправильным прикусом и высоким нёбом. Только специалист может точно понять этиологию возникновения дефектов.

В возрасте 1 года малыш должен произнести 5-10 слов. Если он не говорит ни слова, это уже звоночек. Если в 3 года он все еще не разговаривает, его уже нельзя называть просто «особенностью.

К 3 годам ребенок уже может произносить небольшие предложения, но если ребенок говорит односложно, совсем не говорит или неправильно произносит звуки, визит к врачу лучше не откладывать.

В 4 года он должен хорошо говорить. Сложные звуки уже легче выучить. В словарном запасе ребенка должны быть слова, обозначающие пространственные и временные понятия. В 5 лет он уже может произносить все шипящие буквы.

В 6 лет в речи должны присутствовать длинные предложения, человек должен хорошо произносить букву «р» и произносить скороговорку.

Важно! При обнаружении нарушений речи лучше всего обратиться за помощью к логопеду. Чем раньше начнется коррекция, тем быстрее можно будет добиться результата.

Кого выбрать: логопеда, дефектолога или учителя риторики?

Кого выбрать: логопеда, логопеда или учителя риторики?

В общем, дефектология — это работа с детьми с умственными или физическими недостатками. Отчество дефектолога — педагог-корректор. Его цель: компенсация утраченных функций (слуха, зрения и т.д.) и коррекция имеющихся недостатков (нарушения речи, умственного развития и т.д.). Поэтому взрослыми и в целом здоровыми людьми дефектологи не занимаются.

Учителя риторики или ораторского искусства учат не только произношению слов, но и постановку речи, учат правилам разговора, умению общаться. Курсы, а также курсы драматического мастерства предназначены для улучшения речи и поведения человека, но не для исправления индивидуальных речевых расстройств.

Поэтому взрослым с различными дефектами речи в первую очередь следует обратиться к логопеду. Именно врачи этой специальности занимаются нарушениями речи. В случаях, когда речь идет об анатомических особенностях, которые серьезно ухудшают речь, необходимо проконсультироваться о возможности хирургической операции. Если причиной нарушения речи являются неврологические проблемы, то необходимо посетить невролога.

Для пациентов, перенесших инсульт, травму, обычно разрабатывают целые программы реабилитации, в которые входит работа с логопедом для восстановления или исправления речи.

Кстати, ты про Л говорил. А что с ней?

Я неправильно произнесла это. Это все. Как оказалось, кончик языка надо прижать к зубам и попытаться произнести звук L. Провела на нем 2-3 сеанса + пару недель дома на тренировку. Как говорят молодые люди: обычно было легко:)

Но мы ее тренировали так же, как и П., без поблажек. Были слова с Ла, Лу, Ле . и с Ал, Уль, Ате….

PS когда я взорвался, я почти не заметил, что некоторые люди тоже взорвались. Я был с ними на одной волне, теперь я замечаю.

Методы лечения речевых расстройств

Лечение нарушений речи

Чем старше человек, тем сложнее ему справляться с нарушениями речи. Специалисты говорят, что для того, чтобы новый звук закрепился и начал автоматически произноситься, может потребоваться до шести месяцев регулярных и упорных тренировок не только с логопедом, но и самостоятельно. Сегодня существует множество методов лечения и коррекции нарушений речи:

  • Артикуляционная гимнастика.

Различные комплексы упражнений на развитие голосового аппарата с задействованием мышц нижней челюсти, языка, губ и щек. Обычно выполняется перед зеркалом. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, сеансами по 15-20 минут.

  • Логопедический массаж.

Этот метод улучшает кровоснабжение задействованных в суставе мышц и, прежде всего, снижает тонус спастических мышц или, наоборот, при необходимости повышает его при парезе (параличе) определенных групп мышц. Поэтому этот метод особенно актуален при нарушениях речи, вызванных различными заболеваниями.

  • Дыхательные упражнения.

В эту категорию входят различные упражнения для развития способности контролировать дыхание и речь. Одними из самых популярных в логопеде являются дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой.

  • Аудиозаписи речи пациентов и слушания с целью коррекции.
  • Компьютерные программы для развития и коррекции речи.

Сегодня существует достаточно большое количество логопедических компьютерных программ для детей («Тигровые игры», «Логозаврия» и др.) И для взрослых («Видимая речь-III» и др.).

Кроме того, существует ряд методов, которые не доказали свою эффективность, но пользуются популярностью в клиниках, предлагающих услуги логопеда. Например:

  • Метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС).

Этот метод основан на воздействии электрических импульсов на акупунктурные точки и рефлекторные зоны человека.

  • К-тейп.

Использование кинезиотейпов — эластичных лент с липким слоем — для фиксации отдельных мышц артикуляционной системы или нормализации их тонуса. Так, кинезиотейпы в логопеде перекрывают круговую мышцу рта, подбородочно-подъязычную и грудинно-подъязычную мышцы.

Наконец, очень часто отдельные клиники и частные логопеды предлагают методы, не имеющие научной поддержки и обоснования с точки зрения здравого смысла и законов физики, химии и биологии. Наиболее ярким примером этого псевдолечения является метод биологической обратной связи (БОС). Предполагается, что к пациенту прикладываются электроды, с помощью которых производится воздействие на его мозг (точнее, на его определенные области) с помощью аудио и видеосигналов, передающих ему правильную «энцефалограмму». «. Считается, что мозг адаптируется к передаваемым ему ритмам благополучия и, следовательно, можно будет исправить существующие неврологические нарушения.

Типы нарушений работы голосового аппарата

Различные недуги могут сопровождаться недугами трех типов. При расстройстве экспрессивной речи человек имеет ограниченный словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные предложения. При экспрессивно-рецептивном расстройстве, помимо перечисленных, существуют проблемы с восприятием и пониманием языка, а при фонологическом расстройстве пациент не может произносить определенные звуки. В зависимости от типа наблюдаемого расстройства расстройства подразделяются на следующие типы:

Дизартрия

Это нарушение произношения, развивающееся из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание вызвано поражением нервной системы и приводит к ограничению подвижности языка, мягкого неба, губ и, как следствие, затруднению суставов. У детей патология часто сопровождается проблемами чтения и письма, в тяжелых случаях — общим недоразвитием речи.

Заикание

Это нарушение ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана со спазмами мышц голосового аппарата, при которых возникают проблемы с дыханием, изменением тона и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.

Дислалия

Это нарушение произношения, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:

  • физиологическое — нормальное явление в детстве, которое проходит само по себе;
  • аудиогенный — связанный с дефектом слуха, при котором пациент не может распознать звук;
  • функциональный — развитие из физиологического при отсутствии помощи логопеда.

Афазия

Это нарушение или полное отсутствие уже сформированной речи, которое может иметь место как в детстве, так и в зрелом возрасте. Выделяют следующие виды расстройств:

  • афазия Брока — развивается при поражении моторного центра языка;
  • сенсорный — возникает при проблемах в левой височной доле мозга;
  • кондуктивная — связана с поражением суставов лобных и височных долей.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать настройку домашнего аудио? Для начала нужно подготовить губы и язык с помощью гимнастики для суставов, о которой вы читали выше. Когда вы готовите основу, начинается постановка. Есть несколько эффективных техник постановки.

От звука «д»

Попросите сына или дочь сказать вслух «ддд». Кончик языка плотно прилегает к альвеолам (бугоркам на небе). Говорить надо долго и без остановки. Язык плотно прижимается к бугоркам. В какой-то момент язык начнет вибрировать, и ребенок скажет «ддд-ррр». Начало!

Тогда вы можете усложнить задачу: добавить слоги, в которых еще вибрируют звуки: «дра», «дру», «рисовать».

Когда ребенок овладевает навыком, пора вводить вибрацию в речь. Переключитесь на произношение слов: «дракон», «драка», «дружба» и т.д.

Затем замените слог «dr» на «tr». Пусть ребенок скажет слова «трус», «трон» и т.д.

Последний шаг: выключить звук «д». Выберите другие слова и словосочетания, например: «гром — граната», «брод — борода» и другие.

Способ постановки от звука «ж»

Если ребенок правильно произносит «ф», можно начинать с нее. Попросите дочь или сына с силой произнести «ш» и одновременно протолкнуть язык как можно глубже в полость рта. Вы должны получить «p» попадания. Необходимо повторять это упражнение до тех пор, пока оно не зацепится, затем по аналогии с первым приемом доводим до автоматизма и вводим в речь: начинаем со слога «жр», затем «др», «тр» и более.

Метод постановки от звука «с»

Если ребенок правильно произносит «с», вы можете уйти от него. Обычно оно произносится на выдохе, но когда вы устанавливаете «р», оно должно произноситься на вдохе.

Попросите ребенка сказать «ssss», затем сделайте небольшой вдох через рот и надавите языком на бугорки неба. У вас должно получиться короткое «р».

Дальнейшая схема такая же, как и для других методик.

Введение вибранта в речь

В простых случаях можно не только научить ребенка произносить «р», но и ввести его в речь. Для этого он сначала доводит изолированное воспроизведение звука до совершенства. А затем приступайте к обсуждению, используя следующие упражнения:

  • сначала ребенок произносит его по слогам;
  • затем он произносит его словами и несколькими слогами: «р» должно стоять в начале, в середине и в конце;
  • соединять рассказы, фразы, фразы — это завершающий этап.

Все упражнения выполняются в игровой форме — так у маленьких детей отлично закрепляется любой материал. Вам понадобится воображение, чтобы очаровать сына или дочь. Занятия должны доставлять малышу радость, иначе он будет напряженным, и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Источники

  • https://MedAboutMe.ru/articles/fefekty_fiktsii_ili_logopediya_dlya_vzroslykh/
  • https://oratoris.ru/kak-ispravit-defekty-rechi/
  • https://www.medaid.ru/logopedy/vzroslie/diktsiya/
  • https://mc-most.com/defekty-rechi/
  • [https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/speech/hesitation]
  • [https://logoped-kursk.ru/defekty-rechi/]
  • [https://dimsog.ru/post/kak-ya-izbavilsya-ot-kartavosti-vo-vzroslom-vozraste-25-let]
  • [https://peredelkinokardio.ru/articles/insult/insult-vosstanovlenie-rechi/]
  • [https://cmrt.ru/simptomy/narushenie-rechi/]
  • [https://logopedus.ru/article/postanovka-zvuka-r]

Оцените статью
Блог о речи