Почему люди заикаются: причины и решение проблемы

Содержание
  1. Причины заикания
  2. Биологические предпосылки (наследственность)
  3. Физиология
  4. Влияние социума
  5. Психология
  6. Как понять, что у малыша речевые нарушения?
  7. Общие сведения
  8. Статистика
  9. Осложнения
  10. Какой должна быть речь взрослых
  11. Упражнения для дикции и голоса
  12. Что делать родителям дома?
  13. Режим
  14. Сон
  15. Интонации
  16. Похвала
  17. Обстановка
  18. Досуг
  19. Общение
  20. Активность
  21. Ограничения
  22. В каком возрасте появляется проблема?
  23. Диагностика
  24. Методы коррекции
  25. Фазы развития патологии
  26. I фаза
  27. II фаза
  28. III фаза
  29. IV фаза
  30. Упражнения для дикции и артикуляции
  31. Современные методики
  32. Виды заикания
  33. Течение заикания
  34. Клиническая форма заикания
  35. Невротическое заикание
  36. Неврозоподобная форма
  37. Когда человечество начало заикаться?
  38. Мутизм
  39. Релаксация и самомассаж
  40. Как вести себя родителям, если ребенок заикается
  41. Работа над дикцией и произношением
  42. Как улучшить дикцию взрослому и подростку
  43. Как происходит развитие заикания
  44. Дизартрия
  45. С чего начать лечение, когда заикается ребенок
  46. Симптомы невротического заикания у детей
  47. Первые признаки болезни
  48. Патогенез
  49. Стадии заболевания

Причины заикания

Заикание — это расстройство, вызванное психологическими и физическими факторами. Медицинское название этой речевой проблемы — логоневроз, его изучают как медики, так и психологи, группируя его в группы.

Биологические предпосылки (наследственность)

Учтите, что если мать или отец страдали заиканием, вероятность развития логоневроза с раннего детства у ребенка увеличивается. Кроме того, это нарушение речи может передаваться из поколения в поколение, если у предков были легкие или сложные стадии заболевания.

Физиология

В большинстве случаев соматические воздействия:

  • функционально поражен мозг;
  • были травмы головы во время матки;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т д

Кроме того, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами формирования речевого аппарата, недостаточным развитием моторики и т.д.

Влияние социума

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают нарушениями работы речевого аппарата из-за проблем с общением:

  • ссоры и недопонимания в семье;
  • некоторые аспекты обучения не даны;
  • они не находят общий язык со своими сверстниками.

Психология

Дети и взрослые подвержены психологическим факторам, которые повлияют на общение с другими людьми в будущем. Логоневроз может развиться из-за:

  • психологическая травма;
  • острые эмоциональные переживания (могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильный испуг;
  • психологическое переутомление;
  • исчерпание информации;
  • стрессовые ситуации и так далее

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства могут привести к недугам и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, устранить психологические барьеры, расстройств речи, скорее всего, удастся избежать.

Те, кто склонен к заиканию, часто бывают интровертами, что затрудняет исправление и восстановление правильных языковых навыков. Логоневроз, возникший по психологическим причинам, лечится быстрее и проще.

Сначала рассматриваются предпосылки возникновения проблемы, затем назначается комплексный метод лечения. Логоневроз следует не только устранить физиологически, но и устранить психологические причины заикания, чтобы в будущем они больше не способствовали развитию патологии.

Как понять, что у малыша речевые нарушения?

Самый простой способ вылечить заикание — это когда оно обнаруживается на очень ранней стадии, когда мозг еще не «исправил» дефект речи, пока он не превратился в рефлекс и не отразился в детской психике. Поэтому, когда ему исполнится 3-4 года, рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

  • при произнесении фраз ребенок замирает, часто дышит, как бы набираясь сил;
  • спотыкается, повторяет одни и те же слоги, слова;
  • перед предложением произнести дополнительные звуки (е, а, е);
  • он вообще отказывается говорить, резко замолкает;
  • становится отозванным.

Каждый из этих симптомов — повод обратиться к врачу. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее и без последствий проблема будет решена.

Общие сведения

Заикание — судорожные движения артикуляционных и гортанных мышц, возникающие чаще всего в начале речи (реже в середине), в результате чего больной вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Эти симптомы заикания очень похожи на клонические и тонические припадки. При клоническом заикании наблюдается многократное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту перейти от одной звуковой остановки к стыку другого звука.

Назначают невротические и подобные формы неврозу заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей вследствие стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание характерно для детей с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Статистика

Логоневроз считается проблемой, которая чаще возникает в детстве, чем в зрелом возрасте. По статистике, во всем мире заиканием страдают около 1-3% детей. Эти статистические данные различаются по месту жительства, возрастным показателям и национальному темпераменту.

При этом вероятность развития заикания у мальчиков в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, поскольку патология может проявляться в легкой форме.

доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают с детства, гораздо чаще встречается у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат влияют на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Кроме того, люди, живущие в деревнях и городах, менее подвержены дефектам речи, чем жители мегаполиса. Это связано со спокойной обстановкой. Взрослые, страдающие заиканием, составляют всего 1% населения, что свидетельствует об успешности лечения этой патологии.

Братья и сестры принимают это заболевание в 18% случаев. Кроме того, у дизиготных близнецов заикание встречается у 32%, а у монозиготных — у 77%.

Осложнения

При отсутствии терапии высока вероятность развития психических осложнений. Пациент начинает избегать общения, замыкается. У человека развивается чувство неполноценности. Возможны трудности в школе или на работе. У больного развивается депрессивный синдром. Заболевание вызывает внутричерепное давление, также повышается вероятность нарушения осанки, развития плоскостопия и остеохондроза.

Какой должна быть речь взрослых

Чтобы предотвратить повторение речевых нарушений (а они могут даже случиться), вашим родителям необходимо изменить или внимательно следить за своей речью. Это касается ваших разговоров друг с другом. Младенцы активно воспринимают разговоры вокруг себя и подсознательно имитируют:

  • Говорите ясно, внятно, без ошибок и без спешки.
  • Попробуйте сказать предложение немного медленнее, чем обычно.
  • Избегайте сложных слов, которые ребенок не понимает.
  • Табу на различные «страшные» темы разговора.
  • Не рекомендуется произносить слоги или живые фразы.

Постарайтесь подружить своего ребенка с уравновешенными детьми, у которых хорошо развита речь. Если его речевая активность слишком высока, искусственно ограничьте ее, предоставив возможность какое-то время спокойно поиграть наедине с собой. Постарайтесь заставить ребенка больше слушать, чем вы говорите.

Упражнения для дикции и голоса

Когда мы выступаем публично или в непринужденной беседе, мы задействуем мышцы языка и горла. Логично, что для того, чтобы красиво говорить, нужно «накачать» эти мышцы.

Упражнения, помогающие подготовить нужные мышцы:

  • Вы можете накачать мышцы, участвующие в воспроизведении звуков, регулярно произнося «AEO». При этом важно стараться не слишком открывать рот. Эффекта можно добиться, произнеся звуки как можно глубже в полости рта.
  • Отличного эффекта можно добиться при помощи дикции и тренировки губ. Для этого нужно сказать: «GL», «VL», «VN» — для верхней губы и «KS», «GZ», «VZ», «BZ» — для нижней губы.
  • Вы также можете сделать свой язык лопатой и несколько раз сказать «I» и «E». Теперь придадим язычку форму крючка и скажем одновременно «О» и «У».
  • Продолжаем «качать» мышцы языка. Закрываем рот и внутренними движениями неба, щек и губ рисуем звук «М».

Что делать родителям дома?

вылечить логоневроз без помощи родителей в домашних условиях неэффективно, так как основная поддержка должна исходить от них. Поэтому будьте готовы к тому, что вам придется пойти к психологу и поучиться у него. Чтобы исправить психологические проблемы ребенка, необходимо изменить образ жизни и образ жизни дома. Лучше всего предотвратить заикание, избегая ситуаций, вызывающих ухудшение состояния.

Режим

Организуйте свой распорядок дня так, чтобы периоды интеллектуального и эмоционального стресса чередовались с адекватным отдыхом и расслаблением.

Сон

Младенцам необходимо спать не менее 8 часов в день, поэтому вы должны организовать свою жизнь, домашнее пространство, звуковую атмосферу таким образом, чтобы гарантировать этот минимум.

Интонации

Ребенок должен чувствовать уверенность и спокойствие, исходящие от родителей, поэтому контактировать с ним нужно медленно, тихо, спокойно, чтобы не прерывать его. Также важно объяснить близким людям, что именно нужно делать.

Похвала

Развивайте у ребенка уверенность в себе — хвалите его за любой успех. Создавайте ситуации, в которых она сможет показать себя с лучшей стороны. Однако похвалу за успех не следует путать с потаканием своим слабостям.

Обстановка

В семейных отношениях должны оставаться под запретом ссоры. В агрессивной и напряженной обстановке вылечить ребенка и предотвратить заикание невозможно. То же самое касается посещения шумных компаний или мест.

Досуг

Ограничьте просмотр телешоу, фильмов, мультфильмов или игр, вызывающих эмоциональное перевозбуждение. Свободное время должно быть спокойным, направленным на развитие творческих способностей.

Общение

Постепенно и осторожно расширяйте круг общения вашего ребенка, приглашая его посещать общественные места, не вызывающие сильных эмоций. Познакомьте с ним интересных людей. Они помогут ему адаптироваться к окружающему миру.

Активность

Дозированная физическая нагрузка положительно влияет на нервную систему и развитие мышц. Поэтому физкультура, плавание, бег, простая ходьба, игры на свежем воздухе должны стать нормой.

Ограничения

Ни в коем случае не используйте наказания, которые могут негативно повлиять на детские эмоции (наказания также должны быть спокойными, независимо от проступка, который может совершить ребенок). Категорически запрещено оставлять ребенка одного в темной комнате.

В каком возрасте появляется проблема?

Чаще всего с заиканием ребенок сталкивается в 3-4 года, когда формируется речевой аппарат и психика. Однако логоневроз может возникнуть в пожилом возрасте, вплоть до подросткового возраста. Возникновение проблемы во взрослом возрасте встречается крайне редко, так как связано с формированием нервной системы и языковой функцией мозга. И этот срок приходится на возраст 3-6 лет. Примечательно, что недуг встречается гораздо чаще у мальчиков, так как полушарие мозга, отвечающее за речь, у них развивается медленнее.

Диагностика

Диагноз ставится после комплексного обследования ребенка с участием логопеда и невролога. При необходимости привлекаются другие специалисты: дефектолог, психолог, психотерапевт.

Выделяют следующие этапы диагностики:

  1. Определение темпа, ритма и беглости речи, наличия отклонений этих показателей;
  2. Выявление травматической ситуации;
  3. Исключение другой формы заикания — подобной неврозу, возникающей после травмы головы и других повреждений центральной нервной системы, сопровождается изменением личности.

Для уточнения диагноза проводится ЭЭГ, РЭГ, МРТ или КТ. Аппаратные методы диагностики позволяют выявить любые структурные или функциональные изменения в центральной нервной системе, исключить или подтвердить проблемы в неврологии.

Методы коррекции

Заикание, как и другие болезни, легче исправить вначале. В некоторых случаях от этого нарушения речи можно избавиться за несколько недель. Но чаще всего это занимает намного больше времени.

Как уже было сказано выше, лечение нужно начинать с посещения невролога. Врач проведет обследование, целью которого будет выявление причин нарушения функции речи. Если заикание вызвано нарушением работы центральной или периферической нервной системы, пациенту будут назначены соответствующие лекарства. Кроме того, лечением заикания займутся следующие специалисты:

  • рефлексотерапевт. Для устранения заикания важно избавиться от мышечных зажимов, расположенных в плечевом поясе, шее и животе;
  • психотерапевт. Современные психотерапевтические методики помогут выявить психологические причины проблемы и устранить их. В результате можно не только нормализовать речь, но и полностью изменить свою жизнь к лучшему. Стать увереннее, научиться выходить из сложных жизненных ситуаций, выстраивать отношения с окружающими людьми и так далее;
  • логопед. Специальные логопедические упражнения позволят вам развить правильное речевое дыхание, научиться произносить звуки, контролировать скорость речи и ее ритм.

Комплексное лечение и постоянное самосовершенствование позволят вам в кратчайшие сроки добиться устойчивых результатов.

Следует помнить, что одноразовый визит к логопеду не поможет. Также не стоит рассчитывать на то, что врач пропишет вам «чудо-пилюлю», и заикание пройдет. Это нарушение речи пройдет только в том случае, если заикание будет строго следовать рекомендациям всех специалистов на протяжении всего курса лечения.

Фазы развития патологии

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращение периода регулярности речи. Для него характерны следующие симптомы:

  1. Затруднения при произношении в начале слова и при построении предложения.
  2. Речевое спотыкание возникает при произношении коротких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает из-за «коммуникативного давления» (возбуждение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Речевой фобии не наблюдается.

II фаза

  1. Возникает хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено быстрой речью и сложными словесными сочетаниями.
  3. Осведомленность о дефекте речи, но это пока не мешает нормальному общению.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек все равно не воспринимает это как проблему.
  2. Некоторые звуки, слоги не произносятся.
  3. Запрет речи, поскольку попытки начать заменять одни слова другими менее проблематичны.

IV фаза

  1. Заикание превращается в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения, и избегает контактов, сложных ситуаций, когда требуется общение. Если на предыдущих этапах слова и выражения иногда менялись, то теперь это происходит постоянно.
  2. Ожидание — человек ждет своих ошибок произношения.
  3. Хроническая проблема с произношением. Развитие страха перед общением.

Упражнения для дикции и артикуляции

Поскольку кончик языка активно участвует в четком произношении, мы используем упражнения, развивающие его гибкость:

  • Представьте, что ваш язык — это молоток, и ударьте им по зубам кончиком. Во время таких ударов «говорите» да, да, да, да. Затем попробуйте четко произнести буквы «TD».
  • Для четкого произношения букв «К» и «Г» необходимо «прокачать» гортань. Для этого сделайте вдох через нос и полностью опорожните легкие через рот. Выпуск воздуха изо рта должен быть резким и звучать как «Фу». Проделайте это упражнение несколько раз.
  • Если вы заметили, что у вас проблемы с произношением букв «P» и «B», тренируйте мышцы губ. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта энергичной ватой.
  • также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно использовать дыхательные упражнения и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте читать мелкий текст с нормальной громкостью. Как правило, вы можете легко управлять своим голосом во время этой операции. Теперь сделайте то же самое, но увеличьте громкость. Проблемы должны появиться.

Современные методики

Лечение заикания по традиционной схеме, применяемой большим количеством специалистов, требует длительного времени. Причем далеко не во всех случаях позволяет добиться желаемого результата. Поэтому многие заикающиеся пытаются самостоятельно искать способы избавиться от этого нарушения речи.

На сегодняшний день большую популярность приобрела книга Андрея Кузнецова «Заикание: скорость — это жизнь», в которой автор рассказывает о собственном опыте. Андрей с детства заикался, как и его старший брат и дед, считая свою болезнь неизлечимой. Этот недуг сильно осложнил жизнь юноши, поэтому в 25 лет он начал самостоятельно изучать эту проблему. В итоге Андрей пришел к выводу, что всю жизнь его учили заикаться, а не учить говорить! Кульминацией творчества Кузнецова стала разработка уникальной методики избавления от заикания.

Нечто подобное есть в методике академика Р.А. Снежко. Также он считает, что заикание возникает из-за того, что человек не умеет правильно произносить звуки. На своих сеансах Роман Алексеевич учит пациентов отличать названия букв от произношения звуков, правильно ставить ударение, разделять слова на слоги и т.д.

Уроки обоих методов будут полезны всем без исключения. Но если заикание вызвано поражением центральной нервной системы, без помощи невролога вряд ли можно обойтись.

Виды заикания

Разделение касается судорожных форм, клинических проявлений и течения патологии.

Судорожные формы заикания у взрослых и детей делятся на следующие подразделения:

  • Клоническая форма — кратковременные судороги, чередующиеся со вторыми, что приводит к непроизвольному повторению предложений и букв.
  • Тонизирующая форма: длительное или кратковременное сокращение мышц. В результате человек долго не произносит ни слова.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Кроме того, помимо функциональности лингвистического аппарата страдает мимика: она может сопровождаться судорогами мимических мышц и частей конечностей.

Течение заикания

  1. Долгосрочный — когда дефект проявляется постоянно на всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистый: некоторые психологические ситуации вызывают заикание (возбуждение, радость).
  3. Рецидив: после лечения проблема появляется через некоторое время. Неважно, полностью или частично исцелился человек.

Клиническая форма заикания

Логоневроз протекает в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. У каждого из них своя причина с развивающимся механизмом.

Невротическое заикание

Заикание у взрослых и детей не было вызвано родовой или послеродовой травмой. Это не физические нарушения в коре головного мозга. Эта форма расстройства включает психологические и социальные факторы, описанные выше. При таком виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Проблемой в основном занимается психолог. Взрослые чаще подвержены хронической форме данной патологии.

Характеристики человека с невротическим заиканием:

  • Человек с заиканием сразу виден: он молчит, напуган и взволнован, он думает о тревоге, его часто обижают, раздражают, он замкнут, его маловероятные страхи мешают жизни. Они меланхоличны.
  • У такого пациента нет физических отклонений в развитии.

Неврозоподобная форма

Проявляется неожиданно, очень часто в анамнезе болезни встречаются родовые проблемы. Например, мать перенесла тяжелую беременность: осложнения, родовые травмы. Из-за нарушения работы головного мозга и центральной нервной системы лечение длится дольше, и не всегда дается 100% гарантия выздоровления.

Нередко каждый из отделов голосового аппарата подвержен тяжелым формам судорог. Когда они говорят, люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиваниями рук и подергиваниями лицевых мышц. Все это происходит непреднамеренно.

Человек устает после длительного общения, поэтому такие люди более спокойные. Помимо истощения, пациент жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

к специалисту нужно обращаться комплексно, принимая специальные лекарства. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Когда человечество начало заикаться?

Проблема известна со времен египетских фараонов и, вероятно, сопровождает человечество с тех древних времен, когда появился свободный и членораздельный язык. Многие великие люди заикались, например, римский поэт Вергилий, древнегреческие писатели Плутарх и Геродот. Есть свидетельства того, что философ Демосфен страдал заиканием, став известным оратором.

Мутизм

Этиология мутизма сложна: молчание развивается как у людей с неповрежденным мозгом и речевой системой, так и при многих черепно-мозговых травмах.

Иногда мутизм возникает из-за атрофии Брока или других поражений головного мозга, которые не обнаруживаются сразу. Акинетический мутизм развивается с потерей всех произвольных движений, включая речь. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседнику, но не может пошевелиться, но издает хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда нарушается не только речь, но и сознание наряду с другими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма бывает психическое заболевание, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные расстройства, когда человек выглядит как восковая кукла) с обширным эндогенным психозом. У женщин чаще возникает истерический мутизм, сопровождающийся демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Релаксация и самомассаж

Вы можете попробовать избавиться от заикания. Первое, на что следует обратить внимание, — это мышечная и эмоциональная раскованность. Эти два компонента обеспечивают нормальный естественный язык. Поэтому заикающийся должен, прежде всего, научиться произвольно расслаблять мышцы, избавляясь от лишнего напряжения.

В этом помогут расслабляющие техники. Можно выполнять упражнения на мгновенное мышечное напряжение и расслабление, чтобы создать ощущение контраста между напряжением и расслаблением. Для этого нужно сильно напрячь, например, шею, а затем максимально расслабить ее. Упражнение можно выполнять на любую группу мышц.

Существуют целые комплексы занятий, которые помогут научиться расслаблять мышцы. Для достижения желаемого эффекта при выполнении нужно придерживаться некоторых правил:

  • контролировать силу мышечного напряжения не только с помощью телесных ощущений. Делайте упражнения перед зеркалом, визуально проверяя движения мышц, это позволит легче перейти к глубокому расслаблению;
  • упражнения нужно делать каждый день по 5-7 минут. Следовательно, не будет перегрузки при использовании речевых мышц при разговоре;
  • в комплекс должны входить упражнения не только для голосового аппарата. При заикании важно снизить мышечный тонус рук, живота, плеч и шеи;
  • делать это нужно медленно, ритмично выполняя упражнения. Не работайте слишком много;
  • обратите внимание на дыхание — оно должно быть свободным.

После того, как все упражнения усвоены, их можно немного усложнить, добавив фонацию. Начните говорить в момент расслабления, произнося гласные звуки и их комбинации плавно и удлиненно. Затем переходите к произношению слогов и целых слов.

Самомассаж поможет снять напряжение или, наоборот, повысить тонус слабых мышц. Он бывает двух видов: гигиеничный и яркий. В первом случае процедура проводится поглаживанием. Это активирует нервные окончания, расположенные рядом с кожей, и нормализует тонус лицевых и лицевых мышц. Вибромассаж включает в себя энергичное постукивание для активации глубоких нервных окончаний.

Вы можете самостоятельно изучить приемы релаксации и самомассажа, например, через Интернет. Но также можно обратиться за помощью к специалистам. Опытный врач не только покажет основные приемы, но и проверит правильность процедур, укажет на ошибки, а также подберет наиболее эффективные упражнения и методы.

Как вести себя родителям, если ребенок заикается

Только врач может определить причину заикания у ребенка и назначить правильное лечение. Однако немаловажную роль в устранении патологии играют соседи ребенка. Родители должны знать, как взвешиваться вместе с малышом, чтобы процесс лечения проходил быстрее и эффективнее.

  1. Убедитесь, что эмоциональный стресс у ребенка умеренный. Постарайтесь сократить время просмотра телевизора, защитите ребенка от агрессивных игр и громкой музыки.
  2. Больше времени проводите с ребенком, читайте ему сказки, старайтесь, чтобы времяпрепровождение доставляло ему только положительные эмоции.
  3. Если ребенок любит слушать музыку, сохраняйте спокойствие.
  4. Установите для ребенка распорядок дня, следите за его отдыхом, регулярно выходите на природу, гуляйте на свежем воздухе.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если дефект долго не лечится. Напротив, важно подбодрить ребенка, похвалить его за старания и терпение, всячески поддержать ребенка и создать благоприятную доброжелательную обстановку в семье на протяжении всего периода устранения дефекта.

После того, как заикание будет преодолено, родителям следует попытаться сохранить благоприятную семейную атмосферу. Только в этом случае риск повторения заикания у ребенка будет сведен к минимуму.

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому появлению на публике. Известно, что Цицерон не мог произнести ни одного слова без подготовки. И его до сих пор выделяют, например, как великого ритора.

Есть много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Среди них есть как универсальные упражнения, так и те, которые призваны помочь решить конкретную проблему. Например, шипение «S», нечеткое «L» или неправильное произношение звука «R». Чтобы решить эти проблемы, вам придется потрудиться.

Как улучшить дикцию взрослому и подростку

Основной причиной недостаточного развития дикции можно назвать бездействие нижней челюсти и невозможность достаточно открыть рот во время разговора. В результате слова произносятся невнятно, скучно, речь кажется «морщинистой».

Для улучшения речи разработаны речевые упражнения, которые помогут устранить недостатки в произношении звуков. Регулярное выполнение предложенных упражнений поможет исправить недостатки дикции речи, сделать ее четкой и выразительной.

Как происходит развитие заикания

Этот процесс до конца не изучен, на данный момент есть версия. В зависимости от предпосылок нарушения функции речевого аппарата поражается центр Брока (речевой центр, отвечающий за работу задействованных в речи мышц и связок). Из-за перевозбуждения центра Брока скорость его работы увеличивается. Нарушается функционирование так называемого дискурсивного круга (центр Брока, зона Вернике и ассоциативный центр).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и др.). У человека появляется заикание из-за нарушения скоординированных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, вызывающих судороги. Спазм начинается в одном из отделов голосового аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, это отражается на близлежащих областях мозга. Как следствие — непроизвольные движения и судороги конечностей и т.д.

интересно, что нервные импульсы при возбуждении нервной системы и согласных звуках (особенно глухих) похожи по частоте. Поэтому заикание происходит в основном на согласных звуках и крайне редко — на гласных.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или сустава из-за паралича бульбарных мышц, дисфункции мимических мышц. Нарушается моторика речи, произношение звуков, ритм дыхания, интонация цвета. Становится трудно понять, что пытается сказать человек. Окружающие замечают дизартрию. Человек «тянет» речь, говорит без разбора и произносит простые слова без разбора. Значение и ритм чаще всего не меняются, сила голоса нарушается. Это расстройство всегда вызвано органической причиной: нарушение кровотока, инфекция или интоксикация. При таком недуге у взрослого человека необходимо срочно обратиться к неврологу для выяснения причины. Это может быть опухоль нервной системы, травма, кровотечение или ишемия (кислородное голодание). Дизартрия проявляется рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом, болезнью Паркинсона, миотонией, церебральным атеросклерозом, сирингобульбией и многими другими нервными заболеваниями. У здоровых людей дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, вызванная болезнями, имеет несколько форм:

  • бульбарный, вызванный повреждением ядер черепных нервов, возникает при нарушении мозгового кровообращения, проявляется одинарным щелевым звуком;
  • псевдобульбарный (повреждение одной стороны речевых мышц), возникающий при повреждении проводящих путей от коры головного мозга к ядрам в стволе головного мозга, проявляется нечеткой речью, спутанной с неспособностью произносить шипящие и свистящие звуки;
  • экстрапирамидный, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными криками;
  • мозжечок — спетая «речь;
  • полушарный или корковый, при поражении коркового слоя сложно использовать все языковые средства.

Диагностикой и лечением диазартрии занимаются неврологи и логопеды.

С чего начать лечение, когда заикается ребенок

В первую очередь необходимо исключить (или подтвердить) физиологические нарушения, которые могут спровоцировать дефект речи. Поэтому обратитесь к неврологу или невропатологу. Врач назначит анализы, которые помогут определить отклонения в работе мозга, нервной системы, мышц.

Дальнейшая терапия зависит от физиологической причины заикания. Это может быть прием успокаивающих средств, массаж, иглоукалывание, процедуры для укрепления нервной системы.

Симптомы невротического заикания у детей

Невротическая форма заикания у детей отличается нестабильной клинической картиной. В спокойной обстановке речь идет почти нормально, без затруднений. При тревоге, эмоциональных перегрузках, непривычной обстановке у ребенка развивается сильное заикание. Например, этим детям проблемно отвечать в классе, знакомиться с людьми.

Постепенно трудности с речью сказываются на поведении и характере. Ребенок сознательно не употребляет трудные для произношения слова, маскирует свой недостаток за счет удлинения звуков. Избегайте незнакомых компаний, избегайте интересных ситуаций: публичных выступлений, споров. Дошкольники отказываются от участия в праздниках, утренниках.

В будущем это оставляет след на всю жизнь и приводит к огромным комплексам, невозможности влиться в коллектив, поговорить с людьми. Поэтому необходимо вовремя обратиться к специалистам и исправить заикание.

Первые признаки болезни

При острой психологической травме заикание возникает как невротическая реакция ребенка в состоянии шока.

Хронический стресс приводит к постепенному ухудшению симптомов. Сначала возникают эпизоды трудной речи, которые потом проходят или разрешаются.

Невротическое заикание состоит из прерывистой речи или удлинения звуков (тоническая форма), повторения звуков, слогов или слов (клоническая форма). Есть еще смешанный тип.

Невротическое заикание у детей сопровождается другими признаками неврологических проблем: нарушениями сна, фобиями, недержанием мочи, неврозами.

Патогенез

Патогенез заикания аналогичен механизму подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, суставного и основного голоса. Поэтому заикание часто называют аритмической дизартрией. Нарушение индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят изменения в работе стриопаллидарной системы, отвечающей за «готовность» к движению.

В движении задействованы две группы мышц: одни сокращаются, другие расслабляются. Благодаря точному и скоординированному перераспределению мышечного тонуса можно выполнять быстрые, точные и строго дифференцированные движения. Именно стриопаллидная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Блокада стриопаллидного регулятора языка из-за эмоционального перевозбуждения или анатомических и патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторам (тикам) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение автоматизма речи и гипертонуса мышц речевого аппарата — перерастает в условный рефлекс.

Стадии заболевания

  1. Недостаток проявляется в первых словах предложения, в произнесении предлогов, союзов. При этом ребенок никак не реагирует на трудности.
  2. Речевые расстройства бывают обычными, обычно с быстрым произношением и многосложными словами. Ребенок отмечает, что ему сложно произносить слова, но он не считает себя заикающимся.
  3. Судорожный синдром прижился, но ребенок не боится общаться, не чувствует дискомфорта.
  4. Сильная реакция заикания. Ребенок избегает общения.
Оцените статью
Блог о речи