Алалия у детей, моторная и сенсорная: что это, симптомы, лечение

Сенсорная и моторная алалия

— Что такое алалия с медицинской точки зрения, как это?

— Алалия в прямом переводе означает «без слова». Это группа нарушений, при которых у ребенка не развивается самостоятельная речь без корректирующих действий. Традиционно различают две формы алалии: моторную и сенсорную. Хотя сейчас эту тему обсуждают в нескольких логопедических школах. Кто-то говорит, что вместо моторной алалии следует говорить о первичном расстройстве — артикуляционной диспраксии (нарушение программирования моторной стороны речи — прим. Ред.), А вместо сенсорной — слуховой агнозии (нарушении акустического распознавания неадекватной речи) голос и голос, звуки и голос — прим ред.). Так или иначе, у родителей жалоба только одна — ребенок не говорит. И специалист должен выявить причину и характер задержки речевого развития.

— Почему происходит это нарушение?

— Алалия возникает при органическом поражении головного мозга. Это может произойти в утробе матери, во время родов или в ранний период (до 3 лет) развития ребенка. Поэтому первый вопрос, который мы задаем матери: как протекали беременность и роды? Здесь можно найти факторы риска. Это либо патологии беременности, либо проблемные роды, либо недоношенность. Но иногда невозможно сказать, почему произошло нарушение. Считается, что алалия возникает из-за того, что молодые клетки мозга не созревают в зрелые, или, скорее, созревание происходит медленнее. И его сроки длиннее, чем у нормотипных детей.

— В чем разница между моторной и сенсорной алалией?

— Сенсорная алалия — серьезное расстройство, при котором возникают проблемы с пониманием обращаемой речи. В результате у ребенка не формируется речь. При моторной алии понимает обращенную речь, но сам не начинает говорить без помощи специалиста. В основном у этих детей есть небольшой репертуар звукоподражаний на голоса животных и птиц. Но бывает тяжелая степень моторной алалии, при которой ребенок ничего не говорит или может произносить только гласные звуки.

Чаще встречаются дети, умеющие произносить отдельные звуки и даже слоги. То есть ребенок с моторной алалией не может повторить слово «собака», но если я прошу повторить каждый слог отдельно: «Со», «Ба», «Ка», то оно повторяется. Потенциально ребенок может говорить, но не может соединять слоги друг с другом, чтобы образовать слово.

— Как проявляется сенсорная алалия?

— У ребенка нарушено понимание обращенной речи и поэтому не развивается собственная. Есть другая симптоматика и другая скорость излечения, потому что это более серьезный недуг. Биологически слух у этих детей сохранен, но обработка акустических сигналов, поступающих в мозг, нарушена. Например, мы связываем слово «таблица» с соответствующим визуальным изображением. А у детей с сенсорной алалией не перекрывается звуковой сигнал и значение слова. Это не означает, что ребенок с сенсорной алалией не научится распознавать слова на родном языке на слух. Но для этого потребуется гораздо больше усилий.

Это расстройство часто путают с аутизмом: ребенок также может не смотреть в глаза, не вступать в общение. Но он критичен, умеет сохранять чувство юмора. Если такой ребенок правильно определяет учебную задачу, опираясь не на речь, а объясняя с помощью жестов, сравнений, визуальных сигналов, он начинает контактировать.

— Когда чаще всего диагностируется алалия?

— В 3 года уже можно ставить диагноз. Но мыслитель категорически не говорит. Есть понятие первичного и окончательного диагноза. При первом посещении могу усомниться в диагнозе. Чтобы получить истинное представление о нарушении, мне нужно динамически наблюдать за ребенком во время корректирующих занятий. Итак, на первичной консультации могу написать: задержка языкового развития по типу, например, моторной алалии. Часто нарушение речевого развития может осложняться особенностями поведения ребенка, состоянием слухового и зрительного внимания.

— Как отличить временную задержку языкового развития от моторной алалии?

— При временной задержке речевого развития анамнез у ребенка хороший или, как говорят невропатологи, «чистый». Признаков возможного очагового органического поражения головного мозга нет. Высокая оценка по шкале Апгар. Отсутствие патологий беременности и родов. Ребенок не состоял на учете у невропатолога, первые 3 года жизни развивались благополучно: началась рвота, руки разминались, ползать, ходить в положенное время. То есть все было типично. Но самое главное, чтобы ребенок понимал обращаемую речь, получается высокий уровень развития невербального интеллекта. В процессе работы с логопедом у таких детей наблюдается быстрое развитие речи по типу «языковой взрыв». Речь формируется по законам развития родного языка, без нарушений грамматического строя, но с небольшой задержкой. Но понять, что это задержка времени речи или алалия, может только логопед.

— Каковы причины задержки по времени?

— Есть несколько. У соматически ослабленных детей развивается временная задержка. Если ребенок часто болел, долго лежал в больнице, все внимание родителей было сосредоточено на здоровье, а не на его речевом развитии. Или ситуация педагогической заброшенности. Например, если родители все время проводят с гаджетами. Напомню, что у такого ребенка хорошее понимание языка и высокий невербальный интеллект. Он выполняет инструкции в несколько этапов: «подойди к окну», «достань медведя», «принеси…». Но о нем мало говорят, не уделяют должного внимания развитию его познавательных и игровых интересов. Когда логопед начинает заниматься, такой ребенок дает буйную динамику. Примерно через месяц занятий появляется фразовая речь. И это грамматически правильно. Но при моторной алалии возникающая речь носит «дефектный» характер: с аграмматизмами, нарушениями синтаксической стороны речи. Фразовая речь формируется сложно и с запаздыванием.

Коррекция алалии

— Каков прогноз речевого развития ребенка с алалией?

— Три основных компонента определяют прогноз. Первое — это индивидуальные особенности мозга, степень пластичности нервной системы, компенсация этого недуга. Второе — это правильно выбранная стратегия работы. Третье — это последовательность и регулярность занятий, которые проводит специалист.

— Есть ли «золотой стандарт» для коррекции?

— Все зависит от силы тяжести. Но для всех тяжелых речевых нарушений подход один: комплексное медикаментозное и педагогическое лечение у грамотного логопеда и невролога. Родители должны знать, что трехлетний ребенок, который учится 2–3 раза в неделю по 45 минут, получает почти школьную нагрузку. Поэтому при этом его здоровье нужно поддерживать с помощью лекарств, чтобы он легче переносил тренировочную нагрузку. Кроме того, логопед должен увидеть, понять, есть ли сложные пятна, нужно ли проходить дополнительное обследование. Например, чтобы исключить эпилептическую активность, когда ребенок как бы начинает говорить, а затем один раз и обратно. Нам нужно сделать МРТ, ЭЭГ.

— Сильно ли различается коррекция сенсорной и моторной алалии?

— Сенсорную алалию исправить сложнее. Есть дети, которые в начальном периоде родов могут руководствоваться только знаками и жестами. Родители, пытаясь оказать ребенку визуальную поддержку, начинают использовать жесты в повседневной жизни. Они помогают сенсорному алалику косвенно понять смысл просьбы, снять напряжение. Жест — это своего рода костыль, помощь ребенку. Советую родителям этих детей сфотографировать их в разных ситуациях и повесить фото на стену: спать, есть, играть. Вы можете научить своего ребенка общаться, используя эти простые советы. Например, ребенок может принести маме картинку, на которой он смотрит мультфильм, и она поймет, что он просит включить телевизор.

Взрослые с сенсорной алалией сообщают о том, насколько трудно распознавать акустические сигналы. Для нас есть базовый сигнал, что мы слышим, например, голос собеседника, а остальные звуки кажутся приглушенными. А у людей с сенсорной алалией звуки могут перекрываться, что затрудняет распознавание и восприятие звукового сигнала. Человек дестабилизирован, его нужно научить слышать главный сигнал и игнорировать второстепенный.

В результате прямого обучения дети с сенсорной алалией постепенно учатся сопоставлять акустические сигналы с изображениями. Но самостоятельно эта связь формируется медленнее, а в некоторых случаях не образуется. В общем, дети с сенсорной алалией после коррекции могут ходить даже в обычную школу. Главное, чтобы это началось как можно раньше.

— Может ли ребенок с алалией вообще не говорить?

— Это драматическое развитие событий. У меня был пациент из Грузии, который не разговаривал в 7 лет. Одним из основных методов обучения, которые я использовал, была техника пробуждения речи путем обучения чтению и письму. Я подарил письмо маленькой девочке, научил ее называть его и вставил букву в произнесенный ею слог. Итак, из этих слогов мы получили слова простой слоговой структуры, например «ма-ма», «но-га», «л-са». Это очень упрощенное объяснение техники чтения, но оно сработало. Мальчик научился говорить, читать и писать одновременно.

Моторная алалия

Эта форма недуга — следствие двигательных нарушений в детском организме. Сопровождается скудным словарным запасом. Ребенку с этим типом алалии сложно правильно выражать свои мысли, придумывать предложения и употреблять слова.

У детей с двигательной алалией нормальная подвижность органов, отвечающих за речь. Однако ребенку, например, сложно высунуть язык, если взрослые его просят. Он не может повторить слова, которые слышит. У таких детей на фоне заболевания присутствуют психические и неврологические нарушения.

Чаще всего физическая активность затрудняется детям с двигательной алалией, но в некоторых случаях ребенок может демонстрировать повышенную активность, что связано с локализацией поражения в головном мозге.

Диагностические методы и способы лечения

Если у ребенка появляются первые признаки моторной или другой алалии в 4 года, родители должны как можно скорее показать их врачу. Заболевание, выявленное на ранних стадиях, лучше поддается терапии, а это означает, что у детей больше шансов на значительное улучшение. Для постановки диагноза следует посетить сразу нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога.

Чтобы поставить точный диагноз, врач должен внимательно изучить историю болезни за определенный период времени и отслеживать ее изменения. В качестве методов диагностики используется электроэнцефалограмма, проверка уровня слуха. Эти процедуры выполняются несколько раз для получения результатов с необходимой степенью точности.

Если болезнь обнаружена на ранней стадии, успех коррекции моторной алалии у 4-летнего ребенка зависит от того, как ее лечить. Чрезвычайно важен комплексный подход:

  • фармакотерапия препаратами, направленная на обеспечение полноценного питания и оксигенации клеток мозга, стимулирование их работы, повышение способности к концентрации внимания, стимуляцию функции памяти;
  • логопедический массаж с целью развития мышц артикуляционной системы, формирования правильного произношения и дикции;
  • физиотерапия и рефлексология, которые способствуют развитию нервных связей и стимулируют кровообращение в головном мозге;
  • посещение логопеда-дефектолога для работы с языковыми навыками и развитием высших психических функций.

Коррекция моторного типа алалии занимает больше времени, чем сенсорного, а также требует системного подхода и регулярности выполнения упражнений. Результат терапии во многом зависит от степени поражения головного мозга. При легкой и средней степени тяжести строгое соблюдение врачебных предписаний может привести к полному восстановлению речи. В тяжелых случаях есть все шансы на значительное улучшение состояния.

Патогенез

Органическое поражение мозга замедляет созревание нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инерцией основных нервных процессов и функциональным истощением клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии имеют легкий характер, но множественные и двусторонние, что ограничивает независимые компенсаторные возможности языкового развития.

Прогноз, меры профилактики

При обнаружении алалии у ребенка важно как можно скорее начать терапию. Это позволит не только существенно сгладить имеющиеся нарушения речевого аппарата, но и снизить риск развития отклонений в будущем. Прогноз может дать только лечащий врач, так как он очень индивидуален и зависит от многих факторов: тяжести заболевания, степени запущенности, наличия сопутствующих осложнений, индивидуальных особенностей детского организма.

Вероятность того, что ребенок сможет овладеть сформированной и полной речью с сенсорной алалией, значительно снижается при позднем обращении к специалисту. Отсутствие терапии может усугубить ситуацию и стать причиной плохой социализации ребенка в будущем.

Профилактические мероприятия при алалии сенсорного типа целесообразно проводить не только во время беременности, но и в первые годы жизни ребенка.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как упоминалось выше, моторная алалия — мультисиндромное заболевание. Что в него входит?

  1. Динамическая артикуляторная диспраксия. Дети с двигательной алалией не могут быстро переключаться с одного совместного действия на другое. Таким образом нарушается слоговая структура слов. В течение длительного времени (часто до 4-5 лет) единственно возможной слоговой структурой является повторение одних и тех же слогов: би-би, ко-ко, му-му или названия первого слога. Даже когда появляется предложение, заикающиеся слова остаются в речи надолго. С возрастом этот синдром сохраняется, но уже на словах проявляется с более сложной структурой. Наблюдаются замены звуков, повторения слогов, пропуски, перестановки звуков и слогов. Ошибки бывают нерегулярными, то есть, когда он произносит одно и то же слово, ребенок может каждый раз произносить его по-разному. При этом количество ошибок увеличивается по мере усложнения речевого материала (в этом случае ребенок может повторять звуки изолированно в пределах нормы).
  2. Вербальная диспраксия (это языковой уровень). Фонологические матрицы (смыслово-звуковая схема слова) долгое время не автоматизировали моторными алалиями. Фонологическая организация нарушается, когда генерируются слова и фразы (по сути, это проблема планирования, то есть диспраксия уровня выше простой артикуляции). Каждый раз ребенок учится «строить» слово заново, вместо того, чтобы использовать заранее заданную модель. Недаром речь моторных алаликов напоминает речь иностранцев, ведь им обоим сложно, где остановиться, поставить ударение, как согласовать слова в предложении.
  3. Артикуляторная кинестетическая диспраксия. Здесь мы уже говорим о нарушении звукового произношения. Кроме того, ребенок часто может повторять звуки изолированно без ошибок, но количество ошибок и замен в потоке речи сильно увеличивается. Этот синдром с моторной алалией может присутствовать не у всех детей и не относится к языковому уровню.
  4. Диспраксия полости рта. В первую очередь страдает динамическая устная практика, то есть нарушение возникает, когда язык воспроизводит серию движений.
  5. Синтаксические нарушения. Первые приговоры у детей с моторной алалией появляются через 3 года. При этом еще долгое время в речи будут преобладать простые и необычные предложения, предлоги часто пропускаются. Это хорошо видно в тестах на составление рассказа на основе серии изображений, при этом ребенок невербально может хорошо понимать причинно-следственные связи. Эта тенденция сохраняется и в школьном возрасте.
  6. Синдром морфологического дисграмматизма. Для алаликов характерна грубая аграмматика. Ошибки в выборе падежных окончаний — обычное дело. При этом в диалоге дети делают больше ошибок, чем в монологе (что может быть связано с уровнем самоконтроля).

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых затруднений при письме.

Нормальные сроки речевого развития

Подготовительный период развития речи (от 0 до 1 года)

С первых месяцев жизни малыши начинают тренировать свой речевой аппарат. Приобретение новых навыков происходит постепенно:

  • 1,5 — 3 месяца — жужжание
  • 4-6 месяцев — заикание
  • 8-11 месяцев — модулированное заикание и заикание.

На этом этапе речь для ребенка представляет собой игру и он может долгое время повторять один и тот же звук, аналогично тренируясь в артикуляции звуков речи. Происходит активное формирование понимания речи.

До 1,5 лет важным показателем развития является не столько произношение, сколько понимание адресной речи. Ребенок должен внимательно слушать и проявлять интерес к взрослым, понимать обращаемую речь, выполнять простые команды, знать названия многих предметов и животных.

Развитие речевого общения (с 1 года)

На 2-м году жизни слова и звуковые сочетания для ребенка становятся средством речевого общения. Формируется выразительная речь.

Первые значащие слова появляются между 8 и 18 месяцами. До 1,5 речи ребенок в основном учится понимать речь.

С 1,5 до 2 лет активно развивается активная речь, увеличивается словарный запас. Кроме того, в этом возрасте пассивный словарный запас (те слова, которые понимает ребенок) растет более активно, чем активный словарный запас (слова, которые произносит ребенок). Активный словарный запас через 1,5 года составляет 5-20 слов, через 2 года — 150-300 слов.

От 1,5 до 2 лет у ребенка есть предложения из 2 слов.

От 2 до 2,5 лет — с трех слов. С 3-4 лет — от четырех слов.

Когда начинать беспокоиться?

Дети, которые не пытаются говорить в 2-2,5 года, должны вызывать беспокойство. Однако родители могут сначала заметить некоторые предпосылки к проблемам в речевом развитии.

В первый год жизни настораживает отсутствие или слабое проявление бормотания, заикания, первых слов, реакции на взрослую речь и интерес к ней; в возрасте 1 года — ребенок не понимает часто употребляемые слова и не имитирует звуки речи, не реагирует на речь и прибегает только к плачу, чтобы привлечь к себе внимание; на 2 курсе — отсутствие интереса к языковой деятельности, рост пассивного и активного словарного запаса, появление предложений, неумение разобраться в простейших вопросах и показать картинку на картинке. В 3-4 года такие проявления должны вызывать повышенную настороженность: ребенок не обращается к взрослым с вопросами или помощью, не пользуется речью. Словарь ограничен, он не может назвать известные ему предметы. Он не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна окружающим и пытается дополнить ее жестами, либо проявляет безразличие, если его понимают другие люди. Ребенок не хочет повторять слова и фразы за взрослыми или делает это неохотно. 4

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то думает, что алалию можно узнать уже в 2 года. Действительно, есть плохие «колокола», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен и в 2 года предсказания будут иметь определенный процент вероятности.

В то же время некоторые считают, что, пока ребенок не разговаривает, он не сможет диагностировать алалию».

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит предложениями до 3-х лет, а словарный запас в несколько раз ниже нормативного, с 3-х лет это уже не просто задержка и необходимо поставить диагноз быть сделано. Однозначно пострадает грамматический и лингвистический уровень.

Классификация

За годы изучения проблемы предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности языкового недоразвития. В настоящее время существует классификация алалий по В.А. Ковшикову, согласно которой их различают:

  • Выразительная (моторная) алалия. В основе его появления алалия — раннее органическое поражение коркового отдела моторно-речевого анализатора. В этом случае ребенок не развивает собственную речь, однако понимание чужой речи остается неизменным. В зависимости от места повреждения различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии возникает поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центр Брока, задняя треть нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляционной апраксии.
  • Впечатляющая (сенсорная) алалия. Сенсорная алалия возникает при повреждении коркового отдела речево-слухового анализатора (центр Вернике, задняя треть верхней височной извилины). При этом нарушается верхний корковый анализ и синтез звуков речи, и, несмотря на сохраненный физический слух, ребенок не понимает чужую речь.
  • Смешанная алалия (сенсомоторная или мотосенсорная алалия с преобладанием нарушения развития ударной или выразительной речи)

Прогноз. Профилактика

При наличии заметных органических изменений на МРТ или КТ головного мозга (гидроцефалия, кисты мозга, демиелинизация), несмотря на полную реабилитацию, нет стопроцентной гарантии того, что ребенок начнет нормально говорить и воспринимать язык. Однако при своевременном начале комплексной реабилитации полное восстановление языковой функции и способности к обучению все же возможно .

Мозг малыша гибкий и обладает высокими регенеративными способностями. Хотя мертвые клетки больше не восстанавливаются, выжившие нейроны, расположенные рядом с местом повреждения, могут взять на себя функцию мертвых клеток. Однако высокая регенеративная способность мозга ребенка с возрастом снижается. Следовательно, чем раньше начата комплексная медико-педагогическая реабилитация, тем больше вероятность развития речи и достижения сверстников в развитии.

вашему ребенку важно научиться общаться до школы. Это позволит ему усвоить учебный материал. Около 40% детей с алалией вовремя успевают развить речь.

Если родители отказываются от реабилитации в надежде на спонтанное развитие речи, болезнь сохраняется, в некоторых случаях приводя к умственной отсталости. В дальнейшем ребенок испытывает значительные трудности в обучении или даже вынужден учиться в специальной школе.

Сможет ли ребенок овладеть письменной речью, зависит также от возраста, в котором начинаются реабилитационные мероприятия, и степени умственной отсталости. В самых сложных случаях помогает альтернативная система связи — PECS. Он позволяет ребенку общаться без помощи речи: вместо слов предъявлять зрительные образы и даже составлять из них предложения. Русские логопеды фактически модифицировали эту систему и используют карточки PECS как начальный этап развития фразовой речи. В этом случае карточки служат визуальной подсказкой — какие слова и в каком порядке нужно произносить в предложении.

Карты PECS

Профилактика сенсомоторной аилии:

  • планирование и подготовка к беременности — ранняя диагностика и лечение заболеваний, которые могут привести к патологиям беременности и преждевременным родам;
  • защитный режим при беременности — правильное питание, соблюдение режима сна и отдыха, профилактика стрессов и нервных перегрузок, исключение токсического воздействия на организм женщины (употребление алкоголя, курение, работа на опасных производствах и т д.);
  • своевременное выявление и лечение неврологической патологии у ребенка.

Симптомы, указывающие на сенсорную алалию

Тяжелые поражения наблюдаются в части мозга (центр Вернике), отвечающей за анализ речевых сигналов. Ребенок отлично слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, так как не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.

Эти дети «разговаривают» на своем языке, но их речь абсолютно неразборчива: несколько слов произносятся целиком, отдельные слоги и звуки перепутаны. Невозможно точно определить слова и их значение, поэтому нет ничего непонятного для других. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.

При тяжелых формах алалии ребенок слышит речь, похожую на незначительный шум. Если нарушение легкое, он может правильно воспринимать некоторые слова и даже произносить их, но в предложении они «теряются», и ребенок их не слышит.

Поскольку ребенок не использует речь, общение с окружающими сводится к минимуму. Постепенно он закрывается в своем мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно принимают за аутизм и даже можно спутать с потерей слуха. С возрастом у ребенка искажается зрительное восприятие, он заметно отстает в умственном развитии по сравнению со сверстниками, которые нормально разговаривают. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Сенсорная алалия характеризуется следующими симптомами:

  • ребенку сложно сконцентрироваться на конкретной теме или занятии;
  • реакция на звуки очень слабая или полностью отсутствует;
  • настроение у ребенка чаще депрессивное, он кажется отстраненным, хотя может быть очень активным и руководствуется в своих действиях мгновенным порывом;
  • в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с более высоким процентом вероятности, чем вечером;
  • не реагирует на громкие и резкие звуки, а охотнее слушает слова, сказанные спокойным и спокойным голосом;
  • ребенок очень болезненно реагирует на обычные звуки, воспринимаемые человеком, который говорит нормально, как фоновый шум, например плеск воды, порывы ветра, стук посуды;
  • ребенок в восторге от звука собственного голоса и с удовольствием исследует его возможности.

Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим и не может связать их в предложении. Ребенок может постоянно болтать, повторяя все слова, которые он знает, часто повторяет то, что слышит для взрослых, но ничего не понимает и не запоминает.

Клинические симптомы моторной алалии

Клиническая картина моторной алалии разнообразна и проявляется не только в нарушении речевой функции. У некоторых детей наблюдаются психоневрологические симптомы. В любом случае характер патологии зависит от степени поражения головного мозга, интеллектуальных способностей ребенка и других факторов. Все вышеперечисленное необходимо учитывать при выборе тактики лечения моторной алалии у детей.

При экспрессивной алалии нарушается произношение звука, слоговая структура слов и построение предложений. Воспроизведение и повтор слов полностью отсутствует или затруднено. Словарный запас ограничен, ребенок использует только бытовые термины.

Особенностью моторной алалии является преобладание в лексиконе существительных в именительном падеже. Ребенок произносит простые предложения с грамматическими ошибками, плохо запоминает новые слова.

Выраженное нарушение характеризуется отсутствием речи, сохранением заикания и звукоподражания. В этом случае невербальное общение ребенка сопровождается яркой мимикой и жестами.

Не забывайте о неязыковых симптомах. У пациентов наблюдаются двигательные нарушения: слабо развита мелкая моторика пальцев рук, нарушена координация движений, в результате чего отмечаются частые падения. Ребенок не может одеваться без помощи взрослых, в частности, пуговиц на пуговицах, обуви на шнуровке.

Дети с алалией страдают памятью, концентрацией, эмоционально-волевой сферой. Наблюдается гиперактивность или, наоборот, вялость, ограниченная подвижность. Для детей характерна быстрая утомляемость и снижение работоспособности из-за незрелости нейронов головного мозга.

Первичные интеллектуальные способности не нарушены. Если не заниматься лечением моторной алалии у детей, нарушение речи приводит к вторичному снижению интеллекта. Поэтому так важно своевременно проводить коррекционные работы при моторной алалии.

Лечение

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование языковых навыков осуществляется на фоне медикаментозной терапии, основная цель которой — стимулировать созревание структур мозга.

Пациентам назначают ноотропные препараты, витаминные комплексы. Эффективны электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметоволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглоукалывание, электропунктура, гидротерапия.

Важная роль в лечении моторной алалии отводится развитию у ребенка общей (большой) и ручной (мелкой) моторики, а также памяти, мышления, внимания.

Коррекция логопеда при моторной алалии включает в себя работу со всеми аспектами речи и включает в себя не только занятия с логопедом, но и специально подобранные регулярные упражнения в домашних условиях. При этом у ребенка формируется активный и пассивный словарный запас, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звуковым произношением и развитием связной речи.

Хороший результат дает логопедический массаж и ритмические упражнения логотипа. При моторной алалии рекомендуется начинать обучение детей чтению и письму с раннего возраста, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь и лучше закрепить изученный материал.

Группа риска

Чем раньше начнется коррекционная работа с алалией, тем быстрее и лучше будет результат восстановления психических функций и всех компонентов языка. Своевременное лечение патологии речи может предотвратить угнетение умственного развития.

В группу риска входят дети:

  • страдал от удушья во время родов;
  • при травмах головы;
  • перенесла внутриутробный менингит, энцефалит, интоксикацию.

Определение проблемы

Речевые расстройства у детей широко распространены. По данным Минздрава РФ, до 30% детей раннего возраста, 20-25% дошкольников, 10-15% детей 7-13 лет имеют определенные проблемы. 2

принято прямо выделять нарушения речевого развития. (МКБ-10. F80. Специфические расстройства речевого и языкового развития) Расстройства речевого развития характеризуются недоразвитием вербального интеллекта по сравнению с другими когнитивными функциями. И никакой связи с другими заболеваниями нет.

Специфическое расстройство речевого развития (СПРР) — это расстройство речевого развития, которое считается расстройством, не вызванным неврологической или другой патологией головного мозга, психологической травмой, нарушением слуха или умственной отсталостью (Леонард Л.Б., 2014). В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, нарушения речи из-за проблем со слухом, умственная отсталость, аутизм, эпилепсия.

Общее недоразвитие речи — задержка речевого развития у ребенка с нормальным интеллектом.

Системное недоразвитие речи — это нарушение речи на фоне недоразвития других высших психических функций.

В контексте этой статьи мы специально рассмотрим конкретное расстройство речи и языка. Этот подход связан, в первую очередь, с тем, что это самая распространенная проблема среди всех причин задержки речи, которая хорошо поддается остеопатическому лечению. Во-вторых, при правильном диагнозе этот диагноз исключает другие заболевания, требующие иного подхода и лечения.

Классификация специфических расстройств развития речи и языка (МКБ-10. F80.)

F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции

Дизартрия — это нарушение тонуса двигательных мышц речи, для которого характерно наличие артикуляционных нарушений.

В зависимости от типа преобладающего мышечного тонуса различают спастическую, гиперкинетическую, гипотоническую и атактическую дизартрию. Все эти типы дизартрии являются частью симптомокомплекса бульбарного или псевдобульбарного синдрома.

F80.1. Расстройство экспрессивной речи

Алалия — нарушение речевого развития из-за несформированной функции речи в коре большого мозга

головной мозг.

Моторная алалия — отсутствие активной речи у человека с развитым пассивным словарным запасом и безмятежным объемом

понятная речь.

Сенсорная алалия — это неспособность воспринимать и понимать обращаемую речь.

Тотальная (сенсомоторная) алалия — нарушение восприятия и воспроизведения речи.

При всех видах алалии тонус мышц языка, глотки, гортани и мимических мышц, как правило, не нарушается.

Разница между речью при алалии и речью при дизартрии.

При дизартрии ребенок произносит и повторяет все слова, но при нарушении сустава нечетко, заикается, шепелявит. Часто эту речь могут понять только родители. С помощью alalia количество используемых слов сокращается, а предложения сокращаются

(если они образуются). Письменная речь также нарушена, отличается аграмматизмом.

F80.2. Расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия)

Сенсорная алалия — это специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком языка ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, выразительная речь также значительно нарушена, и нередки дефекты произношения словесных звуков

Диагностические критерии:

  • невозможность реагировать на знакомые имена (при отсутствии невербальных реплик) с 1-го дня рождения;
  • невозможность определить хотя бы некоторые общие элементы в течение 18 месяцев;
  • невозможность следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет.

Классификация: формы алалии у детей

Развитие алалии у ребенка может быть вызвано поражением различных участков коры головного мозга. В зависимости от локализации патологического очага симптомы заболевания могут различаться, что позволяет выделить три основные формы:

  • моторная (экспрессивная): страдает область, отвечающая за воспроизведение языка; при этом ребенок понимает обращенные к нему слова, может выполнять команды, но не может произносить членораздельные звуки; внутри этой формы также различают афферентные и эфферентные разновидности алалии; в первом случае ребенок не может контролировать работу речевого аппарата и неправильно произносит звуки; во втором — трудности с изменением артикуляционных актов, напр ребенку сложно следить за последовательностью речевых движений.
  • сенсорный (внушительный) — возникает при повреждении слухового анализатора речи, т.е ребенок не понимает обращенную к нему речь и, как следствие, не может говорить;
  • смешанный: наблюдаются признаки обеих форм; В зависимости от преобладания тех или иных симптомов различают сенсомоторные и мотосенсорные разновидности алалии у детей.

Диагностика

Для диагностики алалии необходимо проконсультироваться у таких врачей, как: невролог, педиатр, отоларинголог, психолог. В редких случаях требуется визит к нейрохирургу. Консультация помогает выявить особенности речевого развития ребенка.

В первую очередь собирается анамнез, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и малыша. Дифференциальная диагностика необходима также для исключения других заболеваний речевого аппарата.

Для выявления поражения головного мозга потребуется провести одно из исследований, например: ЭЭГ, рентгенологическое исследование, МРТ, эхоэнцефалографию.

Если у ребенка диагностировано нарушение чувствительности, следует исключить потерю слуха. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Оцените статью
Блог о речи