Сказкотерапия для дошкольников: польза и суть методики

Содержание
  1. В чем польза терапии?
  2. Какие есть виды сказок?
  3. Развитие речи
  4. Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?
  5.  
  6. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
  7. Цель сказкотерапии
  8. Методика проведения коррекционно-развивающего занятия в детском саду
  9. Приемы речевой сказкотерапии
  10. Викторина по сказкам
  11. Сказкотерапия для развития речи дошкольников с ОНР
  12. Виды лечебных сказок
  13. Виды «лечебных» сказок
  14. Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии
  15. Формируем ЗКР во второй младшей группе
  16. Пример проекта по развитию речи во второй младшей группе
  17. Игры по ЗКР во второй младшей группе
  18. Картотека игр по звуковой культуре речи
  19. Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей
  20. Развитие речи с помощью сказок
  21. Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников
  22. Приемы и методы сказкотерапии, применимые в развитии речи ребенка
  23. Как можно развивать речь ребенка, используя сказку:

В чем польза терапии?

Сказки известны людям издревле, как и легенды, басни, притчи. Работы, написанные несколько сотен лет назад, очень популярны, так как рассказывают миру о его законах и концепциях.

Сказочная терапия как средство доказательства определенной роли имеет определенное значение, которое читатель должен уметь видеть в описываемой ситуации. Он мог бы быть:

  • Познавательная, с помощью которой дети познают окружающий мир.
  • Образовательная, позволяющая различать понятия добра и зла.
  • Корректирующее, помогающее исправить плохое поведение детей, приводя аналогичный пример из сказки.

Родители, сами того не подозревая, используют приемы сказки, когда читают по ночам своим детям различные произведения. Это лечение очень полезно и интересно, поэтому его можно проводить дома, если родители чувствуют, что их ребенку нужна психологическая помощь.

Сказочная терапия для дошкольников может благотворно повлиять на поведение детей, а именно:

  • различать такие понятия, как добро и зло;
  • воспитание положительных качеств характера;
  • исправление дефектов поведения;
  • указать, что ребенок ошибается в той или иной ситуации, и научить его поступать правильно;
  • помогают укрепить доверие между детьми и родителями;
  • формировать связную речь;
  • развивать у ребенка способность фантазировать.

Особенно сказочная терапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если вы наблюдаете агрессию или нервозность в поведении ребенка, он что-то не может сделать или чего-то боится. С помощью этого метода легко определить, какие проблемы и переживания есть у детей и как их можно решить.

С помощью сказочной терапии можно справиться со многими трудностями в воспитании ребенка. Например, ребенок совсем не хочет есть фрукты и овощи, которые так необходимы растущему организму. В этом случае вы можете выбрать рассказ, в котором хвалят использование этих продуктов. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять детей есть, если они этого категорически не хотят. Вы должны попытаться объяснить ребенку, что употребление здоровой пищи важно для его здоровья, чтобы он мог понять потребности своих родителей для себя. Точно так же вы можете влиять на детей, если они не хотят вовремя ложиться спать, сидеть на горшке, мыться, убирать игрушки и т.д.

Если в одиночку родители не могут сориентироваться в выборе подходящей сказки для сказочной терапии, то стоит посетить детского психолога, который поможет подобрать подходящие произведения и подскажет, на что нужно обратить внимание в том или ином случае.

Какие есть виды сказок?

Можно найти много разных классификаций сказок. Для терапии сказок для дошкольников могут быть использованы следующие виды работ:

  • Народные или художественные сказки. Они позволяют детям развивать духовные и нравственные ценности, учат сочувствовать, сопереживать и помогать друг другу.
  • Учебные сказки. Они расширяют кругозор читателя о том, как вести себя в различных жизненных ситуациях, к каким последствиям приводит неправильное поведение.
  • Диагностические сказки. Такие задания позволяют выявить черты характера ребенка и то, как он относится к этому миру.
  • Психологические сказки. Вместе с героями этих рассказов дети учатся преодолевать трудности, страхи и обретать уверенность в себе.
  • Логопедические рассказы, предназначенные для развития языка. Эти произведения используются как средство моделирования языкового развития дошкольников.

Поэтому для терапии сказок для дошкольников используются различные виды сказок, которые направлены на выполнение определенной задачи в развитии ребенка, в том числе как средство развития связной речи.

Развитие речи

Неразвитый язык становится все более серьезной и актуальной проблемой нашего времени. Этому способствует дешевая современная литература, падение культурного уровня, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой стоит задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, которые являются предпосылками их всестороннего развития. В этом процессе на первый план выходит создание грамотного языка ребенка. Стоит отметить, что интеллектуальный рост ребенка зависит от уровня развития языковых навыков, поэтому такой проблеме стоит уделить серьезное внимание. Многие ученые, используя проведенные исследования, показали, что развитие речи дошкольника с помощью сказочной терапии — наиболее эффективный и доступный для него способ улучшить свои разговорные навыки.

Как проводят сказкотерапию в дошкольных учреждениях?

Сказочная терапия как средство от плохого поведения, страхов и дефектов речи часто применяется в детских садах и специализированных дошкольных учреждениях. Специалисты используют различные методики сказочной терапии для дошкольников. К наиболее распространенным методам относятся те, в которых педагоги:

  • Они читают произведения всей группе детей, а затем обсуждают с ними какие-то темы, поведение персонажей и так далее.
  • Они выбирают сказку, которую хорошо знают все дети, назначают каждому ребенку роль и разыгрывают сцену.
  • Они разбирают работу и в соответствии с ней ставят различные задачи. Например, детям нужно сделать рисунок, отражающий суть сказки или поделиться своим мнением о правильном поведении героя, если что-то нужно исправить.
  • Они помогают составить сказку целиком или частично, например, сначала читают настоящее произведение, а потом вместе с детьми делают из него идеальную сказку, в которой все персонажи будут позитивными.

Такие упражнения очень полезны для развития речи, формирования восприятия и психики детей. У каждого ребенка есть возможность попробовать свои силы в роли того или иного персонажа, затем научиться поступать правильно и понять, почему нельзя поступать иначе.

В настоящее время родители и педагоги могут найти готовые примеры сказок для такой терапии. Но наибольший эффект могут дать те произведения, которые родители выбирают для себя для своих детей.

 

Используйте сказку с детьми как средство развития связной речи

Сказка — это волшебный мир, в который мы часто погружаемся. Мы испытываем чувство печали, радости… Сказка — это чудо!

В настоящее время модернизация образования предусматривает полное обновление всех звеньев системы образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Изменения касаются организации образовательной деятельности, технологий и содержания образовательного процесса.

Ограниченное речевое общение может негативно повлиять на формирование личности ребенка, вызвать ментальные пласты, особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера.

Поэтому одной из важнейших задач у дошкольников с недоразвитием речи является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления недоразвитости системного языка, так и для подготовки детей к предстоящей школе.

Один из методов, который в последние годы активно разрабатывается психологами и педагогами в работе с детьми, — это использование сказки.

В своей работе мы исходили из устоявшейся в психолингвистике позиции, согласно которой речь — это совокупность отдельных языковых действий, которые должны формироваться поэтапно. При этом опирались на следующие ключевые положения:

  • принцип постепенного перехода от простейшего к самому сложному
  • принцип дифференциации, заключающийся в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного опыта, эмоциональной и познавательной сфер
  • принцип деятельности. В непосредственной учебной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
  • принцип преемственности и интеграции. Процесс развития связной речи не заканчивается деятельностью учителя, а продолжается совместной деятельностью ребенка и родителя.

Сказочная терапия — метод, использующий форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, улучшения взаимодействия с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова).

Обучающие и дидактические свойства сказки как педагогического средства известны давно. Сказка формирует и поддерживает творческую систему общечеловеческих ценностей у дошкольников, воспитывает, решает проблемы, успокаивает и, будучи языком ребенка, помогает учителям многому его научить. Рассказ используется в различных сферах работы с дошкольниками, в том числе при работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом лингвистической мыслительной деятельности, одновременно играет важную роль в процессе обучения и обучения детей, так как выступает средством получения знаний и средством контроля этих знаний.

Формирование навыков и умений связной речи у дошкольников — одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их образованности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и усвоение учебных знаний. Навыки и речевые навыки, соответствующие их спонтанному развитию, не достигают уровня, необходимого для полноценного обучения ребенка в школе. Эти навыки и способности нужно специально тренировать.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, искать причинно-следственные связи и делать выводы. Поэтому не случайно сказки сегодня используются, обеспечивая комплексный подход к развитию ребенка.

Сказочная терапия в системе коррекционной работы на развитие связной речи преследует следующие цели:

  • создание коммуникативной направленности голосовых деклараций
  • улучшить лексические и грамматические средства языка, здоровую сторону речи
  • развитие просодической стороны речи
  • развитие диалогической речи и монолога
  • познакомить детей с истоками массовой культуры.

Возможности сказки при творческом подходе к ней настолько велики, что позволяют предлагать «сказочные» уроки для развития связной речи детям разного возраста с разным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребенка — это игра, волшебство, и не так важен результат, как поддержание необходимой ребенку игровой атмосферы, поистине сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и уже перед собой вы видите счастливого и здорового ребенка.

Работа по развитию связной речи проводится во фронтальной и индивидуальной непосредственной учебной деятельности в соответствии с требованиями программы.

Учебным материалом к ​​опере служат различные типы театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Используются также фланель и инсценировка сказок.

Непосредственно учебная деятельность с использованием приема сказочной терапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность получить непосредственный эмоциональный и сенсорный опыт общения с объектами, с которыми дети затем сталкиваются в сказке.

На втором этапе дети входят в зону активного и эффективного усвоения содержания сказки;

На третьем осваиваются средства построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из основных средств — включение сказочных героев в различные ситуации;

На четвертом: творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеупомянутой системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, облегчающая выполнение каждого этапа.

Этап I. Цикл кратковременных наблюдений, разработанный по содержанию сказки. Основная цель наблюдения — подготовить детей к пониманию содержания рассказа.

Задания:

  • развить сенсорное восприятие истории и эмоциональное отношение к ней.
  • побудить детей объяснять наблюдаемые ситуации;
  • выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

Фаза II. Знакомство со сказкой.

Задания:

  • научить детей понимать содержание сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
  • развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
  • расширить познание художественного слова, его эмоциональной окраски;
  • способствовать усвоению различных изобразительных и выразительных средств для раскрытия сказочного образа и их применения в своих рассказах;
  • развивать у детей умение связно, связно, логично представить сказку, передать в рассказе основные моменты сказки;
  • развивать у детей умение привыкать к образу, передавать его эмоционально.

Когда мы читаем сказку, мы используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений лица, мимику, жесты, пантомиму, использование игрушек, яркие иллюстрации, детские развлекательные товары). В разговоре о содержании сказки мы используем вопросы, направленные на выяснение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время разговора мы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

Фаза III. Путешествие по сказке.

Задания:

  • побудить детей изменить содержание рассказа;
  • использовать позитивную направленность сказок для решения проблем;
  • развивать у детей способность оценивать содержание и качество придуманных сказок (как у них, так и у их сверстников);
  • воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям своих товарищей, умение их внимательно слушать, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, я ставлю героя сказок в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным методом «путешествия» по сказке может стать участие ребенка в решении задачи или перенос одного из образов из сказки на себя. При этом использую различные приемы: вариативные схемы продолжения сказки, пример речи, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, стимул к размышлению над идеей, придумывать план для сказки. После рассказа вовлекаю детей в разностороннюю оценку придуманных детьми сказок, уделяя внимание использованию выразительных средств языка при составлении сказки.

Фаза IV. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Задания:

  • развивать у детей интерес к творческому повествованию, желание фантазировать и сочинять сказки;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности в составе сказок на различные лексические темы;
  • развивать в детях желание и умение совершенствовать собственную композицию (целенаправленность, композиционную целостность, художественную выразительность и оригинальность);
  • поощрять творческое повествование лексических сказок, создавая различные варианты по теме.

Для этого я использую различные техники, чтобы побудить детей сочинять сказки, предлагая детям различные интересные сюжеты и темы.

Заключительный этап. Продолжительность этого этапа — 2 недели.

Цель заключительного этапа — провести контрольную диагностику.

Задания:

  • получить информацию об уровне сформированности связной речи
  • определить наиболее эффективные методы развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование сказочной терапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Заключение

Поэтому на основании вышеперечисленных материалов можно сделать следующие выводы о важности сказочной терапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

  • У ребенка исчезают переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  • Использование сложной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к устойчивой положительной динамике в развитии языка и в эмоционально-волевой сфере.

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Любые задержки в языковом развитии сказываются на активности и поведении ребенка в пожилом возрасте. Ребенок, постепенно осознавая свой недостаток, отстраняется. От этого, в свою очередь, нарушается его социальное и психическое развитие, страдает эмоционально-волевая сфера, самооценка и формируются отрицательные черты характера.

Постановка Теремока и других сказок во вторых младших группах

Учитывая сложный характер возникающих проблем, использование метода сказочной терапии представляется особенно важным при решении дидактических, образовательных и психологических задач.

Урок сказочной терапии

Примечание! Термин «терапия» означает «лечение». Любую корректирующую работу по методу сказочной терапии может проводить только специалист — детский психолог или педагог.

Цель сказкотерапии

Цель сказочной терапии — создать условия для всестороннего развития связной речи и реализации полученных ребенком знаний и опыта. В этом контексте специалист решает задачи по устранению тревожности и творческому развитию ребенка.

Для получения качественного результата необходимо создать постепенный процесс (от простых к сложным упражнениям), интегрирующий и непрерывный с участием родителей.

Методика проведения коррекционно-развивающего занятия в детском саду

Дети заранее настраиваются на урок, ведут вводную беседу. Ведущий знакомит с персонажем, ведущим урока и предлагает каждому почувствовать себя любимым героем. Кроме того, подготавливают детей, погружая их в сюжет с помощью сценариев, фонограмм, костюмов и т.д.

каждому ребенку важно вжиться в роль и говорить слова своего персонажа.

ребенку важно вжиться в роль

При этом они проводят постоянную работу над лексикой, упражнениями, артикуляционной гимнастикой, диалогами и поэтическими представлениями, которые помогают закрепить в памяти лексический багаж.

Чтобы правильно «выбраться» из волшебного мира, детей просят поделиться впечатлениями от урока и помочь сделать выводы о том, чему учит сказка.

Приемы речевой сказкотерапии

Лечение сказкой можно проводить по ряду методик:

  • прочтите или расскажите;
  • пересмотр по основному сюжету;
  • устное обсуждение и анализ;
  • нарисовать сказку;
  • суставная, пальчиковая гимнастика, игровой массаж;
  • арт-терапия: театрализация — самостоятельно или с помощью игрушек; изотерапия — сыпучие материалы, пятна, отпечатки пальцев и т д.;
  • сочинять собственные истории;
  • игры: дидактические, ролевые, театральные, мобильные (кукольная терапия, инсценировка, упражнения на психодинамическую релаксацию);
  • решать творческие задачи.

Викторина по сказкам

Чтобы закрепить в памяти сюжеты различных произведений, вызвать интерес и любовь к автору и народным сказкам, развить связную разговорную речь и создать дружескую атмосферу урока, можно организовать «сказочную викторину.

Примечание! Будет хорошо, если им будет управлять «герой» одной из сказок. Достаточно включить в программу до 10 конкурсов и загадок, победители получают призы — книги по тематике вопросов.

Сказкотерапия для развития речи дошкольников с ОНР

В корректирующей логопедической работе для создания легкого общения в процессе усвоения учебного материала художественный метод сказки будет особенно актуален для дошкольников с диагнозом общего недоразвития речи (ОНР), склонных к быстрому быстрому развитию речи отвлечены и перегружены работой. Пример постепенного построения работы (по М.Н. Хаустовой):

  1. Они являются предпосылками восприятия сказки путем показа и интерпретации сказок с вокальным сопровождением.
  2. Предлагают кукольные спектакли по простым сказкам.
  3. Запоминание текстуры при помощи фланели.
  4. Слушайте и понимайте текст через иллюстрации.
  5. Включение в драматизацию путем смены ролей.

Виды лечебных сказок

Среди разнообразия разновидностей рода можно выделить сказки:

  • логопедия, которая напрямую влияет на формирование языковых навыков;
  • диагностика, позволяющая выявить проблемы развития, актуальные для конкретного возраста;
  • дидактические, помогающие ребенку осваивать новые знания через анимацию абстрактных понятий;
  • психокорректирующее поведение, сдерживающее влияние;
  • медитативные, формирующие позитивные модели взаимоотношений с окружающей средой и миром;
  • психотерапевтический, с проблемами и хеппи-эндом.

Примечание! Правильно подобранная сказка легко воспринимается ребенком, а благодаря запоминанию и интерпретации сюжета позволяет добиться выполнения как краткосрочных, так и долгосрочных задач языкового развития.

Виды «лечебных» сказок

  1. В первую очередь, это народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Цыпленок Ряба», «Гуси-лебеди», «Рапа», «Маша и Медведь».
  2. Еще один пример сказочной терапии для детей дошкольного возраста — известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, Ганс Христиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов.
  3. У психотерапевтических сказок счастливый конец, но они заставляют ребенка задуматься — это ведет его к личностному росту.
  4. Дидактика — содействие освоению ребенком новых знаний путем анимации цифр и букв, которые изначально были для него абстрактными.
  5. Психокорректирующий: тонко влияет на поведение дошкольника.
  6. Медитативная: формирует у ребенка представление о существующих позитивных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром.
  7. С помощью диагностических сказок специалист определяет, есть ли у ребенка проблема, источники ее возникновения.

Приемы, применяемые в речевой сказкотерапии

Развитие речи со сказками включает в себя ряд последовательных действий и приемов, в том числе режиссуру, каламбуры и комментарии, пантомиму, музыкальные и ритмические головоломки. Совместная импровизация, музыкальные мечты и речевые игры часто оказываются эффективными.

Сказочная терапия для дошкольников — эффективный метод логопедии, благодаря которому ребенок приобретает множество полезных навыков, в том числе самостоятельность, активность, креативность, эмоциональность.

Словарная работа со сказкой как с художественным образом и системой познания мира формирует у ребенка активный словарный запас, вербальное и невербальное воображение, закладывает основу для его творческих способностей. Также благодаря сказке дошкольник получает жизненный опыт, учится понимать других, создает метафоры.

Конечно, для развития языка эффективны несколько методов, например заучивание стихов, повторение скручивания языка и мимические упражнения. Однако, пожалуй, самый действенный, интересный и познавательный способ улучшить разговорные навыки — это дошкольная сказка. Примеры сказок находятся в открытом доступе, и при желании родители, не обращаясь к специалисту, могут самостоятельно опробовать этот действенный метод на своем ребенке.

Формируем ЗКР во второй младшей группе

В работе по формированию ЗКР в детском саду перед детьми 2-й младшей группы стоит задача развития:

  • артикуляционный аппарат;
  • правильное произношение;
  • слуховое восприятие, фонематический слух;
  • длительный ротовой выдох, голосовое дыхание;
  • интонационная выразительность речи;
  • отличная моторика.

В рабочую программу занятия по ЗКР включены ежедневно, общение и чтение — два раза в неделю.

Пример проекта по развитию речи во второй младшей группе

После постановки диагноза детям по ЗКР и опроса родителей они составляют план проекта развития языка во второй младшей группе. Для этого может быть использована методическая разработка ФГОС.

Игры по ЗКР во второй младшей группе

Поскольку основным видом дошкольной деятельности является игра, эта форма активно используется на уроках. Для составления урока можно использовать конспекты готовых специалистов.

Пример урока по ЗКР

Картотека игр по звуковой культуре речи

Игры отбираются в картотеке по каждому направлению ЗКР. В группе формируется уголок выступления. Включает в себя:

  • дидактические игры на табло юношеской группы ЗКР 2 с голом;
  • сборники сказок, стихов, в том числе придуманных детьми.

Пример картотеки для ZKR

Алгоритм проведения сказкотерапии для родителей

Любой родитель, решивший попробовать сказочную терапию, должен следовать определенному алгоритму. Прежде всего, необходимо определить, какая у ребенка проблема и что именно послужило причиной его плохого поведения.

Затем внимательно выберите терапевтическую сказку для конкретной цели. Главный герой должен быть похож на ребенка, например, внешностью, чертами характера, местом проживания. Далее опишите ситуацию, когда этот персонаж совершает плохой поступок или чего-то боится.

При этом необходимо акцентировать внимание ребенка на том, как окружающие люди реагируют на такой поступок, как выражают свое недовольство. Затем родителям предстоит пересказать сюжет произведения, чтобы персонаж осознал негативность своего поведения или беспочвенность своих опасений.

После рассказа нужно обсудить с ребенком рассказ, дать ему возможность высказать свое мнение о действиях главного героя и о том, как его исправить.

Также в процессе чтения необходимо обращать внимание детей на то, что человек должен хорошо себя вести, помогать пожилым людям, говорить вежливые слова. Он должен понимать, что добро всегда побеждает зло, поэтому отрицательные персонажи будут наказаны.

Не менее важным моментом сказочной терапии для дошкольников является то, что при выборе работы необходимо учитывать потребности детей, которые актуальны именно в определенном возрасте. Итак, главный герой должен быть:

  • Активный. Роль, которую попробует читатель, должна быть максимально гибкой. Причем все его действия должны быть успешными, приносить победу в борьбе.
  • Самодостаточный. Персонаж должен самостоятельно принимать решения, действовать, ни от кого не зависеть, что помогает ребенку быть не только независимым, но и ответственным, способным отстаивать свою точку зрения.
  • Тем, кто дорожит собственными знаниями и умениями. Положительный герой всегда должен уметь справляться со своими страхами и трудностями, что помогает ему побеждать зло. Это повышает самооценку ребенка и укрепляет уверенность в себе.

Развитие речи с помощью сказок

Сказка как средство развития связной речи широко используется педагогами и логопедами. На основе сказок можно составить мнемонические таблицы, с помощью которых дети учатся соединять несколько отрывков сказки в цельный сюжет.

В мозгу ребенка активизируются процессы создания длинных предложений, что благотворно влияет на языковое развитие.

Артикуляционная гимнастика в сказках также используется учителями как средство развития связной речи у дошкольников. Именно этот вид гимнастики позволяет решить проблему, связанную с работой артикуляционной системы. В процессе его выполнения дети выполняют ряд специальных упражнений, направленных на укрепление и развитие мышц этого аппарата. Для закрепления приобретенных навыков необходимо многократно повторять их, что обычно очень раздражает и пропадает интерес к выполняемым действиям. Именно в этом случае прекрасно подходят артикулирующие сказки, с помощью которых у детей создается положительный эмоциональный настрой.

Подобные логопедические рассказы для развития звукового произношения дают заметный положительный эффект. Чтобы закрепить звуки, необходимо не только читать произведения, но и разыгрывать сцены. Эта необходимость заключается в том, что человеку легче запомнить то, что он видит или делает для себя. Поэтому хорошо, если чтение сочетается с действиями.

Сочлененные рассказы, как средство развития связной речи у дошкольников, помогают детям говорить яснее и яснее, правильно произносить звуки. Этот прием очень важен для успеваемости в дошкольных учреждениях, так как в этом возрасте гораздо проще правильно сформировать языковые навыки.

Сказочная терапия для детей дошкольного возраста предлагает детям уникальную возможность испытать различные жизненные ситуации, не навредив себе. Применяя опыт прошлых поколений, скрытый в сказках, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это главная особенность данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с детьми, нуждающимися в психологической и логопедической помощи.

Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников

Особенности умственного развития детей таковы, что развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их, даже когда они недоступны для зрения. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней наяву.

Использование сказок для дошкольников зависит от их возраста и предмета работы. С 3 лет дети чаще слышат истории о животных, об их взаимодействии с людьми. Это оправдано тем, что в это время они часто общаются с животными, иногда перевоплощаются в них и имитируют.

В 5-6 лет дошкольник начинает общаться с людьми и поэтому более восприимчив к сказкам с «человеческим лицом». Основное внимание в этот период уделяется моральному уроку, который ребенок должен понять и понять.

Правильно подобранные сказки будут легко восприниматься детьми и развивать их речь за счет восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка станет качественная сказка для дошкольников. Краткое содержание уроков найти несложно. Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «восстановление».

Приемы и методы сказкотерапии, применимые в развитии речи ребенка

Сказка — лучший друг детства, ее главный посыл — любовь, любовь к себе, любовь к окружающим людям и к миру в целом. Цель каждой сказки — проникнуть и помочь прочувствовать переживания сказочного героя, пройти вместе с ним все приключения и вместе отпраздновать победу.

Как можно развивать речь ребенка, используя сказку:

  1. Расскажите ребенку знакомую сказку и, остановившись где-нибудь на середине рассказа, попросите ребенка . продолжить. Ребенок может продолжить, как и в оригинальном варианте, и найти свой результат. Главное — поддерживать, а не пугать, чтобы ребенок мог полностью выразить свои мысли.
  1. В следующий раз, когда произойдет встреча в сказке, скажите ребенку: «Представьте, что в нашу сказку о Красной Шапочке внезапно прилетела Фея. Что там может случиться? Какие приключения ждут теперь Красную Шапочку?»

Такое неожиданное решение развеселит ребенка, во-первых, а во-вторых, активизирует его умственную деятельность, а непринужденность окружения поможет преодолеть страхи и скромность. Ребенок будет говорить!

 

  1. Вы можете пригласить своего ребенка выступить в роли корреспондента и взять интервью, например, Золушку или Мальчика-пальчика. Кто знает, какие вопросы он им задаст. Здесь развитие речи, воображения и доброты наряду с этичностью. И бонус для родителей: вы узнаете, что беспокоит вашего малыша. Ведь он задаст герою те вопросы, которые его сейчас волнуют.
  1. Еще один замечательный метод, помогающий ребенку раскрыться, — сказочный рисунок. Это как бы один из вариантов арт-терапии. Конечно, кисти, карандаши всегда должны быть под рукой. Но вместе с ними можно попросить ребенка нарисовать словами:

«Давайте волшебным образом нарисуем замок принцессы. Ты знаешь как? Нарисуем словами!»

  1. Ну и, конечно же, нельзя забывать о методе, дополнительно раскрывающем актерские таланты — интерпретации сказки в виде небольших комедий. Вы можете лично переодеться в костюмы и использовать любую куклу, от пальчиковой до бумажной.

«Давайте сами устроим домашнее представление и сами поставим сказку!» — такой призыв, наверняка, вдохновит ребенка, но при условии, что сначала будут использованы хотя бы два из вышеперечисленных средств.

Говоря о домашнем мини-спектакле, не могу не вспомнить англоязычных ребят, которые исполнили знаменитую детскую песню «Три котенка». Сцена на английском языке, но дети воспринимают ее на ура! Таким же образом можно ставить практически все детские работы.

Ну, конечно, во всем важна родительская поддержка и помощь. Ни звуком, ни взглядом, ни словами не следует показывать ребенку свое разочарование или печаль. Только безусловная любовь, принятие и понимание!

Желаю вам здоровых детей и прекрасных родителей!

В теме развития языков вам также помогут:

Логопедические игры с плохими звуками.

Игры для развития речи самых маленьких.

Игры в развитии речи ребенка

 

Источники

  • https://podg-kursy.ru/obuchenie/skazkoterapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-razvitiya-rechi-doshkolnikov.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/skazkoterapia-kak-sredstvo-formirovania-razvitia-reci-doskolnikov
  • https://VzryvMozga.ru/ucheba/skazkoterapiya-kak-sredstvo-razvitiya-rechi.html
  • https://tsvetyzhizni.ru/maminy-posidelki/skazkoterapiya-i-razvitie-rechi.html

Оцените статью
Блог о речи