- От первых звуков до первых слов
- Как научить навыку?
- Стоит ли волноваться?
- Чем агуканье отличается от гуления?
- Тревожные симптомы:
- Какими могут быть отклонения у детей?
- Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?
- Почему ребенок молчит?
- В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?
- Почему ребенок никак не произносит первые слова?
- Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?
- Появление согласных звуков
- Расстройства и нарушения детского психического здоровья
- Как разговорить малыша?
- Первая осознанная улыбка ребенка – признак развития
- Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
- Проведение БЦЖ: по календарю и индивидуально
- Современные методы диагностики аутизма у детей
- Речевые игры для малышей
От первых звуков до первых слов
Первые связные звуки, издаваемые ребенком, обычно воспринимаются взрослыми как «агу». Младенцы произносят свои первые звуки очень тихо, с гортанным произношением. «Ааа», «оо-оо-оо», что-то отдаленно похожее на согласные — все эти звуки, которые они издают, называются жужжанием или агуканами. Между тем между этими словами есть четкое различие:
- с агукани ребенок в основном произносит гласные;
- жужжание, с другой стороны, представляет собой более сложную форму речи, при которой кажется, что ребенок разговаривает сам с собой.
Когда ребенок начинает булькать? Обычно младенцы при нормальной адаптации к окружающей среде делают это в возрасте 1,5 месяцев. Сознательное лепетание начинается примерно в 12 недель, до этого возраста ребенок не нуждается в собеседнике.
Новорожденный пускает слюни, пузырится, мычит, сопровождая все это покачиванием рук и движением ног. Затем кроха подготавливает органы речи к произнесению первых слов и тренирует сустав.
интересно, что уже по напеву можно определить, кто говорит на том или ином языке, хотя казалось бы, что все дети ходят одинаково, независимо от их происхождения и национальности. Причину этого обнаружили немецкие ученые, когда выяснили, что еще до рождения малыш слышит и воспринимает все, что говорят вокруг. В результате новорожденный заикается, копируя ранее услышанную тональность, присущую носителям его языка.
В возрасте 3-4 месяцев малыши уже сознательно давятся, выражая таким образом свои эмоции и разговаривая с родственниками. Все чаще среди произносимых звуков начинают появляться согласные, особенно те, в произношении которых задействованы мышцы неба — «г», «к», «х».
Губные звуки «м», «п», «б» обычно появляются в лепете ребенка после 6 месяцев. В это время он уже пытается произнести первые слоги, соединяя гласные и согласные. Примеры этого — «ка», «а-гу», а также «па», «ма» и «ба».
Как научить навыку?
Чтобы малыш начал ходить, с ним важно выполнять несложные упражнения, благодаря которым он вскоре начнет публиковать мелодичные и продолжительные звуки.
- Петь песни. Колыбельные, спокойные детские мелодии помогут малышу закрепить ощущение жужжания и раньше начнут напевать. Сочетание устойчивых гласных с наложением внезапных согласных — сильный стимул для развития детской речи.
Ссылка! Сегодня есть много песен с алфавитом. Благодаря им ребенок научится ходить и уже в более старшем возрасте запоминает необходимые вещи.
- Получите массаж. Помассируйте ладони и пальцы, а также ножки ребенка, это поможет ему раньше начать говорить (вам также будет интересно узнать, когда ребенок начнет говорить). Нервные окончания, содержащиеся в кончиках пальцев, напрямую связаны с языковым развитием. Легкий массаж можно начинать с первых дней жизни малыша, а в пожилом возрасте (с 6 месяцев) под присмотром взрослых можно заставить его играть крупами (фасоль, горох, пшено и т.д.), Что и есть лучший метод развития мелкой и крупной моторики.
- Читайте детские стихи, сказки, стихотворения и другие произведения для детей. Это разовьет не только речь малыша, но и память.
Стоит ли волноваться?
Родители часто беспокоятся, если их новорожденный ребенок не начинает булькать в возрасте 1–1,5 месяцев. Не паникуйте заранее, потому что ребенок такой же человек, как и взрослые, поэтому нужно время, чтобы чему-то научиться. Бывает, что малыш молчит до 2 месяцев, но это не значит, что у него задержка речевого развития.
это также нормальная ситуация, когда ребенок на некоторое время перестает ходить, после того как начинает заикаться. Это может быть связано с подготовкой к произнесению новых звуков. В этом случае гул скоро возобновится, но он будет немного другим — добавятся крики, писки, смех.
Внешние факторы, такие как болезнь или стресс, также могут привести к прекращению бульканья. Этим детям может быть трудно продолжать общение, но через некоторое время все восстанавливается.
Нет четких границ, определяющих, сколько и какие слова и звуки ребенок должен четко произносить в определенном возрасте. Нормой считается использование большей части звукового диапазона через 2 — 3 года. Если ребенок до конца понимает, что ему говорят взрослые, и не имеет отклонений в умственном развитии, нет причин для беспокойства за его речь.
Чем агуканье отличается от гуления?
Агуканье — это преобладание гласных звуков в речи ребенка, а жужжание — более сложная форма речи, которая появляется примерно через 1,5 месяца.
В звуках начинают появляться согласные: к, г, х и их сочетания с гласными звуками: агу, кы, кхы, гу.
Фаза гудения длится от четырех до пяти месяцев. Иногда гудение возникает у ребенка самопроизвольно, чаще всего при взгляде на игрушки. Но постепенно ребенок начинает ходить в ответ на общение или улыбку взрослого и любимого человека.
Малыш начинает общаться, что является важным показателем правильного и своевременного развития малыша. Пик ажиотажа — три месяца.
Это тот возраст, когда ваш фотоаппарат или видеокамера всегда должны быть под рукой, чтобы запечатлеть чудесные песни любимого ребенка.
Часто новорожденный начинает ходить под определенную песню, как бы подпевать.
Малыш пытается произнести первые слоги в 4-5 месяцев жизни. Все начинается со звуков губ: «б», «м», «п». Постепенно приобретенный навык будет совершенствоваться и применяться на практике.
В результате ребенок начнет выражать свои желания и эмоции отдельными слогами. Через некоторое время из звуков раздастся лепет.
В возрасте 12 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слова, состоящие из одних и тех же слогов: «мама», «баба», «папа» и так далее. Сколько месяцев ребенок начинает булькать, зависит от родителей.
Тревожные симптомы:
- новорожденный не замирает, не моргает, не вздрагивает и не перестает сосать с громким резким звуком;
- не реагирует на громкие звуки на расстоянии полутора метров (2 — 3 месячный ребенок);
- не реагирует на музыкальные игрушки, не поворачивает голову в сторону звука, не следит глазами за источником шума (3-4-месячный ребенок);
- не реагирует на музыку или пение матери (5-месячный ребенок);
- не реагирует на шелест бумаги и другие повседневные звуки (6-месячный ребенок);
- не улыбается при обращении к нему, не поворачивает голову в сторону говорящего (ребенок 7-8 месяцев);
- не заикается, не реагирует на музыку, на новые звуки (8-месячный ребенок);
- не отзывается на имя, не понимает простейших слов (9-месячный ребенок);
- не пытается говорить и монотонно заикается, не использует вокальные данные (10-месячный ребенок);
- не понимает просьбу, не пытается говорить и повторять простые слова и звуки, не показывает предметы и людей, не интересуется музыкой, не реагирует на приглушенные звуки, не поворачивает голову в сторону источника шума (один год).
В медицине используются различные методы диагностики потери слуха, глухоты и неглухоты у детей в зависимости от возраста.
Не откладывайте визит к врачу, если вы заметили, что ваш ребенок, независимо от возраста, начал плохо или совсем не реагировать на шумы и звуки. Ведь потеря слуха и глухота могут развиться в любом возрасте, даже если ребенок уже слышал. Травмы, различные инфекционные заболевания могут негативно сказаться на здоровье малыша и дать осложнения в виде проблем со слухом.
Какими могут быть отклонения у детей?
1. Социальные. Это дети, которые проявляют антиобщественное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или отсутствия силы воли. Что интересно, одаренные дети тоже не являются нормой, но выделены в отдельную группу. 2. Педагогический. Сюда входят дети, не получившие среднего образования. 3. Ментальный. Здесь речь идет о группе симптомов, указывающих на наличие психического заболевания. В частности, о нарушении умственного развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о нарушениях языкового аппарата. 4. Физический. В данном случае речь идет о физических заболеваниях: проблемах с опорно-двигательным аппаратом, зрением, слухом.
Что делать, если грудничок не начинает гулить или агукать?
Настораживает долгое молчание ребенка, и мама тут же начинает приглашать врачей, ища причины отсутствия кайфа. Но можно попробовать все исправить самостоятельно, важно соблюдать несколько простых правил, которые обязательно побудят ребенка к общению:
- Больше общайтесь со своим малышом. Чем чаще он слушает родную речь, тем быстрее он начинает произносить звуки. Также узнайте, когда ребенок начинает слышать.
Важно! В общении с ребенком важна эмоциональная составляющая. Говорить с ним нужно спокойным, размеренным тоном.
- Жестикулят. Движения рук, игры пальцами во время разговора с ребенком также побудят его «поучаствовать» в разговоре. Простые и привычные игры «Сорок сорок», «Ладушки» можно использовать с рождения.
- Не заикайся. Многие родители считают, что пока ребенок еще маленький, с ним можно заикаться, искажать слова, что очень неправильно.
Важно! Четкое и правильное произношение слов не только ускорит процесс жужжания и бульканья, но и поспособствует раннему произношению слогов, слов и фраз.
- Развитие ручной моторики. На мелкую и крупную моторику перьев малыша следует обращать внимание с самого рождения. Нервные окончания, содержащиеся в кончиках пальцев, напрямую влияют на развитие речи.
- После появления первого жужжания родителям нужно начать повторять звуки вслед за малышом, постепенно добавляя новые буквы. Это поможет вам переключаться между гудением.
Почему ребенок молчит?
Причинами позднего появления жужжания могут быть:
- Темперамент малыша: некоторые малыши начинают произносить первые звуки уже на третьей неделе жизни, а некоторые от природы тихие, начиная булькать только через 8 недель после рождения.
- Пол: у разнополых детей речевой центр расположен в разных полушариях, поэтому девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики. Они первыми осваивают звуки, произносят первые слоги и слова, пытаются составлять простые предложения и предложения. Парни, как правило, начинают говорить позже, но более активно используют мимику и жесты для общения.
- Окружающая среда: Довольный, сытый и счастливый ребенок, теплый и сухой, быстрее начнет активно ходить. Задача родителей — создать максимально комфортные условия, ведь стресс только помешает развитию первого языка.
- Отсутствие общения: ребенок рано устроит вечеринку, если родители проводят с ним много времени. Сопровождайте каждое ваше действие: кормите грудью, меняйте подгузник, купайтесь, одевайтесь разговорами, рассказами, детскими стишками. С момента рождения малыш уже может воспринимать интонации и осознавать, что они с ним общаются, даже если он не понимает значения слов. Позже он ответит вам шепотом и мимикой, радостно скручивая руки и ноги.
В каком возрасте стоит беспокоиться, если ребенок не начинает говорить?
Еще раз напоминаем: каждый ребенок — это личность со своими индивидуальными особенностями. Возраст, в котором достигается каждая стадия языкового развития, сильно различается для разных детей. Если малыш произнес первые слова через месяц-два после нормы, это нормально. Говорить о возможной проблеме можно только в том случае, если ребенок отстает на одну и более ступеней:
Почему ребенок никак не произносит первые слова?
Если у вашего ребенка наблюдаются признаки задержки речевого развития, сначала следует поискать проблемы со здоровьем. Помимо состояний, связанных с аномалиями развития головного мозга (церебральный паралич, аутизм и др.), Это могут быть нарушения слуха и физические дефекты голосового аппарата — гортани, голосовых связок, глотки, мышц челюсти 1 .
Если их исключить, скорее всего, это временная психологическая проблема. Ребёнок преодолеет это с помощью специалиста по языковому развитию. И тогда родителям приснится другое: как его заставить замолчать 🙂
Когда ребенок начинает говорить, если в семье разговаривают на двух языках?
Если ребенок родился в двуязычной среде, он позже начнет говорить о своих сверстниках 2. Но на обоих языках одновременно! Причина очевидна: ребенок должен сам понять, почему взрослые издают определенные звуки в разных действиях, а если они называют что-то двумя словами, понять механику «говорения» намного сложнее.
Маме и папе совсем не обязательно говорить на разных языках. Альтернативным источником языковых знаний может быть бабушка, няня или старший ребенок в детском саду. Если вы стараетесь, чтобы ваш ребенок с детства знал два языка, наберитесь терпения, пока ждете первых слов. Но если в ваши планы не входит обучение ребенка родному языку няни или особому диалекту бабушки, попросите их говорить в присутствии крохи на чистейшем русском языке.
Появление согласных звуков
Первые согласные звуки малыш начинает издавать в возрасте 3-4 месяцев. Обычно это лабиальные m, n, b, c. Процесс гудения разбавляется произнесением этих согласных ммм, bbb, vvv. В возрасте 5 месяцев он уже начинает заикаться, многие малыши к первому полугодию произносят «бабабаба», «мамамама», «дададада» и другие слоги, хотя и неосознанно.
В это время происходит формирование речи, потому что в течение первого года ваш ребенок будет произносить первые сознательные слова: ма-ма, па-па, ба-ба, дай, на, уп или бах и другие.
Расстройства и нарушения детского психического здоровья
Конечно, все нормальные родители мечтают о счастливых и здоровых детях. Современная медицина и родительское планирование позволяют пройти все необходимые обследования, рецепты и рекомендации и вырастить здорового ребенка. Однако иногда случаются сбои. Да, человеческий организм — очень сложный механизм, и медицина пока не может дать ответы на ряд вопросов. В каком возрасте появляются отклонения от нормы? Это зависит от типа заболевания. К сожалению, в раннем периоде развития очень сложно определить патологию психического характера. К тому же уже слишком поздно. Почему могут страдать дети, какие причины могут спровоцировать психическое отклонение? Есть две основные причины:
- влияние внешней среды;
- ситуация;
- генетическая наследственность.
Под воздействием внешней среды специалисты понимают травмы, отравление определенными веществами и инфекционные заболевания. Следовательно, у них тоже есть своя классификация:
- те, кто повлиял на пренатальный период;
- в Рождество (при родах);
- в послеродовой период.
На самом деле немаловажное значение имеет среда, в которой ребенок вынужден расти. Если он развивается с детства в неблагополучной семье, в дальнейшем может проявиться:
- педагогические отклонения;
- эмоциональная депривация;
- социальная девиация.
Как разговорить малыша?
Чтобы научить ребенка говорить, вы должны сначала найти ответ на вопрос, почему он мало заикается (рекомендуем прочитать: Как можно эффективно научить ребенка произносить звук P?)? Только разобравшись в причинах, можно найти эффективное решение, для чего используется несколько методов.
Развитие мелкой моторики стимулирует формирование языковых навыков, так как на ладонях есть точки, которые влияют на языковые центры мозга. Развитие мелкой моторики поможет:
- регулярный массаж ладоней;
- сгибание и разгибание пальцев, массирование их;
- положить под руки специальный ковер.
Первая осознанная улыбка ребенка – признак развития
Улыбки во сне очень трогательны и всегда трогают родителей, но потерпите еще немного — вас ждет настоящая награда.
Понятно, что младенцы «по-настоящему» улыбаются, когда они бодрствуют, а не когда они спят.
Месячный ребенок может испытывать улыбки и гримасы, особенно в ответ на улыбки близких, но осознанная улыбка, выражающая удовольствие и дружелюбие, обычно появляется в 2 месяца .
Это будет незабываемый момент в вашей жизни как родителя, похвала за вашу работу, заботу и заверение в том, что ребенок счастлив. Эти первые улыбки также являются важной вехой в развитии .
Ваш ребенок поймет, что когда он шевелит губами и улыбается, он привлекает ваше внимание. Когда ваш ребенок взаимодействует с вами, другими взрослыми и детьми, его мозг развивается. Новый интерес к «общению» отвлекает его от физиологических неудобств, таких как голод, усталость или газы.
К 3–4 месяцам ребенок уже будет взаимодействовать со всеми, кого видит, пытаясь повторить выражения лица человека. Конечно, у него будут свои любимцы: родители и те, кому не все равно.
Чем социализированнее ребенок, тем больше он ему понравится. Этот первый опыт очень важен для его дальнейшего социального и эмоционального развития.
Все дети развиваются по собственному сценарию и в своем собственном темпе. Если вы заметили, что ваш ребенок не начал улыбаться в течение 3 месяцев, сообщите об этом на приеме у педиатра.
Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
Проблемы со слухом лечит сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с посещения педиатра. Сообщите своему врачу, если у вас есть подозрения, и попросите направление к аудиологу. При направлении к педиатру вам не придется платить за консультацию специалиста с ограниченным доступом, если у ребенка есть полис ОМС.
Обратите внимание, что необходимо проконсультироваться с аудиологом, а не отоларингологом (ЛОР). Аудиолог — дополнительный квалифицированный отоларинголог. Он знает все о диагностике и лечении слуха, в отличие от обычных «ухо, нос и горло». Традиционные методы ЛОР лечения потери слуха неэффективны.
Проведение БЦЖ: по календарю и индивидуально
Вакцинация проводится через 3-4 дня после рождения только с письменного согласия родителей. Если у ребенка есть противопоказания (временные или постоянные), ему выдается медицинское изъятие с отметкой в обменной карте. В дальнейшем при отсутствии противопоказаний ребенку делают прививки по индивидуальному графику. Вакцина вводится отдельно от всех других вакцин в отдельный день. Важно сделать это как можно раньше в течение первого года, чтобы начала формироваться иммунная система.
Существует два варианта вакцины: БЦЖ и БЦЖ-М (доза уменьшена вдвое). БЦЖ-М рекомендован ослабленным или маловесным детям, вакцинированным по индивидуальному графику, через некоторое время.
Современные методы диагностики аутизма у детей
- Консультация психиатра. Это разговор с родителями и наблюдение за ребенком в свободной игре. Врач наблюдает за тем, как ребенок ведет себя, как он взаимодействует с родителями, смотрит ему в глаза, дает предметы в руки, бросает их на землю. Если ребенок говорит, обратите внимание на речь, интонацию и построение предложений. Врач тщательно собирает анамнез жизни и развития ребенка, анамнез беременности матери. Важно, когда он начал издавать первые звуки, когда встал на ноги, пополз, пошел, какова была его походка.
- Консультация логопеда по устранению аутистической речи. Врачи определяют, связана ли задержка речевого развития с аутизмом или другими расстройствами. У детей с аутизмом своеобразное развитие звукового произношения, и опытный логопед сразу его отличит.
- Консультация нейропсихолога для определения того, какие стадии развития у ребенка могли быть пропущены.
- Оценка с помощью теста (Диагностическая шкала аутизма):
- Тест интеллекта Д. Векслера
Тесты (карточки, задания для детей), направленные на оценку общей осведомленности, богатства знаний и представлений об окружающем мире, возможностей усвоения и обработки информации, познавательных способностей.
- Тест интеллекта Кауфмана
Тесты для определения сильных и слабых сторон процессов обработки информации: зрительной и слуховой памяти, выполнения инструкций, планирования последовательности действий.
- Прогрессивные матрицы Равена
Позволяет определить уровень интеллектуального развития ребенка. Каждый набор таблиц содержит задания возрастающей сложности. Прогрессивные матрицы Raven предназначены для определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста с любым уровнем языкового развития.
Анкеты родителей:
- Шкалы сенсомоторного развития (возраст 0-5 лет)
Завершается во время разговора с родителями и наблюдения за ребенком. Они позволяют оценить различные аспекты моторного и психологического развития на основе возрастных стандартов.
- Контрольный список симптомов СДВГ Вандербильта
Он позволяет оценить выраженность симптомов гиперактивности, невнимательности и импульсивности в различных сферах жизни ребенка.
- МАШИНЫ Шкала оценки аутизма
Один из наиболее часто используемых тестов для выявления симптомов аутизма. Шкала включает 15 категорий.
Тесты, проводимые дефектологом и психологом:
- ADOS
«Золотой стандарт» диагностики аутизма. Игриво позволяет определить отклонения в коммуникативных способностях ребенка. Ребенку предлагаются «коммуникативные провокации», при которых нормальный ребенок ведет себя «нормально», а ребенок с аутизмом — иначе. После наблюдения производится расчет, какое поведение было наиболее распространенным — нормальным или «аутичным». По результатам расчета ставится диагноз.
- ADI-r
Подробное расследование, позволяющее получить полный объем информации, необходимой для диагностики аутизма и оценки близких к нему психических расстройств.
- Шкала PEP
Выявление индивидуальных особенностей ребенка, особенностей его коммуникативных способностей, познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности и др. выявленные особенности учитываются при составлении индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Речевые игры для малышей
Сочетание развития мелкой моторики с языковыми играми может помочь ребенку говорить быстрее. Примерами этого могут быть:
- Пение — напевайте своему малышу простыми, короткими словами, и вы сразу заметите, как он реагирует на вас и выражает свои эмоции. Со временем он будет имитировать вас, повторяя интонацию при рвоте.
- Звукоподражание: Дети любят повторять звуки, издаваемые животными, развивающими игрушками и книгами со звуком.
- Завершение слов — дети обычно начинают говорить, произнося только первые слоги вместо множества слов (см. Также: как научить ребенка говорить в 3 года и с помощью каких упражнений?). Прибавив к ним второй слог, вы получите целое слово: например, ребенок говорит «но», а вы заканчиваете «но» для него — выходит «мама».
- Пальчиковые игры — знаменитые «окей», «Сорока-ворона», «Палец хочет спать» и другие. Дети радуются, когда вы играете с ними таким образом, и постепенно они начинают подражать вам, повторяя ваши действия и сопровождая их бульканьем.
- Детские стишки, поговорки, детские стишки и анекдоты: сопровождайте их во время кормления и мытья, одевания и массажа. Практически всем маленьким детям это очень нравится, и это не только способствует развитию речи, но и позволяет превратить все повседневные дела в веселые игры, помогая ребенку лучше их запоминать.
В возрасте одного года многие обычно произносят слова полностью, но бывает, что этого не происходит, и родителям кажется, что все их старания не дают желаемого результата. Здесь многое зависит от особенностей каждого конкретного человечка: одни учатся говорить быстро, буквально заставляя путь лететь от звуков и слогов к простым фразам, другие долго молчат, но когда начинают говорить, они говорят почти полностью предложения, удивляя родителей своими навыками.