Когда ребенок начинает говорить первые слова: во сколько (в каком возрасте)?

Содержание
  1. Таблица развития речи
  2. Как стимулировать произношение слов в 1 год
  3. Причины позднего формирования речи
  4. Внутренние факторы
  5. Внешние ограничители
  6. 12 месяцев
  7. Ранние признаки нарушения речи
  8. Первые занятия
  9. В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?
  10. Почему ребенок никак не произносит первые слова?
  11. Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?
  12. С рождения до года: начинаем развивать речь
  13. От нуля до трех месяцев
  14. От трех до шести месяцев
  15. От шести до 9 месяцев
  16. От 9 месяцев до года
  17. Всегда ли «мама» – первое слово?
  18. От гуления к лепету
  19. 24 месяца
  20. Становление осознанной речи
  21. Пять главных советов по развитию речи ребенка
  22. Советы родителям
  23. Как растет активный разговорный словарь?
  24. Почему ребенок долго не говорит?
  25. Когда появляются фразы и простые предложения?
  26. Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?
  27. Почему ребенок молчит?
  28. Развитие мелкой моторики
  29. Отсутствие мотивации или настойчивое обучение
  30. Переизбыток эмоций или недостаток внимания
  31. Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?
  32. Когда малыш начнет говорить
  33. Когда ребенок начинает говорить мама и папа
  34. Начинаем говорить фразами

Таблица развития речи

Нет четких ежемесячных сценариев развития языка. В таблице приведены обобщенные термины для формирования словарного запаса у детей:

ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: Когда ваш ребенок обычно начинает булькать?

1-3 месяца Малыш активно булькает. Сначала он издает удлиненные звуки: «Аааа, уууу», затем слоги: «гуууу», «буууу»
4-5 месяцев Ребенок кричит, любит посмеяться, петь — издавать протяжные звуки, менять высоту звука. Ребенок начинает ходить: абу, апу
6 месяцев Ребенок реагирует на знакомые голоса, заикается (произносит звуки: «но», «то» и тому подобное)
7-8 месяцев Ребенок понимает фразы и просьбы («достать утку», «дать ручку»). Расширяется запас произносимых звуков. Ребенок пытается имитировать («Как собака лает?» «Гав-гав», «А корова?» Ребенок узнает какие-то предметы, ищет их, поворачивает голову
9-11 месяцев Слышны новые звуки. Ребенок произносит до 10 простых односложных и звукоподражательных фраз: «Ляля», «Баба», «Ко-ко», «Мяу»
1-1,5 года Любимый ребенок может назвать членов семьи: папу, дедушку, женщину. Он может отображать на изображении животных, части тела или лица. Играйте рифмующиеся стихи. Может повторять окончания простых стихов
2-3 года Дети понимают простые вопросы и выполняют просьбы, могут приносить игрушки, свои вещи. Знают понятия «вверх» и «вниз», рассказывают простые стихи, сказки
3-4 года Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми. Говорим простыми предложениями, могу объяснить просьбу. Предложения понятны, звуки произносятся правильно

Это приблизительные, но общепринятые параметры. При обнаружении существенных отклонений стоит обратиться к специалистам: логопеду, неврологу, психологу, чтобы исключить задержку речи и умственного развития.

Как стимулировать произношение слов в 1 год

В возрасте 1 года речь все еще не является самым важным средством общения для детей. Вам нужно научить ребенка пользоваться речью. Для этого не обязательно сразу дарить игрушку, которую хочет забрать ребенок. Для начала нужно произнести название игрушки (можно упростить): «Дай ла-лю?» Пусть ребенок попробует повторить «ля-ля», «би-би». Представляя желаемое, можно подчеркнуть: «Это лала, на».

В лексике взрослого, общающегося с ребенком, должны быть как полные, так и сокращенные слова: «кар-кар», «динг-динг», «тук-тук», «тик-так». Эти полные заменители слов являются временными и необходимы только потому, что ребенку легче их произносить.

Чтобы ребенок установил связь между словом и действием, необходимо попросить его выполнить какие-то действия: дать или взять игрушку, показать знакомый предмет, встряхнуть ручку. Еще он облагораживает все действия, которые он совершает с игрушками. С этой же целью они играют 2-4 знакомыми игрушками и просят ребенка, например, поймать мяч, бросить его или поймать. Взрослые все действия совершают эмоционально, четко говоря и слова-объекты, и слова-действия.

Причины позднего формирования речи

Если ребенок молчит в двухлетнем возрасте, а тем более в трехлетнем — это проблема, причину которой родителям следует искать как можно скорее. Причины позднего выступления делятся на внутренние и внешние.

Внутренние факторы

Прежде чем называть молчаливого «исключительно особенным», стоит проверить, есть ли у этого явления психофизические предпосылки. Причинами РРР могут быть:

  1. Проблемы со слухом. Это может произойти после тяжелых инфекций, сложного среднего отита и травм.
  2. Генетика. Задержка развития может передаваться по наследству, иногда в более сложной форме.
  3. Расстройства ЦНС. Проблемы с центральной нервной системой обычно врожденные. Причиной может быть плохое самочувствие родителей, трудности во время беременности или родов.
  4. Физический дефект. Частые явления: ринолалия (расщелина мягкого и твердого неба) и короткая уздечка (подъязычная связка).
  5. Психическая задержка. Продолжительное молчание крохи может быть сопутствующим фактором серьезных недугов: синдрома Дауна, аутизма и т.д.
  6. Для подтверждения отсутствия физических и неврологических причин РПН необходимо посетить: невролога, логопеда, психиатра, отоларинголога, стоматолога.

Внешние ограничители

Внешние причины RRD следует искать в семье. Иногда ребенок не может заговорить, если:

  • это прекрасно понимается без слов;
  • в семье используются разные языки (двуязычие);
  • слова пассивно усваиваются (ТВ и гаджеты);
  • в доме царит напряженная обстановка (скандалы, крики), заставляющая ребенка замкнуться;
  • он чрезмерно посещается, он не оставляет места для независимости;
  • взрослые об этом не заботятся, не помогают развиваться.

12 месяцев

В этом возрасте ребенок вполне способен говорить. В среднем годовалые дети произносят от трех до пятнадцати слов. При этом учитываются не только полноценные слова, но и «мэа», что означает кошка, «ава», которую называют собакой, «покупай», произносимые перед купанием и слова других детей.
Однако есть и молчаливые люди, которые ничего не хотят говорить. В этом возрасте стоит обратить внимание на пассивный вокальный резерв. Даже если ребенок молчит, он должен понимать не менее пятидесяти, а то и более ста слов. При этом кто-то знает, что такое куб, а кто-то — что такое трактор, кто-то понимает фразу «пойдем поесть», а кто-то упорно игнорирует, но раздевается, когда слышит слова «пойдем купаться».

Ранние признаки нарушения речи

Процесс овладения языком довольно сложен и иногда не всегда проходит гладко. Когда малыш начинает говорить, мама должна внимательно следить за процессом овладения языком. На самом деле по мере его роста и развития могут появляться некоторые нарушения речи. Как правило, они дают о себе знать в раннем возрасте — до трех лет, и очень важно вовремя распознать эти признаки и принять меры по их устранению. Заподозрить, что у ребенка проблемы с языковым развитием, можно, если:

  • ропот и заикание появились очень поздно или совсем не появились;
  • нет реакции на обращенную речь;
  • в полтора года ребенок не произносит ни слова;
  • фразовая речь не развивается по прошествии двух лет;
  • ребенок не реагирует на прикосновения близких и не смотрит в глаза во время разговора.

Проблемы с речью могут возникнуть при некоторых неврологических патологиях, а также при заболеваниях ЛОР-органов и недоразвитии речевого аппарата. В этом случае возможны следующие симптомы:

  • когда ребенок говорит, невозможно распознавать звуки и слова — речь сбивается;
  • после перехода на твердую пищу отсутствуют навыки жевания;
  • во время бодрствования рот не закрыт, язык высовывается, возможно повышенное слюноотделение.

Не ждите, что такая проблема разрешится сама собой. В случае сомнений лучше обратиться к врачу: детскому неврологу, отоларингологу, психологу, дефектологу. Иногда может потребоваться консультация другого специалиста.

Критическим возрастом считается три года, когда дети начинают говорить достаточно связными предложениями. Если на этом этапе ребенок не умеет общаться с помощью предложений, можно говорить об общем недоразвитии речи. Такая ситуация требует обязательной консультации логопеда и дальнейшей коррекции. В противном случае весьма вероятно, что речь продолжит развиваться с большой задержкой.

Первые занятия

Звуки, бормотание и заикание — важная составляющая подготовки речевого аппарата к будущей речи. Звуки имеют более рефлексивный характер и соответствуют потребностям ребенка.

В этот момент произносится первое слово маленького ребенка: «агу». Малыш начинает ходить в полтора месяца. Сначала это стойкие звуки: аааа, ууу, аюу. В трехмесячном возрасте появляются слоги «абу», «агу» и т.д. В возрасте шести месяцев малыш начинает петь, произнося звуки разной высоты. В течение 6 месяцев появится лепет, а к 9 — и долгожданная «мама».

Ребенок ходит только в том случае, если ему удобно. Убедившись, что он не голоден, не тепло и не сухо, сядьте рядом с ним, наклонитесь и издавайте негромкие звуки. Малышка обязательно тебе ответит.

Говорить с малышом нужно нежно и с улыбкой, реагируя на все звуки, которые он издает. Отвечайте улыбкой, а если малыш хочет поговорить, отложите срочные дела. Повторите еще раз, меняя комбинации звуков, и ребенок будет повторять за вами.

Почему дети выбирают AGU? Все звуки, издаваемые младенцами, гортанные. Звуки а, у в суставе крупнее, чем «з-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче передать ребенку. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после длительного обучения ребенок в разговоре с родителями начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу.

 

В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?

Еще раз напоминаем: каждый ребенок — это личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст, в котором достигается каждая стадия языкового развития, сильно различается для разных детей. Если малыш произнес первые слова через месяц-два после нормы, это нормально. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если ребенок отстает на одну и более ступеней:

 

Почему ребенок никак не произносит первые слова?

Если у вашего ребенка наблюдаются признаки задержки речевого развития, сначала следует поискать проблемы со здоровьем. Помимо состояний, связанных с аномалиями развития головного мозга (церебральный паралич, аутизм и др.), Это могут быть нарушения слуха и физические дефекты голосового аппарата — гортани, голосовых связок, глотки, мышц челюсти 1 .

Если их исключить, скорее всего, это временная психологическая проблема. Ребёнок преодолеет это с помощью специалиста по языковому развитию. И тогда родителям приснится другое: как его заставить замолчать 🙂

 

Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?

Если ребенок родился в двуязычной среде, он позже начнет говорить о своих сверстниках 2. Но на обоих языках одновременно! Причина очевидна: ребенок должен сам понять, почему взрослые издают определенные звуки в разных действиях, а если они называют что-то двумя словами, понять механику «говорения» намного сложнее.

Маме и папе совсем не обязательно говорить на разных языках. Альтернативным источником языковых знаний может быть бабушка, няня или старший ребенок в детском саду. Если вы стараетесь, чтобы ваш ребенок с детства знал два языка, наберитесь терпения, пока ждете первых слов. Но если в ваши планы не входит обучение ребенка родному языку няни или особому диалекту бабушки, попросите их говорить в присутствии крохи на чистейшем русском языке.

С рождения до года: начинаем развивать речь

С рождения до года: начинаем развивать язык

Если дома уже есть ребенок (или только что ожидается его появление), вот несколько четких советов, которым нужно следовать.

От нуля до трех месяцев

Чему мы учим?

  • Узнавайте звуки и, прежде всего, понимайте, как они связаны с суставом. То есть ребенку важно не только слышать голос, но и видеть лицо.
  • Ходьба, рвотные позывы, произнесение того самого первого детского лепета: настойчивые а-а-а, у-у-у-у-у-у-м-м — все, кроме плача, крика и хрюканья, учитывается в языковых упражнениях. Как правило, это чувствуется, когда малыш сыт и всем доволен. Помимо способности издавать жужжащие звуки, это полезно для развития мышц суставов (и грудное вскармливание тоже помогает — вам нужно больше работать, чтобы получить молоко).

Как я могу помочь своему ребенку?

  • Петь, говорить, рассказывать детские стишки можно уже на стадии беременности. Что ж, после рождения точно пора. Вы также можете читать «взрослые» книги и стихи, главное — делать это особым голосом.
  • Голос и интонация важны! Можно посмеяться над тем, как женщины (хотя и участвующие папы тоже), когда видят детей, начинают «шепелявить», говорить громче, удлиняя гласные. Это инстинкт. К тому же это наиболее подходящий вариант для общения с детьми: исследования показывают, что именно так дети лучше всего усваивают основы языка.
  • Кстати, у представительниц женского пола подобный тон голоса «включается», когда речь идет о животных, особенно о котятах и ​​щенках. Но, что любопытно, они не удлиняют гласные: инстинкт «знает», что учить животных говорить не имеет смысла.
  • Меньше отвлекающих звуков: ребенку нужна тишина, чтобы четко слышать другие голоса и играть с произношением звуков. Так что фон ТВ, радио и тд надо выключить.

Что должно настораживать?

Если уже наступило три месяца, а кайфа по-прежнему нет, стоит с этим вопросом обратиться к педиатру, неврологу и ЛОРу.

От трех до шести месяцев

Чему мы учим?

  • Узнай свое имя и откликнись на него. В шесть месяцев почти все дети знают свои имена и произносят в своей речи знакомые слова: мама, папа, я.
  • Понимание интонации: ребенку пора распознать «причину» разговора, мягко улыбнуться, услышать новые ритмы или суровый тон.
  • Звукоподражание. Заикание становится намного богаче не только звуками и слогами (появляется «флейта», игра цепочек фонем), но и тоном, ритмом, темпом. Поменяйте, если взрослые говорят иначе.

Как я могу помочь своему ребенку?

  • Спектакль «Кто это?»: Кто пришел? Папа! Кто в зеркале? Аня! Ничего сложного, но очень эффективно.
  • Осваивайте светскую беседу в детстве (даже если вы поклялись себе не заикаться до рождения). Эта кость важна! Было доказано, что это помогает вам быстрее выучить основы речи, а также чувствовать себя комфортно и безопасно.

Основы детской речи:

  • Подражайте детской речи, не произнося определенных звуков.
  • Замени местоимения на имя: «Аня хочет пить?» вместо «Вы хотите пить?»
  • Упростите слова и конструкции: кошечка, ам-ам, кач-кач и даже кака.
  • Не забывайте удлинять гласные и использовать уменьшительные суффиксы: собака, машина, мяч.

Что должно настораживать?

Если в течение полугода малыш заикается так же, как и в три месяца, новых звуков, структур нет, он не обращает внимания на интонацию речи, требуется консультация специалистов.

От шести до 9 месяцев

Чему мы учим?

  • Жестовой контекст коротких предложений: первое обычно осваивается, помахивая ручкой над словами «привет».
  • Еще более сложное заикание — с большим количеством слогов. Сами дети настойчиво повторяют слоги, все, что «падает на язык», от «папа» и «бабаб» до «какака». Это еще не осознанная речь, но если взять «мама» или «папа» и поддержать ее радостными эмоциями, вполне возможно, что первое слово появится в лепете.
  • Еще один интересный результат выступления — лепет начинает отражать эмоции ребенка. Он может быть радостным, расстроенным и даже злым.

Как я могу помочь своему ребенку?

  • Вовлекитесь в лепет: повторите за малышом и предложите ему новые звуковые комбинации.
  • Продемонстрируйте, как двигаются губы и язык, подчеркните сустав. Также полезно поднести ребенка ладонью к губам, когда раздаются новые звуки, чтобы он мог слышать движения.

Что должно настораживать?

Если нет повторения интонаций взрослых, реакции на имя или другие частые слова, заикание бывает редко и однообразно, однообразно — для врача.

От 9 месяцев до года

Чему мы учим?

  • Этот трогательный период начинается, когда обнаруживается, что «ребенок понимает!» Малыши действительно расширяют словарный запас и начинают связывать слова и предметы. Название всего, что его окружает, комментарии к поступкам ребенка и его собственные — только короткими предложениями, без паразитических слов и расплывчатых формулировок помогают в этом.
  • Первые слова не заикание, а настоящие. В возрасте одного года дети, как правило, усваивают самые главные слова — мама, папа, давай. Почти годовалые дети имеют в своем запасе от пары до 20 основных слов, и почти все они являются именами (80%).

Как я могу помочь своему ребенку?

  • Станьте «говорящей головой». Постоянно комментируйте, кто чем занимается, куда идет, что ест. «Мама работает», «Папа умывается», «Баба пьет чай».
  • Назовите все вокруг малыша: от качелей на улице до частей тела, начните рассматривать картинки в книжках и попросите показать вам, где чашка и где кролик.
  • Начните усложнять предложения. От «Это кот» до «Это серая кошка». Кот лежит »и т.д.
  • Не переходите от «шепота» к взрослой речи. Исследования показывают, что детский лепет — настойчивые интонации, а также лали, котята и ава — актуальны даже до 1 года и 9 месяцев.
  • Гримасничать: помогает развивать артикуляционные мышцы и избегать заявлений логопедов.
  • Начните отлучать манекен. Эксперты говорят, что дети, которые не расстаются с пустышкой через 12 месяцев, чаще испытывают проблемы со звуками p, b, t, d, s.

Что должно настораживать?

Если с 12 до 15 месяцев малыш не освоил набор «мама-папа-дай», не узнает привычные предметы на снимках, нужно обратиться к врачам.

Всегда ли «мама» – первое слово?

Мамы и папы ждут осознанных фраз от крохи. Когда ребенок начинает говорить, молодых родителей переполняет гордость. В заикающейся крохе долгожданную «мамочку» можно отличить через 7 месяцев. Ребенок еще не осознает значение этого выражения, просто сочетание звуков ребенку легко произносится.

Младенцы сознательно позвонят родителям только через год, а то и позже. При этом во многих развивающих книжках отмечается первое простое слово ребенка — «давать», оказывается, гораздо полезнее, чем умение позвать родителей.

С помощью игры вы можете помочь малышу как можно скорее сказать «мама». Выполняя какое-либо действие, необходимо говорить: «Мама кормит малыша, убирает, варит суп». Вы можете играть в прятки. Спрячьте лицо под подгузник и спросите: «Где наша мама? Я здесь! »Во время игры вы даже не заметите, когда ваш ребенок начнет говорить« мама».

От гуления к лепету

В начале четвертого месяца малыш начинает искать взрослого глазами, улыбается, начинает интенсивно шевелить ручками и ножками (комплекс ревитализации). Начните размещать настойчивые и мелодичные звуковые комбинации: бормотание, произнесение аа, а-ху, а-ха. Некоторые звуки воспроизвести просто невозможно, таких фонем в русском языке нет.

Еще через 2-3 месяца настала очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, но вскоре они становятся похожими на исходные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего заикание появляется, когда малыш сыт, спит и в хорошем настроении. Это еще не выступление, а подготовка, своего рода подготовительные упражнения.

Хотя он еще не говорит, но многое понимает: поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птицу, кошку. Малыши 6-7 месяцев выполняют простые просьбы: дают ручку, играют руками, и это тоже шаг к развитию языка.

24 месяца

На данный момент нормой считается не менее пятидесяти слов, и из них можно составить простейшие предложения, такие как «мама, давай», «баба, на», «брось мяч», «дай мне выпить». Однако это нижняя граница нормы. Обычно лучше всего говорят дети к двум годам. К тому же у них уже есть огромный пассивный словарный запас.

Становление осознанной речи

Как распознать слова при заикании? Иногда сложно сразу сказать, когда ребенок начинает говорить. Было ли это первое простое слово ребенка или он все еще бормотал? Что это за часто повторяющиеся слоги или уже известные фразы? Если вы обнаружите, что ваш ребенок говорит «давай» и указывает пальцем на свой любимый телефон или игрушку, можно с уверенностью сказать, что это первое слово вашего ребенка.

невозможно установить единый стандарт и точно определить, в каком возрасте дети начинают говорить. При этом формирование речи у большинства детей происходит в несколько этапов: от сочувственного «агу» до четких многосложных фраз и предложений.


Не надо торопить детей, одни произносят до 15 простых слов в год, другие даже не говорят 4. Главное, чтобы ребенок понимал обращенную к нему речь, выполнял простые просьбы, накапливал пассивную разговорную лексику.

Как проверить, понимает ли вас ребенок? Попросите его принести мяч, а затем пишущую машинку. Если задания выполнены правильно, ребенок хорошо развивается, не о чем беспокоиться и вы скоро услышите первое слово своего ребенка.

Пять главных советов по развитию речи ребенка

Речь не может быть унаследована от генов, и когда ребенок начинает произносить первые слова, это зависит только от окружающих его людей (особенно от его родителей). Поэтому постарайтесь, чтобы он чувствовал себя как дома, во время прогулки четкая и содержательная речь.

Советы родителям

  1. Когда гуляете с ребенком, говорите все, что видите, показывайте ему важные предметы (школу, библиотеку, магазин, детский сад). Объясните ребенку, что означает то или иное заведение и зачем оно нужно;
  2. Чаще гуляйте в парке, сквере или пруду, показывая при этом и рассказывая ребенку, как красиво вокруг. Послушайте, как поют птицы, крякают утки, как красиво сажены цветы и деревья;
  3. Никогда не отклоняйте вопросы, которые задает ребенок, а лучше отвечайте на них подробно и четко. Представляя ему названия неизвестных ему предметов, он тут же произносит их правильное название и объясняет, для чего они нужны. Предлагаем внимательно его оценить, охарактеризовать, выделить его свойства. Таким образом вы научите ребенка наблюдать, находить различия;
  4. Приобщайте ребенка к музыке, читайте книги, сказки, разучивайте стихи, спойте песни. У них формируются такие хорошие качества, как честность, доброта, забота о других людях, а также приверженность национальной культуре.
  5. Попросите ребенка рассказать дедушке или бабушке любимый стих, сказку. Так начинает развиваться речь монолога.

 

мама с младенцем

Зарегистрируйтесь и получите запись семинара из 5 шагов, без которой не получится вырастить счастливого ребенка.

Введите свой адрес электронной почты и нажмите кнопку «ПОЛУЧИТЬ»

Как растет активный разговорный словарь?

Услышав первые слова ребенка, родители думают: «А теперь? В каком возрасте мой ребенок будет говорить?» В среднем активный словарный запас годовалых детей обновляется ежемесячно на 6-8 предложений. Очень часто через полтора года происходит «лексический скачок» и ребенок добавляет в речь 8 новых слов в неделю.

В это время важно как можно больше разговаривать с детьми, читать им хорошие книги и петь песни. Через 2-3 месяца родители обнаруживают «лексический взрыв». Каждый день ребенок произносит столько фраз, сколько выучил ранее за несколько недель.

 

Почему ребенок долго не говорит?

Стоит помнить, что все дети индивидуальны. И если один читает стихи в одиннадцать месяцев, а другой знает только два слова, это не повод отмечать молчаливого ребенка как опоздавшего.
Но не следует впадать в другую крайность, считая, что если в двухлетнем возрасте ребенок ничего не говорит, а только заикается, то это всего лишь особенность развития. Да, это может быть нормой, но на всякий случай лучше проконсультироваться со специалистами.

Младенцы могут отставать от средней нормы от трех до пяти месяцев, в зависимости от здоровья, темперамента, социальных и других факторов, поэтому, если в два года ребенок не знает своих пяти десятков слов, это того стоит. Подождите немного. Но если в два с половиной года он еще не может произнести больше двадцати, по крайней мере, самых простых слов, это повод обратиться к врачу. Помните, что чем раньше будут выявлены проблемы, тем легче их исправить.
Ребенок может отставать в развитии речи из-за болезней, нарушения кровоснабжения мозга, общей задержки в развитии, проблем со слухом или речевой системой, аутизма и других аномалий.
Однако такие диагнозы встречаются редко. Очень часто дети не разговаривают не из-за отклонений в развитии, а из-за образа жизни, который ведут они и их родители.
Дети, с которыми много читают, раньше начинают разговаривать. Также ребенку нужно начинать читать книги намного раньше, чем в год. Но частое сидение перед телевизором может замедлить развитие речи.
Чем больше они общаются с малышом, тем раньше он заговорит. К сожалению, многие родители ошибаются, полагая, что совсем маленький ребенок ничего не понимает, а значит, говорить с ним бессмысленно. Но это не так. Во-первых, когда взрослые разговаривают с ребенком, формируется пассивный словарный запас. А во-вторых, глядя на лица взрослых при разговоре с ним, ребенок имитирует мимику и артикуляцию, что чрезвычайно важно для развития речевого аппарата.
Дети с укороченными уздечками под языком немного отстают от сверстников в разговорчивости. Если эта задержка станет сильной, стоит отрезать уздечку.
Гиперактивные дети могут начать говорить позже. Их эмоции переполняют, и у детей просто нет времени, чтобы выразить все словами. Кроме того, слишком тихие и спокойные дети могут позже заговорить о своих сверстниках. Их все устраивает, и не нужно ни звонить, ни просить.
Дети часто говорят позже, что можно понять без слов. Например, если мать угадывает все желания ребенка, ей просто не нужно их осуждать на словах. Или если ребенок привык, чтобы все кричали. Стоит крикнуть на карандаши и их тут же везут. Зачем же тогда говорить «давай» или вызывать сами карандаши?
Часто дети, у которых есть старшие братья и сестры, понимающие их без слов, часто отстают в языковом развитии. Близнецы тоже поздно начинают разговаривать.
Есть еще много факторов, влияющих на задержку языкового развития. Среди них — поздний переход на твердую пищу, частые заболевания и недоразвитие мелкой моторики и многие другие причины. Главное — заботиться о малыше, не давать всему идти своим чередом, больше общаться с малышом, развивать мелкую моторику, читать книги, постоянно показывать и называть различные предметы. И тогда ваш ребенок обязательно заговорит, настолько, что вы будете иногда испытывать ностальгию по временам, когда он не овладел этим навыком.

Когда появляются фразы и простые предложения?

Речь полуторагодовалых обычно понимают только близкие родственники. Кроха произносит только ударные или заключительные слоги предложений, но именно этот период признан отправной точкой для формирования активной разговорной лексики. Часто фразы звучат так: «Подари печенье», что переводится как «Подари куклу».

Через 2 года ребенок пытается говорить предложениями: еще есть 2-3 слова, не подчиняющиеся никаким грамматическим нормам. Если ваш ребенок не разговаривает предложениями до 2,5 лет, то его нужно показать специалисту — дефектологу и детскому неврологу, чтобы исключить задержку в развитии.

Полноценными собеседниками дети становятся в трехлетнем возрасте. Уже договариваются о словах, могут ответить на ряд вопросов. Некоторые крохи уже умеют пофилософствовать, их посещают непростые мысли: куда деваются звезды по утрам, почему дует ветер, откуда берутся дети?

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Язык тесно связан с интеллектом, поэтому многие родители склонны заставлять своего ребенка говорить быстро и очень переживают, если он не хочет. Сегодня существует множество методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать несколько, но не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты: ребенок может замкнуться в себе от информационной перегрузки или перестать интересоваться окружающим миром, желая учить новые слова только из любимых обучающих мультфильмов. Чтобы понять, вредна ли программа развития, внимательно следите за поведением и эмоциональным состоянием ребенка и регулярно консультируйтесь со специалистом.

Помимо авторских приемов существуют еще универсальные советы, помогающие родителям быстрее услышать первые слова крохи:

  • Не думайте, что ребенок будет говорить быстрее, если вы искусственно сведете общение с ним к самым примитивным словам. И наоборот, с рождения старайтесь говорить с ребенком на самые разные темы, даже абстрактные.
  • Если ваш ребенок не спит, постоянно разговаривайте с ним. Комментируйте свои действия, когда вы играете, кормите или меняете одежду. Во время прогулки говорите обо всем, что вы видите: деревьях и цветах, дорогах и машинах, дожде и солнце, бабочках и птицах. Опишите каждый предмет: что он делает, какого цвета, размера, количества, из чего состоит и т.д. Если он связан с чем-то уже знакомым ребенку, это указывает на эту связь.
  • Не вглядывайтесь в упрощенные словоформы в уме ребенка. Если ребенок называет кошку «ко», подтвердите, что вы это понимаете, и правильно скажите: «Да, это кошка». И, конечно, не придумывайте сами эти слова 1 .
  • Когда дети начинают говорить, важно дать им возможность получить новые знания. Не ограничивайтесь замкнутым кругом «дом, парк, детская площадка». Пригласите своего малыша на детские мероприятия, в зоопарк, музеи и другие места, где он может получить новые впечатления.
  • Читайте ребенку книги, показывайте картинки и объясняйте, что на них изображено, пойте детские стишки, ищите детские видеоролики в Интернете. Все это стимулирует интерес ребенка к овладению языком, расширяет словарный запас и выстраивает логические связи между различными предметами, действиями, явлениями, свойствами.
  • Хвалите ребенка за его успехи. Даже если они крошечные.

Почему ребенок молчит?

В практике врачей встречаются «молчаливые» — дети, не говорящие до определенного возраста. В трехлетнем возрасте родители слышат только первые слова своего ребенка, а через пару недель дети начинают громко и настойчиво говорить предложениями. Это настоящее исключение из правил.

Если в трехлетнем возрасте ребенок не разговаривал, то необходимо искать причины «упорного молчания» — это могут быть проблемы со здоровьем: задержка речевого развития, проблемы со слухом, задержка развития нервной системы.

Есть и другие факторы. К ним относятся неразвитость мелкой моторики, упорное обучение, отсутствие мотивации говорить, переизбыток эмоций.

Развитие мелкой моторики

Руки являются вторым по важности языковым органом, и от того, насколько быстро ребенок говорит, напрямую зависит их развитие. Малышам с рождения нужно делать легкий массаж, можно играть пальчиками в игры: сороки, гуси-гуси и другие.

На полтора года также можно подключить творческую деятельность: рисование, лепка из пластилина, кинетического песка, тактильных коробок и прочее (рекомендуем прочитать: Как сделать кинетический песок пошагово своими руками?). Прекрасно развивает мелкую моторику, нанизывая бусинки и связывая их.

Отсутствие мотивации или настойчивое обучение

Часто дети молчат из-за чрезмерной опеки родителей. Взрослые настолько многому научились предсказывать желания своих детей, что ребенку не нужно говорить, но достаточно заикаться пару звуков и указать пальцем на желаемое. Как только родители «разучиваются» понимать своего ребенка, ребенку требуется более четкое изложение их желаний, поэтому слово вскоре появляется.

Некоторые родители учат ребенка говорить слишком резко, постоянно прося его повторить одно и то же предложение. Если ребенок не успевает, родители раздражаются, поправляются, иногда даже кричат. Это не самые лучшие методы языкового развития, поэтому можно только запереть ребенка в себе, затянув процесс развития на многие месяцы.

 

Переизбыток эмоций или недостаток внимания

Бывает и обратная ситуация. Когда ребенок произносит свое первое слово, родители счастливы. Заметив реакцию, ребенок повторяет это слово снова и снова, не понимая, почему родители больше не счастливы. Задача родителей — проверить, соотносит ли ребенок предложение с его значением. Понимает ли ребенок, что «мяч», «автомат» — это игрушки, а «сок» — это любимый напиток?

Плохо говорящие дети попадают в очень занятых родителей. Невнимательность взрослые искупают всевозможными игрушками. Отсутствие живого общения, особенно без детского сада, приводит к тому, что ребенок замолкает.

Что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя?

Чтобы ребенок вовремя заговорил, необходимо с рождения обращать внимание на развитие речи. Психологи и логопеды предлагают ряд предложений:

  • Не включайте телевизор в игровой комнате. Постоянный фоновый звук только мешает развитию речи.
  • Говорите со своими детьми с самого рождения. Говорите предложения четко и с любовью.
  • Расскажите малышу стихи, которые нужно закончить «в рифму». Самое популярное стихотворение — «Оче-оче ха-ха-ха». Вы можете научиться этому со своим малышом через год.
  • Имея дело с детьми, не нужно «сглаживать». Инвертируя таким образом звуки, вы лишаете ребенка правильного восприятия речи.
  • Говорите с детьми на языке, который им прост и понятен, без сложных и непонятных структур.
  • Не говори слишком быстро. При общении с крохой произносите все предложения медленно и четко. Ребенку также следует не торопиться, когда он отвечает.
  • Пусть ваши дети станут активными собеседниками. Отвечайте на ропот, поощряйте пение, хвалите новые слова.
  • Не упрощайте речь ребенка. Не называйте собаку «Гав-гав», а курицу — «Ко-ко». Услышав фразу от ребенка: «Мама, Би-би-си!», Он подтверждает: «Правильно, сынок, это машина!».
  • Научитесь внимательно слушать и отвечать на все вопросы детей. Шутя и отказываясь от общения, вы лишаете себя в будущем интересного собеседника.
  • Не забывайте читать вслух. Выбирайте детские книги с короткими текстами и яркими интересными изображениями. Чтение должно длиться не менее 10 минут в день.

Не упускайте из виду эти советы, лучше всего начинать решать проблему «постоянного молчания» на ранних этапах. Чем раньше родители обратят внимание на задержку речевого развития, тем лучших результатов можно будет добиться, и первые простые слова ребенка не заставят себя ждать.

Когда малыш начнет говорить

В какое время дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.

Взрослые не должны громко говорить в присутствии ребенка, потому что в этом случае ребенок заговорит не скоро. Поэтому общайтесь друг с другом и со своим ребенком ласково и нежно.

Большая ошибка мам, которые приходят ко мне на консультацию, в том, что они даже не дают ребенку возможности поговорить. У них такой тесный и хороший контакт с ребенком, что как только ребенок приподнимает бровь, мама уже все поняла и бежит за нужным делом.

Где стимул к развитию?

Где трудности, которые ребенок преодолевает и тем самым стимулирует языковые центры?

Чтобы не тормозить развитие ребенка своими руками, загляните на онлайн-курс

«Любимое дитя: секреты развития и воспитания ребенка до одного года”

Благодаря этому курсу вы узнаете:

  • правильно организовать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
  • построение правильных отношений, в которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
  • общаться с ребенком, чтобы стимулировать его языковые центры в мозгу и не столкнуться с диагнозом умственной отсталости”.

Щелкните по этой ссылке, перейдите на страницу описания курса и определитесь с вариантом участия!

На заметку! Чаще всего «взрыв» речи происходит в районе 1–1,2 года. Если ребенок молчит, то следующий скачок в речевом развитии займет около 2 лет.

Когда ребенок начинает произносить первые слова, счастью родителей нет предела. Будьте готовы к тому, что первым словом не обязательно будет «мама», это может быть «дать» и «доступ», но вскоре вы обязательно услышите долгожданное и самое главное в жизни слово.

Когда ребенок начинает говорить мама и папа

Обычно слово «мама» заикается крохе в возрасте 6 месяцев. Но это не относится к информированной обработке. Младенец начинает намеренно произносить слово «мама» в районе 10-12 месяцев.

Начинаем говорить фразами

В 2 года ребенок уже может сказать много слов. Когда наступает третий год жизни, он начинает произносить сложные фразы. Ребенок умеет задавать вопросы, делать предложения, отвечать.

С 2,5 лет ребенок понял, в каких случаях произносятся предлоги «длинный», «через». Языковые навыки улучшились на четвертом-пятом году жизни.

Оцените статью
Блог о речи