Мнемотаблицы для развития связной речи для дошкольников

Что такое мнемотехника

Мнемоника для повышения уровня языкового развития — это комплекс приемов, направленных на улучшение восприятия путем хранения разнообразной информации с использованием звуковых образцов и наглядных иллюстраций.

При систематическом проведении уроков мнемоника для развития языка позволяет:

  • улучшить запоминание текстов, услышанных в форме рассказов, сказок и др.;
  • преобразовать визуально полученные данные в абстрактные (и наоборот);
  • создавать регулярные цепочки событий;
  • расширить знания слов;
  • стимулировать развитие воображения и мысли;
  • развивать у детей способность составлять сложные описательные предложения, в которые входит много слов.

Мнемоника, как один из самых эффективных способов запоминания, активно используется не только логопедами, но и воспитателями детских садов и других дошкольных учреждений.

Возрастных ограничений для занятий нет, но наиболее оптимальным для многих профильных специалистов является возраст 4-5 лет, когда у детей уже есть достаточно богатый и разнообразный словарный запас слов и словосочетаний, которым они могут активно оперировать.

Основным инструментом, используемым в мнемонике для развития уровня связной речи у дошкольников, являются мнемонические таблицы — специфические схемы, в которые помещаются определенные информационные данные.

Образцы памяти для малышей следует раскрашивать в яркие оттенки, чтобы в их сознании запечатлелся образ, что лягушка зеленая, курица желтая и т.д.

Детям постарше предпочтительнее использовать однотонные схемы, не рассеивающие внимание, отвлекающие от дополнительных и часто ненужных деталей.

Области использования мнемотаблиц

Мнемонические таблицы для формирования и развития связной речи (развития и обучения) представляют собой изображения текстовой информации, которые предварительно разбиты на группы слов в последовательном порядке. Для каждой группы слов есть иллюстрация. Благодаря такому схематическому наброску информации ребенок легко ее воспринимает, запоминает все без особых усилий.

С помощью мнемонических таблиц для развития речи осуществляется:

  • Запоминание сказок или детских стихов. Маленькие дети с большим интересом участвуют в развивающих играх по мотивам знакомых сказок. Дома вы можете предложить ребенку рассказать сказку с любимой игрушкой, используя серию картинок. Вы также можете составить мнемоническую таблицу вместе, изображая героев событий с их придуманными символами, например треугольник — это человек, волнистая линия — это облако в небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, но и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
  • Изучите общие правила, например, как правильно чистить зубы. Диаграммы представляют собой последовательность всех воспринимаемых и запоминаемых элементарных манипуляций.
  • Создавайте истории, описывающие предметы, события, домашних животных и т.д. Сосредоточившись на изображениях, которые отвечают на основные вопросы: кто он, какого цвета, какой звук издает, что он любит есть и т.д., дети могут составить связное описание.
  • Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые сложные слова, значение которых необходимо объяснить ребенку. После пояснений следует вести разговор обо всем содержании текста с демонстрацией рисунков из мнемонической таблицы. Совместное рассмотрение с использованием картинок позволит ребенку быстро вспомнить информацию и рассказать историю, которую он сам услышал.
  • Решайте головоломки. С помощью мнемонических таблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснить ребенку все, что изображено на каждой картинке, и только после этого он предлагает самостоятельно угадать зашифрованный объект.

Занятия логопедом для развития связной речи с использованием разнообразных мнемонических схем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Тип и тематическое наполнение мнемонических таблиц могут быть разными, исполнение может быть распечатанным (карточки Домана) или изготовлено вручную. Карточки для развития речи на первых уроках должны быть небольшого размера с светлыми сюжетными линиями, рекомендуется размещать их по 3-4 штуки в ряд, в таком положении их легче воспринимать.

Как составлять мнемотаблицы

Обработка мнемонических таблиц предполагает выполнение следующих манипуляций:

  1. разбить текст на части (акцентируя внимание на наиболее важных моментах);
  2. разделите лист бумаги на квадраты (количество квадратов зависит от выделенных частей рассказа);
  3. изображение каждого момента на фотографии (описанию поддаются как существительные, так и прилагательные);
  4. трудные для наброски слова (глаголы или вопросы) можно представить как «?» (должен быть прокомментирован ребенком).

Чтобы облегчить восприятие сказок или загадок маленькими детьми, произведения разбиты на отдельные ситуации, которые впоследствии переносятся в детские образы.

 

Особенности использования

При занятиях в форме игры с мнемоническими таблицами детям предлагается:

  1. рассмотрите логопедические карты;
  2. помните, что было описано;
  3. расскажите, что вы видели, ориентируясь на изображения.

Во время использования мнемоники и выполнения заданий, поставленных детьми, в них активно осуществляются следующие процессы:

  • визуализация схем и осознание увиденного;
  • преобразование визуальных данных в образные, отождествление увиденного с концепцией;
  • разработать рассказ по рисункам;
  • запомнить сказку, рассказ и т д.

Дети старшего дошкольного возраста могут участвовать в составлении мнемонических таблиц сами, ориентируясь на слова педагога, который разделил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что нужно нарисовать. Самый простой и интересный вариант — изображение мнемонической таблицы на тему времен года (лето, зима и др.) Или по сказкам (лучше всего из самых популярных).

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста также возможно и необходимо в домашних условиях (в любое удобное для родителей и ребенка время). Это может помочь:

  • совместное чтение книг со сказками в сопровождении ярких иллюстраций, с произношением основных моментов и выделением ключевых персонажей и событий;
  • регулярное использование художественной литературы как действенного средства повышения уровня развития связной речи;
  • большая книга с заданиями и упражнениями, направленными на активное развитие связной речи ребенка (можно приобрести в отделе детской развивающей литературы любой библиотеки);
  • карты Домана;
  • рекомендации по развитию связной речи;
    другие методы на усмотрение родителей и по совету педагогов и логопедов.

 

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы — Конспект ООД по развитию речи «Пересказ по опорным картинкам рассказа В. Бирюкова «Поющий букет»

Публикация «Синопсис ООД для развития языка» Откровение на основе эталонных образов рассказа… »Цель: научить детей рассказывать литературное произведение. Цели программы: • научиться связно передавать содержание рассказа текст; • развить связную и диалогическую речь; активировать и обогатить словарь по темам «Насекомые», «Цветы»; модуль…

Lapbook на MAAM: купить ноутбук, скачать шаблоны

Лето

Зима

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Рассказывание историй с помощью флешбордов Предлагаю вам две составленные мной карточки для рассказов «Зоопарк» и «Первая рыба», которые облегчат пересказ дошкольников. Сюжет «Зоопарк» «Солнце пряталось за облаками. Пошел сильный дождь. Нельзя гулять. Дети взяли карандаши, краски, клей, ножницы и начали рисовать….

Использование мнемоники в образовательной деятельности с дошкольниками
На ранних этапах обучения повторному посещению я использую мнемонический след или серию сюжетных образов, которые помогают ребенку последовательно передать содержание сказки или рассказа. Пример: Рассказ про Кота (Э. Чарушин) в старшей группе… Кот Маруська в шкафу мышь…

Развитие речи в подготовительной группе. Переработка повести К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемонических таблиц Переработка повести К. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемоники. Цель: дети учатся пересказывать текст с помощью наглядного пособия, визуализируя последовательность событий: Задачи: 1) закрепить умение преобразовывать мнемонику в слова и фразы: 2) развивать умение…

Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы — Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников

Статья «Мнемоника как педагогическая технология в развитии языка…» В настоящее время проблема языкового развития становится особенно актуальной. Главная и отличительная черта современного общества — это замена живого человеческого общения компьютерной зависимостью. Дефект…

«Песня на мнемонической таблице» с 4-х летними детьми
Вы все работаете со своими учениками с карточками. Это очень популярный и эффективный прием, который можно использовать для облегчения процесса хранения и воспроизведения информации для дошкольников, развития мышления и речи. Он также способствует развитию мелкой моторики,…

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе с использованием мнемоники: Рассказ Е. Чарушина «Вольпи» Тема: Переделка повести Е. Чарушина «Вольпи». Цель: продолжить обучение детей последовательному пересказу художественного текста с использованием мнемонических приемов. Развивайте слуховое внимание, память, связную речь с помощью мнемонической таблицы. Обогатите и оживите детский словарный запас…

Мнемотаблицы для детей с ОНР

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка с общим недоразвитием языка (ОНР) напрямую связано с логикой мышления и способностью осознавать увиденные образы или слышимые звуки, выражая это в связной речи, в которой есть логические цепочки. Общий уровень развития связной речи, присущий дошкольникам с ОНР, зависит от способности размышлять над информацией и строить утверждения на самые разные темы.

Диалогическая речь визуализируется в общении нескольких человек, часто сопровождается простыми односложными высказываниями, заданием конкретных вопросов и составлением ответов на вопросы собеседника с последующим воспроизведением выбранного ответа. В этом процессе особую роль играют формулировка и постановка вопросов, построение ответов и аргументированная защита своего мнения. Последовательному монологу у дошкольников присуще развитие и сосредоточение мыслей на главном, не вникая в детали. В процессе воспроизведения мыслей и выбора языковых средств решающую роль играют внутренние мотивы, поскольку именно они стимулируют монологическую речь.

Особенности этапов развития связного монолога и диалогической речи различаются, но оба типа тесно связаны. Этот нюанс необходимо учитывать при проведении занятий, направленных на стимулирование развития связной речи у детей с ОНР.

Внедрение мнемоники на уроках развития речи дошкольников должно осуществляться с помощью мнемонических квадратов, в которых зашифрованы простейшие слова (мальчик, девочка, солнышко). Только после того, как дети поймут понятие «криптография», они могут переходить к более сложным вариантам схем: мнемоническим следам с мнемоническими таблицами, которые могут быть основаны на целой истории.

Мнемонический трек «Два веселых гуся”.

Использование этой методики на занятиях с детьми с ОНР позволяет:

  • повысить внимание и интерес к логическим карточным играм;
  • облегчить восприятие и обработку информационных данных, которые
  • сохраняются в памяти и могут воспроизводиться при необходимости.

 

Оцените статью
Блог о речи