Развитие речи у детей 3-4 лет: нормы, особенности, отклонения

Содержание
  1. Диагностика
  2. Нормы
  3. Особенности речи
  4. Отклонения
  5. Развитие вербальных способностей
  6. Что способствует развитию речи
  7. Учим ребенка говорить
  8. Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?
  9. 1. Заведите книжку для чтения
  10. 2. Сократите репертуар
  11. Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения
  12. Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги
  13. Видео: занятия для речевого развития с годовалым ребёнком
  14. Видео: мама делится своим опытом, как развивала речь дочки после года
  15. Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет
  16. Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения
  17. Видео: ребёнок в 3 года не разговаривает (советы специалистов на примере конкретного малыша)
  18. Видео: советы доктора психологических наук Андрея Азарова
  19. Видео: как разговорить молчуна трёх лет
  20. Развивающее видео для стимуляции речи ребёнка
  21. Видео: что делать, если ребёнок в 2,5–3 года не говорит
  22. Видео: приёмы, которые помогут разговорить ребёнка (центр «Логопед-Профи»)
  23. Упражнения
  24. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
  25. Игры на развитие моторики
  26. Игры со звукоподражанием
  27. Пальчиковые игры
  28. Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский
  29. Несколько практических советов
  30. Создаем трудности
  31. Установление эмоциональной связи с ребенком
  32. Причины задержки речевого развития
  33. Как научить ребенка говорить? Советы родителям
  34. Принципы для развития правильной речи

Диагностика

Говоря о развитии речи у 3-4-летних, надо сказать, что это фундаментально. От этого будет зависеть социальная адаптация крохи, а также дальнейшее образование. Есть определенные нормы, по которым определяется, есть у ребенка задержка речи или нет. Если есть задержка, стоит воспользоваться специальной программой для развития языка. Есть также множество руководств для заботливых родителей. Не стоит позволять крохе отставать от сверстников, важно наверстать упущенное на время.

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав, что можно определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным характеристикам.

Нормы

Прежде чем решать вопрос, как научить ребенка говорить в 3 года, стоит познакомиться с нормами речевого развития детей. Такие показатели строго индивидуальны, жестких ограничений нет. Но примерно родителям следует руководствоваться следующими положениями:

Словарный запас 3-летнего ребенка должен составлять 800–1000 слов. К 4 годам он обычно увеличивается до 2000 слов.

Практически все части речи входят в активный словарный запас ребенка: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числа, наречия, предлоги, частицы, союзы.

  1. Ребенок умеет произносить свою фамилию, имя и отчество.
  2. Он может в точности повторить то, что услышал.
  3. С удовольствием рассказывает сказку, увиденный мультик.
  4. Может при необходимости говорить тихо или громко.
  5. Могу назвать родственников или друзей.
  6. называть акции для трехлетнего ребенка — это нормально.
  7. Он указывает, какие приметы есть у окружающих предметов, например, красивая мама, грязное яблоко и так далее.
  8. Младенцам также удается группировать предметы вместе, то есть они включают в себя пальто, шорты и трусы в качестве одежды. При этом кастрюлю или карандаши он не будет прикреплять к одежде.
  9. В пособиях сказано, что ребенок может описать увиденную ситуацию.
  10. Кроха умеет воспринимать говорение простыми предложениями, но при этом есть попытки перейти к более сложным.

Особенности речи

Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает особенности языка, характерные для этого возраста, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойства у родителей.

Речь детей 2–3–4 лет имеет ряд характеристик, признанных нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно назвать отставанием, а что — нормальным ходом языкового развития.

Многие дети стараются красиво, правильно говорить, как-то подражать взрослым. Но многие не могут, чаще слова звучат неловко, даже смешно. Трехлетний ребенок говорит без разбора.

  • Неправильно произносит длинные незнакомые слова.
  • Сократите длинные слова (вместо «пар» — «пройти», вместо «авто» — «шина”).
  • Переставляйте слоги в слова (вместо «музыкальный» — «грязный”).
  • Пропустить звуки (вместо «красный» — «касин”).
  • Согласные произносить в мягкой форме (вместо «кот» — «коска”).
  • Свистки C, Z, C произносятся недостаточно четко, прыгают или заменяют другими звуками (вместо «замок» — «мамок», вместо «собака» — «тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч произносятся нечетко, отсутствуют (вместо «шляпа» — «сяпка», вместо «жук» — «юк”).
  • Играть R, L прыгать или заменять на «y», «l» (вместо «rocket» — «yaketa» или «lyaketa”).
  • Он неправильно строит предложения, переставляет слова (хочу кашу, нет. Много игрушек.).

Трехлетний ребенок говорит без разбора, но его речь быстро улучшается, улучшается.

необходимо, чтобы кроха развивалась правильно, такие дефекты не требуют исправления. Такие проблемы, как перестановка слогов, изменение звуков, не являются отклонением. Проблема в том, что физиологическое развитие голосового аппарата не идеальное, он все еще формируется. Поэтому кроха не справляется с такими сложными звуками, как «р», «л», «с», «ш”.

Развитие здоровой культуры речи у детей 3–4 лет подразумевает, что ребенок прислушивается ко всем звукам, словам, которые его окружают. Если вы не можете воспроизвести слова должным образом, кроха легко образует более удобные словоформы. Ребенок этого возраста пытается повторять детские стишки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами речевого развития в этом возрасте, можно определить, нормально ли развивается ребенок. Следует предупредить родителей о следующих характерных признаках задержки речи.

  1. В 3 года ребенок полностью потерял дар речи или очень мало говорит.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Говорите очень быстро или наоборот медленно.
  4. Я даже не могу построить простое предложение.
  5. У ребенка часто бывает приоткрытый рот, обильное слюноотделение.

Все эти признаки могут указывать на серьезные нарушения речи, и в этом случае родителям следует обратиться к специалисту.

Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину нарушения речи и вовремя начать лечение и коррекцию.

Развитие вербальных способностей

Основа развития речевых навыков — постоянное общение с родственниками. Для родителей, которые являются хорошими собеседниками и могут долго вести монолог, ребенок начинает говорить намного быстрее, чем в семьях, где мама предпочитает заниматься своими делами и не любит разговаривать с малышом.

Мелкая моторика также влияет на формирование голосового аппарата. Нужно чаще массировать пальцы, играть с мелкими предметами и использовать специальные приемы для развития мелкой моторики.

«Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому вам не нужно быть таким же, как другие дети, и беспокоиться, если в 1,5 года ребенок не может сказать ни слова.»

Что способствует развитию речи

Чтобы узнать это, родителям следует изучить различные пособия, методики. Вы можете сделать это сами или поговорить со специалистами. В том случае, если самостоятельная работа не дает результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать для малыша специальные упражнения, делать это можно даже в двухлетнем возрасте. В любом случае нужно общаться с ребенком, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Попробуйте познакомить ребенка с новыми людьми, побудите его связаться с ними, объясните ему, что ему нечего бояться.

В разговоре с ребенком на третьем году жизни необходимо использовать новые слова для увеличения его словарного запаса. Любой успех нужно отмечать с вашей стороны, нужно хвалить ребенка и подбадривать его. Что касается словарного запаса, то он должен постепенно увеличиваться, необходимо учить отдельные слова вместе с ребенком. Чтение сказок также помогает увеличить словарный запас. Не забывайте при чтении обращать внимание на интонацию и выражение. Тогда ребенок будет помнить, как правильно говорить.

В четырехлетнем возрасте можно выучить детские стишки, это позволит научиться произносить шипящие и свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь поправлять ребенка, если он неправильно произносит слова. Если вы внимательно относитесь к детской речи, ребенок будет думать о том, что вам нужно, чтобы приложить усилие, чтобы говорить правильно. Вы можете собрать различные развивающие языковые игры для детей 3-4 лет. Если вы решили поиграть, при улучшении речи нужно постараться поговорить с ребенком по-разному: громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит, в каком возрасте нужно учить детей говорить. Обязательно ли учить двух трехлетних? Необязательно специально учить ребенка говорить, заставлять запоминать слова.

  • Обучайте ребенка игровому процессу, в возрасте одного года можно использовать различные методы для мотивации речи. Вы можете, например, рассказать ребенку обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать, как прошел твой день, что было интересного в детском саду, что нового она увидела.
  • Говорите словами правильно и четко. Активно говорите, общаясь с малышом.
  • Хвалите ребенка за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Аккуратно поправьте ребенка, если он неправильно произносит слова и звучит, но не ругайте.
  • Научите ребенка формулировать описания предметов и явлений: что это такое? или кто это? какого цвета? что с куклой? как можно назвать куклу?
  • Поощряйте вашего ребенка общаться с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские стишки, стихи, детские загадки, прекрасно воспринимаются детьми, при этом их произношение способствует развитию речи.
  • Пусть ребенок поиграет с мелкими деталями, это могут быть крупа, песок и пластилин.
  • Ознакомьтесь с презентациями и учебными пособиями по развитию мелкой моторики. Ведь он напрямую влияет на формирование речи.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно несколькими способами. Логопеды рекомендуют следующее: приклеивать в альбом для рисования картинки животных, предметов домашнего обихода, семейные фото. Регулярно «читайте» вместе с ребенком, просматривайте сами. Глядя на картинки, назовите то, что на них изображено: «Это котенок (женщина, мать, собака и т.д.). Через некоторое время добавьте слова для действий, чтобы получилось предложение, например:« Китти, дай »,« Мама, на »и др. подобные альбомы для развития языка можно приобрести в детском магазине. Рекомендуем отдавать предпочтение публикациям с крупными яркими иллюстрациями и подробными комментариями о том, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете малышу колыбельные перед сном, не ищите разнообразия. Выберите два или три постоянных предмета. Ребенку важно постепенно запоминать текст, синтаксические конструкции и употребление слов. Кстати, исходя из этого, с ребенком можно поиграть: нарочно ошибиться или сделать вид, что забыли продолжение. Если ребенок собирается заговорить, скорее всего, он не устоит перед искушением поправить взрослого.

Занимаемся с двухлетним малышом: учим слова, строим фразы и короткие предложения

Если следовать ранее упомянутым рекомендациям, то к двум годам ребенок уже будет достаточно хорошо говорить (сам может строить предложения из 3-4 слов). Но у каждого ребенка свой ритм развития, и иногда встречаются молчаливые дети, которые в указанном возрасте практически не разговаривают (очень мало или на своем «детском» языке), но при этом хорошо понимают все сказанное.

В двухлетнем возрасте есть несколько молчаливых детей, которые все хорошо понимают, но почти не говорят

Отсутствие речи в этом случае связано не с какой-либо патологией, а просто с замкнутостью развития ребенка. Есть ребята, которые долго накапливают информацию, а потом сразу начинают говорить целыми предложениями. Может сыграть роль наследственный фактор (даже мама или папа заговорили поздно), или ребенок просто ленив, а родители не предпринимают никаких особых действий.

Чтобы изменить ситуацию, взрослые должны следовать этим рекомендациям:

  1. Поговорите с ребенком как можно больше и полными предложениями.
  2. Постоянно читают книги и говорят о них.
  3. Продемонстрируйте изображения на самые разные темы (овощи, фрукты, животные, автомобили, птицы и т.д.) и назовите изображенный объект вместе.
  4. Двухлетнему молчаливому человеку нужно показывать разные тематические изображения и рассказывать о них
  5. Предлагайте упражнения и игры на развитие мелкой моторики, в том числе лепку из пластилина, специального теста и рисование пальчиковыми красками.
  6. Играйте в театре пальцами (персонажи кладут на пальцы ребенка), разыгрывают стихи с помощью пальчиковой гимнастики. Хорошее средство для стимуляции мелкой моторики — пальчиковый театр
  7. Чаще предлагайте ребенку общаться со старшими детьми или сверстниками, которые уже хорошо говорят.
  8. Эмоционально рассказывать ритмичные и простые стихи ребенка (на примере А. Барто).
  9. Организуйте сценические пьесы, в которых персонажи (куклы, предметы повседневного обихода, продукты и т.д.) иолжны разговаривать.

Занятия в 1–1,5 года: осваиваем слоги

Когда дело касается малыша через год, мама может использовать те же методы, только усложняя их. В этом возрасте ребенок обычно уже вербально реагирует на диалог: пусть сначала это будут только отдельные слоги, нужно стимулировать его повторять их до тех пор, пока не появятся целые слова.

Однако здесь важно не переборщить, чтобы ребенок не стал упрямым.

Все более важным становится чтение книг и обсуждение иллюстраций. Мама активно задает ребенку вопросы о содержании образов и выстраивает их так, чтобы в ответах были не только существительные («кто это?»), Но и прилагательные, глаголы («какого цвета банан?», «Что такое?» это? Машина едет? »). В речи ребенка вводятся противопоставления: «этот цветок маленький, а этот большой».

Чтобы стимулировать речь ребенка, необязательно реагировать на его язык жестов или мимику (например, ребенок просит выпить и при этом складывает губы трубочкой). Маме приходится делать вид, что она не понимает, чего хочет ее сын. При этом необязательно доводить кроху до слез, а помогать ему в важных вопросах.

 

необходимо побуждать ребенка озвучивать то, что он хочет, сознательно не понимая его жестов

В то же время в детской речи не следует поощрять упрощения, например, «бибика» вместо «авто» или «лепешка» вместо «котлета».

Можете ли вы привести конкретные примеры игр и упражнений для этого возраста:

  1. На смену пальцевому массажу приходит увлекательная пальчиковая гимнастика (в Интернете можно найти огромное количество вариантов на любую тематику).
  2. К играм с манкой, мукой добавляются манипуляции с мелкими предметами (обязательно под присмотром взрослого), катание карандашей, мячей, мячей и т.д. На столе. В полтора года уже можно предлагать малышу пластилин, пластиковую пасту и т.д.
    В полтора года уже можно предлагать ребенку пластилин — лепка отлично развивает мелкую моторику
  3. Игра в слова «Исправь ошибку». Мама произносит фразу или фразу из известной ребенку сказки и намеренно путает слова (например, «курица положила яичко, но не простое, а синее» или утка говорит «мяу-мяу»).
  4. «Волшебный мешок». Взрослый предлагает ребенку взять игрушечных животных из непрозрачного мешка и дать им имя.
  5. «Как это выглядит.» Ребенку предлагается озвучить различные предметы из окружающего мира, например «как капает дождь?» или «как твои ноги топают?» Сначала отвечайте просто слогами («ка»), затем звукоподражательными словами («кап»). Позже появятся более сложные слова («что делает дождь — капает»).
  6. С годовалым малышом уже можно заниматься артикуляционной гимнастикой, причем не обязательно изнурять ее каждый день одними и теми же упражнениями, а менять их. Например, подойдут следующие варианты: задуть свечу (настоящую или воображаемую), подуть в игрушечную трубку, на ватной палочке в ладони, слизать воображаемое варенье на губах, показать хоботный язык слона (губы растянуть трубочкой).
    Совместные упражнения для маленького ребенка должны быть веселыми и увлекательными
  7. Игривая тренировка гласных звуков: показать, как ребенок плачет («ай-ай»), как мы удивлены («ой-ой-ой»), как летит самолет («оо-оо-оо»).

В этом возрасте важно защитить ребенка от телевизора, по сравнению с которым живой человеческий язык отходит на второй план. Специальные мультфильмы, развивающие речь, можно показывать ребенку преклонного возраста (3 года).

Видео: занятия для речевого развития с годовалым ребёнком

Посмотрите это видео на YouTube

Видео: мама делится своим опытом, как развивала речь дочки после года

Посмотрите это видео на YouTube

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не хочет говорить. По поводу трудной речи авторитетный врач-педиатр Е.О. Комаровский констатирует следующее:

«Сложность в разговоре может быть вызвана тем, что взрослые не активно общаются с ребенком. Но когда ребенок пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, потому что дети быстро пытаются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него возникнут проблемы с произношением, поэтому лучше всего работать с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорите с ребенком и побуждайте его говорить как можно больше. Задавайте ему вопросы. Спросите его мнение. Прокомментируйте свои действия.
  2. Развивайте горизонты. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки по лесу и т.д.
  3. Развивайте ручную моторику: пластилин, краски, поделки из натуральных материалов, конструкторы.

Из книги И.А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развитие деятельности для детей»:

Логопедический массаж лицевых мышц способствует правильному развитию речи. Легкий массаж щек, лба, губ помогает регулировать кровообращение, повышает эластичность мышц и служит эффективным средством предотвращения нарушений речи. Легкие круговые движения следует выполнять кончиками пальцев обеих рук, чтобы на коже не образовывались морщинки. Массаж следует делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса 10-15 сеансов. Перед началом массажа нужно обрезать длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Сделайте легкие круговые движения от центра лба к вискам.
  2. Сделайте легкие круговые движения от центра лба к мочкам ушей.
  3. Выполните легкие круговые движения под глазами от носа до висков.
  4. Сделайте легкие круговые движения от центра лба к шее.
  5. Сделайте легкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Сделайте легкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Сделайте легкие круговые движения по контуру сначала верхней, а затем нижней губы от уголков к центру.
  8. Слегка коснитесь губ кончиками пальцев.
  9. Сделайте легкие круговые движения от центра верхней губы к подбородку.

Ю.С. Космина, педагог-логопед высшей категории:

В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он чувствовал себя довольным в общении со взрослыми, получал от них не только новые знакомства, но и обогащал словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносил звуки и было интересно рассказывать истории.

Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и ​​явлениях, разговаривая с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания ребенка, родители не только расширят его кругозор, но и помогут овладеть правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развития речи у близнецов:

Близнецы — особый предмет. У них есть друг друга, и этим все сказано. Особый язык, полное понимание и отсутствие стимулов к овладению общепринятым языком. Наиболее гуманным из всех проверенных способов (здесь и разделение / рождение бабушкам и разделение обязанностей по выращиванию каждого между мамой и папой) мне кажется знакомство детей с группой сверстников. Там дети осознают необходимость овладения языком и научатся озвучивать свои потребности (что жизненно важно в детском саду).

Индивидуальное общение с родителями также помогает «поговорить» об этих детях. Это ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (что-то очень нужное! Кипятить чайник, мыть посуду и т.д.

Не волнуйтесь, если 1,5–2,5 года еще не заговорили. Стоит опасаться, если ребенок в 3 года не хочет издавать ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос, почему ребенок не может говорить.

Обучайте детей, развивайте их язык, мышление, память, ведь многое зависит от родителей. А с таким набором современных методик, книг, обучающих игр можно украсить повседневную жизнь не только ребенка, но и свою.

Ребёнок не говорит в 3–4 года: стимулирующие упражнения

Безмолвные дети одинаково встречаются в трех и даже четырехлетнем возрасте (конечно, гораздо реже, чем в двухлетнем). Здесь ребенка необходимо показать специалисту (ЛОР, невролог, психолог, логопед), а если со здоровьем все в порядке, то родители занимаются стимуляцией речи.

интересно, что такая гипотеза существует: дети сегодня слишком умны, они понимают, что не могут говорить, как взрослые, и накапливают пассивный словарный запас.

Основные рекомендации для родителей следующие:

  1. Постоянное общение с ребенком. Даже если он не может полностью ответить, вам нужно подтолкнуть его к выражению мыслей. Например, перед прогулкой нужно спросить ребенка, какие игрушки он хочет взять с собой. Кроме того, игрушки должны находиться подальше, чтобы ребенок не указал на них жестом. В разговоре с сыном или дочерью нужно задавать вопросы, не предполагающие односложного ответа.
  2. Постоянное общение со сверстниками. Малоговорящему ребенку особенно полезно посещать детский сад, потому что дома родители его прекрасно понимают, в коллективе, когда он сталкивается с непониманием со стороны окружающих детей, ребенок с большей вероятностью заговорит.Молчаливому ребенку нужно чаще бывать в детской команде — ведь его там жестами не поймут, как дома, а значит, есть стимул говорить быстрее
  3. Расширяйте ваш кругозор. Это посещение новых мест, взрослые комментируют увиденное.
  4. Ассоциативная игра. Дома или на прогулке мать при взгляде на ребенка представляет предмет и описывает знаки, например: «Я вижу большой белый металл… (машину)». Ребенок должен назвать объект.
  5. Продолжайте читать книги (малыш знакомится с новыми словами, понятиями), уроки артикуляционной и пальцевой гимнастики.

Ребенку 3-4 лет можно предложить следующие каламбуры:

  1. «Ступени». Для каждого шага ребенок называет слово на определенную тему: животные, овощи, фрукты, птицы, съедобные, круглые, летающие, плаваюие и т.д.
    Вы можете придумать игру «Шаги», когда на каждом шагу ребенок назовет слово на определенную тему
  2. «Третье колесо». Взрослый называет четыре слова, ребенок должен выбрать и назвать лишнее (например, тарелка, чашка, ложка, чай или кот, собака, мышь, ворона).
  3. «Телефон». Мать предлагает ребенку поговорить с игрушечным телефоном: ребенок любит чувствовать себя взрослым и с радостью поддержит игру, ответив на вопросы взрослого.Можно пригласить молчаливого ребенка поговорить по телефону — это его увлечет
  4. Ролевая игра. Вы должны научить куклу или плюшевого мишку правильно произносить звук, затем слог и, наконец, целое слово.

Таким образом, в игровой форме стимулируется речь. Необязательно акцентировать внимание на обучении («сейчас научимся говорить»): ребенок просто выполняет увлекательные задания и спокойно произносит новые слова.

Видео: ребёнок в 3 года не разговаривает (советы специалистов на примере конкретного малыша)

Видео: советы доктора психологических наук Андрея Азарова

Видео: как разговорить молчуна трёх лет

Развивающее видео для стимуляции речи ребёнка

Видео: что делать, если ребёнок в 2,5–3 года не говорит

Видео: приёмы, которые помогут разговорить ребёнка (центр «Логопед-Профи»)

Упражнения

Мы изучили большое количество учебных пособий и определили необходимость комплексного подхода в развитии навыков произношения у двухлетних детей. Лучшим вариантом будет использование пальчиковой гимнастики, упражнений на артикуляцию, наглядность и игровые моменты. Ниже приведены развивающие упражнения и методы, которые помогут улучшить языковые навыки детей. Выполняйте их каждый день, чтобы как можно быстрее научить ребенка говорить.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Цель таких упражнений — тренировка артикуляционных органов и корректировка произношения звуков:

  • Летающая снежинка

Из тонкой бумаги нужно вырезать небольшую снежинку. Положите снежинку на ладонь малыша. Задача ребенка — сдувать снежинку с руки.

  • Бабочка порхает

Берем тонкую бумагу (салфетку или фантик) и вырезаем небольшую бабочку. Привяжите к бабочке нитку. Ребенок держит нитку и, дуя на бабочку, заставляет ее порхать.

  • Веселая лодка

Наполните ванну водой и поставьте на поверхность легкую лодочку (из бумаги или пробки). Ребенок должен своим дыханием привести лодку в движение.

Игры на развитие моторики

  • Игры на общее развитие моторики

Уроки движений в сопровождении поэтического ритма — отличный инструмент для развития процесса «говорения». Чем активнее ребенок двигается, тем лучше развиваются языковые навыки.

  • Активные игры со стихами

Короткие подвижные игры очень популярны у детей третьего года жизни и, если при этом они сопровождаются детскими песнями, становятся чрезвычайно полезными для развития речи детей. Выбирайте веселые игры с забавными стихами, тогда они обязательно понравятся детям, а значит, будут очень полезными и действенными. Примеры игр: «В медвежий лес», «Гуси-гуси».

  • Логопедия и ритмические игры с самомассажем

Родитель или учитель выполняет массаж, используя движения, которые ребенок должен повторять, а затем самомассаж.

Игры со звукоподражанием

Цель звукоподражательных упражнений — помочь в формировании и повторении отдельных звуков, слов и фраз.

  • Следуйте тренировке гласных:
  • ай-ай (ребенок плачет, поет в опере, колышет ребенка);
  • ой-ой-ой (удивление, восхищение);
  • oo-oo-oo (летит самолет);
  • эээ (лошадь ржет).

Убедитесь, что на выдохе произносятся все звуки. Исправьте ребенка в случае ошибок. Правильное дыхание при произнесении слов гарантирует, что определенные звуки и слова не будут «проглочены.

Пальчиковые игры

Самое популярное и любимое занятие всех детей: помимо развлекательной функции, оно помогает развивать моторику речи, подготавливает пальцы к письму и улучшает работу мозга.

«В саду». (Пальцы обеих рук разведены). На поляну вышли зайцы (сложите большие пальцы), медвежата (сложите указательные пальцы), барсуки (сложите средний палец), лягушки (сложите безымянный палец) и енот (сожмите ручки в кулак) . На зеленую лужайку заходишь ты и ты, друг мой! (Раскрываем ладони и «киваем» всеми пальчиками малыша).

Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский

В конце статьи вы можете прочитать видеоурок от Школы доктора Комаровского, который отвечает на основные вопросы родителей о задержке речевого развития ребенка.

Несколько практических советов

Иногда для «инициирования» речи достаточно немного изменить условия, в которых находится ребенок.

Это не требует использования дорогих игрушек или наборов для развития голоса.

Создаем трудности

Неврологи и психологи советуют, чтобы ребенок заговорил, как можно реже реагировать на его жесты и просьбы в виде мычания. Стоит отметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.

Но когда он сталкивается с трудностями, языковые центры мозга начинают работать более активно. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают активно говорить еще в детском саду.

Установление эмоциональной связи с ребенком

В этом возрасте многие дети уже хорошо произносят все звуки, кроме шипения и «р». Их речь не всегда понимают посторонние, но родители всегда ее понимают. На этом этапе речевое развитие ребенка практически полностью зависит от родителей.

Дети этого возраста полностью копируют не только поведение родителей, но и их речь. Очень важно установить эмоциональный контакт с малышом, чтобы он слушал маму или папу и понимал, о чем они говорят.

Не загромождайте свою речь. Это различные оскорбительные и грубые слова, паразитические слова, уменьшительные имена. Дети их ловят и очень быстро запоминают. Впоследствии отучить их будет сложно.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо больше с ним общаться, проводить время на уроках и играх.

Некоторые действия, направленные на развитие речи ребенка, позволяют добиться хороших результатов.

Трехлетнего ребенка уже можно познакомить с понятием «время». И с 4 лет научиться это определять. Как научить ребенка определять время по часам — читайте в нашем следующем материале.

Если вы заметили ошибки в речи малыша, постарайтесь исправить их как можно скорее. Читайте дальше — «Как научить ребенка правильно снимать стресс“.

Причины задержки речевого развития

Неврологические проблемы со здоровьем часто являются причиной задержки речи. В 2 года и старше ребенок плохо говорит, а иногда и вовсе молчит. В этих случаях ребенку требуется медицинская помощь, и чем раньше это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речи можно отнести:

  • хронические заболевания матери, поражение центральной нервной системы (центральной нервной системы), возникающее во время внутриутробного развития плода или в послеродовом периоде;
  • зависимости (курение, алкоголь, употребление наркотиков, психотропных препаратов);
  • применение препаратов противопоказано в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза гибели плода;
  • прием нелегальных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • недостаток кислорода (гипоксия плода);
  • черепно-мозговая травма при родах;
  • инфекционные заболевания (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и др.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Также существуют физиологические причины, по которым ребенок не хочет говорить или очень плохо говорит, это могут быть:

  • потеря слуха (потеря слуха, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс речевого образования. Если в трехлетнем возрасте ребенок не разговаривает, даже если ранее у него возникали позывы к разговору, вам следует посетить отоларинголога. Возможно, у ребенка врожденная или приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата — обильное слюноотделение, открытый рот. При патологии челюсти и мимических мышц ребенку сложно воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляются тошнота и рвота;
  • наследственные заболевания или генетическая предрасположенность (например, медленный рост нервных клеток у одного из родителей) также могут вызвать задержку речи у детей;
  • инфекционные заболевания, поражающие плод даже в период вынашивания. В результате у ребенка нарушается процесс формирования языковой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что ребенок не может четко говорить или пытается уйти от общения с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако 2-летний ребенок по-прежнему не говорит или неправильно называет предложения из 2–3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

Взрослые не обращают внимания на детей. Отсутствие общения и пренебрежение: препятствует языковой активности, ребенок замкнут, отсутствует интерес к окружающей среде, появляется постоянное нежелание говорить.
Стресс, частые семейные ссоры, страх. Такие психологические расстройства замедляют возникновение речи

Чтобы выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение ребенка. Если во время кормления он часто морщится в руках или ногах, кричит при появлении незнакомца или у него проблемы с недержанием мочи, стоит побеспокоиться и обратиться к врачу.
Чрезмерная опека

Ребенку отчаянно нужна компания и близость мамы и папы. Однако если переборщить с опекой, выполняя все пожелания и прихоти ребенка по его просьбе, то с ним больше не нужно будет разговаривать. За что? В конце концов, вы можете просто указать на интересующую тему, немного поиграться и получить желаемое.

Как научить ребенка говорить? Советы родителям

1. С самого рождения как можно чаще разговаривайте с малышом. Просто говорите все, что вы делаете, называйте все, что видите, просите что-то и отвечайте сами. Всегда слушайте, что вам говорит ребенок, не отвергайте это, старайтесь понять.

2. Не заикаться с ребенком, не заменять нормальную речь инфантильным и псевдо-младенческим заиканием. Лучше использовать мягкие уменьшительные. Но самое главное — это добрый голос и любовь, а потому лепетать точно не придется.

«Девушка с характером, Стисси: Но есть не только« ласковое »имя, но и указание размера прямо в слове. Вы уже можете различать предметы по размеру, например:« Смотри — это большая СОБАКА, и это маленькая СОБАКА »узнает, что объект может называться по-разному и что одни и те же объекты разных размеров будут называться по-разному.

3. Поговорите с ребенком о серьезных вещах, объясните ему все, но не рассчитывайте, что ребенок поймет вас. Ребенку важно только слушать разные слова и интонации.

4. Чаще берите малыша с собой: по квартире, на улицу, в гости и т.д. Пусть малыш общается не только с родителями и близкими родственниками, но и с большим количеством людей.

маричкапаутова: Я учу сына говорить во время игры, показываю пальцем — зову, потом наоборот. Правда, с его стороны только слоги (один-два) из каждого слова.

5. По возможности позвольте ребенку «общаться» с детьми с самого рождения. Это становится особенно важным при формировании речи. Пусть ваши друзья будут немного старше вашего малыша — пример малыша самый действенный.

6. Как можно скорее научите ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут маленькие кусочки, но тем не менее. И не нужно ждать первого зуба! Это все равно не влияет на развитие жевательных навыков, потому что резцами они не грызут.

7. Пойте своему ребенку песни, а не просто колыбельные, чтобы заснуть, но только когда вы гуляете, переодеваетесь, купаетесь, убираетесь и готовите ужин. Пусть это будут детские песни, русские народные песни и авторские песни и просто ваши любимые.

8. Читайте ребенку книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда их читают. Через полгода купите ребенку личные книжки, прочтите их ему и покажите все в картинках.

9. Уже через год ребенок может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие изображения, а сама книга раскроет основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и т.д.)). Ничего страшного, если в нем много стихов.

Веснуша: Вчера водила дочку к логопеду, она посоветовала нам то же самое. То есть не «учить говорить», а понимать речь, узнавать названия предметов. Покажи ей одежду (пуговицы, воротник , рукава), овощи, фрукты, животные и др. пакже научить ребенка выполнять различные действия в игре.

10. Развивайте мелкую моторику: играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белая сторона» и т.д.), Приближайтесь к году, дайте ребенку поиграть с мелкими предметами и конструктором (конечно, строго под вашим присмотром) , как можно скорее начните приучать ребенка есть в одиночестве. Если ребенок уже хорошо ходит, можно научить его копать песок (снег) лопатой и чуть позже вырезать куличи.

11. Играйте с карточками с наклеенными буквами, концепциями и изображениями — через год.

12. Периодически повторяйте слова, как будто играя их перед ребенком, поощряйте его повторять, но не спрашивайте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»

Принципы для развития правильной речи

Развить активную речь у 2-3-летнего ребенка будет легче, если для этого создать благоприятные условия:

  1. Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спросите папу, где книга», «позвоните бабушке на ужин», «скажите спасибо маме»).
  2. Позвольте ребенку говорить. Если в разговоре мать или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и пытается сказать ему то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенок, скорее всего, не захочет разговаривать.
  3. Похвалите ребенка за то, что он научился заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
  4. Взрослые должны убедиться, что они говорят правильно. Активное использование различных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
  5. Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за малышом его искаженные слова.
  6. Ежедневно занимайтесь артикуляционной гимнастикой, чтобы научить ребенка овладевать губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем читать: делаем артикуляционную гимнастику для детей)). (Вы найдете упражнения для этого ниже).
  7. Выполните задания на развитие дыхания (см. Ниже). Часто спутанное и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
  8. Расширьте свой словарный запас и попрактикуйтесь в использовании уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включите в свои игры следующие задания: опишите предмет или игрушку, и ребенок должен найти их по цвету, размеру и положению; просят назвать характеристики предметов, учат обобщать и сравнивать предметы.
  9. Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса детей. Читая сказки, обращайте внимание на характеристики персонажей (трусливый заяц, неповоротливый бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.
Оцените статью
Блог о речи