Певческие голоса: отличия по тембру, окраске, диапазону голоса

Классификация певческих возможностей

История развития музыки знает множество древних инструментов, созданных руками великих мастеров, но ни один из них не превосходил в совершенстве человеческий голосовой аппарат.

Существуют музыкальные направления, в которых классификация голосов проводится по характеристикам исполнителя:

  • мощность звукового производства;
  • мобильность и виртуозность;
  • внешние данные;
  • актерский талант, другие критерии.

Но ассортимент в подборе художников находится на лидирующих позициях. Освоить классическое пение непросто, даже если у вас хорошие вокальные данные и идеальный тон. В основе лежит методика, которая разрабатывается с помощью специальных упражнений. В зависимости от уровня таланта одни художники приобретают навыки быстрее, другие — медленнее. Люди тратят много лет на уроки пения, и нет простых способов прославиться.

Классификация спетых голосов по тембру.

Самая популярная форма обучения — индивидуальные занятия с педагогом, когда можно развить, например, высокий певческий голос, используя соответствующие природные данные. Молодым артистам сложно различать голоса в разные стороны. Опытные наставники помогают им определиться с выбором того или иного жанра. Голоса оперы, играющей на лучших сценах, прошли высшую школу мирового искусства.

Женские типы голосов

Преград к исключительному таланту практически не существует. Перуанская певица Има Сумак с фантастической легкостью освоила 5-октавный диапазон. Женские певческие голоса в то время не имели столь редких аналогов.

В детстве музыкального образования она не получила, но впоследствии муж стал верным учителем и соратником. Для нее не было преград, она выступала как на высоких, так и на низких лимитах с невероятной легкостью и легкостью. На протяжении многих лет Има блистала и очаровывала весь мир своим неповторимым пением.

В процессе формирования искусства классификация женских голосов получила определенную структуру. Самый высокий женский голос называется «сопрано», в него входят и другие разновидности.

  • Сопрано раскраски. Самый высокий голос среди женщин ценится в оперном жанре. Обладая профессиональной гибкостью певческого аппарата, исполнители без труда покоряют 2,5 октавы. Певцов отличает воздушная легкость воплощения образов. Они виртуозно выполняют самые сложные шаги.
  • Лирическое сопрано. Его отличает глубокий лиризм, мягкость звука. Художники успешно справляются с мелодическими частями произведений: «Иоланта», «Травиата» и другими шедеврами мирового искусства. Диапазон составляет 2 октавы.
  • Драматическое сопрано. Обладает ярким тембром, объемным звуком. Эмоциональный накал позволяет выполнять работы, выражающие глубокие чувства. У певцов средний тон не более 2 октав.
  • Меццо-сопрано. Возможности пения не так хороши. Тип голоса имеет более низкий диапазон, чем сопрано. Многие из них играют «штановые роли», изображая юношей или юношей. Один из самых известных персонажей драматического меццо — огненная Кармен из одноименной оперы.
  • Альто. Низкий голос, бархатистый грудной тон позволяет исполнять партии великих русских и зарубежных композиторов. Знаменитая роль богини Земли в фантастической эпопее Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов» была написана для самого низкого ткачества.

Профессиональное владение естественными регистрами позволяет формировать легкий и мощный звук, в котором полностью раскрываются женские голоса. Плавное исполнение на доступном уровне диапазона — не менее 2-х октав — достигается в процессе систематического обучения, развития навыков смешанного звучания (микшированного звука).

Мужские голоса

Природная сила — главный критерий способности петь. Исполнение классики требует от исполнителя мощного звука и четкой дикции на фоне аккомпанемента. Самый высокий мужской голос — тенор.

  • Лирический тенор. Высокий, подвижный голос, мягкий тембр в пределах двух октав, может граничить с более плотным, лирично-драматическим звуком по качеству. В оперных постановках такие приемы чаще всего используются для исполнения партий с любовными интригами. Высокого беззаботного персонажа легче передать художникам с ярко выраженным тенором.
  • Баритон. Яркий тембр завораживает широким и бархатным звучанием. Самый распространенный тип мужского голоса, диапазон которого находится между высоким тенором и басом. Такие оперные голоса часто становятся главными героями забавных сцен. Он также наделен драматическим качеством, способным создавать насыщенные и глубокие изображения.
  • Бас. Крайне низкий мужской голос встречается в природе реже других типов. Певцы, наделенные обычным басом, часто исполняют комические и трогательные партии. Обладатели бас-дипа высоко ценятся в мировой культуре. Для них характерны богатые регистры груди, мудрости и благородства. Низкий голос и неповторимый тембр часто становятся частью церковного хорового искусства.

Вокальные данные у детей

Голоса детей звучат выше, чем голоса взрослых. Объясняется это тем, что голосовая мышца у ребенка до 11-13 лет сформирована не полностью. По диапазону детские голоса классифицируются независимо от пола ребенка:

  • альт — низкие ноты;
  • сопрано — высокие ноты.

Голос худых детей мальчика называют высоким, он делится на низкий, средний, высокий. В процессе мутации речевого аппарата речевые данные у детей изменяются и могут полностью исчезнуть.

Как определить тембр голоса

Определить свой тип голоса еще никогда не было так просто. Если вы уже знаете, как называется низкий или очень высокий мужской голос, и у вас под рукой есть пианино, синтезатор или просто компьютер, вы можете узнать свой вокальный диапазон. Вы должны сыграть ноты и посмотреть, сможете ли вы их спеть. Существуют также книги и веб-сайты, которые помогут вам определить, где находится ваш голос с точки зрения традиционных вокальных интервалов. Фактически, в Интернете есть инструменты и ресурсы для обнаружения типов.

Но для начала желательно ознакомиться с системой нумерации. Может сбивать с толку называть ноты «вторым ля над средним до», поэтому широко используемый метод состоит в том, чтобы сопровождать названия нот заданным числом октавы на клавиатуре. Средняя C называется C4, потому что это 4-я C (начиная с баса) на клавиатуре.

Вспомните, какими характеристиками обладают разные типы мужских голосов.

  1. Бас находится между E2 и E4. В нижнем и верхнем регистрах некоторые басы могут петь от C2 до G4.
  2. Баритон — второй по величине диапазон пения, расширяющийся от A2 до A4 (может доходить до F2 или C5).
  3. Тенор комфортно поет от C3 до C5. Лучше фальцет (ведущий голос), позволяющий вставлять ноты в женский регистр.
  4. Контртенор поет от середины до.

Эксклюзив на сцене

Иногда певцы настолько профессиональны, что могут исполнять партии с разными персонажами. Такие предметы обычно называют «абсолютными».

Например, знаменитая певица Мария Каллас исполнила все партии сопрано, от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканной одежде и мехах произвело фурор. Но такие возможности открываются для уникальных голосов только при тщательной отработке звуковой техники.

определить тип голоса начинающего певца практически невозможно, так как степень протяженности и тембр меняются в процессе обучения.

Женское пение

Женские голоса по цвету тембра делятся на 3 основные группы: сопрано, меццо-сопрано, альт. Они отличаются легкостью, прозрачностью, силой и богатством звука.

Певцы, чей диапазон и фактура необычайно широки, становятся легендами. Один из самых известных художников — Има Сумак из Перу. Он легко спел сопрано и альт на 5 октав.

Отличия сопрано

это самый высокий голос, играющий ноту с первой по третью октаву. Такие голоса отличаются прозрачной легкостью, звучностью, звучностью в открытом движении, непостоянством. По разнообразию возможностей исполнения сопрано делятся на несколько разновидностей:

 

  1. Колоратура. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается умением выполнять быстрые и сложные пассажи и грации, мелизмы, перекатывания. Звуки от первой октавы до фа третьей октавы могут завершаться в верхней части диапазона четвертой или яркой пятой. Этот голос легко покоряет своей чистотой и звучностью, имея сходство со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для выбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано много красивых партий: Виолетта (Травиата), Царица ночи (Волшебная флейта), Антонида (Иван Сусанин), Людмила (Руслан и Людмила). Сопрано Coloratura поют дивы современной оперы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгений Мирошниченко.
  2. Лирика и колоратура. Их выделяют в отдельный вид благодаря мелодичности и технической мобильности, позволяющей голосу сливаться с хором. Средние частоты сильнее, чем колоратурное сопрано. Он занимает интервал от первой октавы до ми в третьей. Среди певцов известность получили Суми Ё, Н. Дессай.
  3. Лирик. В высоком регистре звучит ярко, до третьей октавы E, тембр мягкий, легкий, серебристый. Во второй октаве запомните звуки гобоя. Лирическое сопрано принадлежит Г. Вишневской, М. Френи, Б. Нильссону, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса были написаны роли Мими (Богема) и Татьяны (Евгений Онегин). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирический и драматический. Богатый тон груди позволяет исполнять самые разные роли: Марию (Мазепу), Тоску в одноименной опере Дж. Пуччини. Переводчики — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматический. Хриплый и мощный голос позволяет поднять эмоциональный подъем. Он отличается богатством среднего и низкого регистров, его обладателям удаются звуки меццо-сопрано. Отлично выделяется на фоне оркестрового сопровождения. Типичные игры — Аида (Аида), Лиза (Пиковая дама). Певцы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Для обладателей сопрано композиторы готовят роли девушек или сказочных существ.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса идет от ля минорной октавы до ля за секунду. Отличительные особенности: насыщенность в средних регистрах.

Общее впечатление от голоса — это глубина, а также некоторая тяжесть звуков. Обладатели меццо-сопрано могут петь партии альта или сопрано. В своих работах они часто исполняют роли молодых людей, так называемые детали штанов. Меццо-сопрано бывает высоким (лирическим) и низким (драматическим). Некоторые специалисты также выделяют меццо-сопрано колоратуру.

Самая известная партия драматического меццо-сопрано — «Кармен» из одноименной оперы Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Женитьба Фигаро»), Лаура («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных художников — М. Кожена, Е. Образцова, Т. Синявская.

Звучание контральто

Альт работает в диапазоне от минорной октавы E до F2. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — полные, плотные ноты в малой октаве и резонанс в среднем регистре. Высокий регистр небольшой, но низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужскому.

Голос очень редкий, не во всех оперных театрах есть исполнители с такими голосами. Композиторы создали партии юношей для альта, например, Ваня в «Иване Сусанине» и Орфей в «Орфей и Эвридика». Известные женские роли — Ольга (Евгений Онегин), Мария (Летучий голландец), Люсия (Сельская честь). Исполнители альта — Э. Польдеш, М. Андерсон.

Мужское исполнение

Знатоки делят голос сильной половины человечества на группы тенора, баритона и баса. Это соответствует высокому, среднему и низкому регистрам. Каждая группа имеет более детальную градацию, учитывающую тембр, звук, легкость, особенности при воспроизведении верхних и нижних нот интервала.

В мире музыки не так давно произошло настоящее открытие, которому никто не подражал: это казахстанский исполнитель Димаш Кудайбергенов, работающий в 6 октавах.

Теноровая группа

это популярный и красивый мужской голос, способный играть «королевскую до» в верхней октаве. Диапазон очень широк и охватывает октавы от малой до второй. Отличительная черта солистов-теноровиков — сильный верхний регистр. В этой группе выделяют несколько высоких голосов:

 

  1. Тенор Altino имеет самые высокие ноты до F во второй октаве. Редкий предмет. Тембр легкий, легкий, с серебристыми верхними нотами. Партия астролога в опере «Золотой петух».
  2. Лирик. Исполнители работают в диапазоне до первой октавы — си третьей октавы. Голос подвижный, с изящными светлыми окрасками, звук мелодичный, беззаботный, теплый. Обычно с такими данными музыканты исполняют арии героев-влюбленных (Ленский в «Онегине», граф Альмавива в «Севильском цирюльнике»).
  3. Характерная черта. Имеет звуковой эффект, например, легкий звон колокольчиков или серебристый. Незаменим для создания яркого и запоминающегося образа.
  4. Драматический (иногда выделяют лирико-драматический). Более толстый и динамичный в нижнем регистре, в то время как он звучит мощно и мощно в верхнем регистре. Такие голоса с металлическим оттенком отлично передают драматизм событий. Он может не принимать пополнение. Композиторы создали партии Германа (Пиковая дама), Калафа (Турандот), Отелло (Отелло), Манрико (Трубадур»).
  5. Контртенор. Похоже на меццо-сопрано. Умение петь в технике продвинутого фальцета ценится в музыке периода барокко.
  6. Баритон тенор. Он находится на границе между тенором и баритоном, но верх менее развит. Партия мима («Кольцо нибелунгов»).

Многие замечательные классические оперные партии написаны для теноров российскими и зарубежными композиторами: Гуно (Фауст), Хосе (Кармен), Принц (Любовь трех апельсинов). Известные теноры — П. Доминго, М. Ланца, Э. Карузо, С. Лемешев, И. Козловский, Э. Паваротти, Л. Собинов.

Характеристика баритона

Средний мужской голос подкупает своим бархатистым звучанием, умением демонстрировать драматический эмоциональный накал. Диапазон певческих голосов баритона идет от большой октавы A до следующей ля первой октавы. Баритон условно делят на следующие виды:

 

  1. Лирик. По тембру он близок к тенору, но имеет своеобразный плотный оттенок и высокую фактуру.
  2. Лирический и драматический. Яркость звука, богатство тембра и сила позволяют исполнителям играть самые разные партии.
  3. Драматический. Звучит мощно в верхней части диапазона и в среднем регистре. Звук густой, темный. Отличается невысокой текстурой, но на пике легко берет крайние ноты. Оперные персонажи, сыгранные драматическим баритоном, всегда сильные личности, как положительные, так и отрицательные.
  4. Бас-баритон. Некоторые эксперты выделяют его как промежуточное звено между басом и баритоном из-за интенсивного звука в среднем регистре более низких нот, которые более массивны, чем у обычного баритона.

Не оставляют равнодушными партии баритона: это Евгений Онегин из одноименной оперы, Князь Игорь («Князь Игорь»), Андрей Болконский («Война и мир»), Алеко и Яго («Отелло»), Демон. («Дьявол»). Известные баритоны — Г. Прай, Д. Хворостовский, Т. Хэмпсон, В. Скоробогатов, В. Петров.

Виды басов

Басовый голос имеет наибольшую амплитуду колебаний звука, поэтому он может более динамично указывать контрасты при пении. Низкий голос у мужчин встречается очень редко, поэтому в церковном хоровом пении такой голос незаменим. Отличается редкой красотой, глубиной, богатством звука.

Приглушенные низкие ноты в диапазоне от большой октавы Fa до Fa first. Есть 4 типа басовых голосов:

  1. Альто (поется). Достигает первой октавы F. Он напоминает бас-баритон, звучит ярко и сильно, но в то же время мягко и компактно в верхней и средней части диапазона.
  2. Центральная. Он воспроизводит ноты с высокой текстурой, а также низкие ноты фа большой октавы. Голос звучит объемно и полно, тембр красиво наполнен.
  3. Низкий (глубокий). Он отличается бархатистым тембром, плотным цветом, низкие ноты звучат необычайно сильно вплоть до Ре первой октавы. Для них непривычны грация и отрывки.
  4. Октависта. Такие игроки используют строчные буквы перед нотой перед октавой против. Голоса неактивные, плотные, тяжелые. Этот вид пения в современной опере практически не используется.

Некоторые специалисты считают целесообразным различать басовые голоса по тембру и выделять баритонные, характерные, глубокие, шуточные.

Композиторы создают музыкальные партии специально с учетом особенностей звучания басовых голосов, потому что одни гудят как колокольчики, другие жестко слышны, а третьи издают длинную перекатку. По этой причине персонажи, сыгранные певцами, тоже разные: это величественные герои, уважаемые отцы семьи и забавные гротескные образы.

 

Оцените статью
Блог о речи