Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет: логопедическая зарядка в ДОУ

Содержание
  1. Что такое артикуляционная гимнастика
  2. В каких случаях детям нужна логопедическая зарядка
  3. Ставим правильное произношение звуков Ц, З и С
  4. Артикуляционная гимнастика по возрастам
  5. Артикуляционная гимнастика в 2 года
  6. Артикуляционная гимнастика в 3-4 года
  7. Упражнения на звуки Л, Р
  8. Советы родителям
  9. Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах
  10. Ставим правильность произношения звуков Р и Л
  11. Тренировка движений и силы мышц нижней челюсти
  12. «Сказка про Язычок»
  13. Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой
  14. Рекомендации по проведению занятий детям 3-4 лет
  15. Правила проведения артикуляционной гимнастики
  16. Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 2-й младшей группы
  17. Упражнения для губ
  18. Упражнения для губ и щек
  19. Упражнения для языка
  20. Упражнения на произношение звуков
  21. Ставим правильность произношения звуков Ч, Ш, Ж, Ш
  22. Упражнения на звуки С, Ц, З
  23. Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч
  24. Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
  25. Комплекс для развития мышц губ
  26. Комплекс для развития мышц языка
  27. Комплекс для развития мышц щек
  28. Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков
  29. Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)
  30. Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)
  31. Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)
  32. Рекомендации по проведению занятий
  33. Упражнения для губ и щек
  34. Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания
  35. В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика
  36. Кому заниматься с малышом?
  37. Правильное произношение звуков «ш», «ж»
  38. Средняя группа
  39. Изучение звуков «л» и «ль»
  40. Применение вспомогательных средств (сказки, стихи, игры и др.)
  41. Требования к занятиям для детей 3, 4, 5, 6 лет
  42. Картотека артикуляционных упражнений для 2-ой младшей группы с целями по ФГОС
  43. Общие рекомендации по гимнастике
  44. Изучение звуков «ч», «щ»
  45. Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет
  46. Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляция (от латинского articulo — «расчленять») — означает совместную работу органов, участвующих в произношении звуков. То есть работа щек, челюсти, языка и губ. Гимнастика для суставов — это особое упражнение, направленное на развитие и укрепление мышц голосового аппарата.

Совместная гимнастика бывает 2-х видов:

  • Статические — замораживание в одном положении, направленное на тренировку мышц лица, щек, губ, языка.
  • Динамическая — поза речевого аппарата при произнесении звуков или слов.

В каких случаях детям нужна логопедическая зарядка

Современные ясли — это не только обучение и воспитание ребенка, но и своевременная коррекция физического, психологического и логопедического развития. Логопедия — это раздел педагогики, направленный на диагностику, коррекцию и развитие артикуляционного аппарата ребенка на раннем этапе.

Примечание! Именно логопед может определить, является ли суставная система нормальной или ненормальной в соответствующем возрасте.

Случаи, когда родителям следует обратиться к специалисту:

  • по достижении трехлетнего возраста булинг продолжается;
  • трехлетний ребенок понимает речь взрослого, но молчит;
  • в возрасте четырех-пяти лет речь остается нечеткой, возникают трудности с произношением отдельных звуков.

Ставим правильное произношение звуков Ц, З и С

Выполняя эту задачу, следим за положением нижней челюсти — она ​​должна быть неподвижной.

  1. «Изгородь». Чтобы улыбнуться и показать стиснутые зубы, требуется 7 секунд. Нижняя челюсть расположена строго под верхней. Сделайте 4-6 повторений.
  2. «Хобот слона». Сжав зубы, вытяните губы трубочкой вперед. Сделайте 4-6 повторений по 7 секунд.
  3. «Щетка». Вам нужно имитировать процесс чистки зубов. Язык должен двигаться с левой стороны нижней челюсти вправо снаружи и изнутри отдельно. То же упражнение проделайте с зубами верхней челюсти. Сделайте 4-6 повторений.
  4. Задуть свечу. Надавите губами на выступающий кончик языка. Держите палец перед ртом на расстоянии примерно 10 сантиметров. Задуйте свечу, выдыхая пальцем. Сделайте глубокий вдох и затем медленно выдохните. Сделайте 4-6 повторений.
  5. «ледяная горка». Широко улыбаясь, он упирается кончиком языка в нижние зубы. Поднимите спинку языка на 1-2-3-4-5. Сделайте 4-6 повторений.
  6. «ледяная горка 2». Вымойте руки или протрите влажной тканью. Поднимите спинку языка на 1-2-3-4-5. Сделайте 6 повторений.

Артикуляционная гимнастика по возрастам

Артикуляционная гимнастика в 2 года

В этом возрасте можно делать простейшие совместные упражнения, не более 5-7 минут.

Детям будет особенно интересно учиться, если взрослый расскажет на языке анекдот или покажет подходящую картинку, весело выполняя упражнение.

Вы можете попробовать такие задачи.

  • «Прятки». Вы должны показать свой язык (вытянуть его как можно сильнее), а затем спрятать. Повторить несколько раз.
  • «Маятник».
  • «Гроза».
  • «Мармелад».
  • «Изгородь».
  • «Лошадь».
  • «Воздушный шар».
  • «Сытый хомяк».
  • «Дом». Рот ребенка — это «дом». Взрослый хлопает ребенка по щеке («Тук-тук»), ребенок открывает рот. Взрослый говорит «Привет, привет» и закрывает рот.
  • «Воображаемый». Взрослый и ребенок перед зеркалом начинают корчиться: широко улыбаются, хмурятся, растягивают губы, высовывают языки и т.д.

Артикуляционная гимнастика в 3-4 года

В этом возрасте комплекс упражнений может немного усложняться. Но оно должно быть коротким по времени и должно чередоваться между статическими и динамическими упражнениями.

  • «Змея». Вытяните плотный, тугой язык как можно дальше, как будто из норки выползает змея.
  • Блин».
  • «Маятник».
  • «Мы чистим зубы».
  • «Колебание».
  • «Сытый хомяк».
  • Голодный хомяк».
  • «Бегемот». Нужно широко открыть рот и провести в этом положении 10-15 счетов.
  • «Улыбка».
  • «Трубка»

Упражнения на звуки Л, Р

Повторите упражнения «Забор» и «Слон». Затем чередуйте эти два упражнения.

Повторите упражнение «Чистим зубы».

Повторите упражнение «Вкусный джем».

«Художник». Широко откройте рот. Язык — кисточка. Красим потолок (небо) — двигаем язычком вперед, назад, влево, вправо. Щетка не должна отрываться от потолка. Язык не высовывается из зубов. Повторить 6 раз.

«Лошадь». Немного приоткрой рот, покажи зубы, улыбнись. Начинаем поочередно быстро и медленно взбивать язык. Делаем короткие перерывы для отдыха. Язык прилипает к нёбу, затем опускается. В этом случае нижняя челюсть не двигается.

«Грибок». Открой рот, покажи зубы. Постучите языком, затем пососите его на нёбе и удерживайте до 10 секунд. Уздечка — это стебель гриба, язык — шляпка. Повторить 3 раза.

«Гармоника». Повторяем «Гриб», придерживая язык, широко открывая рот и затем стиснув зубы. Мы по очереди. Повторить до 8 раз.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее корректируется работа частей артикуляционной системы.
  • Если занятия с логопедом дополнять упражнениями в домашних условиях, результат ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы ребенок сопротивляется гимнастике, он начинает делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это звучит достаточно забавно, настолько, что малыш захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши с пониманием относятся к похвале. Даже после урока позвольте ребенку показать, что он начал делать, другим членам семьи, которые должны активно демонстрировать свою радость и радость его успехам.

 

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические изображения, то артикуляционная гимнастика очень интересна, и ребенок поймет смысл движений. В этом возрасте гимнастические упражнения лучше всего читать в стихах.

3-4 летним детям хорошо помогает рассказ о языке, который является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл рассказов на забавном языке, который уходит в разные приключения.

Все упражнения разделены на 2 большие группы: статические и динамические. Задача первого — научить держать позицию, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот список универсальных статических упражнений:

  • «Блин»: ребенок должен положить язык на нижнюю губу, держа ее расслабленной и широкой. Упражнение считается освоенным, когда время удержания в таком положении достигает 7-10 секунд.
  • «Гриб» — упражнение, при котором кончик языка должен быстро касаться неба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубка» или «Хоботок»: сложите верхнюю и нижнюю губы трубочкой и подтяните их вверх, как у слона.

Упражнения для овладения разными динамическими движениями:

  • «Часы»: рот широко открыт, а язык выполняет ту же работу, что и маятник часов: он движется от одной стороны к другой от одного угла рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти такое же, как у «часов», только теперь язык качается как качели — вверх-вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие увлекательным и легким. В сети есть множество катренов, которые могут сопровождать уроки.

 

Ставим правильность произношения звуков Р и Л

Сложнее всего поставить мягкую «л», если сравнивать ее с жесткой «л». Для этого необходимо практиковать комбинации слогов «ля-ля», «ле-ле», «ле-ло» и так далее. Чтение стихов наизусть, где есть похожие фразы, произнесение отдельных слов и т.д.

Чтобы установить звук «р», вам следует использовать следующий список упражнений.

  1. Выполните упражнения «Хобот слона» и «Забор».
  2. Выполните упражнение «Кисть»
  3. Выполните упражнение «Бабушкин варенье».
  4. «Художник». Язык — это кисточка. Небо во рту — это полотно. Раскрашиваем холст движениями вперед-назад, по кругу в обе стороны, влево и вправо. Во время упражнения язык не должен отрываться от поверхности неба и не выходить за пределы зубов. Сделайте 4-6 подходов.
  5. «Грибок». Делайте это перед зеркалом. Открыв рот и показав зубы, щелкни языком, затем соси его к небу. Уздечка языка подобна ножке гриба, а сам язык подобен его капюшону. Бегите 3 раза по 10 секунд.

Тренировка движений и силы мышц нижней челюсти

  1. «Блоха». Откройте и закройте широко открытый рот. При выполнении этого упражнения на лице должна быть улыбка, «цыпленок» (язычок) находится за нижними зубами. Выполняйте ритмично под счет.
  2. «Акула». Во время упражнения слегка приоткрывайте рот. «Один» — переместить челюсть вправо, «два» — вернуть в исходное положение, «три» — переместить челюсть влево, «четыре» — вернуть в исходное положение, «пять» — переместить челюсть вперед, «шестерка» — обратно в исходное положение… Бегите под счет, медленно и плавно.
  3. «Ластик». Моделирование процесса жевания с закрытым, а затем открытым ртом.
  4. «Обезьяна и зеркало». Открывая рот, максимально опустите челюсть, максимально опуская язык.
  5. Вы должны максимально использовать игровое настроение детей этого возраста. Выполнение упражнений в игровой форме значительно облегчает выполнение упражнений и упражнений. При правильной презентации дети проявляют интерес к урокам, и в результате улучшается их произношение.

«Сказка про Язычок»

Он жил в доме Язычка. Угадайте, что это за дом? Слушать:
Этот дом с красными дверями
Вместе с ним — животные белые,
Белые животные очень любят бутерброды.
Вы догадались? Рот этот дом, верно!
В этом доме двери открываются, когда Язык выходит и зарывается.
Покажем, как — вместе с ребенком открываем и закрываем рот.
Веселый Язычок не сидит на месте, выбегает из дома на прогулку (высунул язык).
Его язык высунулся, он лег на траву и стал смотреть вверх в небо («лопатой» придерживая языком нижнюю губу).
Дул ветерок, язык застыл и сморщился (язык с трубочкой), пошел домой и закрыл дверь (язык спрятал и рот заткни).
Прилетели тучи, и дождь барабанил по окну (он бил языком по зубам, говоря «д . д . д…».
Язык дамы не грустный. Так как рядом с ним есть друг-щенок. Язык кормил щенка. (С открытым ртом проведите по поверхности верхней губы.) Щенок облизнулся и стал часто дышать, высунув язык (высунув язык, чтобы часто дышать).
Язык следил за тикающим временем. (Открывая рот, язык поочередно касается правого и левого угла рта.) Собака легла на ковер и заснула.
«А мне пора отдохнуть», — решил Тонг. (Снова засуньте язык за зубы и закройте рот).

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой

Во время разговора взрослые не задумываются о положении артикуляционных органов. Однако для самостоятельной детской речи необходимо зрительное восприятие.

Уроки перед зеркалом

Рекомендации по проведению занятий детям 3-4 лет

Дети подражают взрослым, поэтому в период коррекции родителям придется проверять положение артикуляционных органов, скорость и четкость речи. Гимнастику рекомендуется делать перед зеркалом. Это мотивирует ребенка к правильному положению речевого аппарата при произнесении звуков.

  • Гимнастика и упражнения в игровой форме хорошо усваиваются по сравнению с обычными упражнениями. Из-за кратковременной направленности урок длится не более 15 минут.
  • Использование наглядных или мультимедийных карточек, отображающих положение языка, губ, мимику, способствует быстрому восприятию и качественной визуализации увиденного материала.
  • Трехлетки любят повторения, поэтому гимнастика выполняется каждый день по 5-7 раз за упражнение. Обычно специалист предоставляет перечень домашних упражнений для закрепления обработанного материала.
  • Вам следует начать с простого задания и постепенно переходить к более сложному.
  • Сохранение позиции (статистическое упражнение) длится не более 15 секунд.

Игры для развития речи в старшей группе дошкольных образовательных учреждений

Важно! Условия дома не являются препятствием для проведения занятий, а наоборот служат источником закрепления прошедшего материала. Подбор совместных упражнений должен соответствовать возрасту 3-4 лет.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

Чтобы гимнастика принесла свои плоды, важно соблюдать ряд правил.

  • Вы не можете заставить ребенка учиться. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив в фоновом режиме приятную музыку, позвонив на урок любимой игрушке и выполнив упражнения в игровой форме.
  • Обязательно хвалите ребенка за успехи.
  • Гимнастику не следует делать чаще 2-3 раза в день.
  • Суставной комплекс выполняется ежедневно, не более 10-12 минут.
  • В одном занятии может быть 3–4 уже разработанных упражнения и одно новое.
  • Для самых первых нескольких занятий необязательно выполнять более 2-3 упражнений.
  • Необязательно повторять совместное движение более 5 раз за серию.
  • Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок мог видеть себя, движения губ и языка.
  • Взрослый должен встать / сесть за ребенком перед зеркалом или перед ребенком (если зеркало очень маленькое).
  • Сначала взрослый выполняет упражнение, а ребенок повторяет за ним. Так что ребенок делает это сам.
  • Сложные упражнения даны от простого к сложному.
  • Родитель проверяет правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь ребенку, например, отвести язык в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  • В артикуляционный комплекс должны быть включены как динамические, так и статические упражнения.
  • При выполнении статических упражнений необходимо удерживать губы, язык или щеки в определенном положении на 5-10 счетов.

Разновидности артикуляционной гимнастики для детей 2-й младшей группы

У 3-4-летних детей мимика еще не полностью укреплена, поэтому в комплексе занятий подбираются упражнения на развитие мимики губ, щек, языка, челюсти и дыхания.

Упражнения для губ

Подбираются задания по увеличению подвижности губ при произнесении определенных звуков. При плохом развитии мышц детям сложно произносить как отдельные звуки, так и слова.

Упражнения для губ и щек

Щеки — это вспомогательный инструмент при воспроизведении слов, а также при формировании эмоций (смех, улыбки, слезы). Развитие мускулов губ и щек позволяет ребенку строить выразительные предложения. Это очень важно при чтении стихов или сказок.

Упражнения для языка

Язык — главный орган речевого произношения, поэтому языковые упражнения для детей 3-4 лет — главный помощник в формировании речи. При его плохой подвижности становится невозможным произносить даже самые простые звуки.

Примечание! Чаще всего используются наглядные пособия для укрепления мышц органа.

Упражнения на произношение звуков

Такие задания направлены на развитие дыхательной системы, а также на четкость произношения слогов и отдельных звуков. Большинство упражнений на произношение состоит из вопросов: «Как котенок мяукает? Как ракета летает? »И это расширяет словарный запас младшего дошкольника.

Положение губ, щек, языка

Ставим правильность произношения звуков Ч, Ш, Ж, Ш

Выполняя эту задачу, мы также следим за положением нижней челюсти: она должна быть неподвижной.

  1. Чередуем упражнения «Хобот слона» и «Забор»
  2. «Джокер». Немного вытянув кончик языка, произнесите «пятая . пятая . пятая . пятая . пятая…» ущипнув и приоткрыв губы. Сделайте 4-6 повторений.
  3. «приклеенный язык». Приложив кончик языка к нижней губе, произнесите «пя», не отрывая язык от губы, при этом держите рот приоткрытым. Сделайте не менее 4 подходов по 5-10 секунд.
  4. «Бабушкин варенье». Делаем с опущенной нижней губой. Зубы видны. Оближите нижнюю губу в обоих направлениях. Сделайте 5 подходов.
  5. «Турция». Глубоко вздохнув и открыв рот, быстро произнесите «бл . бл . бл . бл…». Выполняя упражнение, убедитесь, что ваш язык проходит по верхней губе. Сделайте 7 секунд.
  6. «Пластина». Покажите зубы широкой улыбкой, высуньте язык. Выполните 5 раз по 10 секунд.

Упражнения на звуки С, Ц, З

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет включает комплекс по произношению свистков С, С, Z.

«Изгородь». Улыбнитесь и покажите ряды стиснутых зубов. Верхний ряд должен быть точно над нижним. Положение сохраняется до 7 секунд. Повторить 5 раз.

«Слон». Сожмите зубы и в это время потяните трубкой вперед губы. Держите до 7 секунд. Повторить 4-5 раз.

Упражнения «Забор» и «Слон» чередуются. В этом случае нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

«Мы чистим зубы.» Улыбаясь, он широко открывает рот. Язычок движется влево, вправо за зубами (сначала проходит по верхнему ряду, затем по нижнему). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

«Больной палец». Слегка зажмите выступающий кончик языка губами, выдохните воздух так, чтобы он прошел посередине — подуйте на палец. Глубоко вдохните, осторожно выдохните. Повторить 4-5 раз.

«Горка». Покажи зубы, широко улыбнись. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. В этом случае задняя часть языка приподнимается. Удерживайте позицию до пяти часов. Повторить 5 раз.

«ледяная горка». Повторить «Свайп» и надавить указательным пальцем, удерживая сопротивление языка. Подождите до пяти. Повторить 4-5 раз.

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет предполагает повторение упражнений «Забор» и «Слон» и дополнительно включает в себя следующее:

  • «Сквернословие». Ударьте губами по плоскому кончику языка, одновременно говоря «пять-пять-пять-пять…». Повторите это 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Положите кончик языка на нижнюю губу. Скажем один раз «пять», не шевелите языком, рот приоткрыт. В таком положении задержитесь на 5-10 секунд. Повторить 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Оближите верхнюю губу. В этом случае должен быть виден нижний ряд зубов; для этого опустите нижнюю губу. Повторить 5 раз.
  • «Турция». Сделайте глубокий вдох, рот открыт, нужно в быстром темпе двигать кончиком языка вперед-назад по верхней губе, произнося «б-б-б-б…». Звук длится до 7 секунд.
  • «Дуй на челку». Поднимите кончик языка над губой, взорвите. Скулы надуты, воздух проходит через центр язычка. Повторить 5 раз.
  • «Кружка». Широко улыбнитесь, покажите зубы, высуньте язык, сложите так, чтобы он выглядел как чашка. Нажмите и удерживайте до 10 секунд. Повторить 5 раз.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

Язык и губы играют огромную роль в четком и правильном произношении. Умение удерживать органы речевого аппарата в нужном положении зависит от их подвижности, тренированности и гибкости, а значит, от правильного произношения звуков.

Комплекс для развития мышц губ

  • «Улыбка». Необходимо в улыбке растянуть губы и удерживать их в таком положении.
  • «Кроличья улыбка». Ребенок может представить, что он кролик, грызущий передними зубами морковь. Затем дайте «кролику» улыбнуться, чтобы были видны все зубы. В этом случае верхняя челюсть опирается на нижнюю, не перекрывая ее.
  • «Трубка». Губы вытягиваются трубочкой вперед, как если бы это был хобот или трубка слона.
  • «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы были видны как верхние, так и нижние резцы.
  • «Гроза». Необходимо через трубку продуть сильную струю выдыхаемого воздуха в стакан с водой. Результат — «буря».
  • «Художник». Держа карандаш губами, нужно «нарисовать» в воздухе круг или квадрат.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Кружка». Вам нужно широко открыть рот, высунуть язык как можно дальше и согнуть его к себе, чтобы он не касался ваших зубов.
  • «Лопата». Вытяните полностью расслабленный язык изо рта и прижмите его к нижней губе.
  • «Жало». Вытянутый язык тянется вперед, как пчелиный укус.
  • «Футбол». При закрытом рту необходимо поместить язык поочередно на правую и левую щеку, на зубы, на нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высуньте язык и водите, вытянув язык влево и вправо, как маятник часов.
  • «Мы чистим зубы.» С закрытым ртом нужно «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадь». Изображать языком, как лошадь щелкает копытами.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомяк». Глоток воздуха наполняется, щеки набухают и остаются в таком положении. Можно попеременно надувать правую и левую щеки.
  • Голодный хомяк. Щеки нужно втянуть внутрь. На первых порах вы можете помочь малышу руками.
  • «Мяч, который лопается». Губы плотно сомкнуты, зубы открыты. Надуйте щеки. Затем похлопайте по ним ладонями.
  • «Гроза».
  • Надуйте мыльные пузыри

Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков

Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)

  1. «Изгородь». Улыбнитесь так, чтобы было видно, как верхние зубы выглядят на нижних, как если бы это был забор. Сказать себе звук «Я».
  2. «Бублик». Улыбайтесь, как будто выполняете упражнение «Забор». Затем округлите губы и вытяните их вперед, как бы издавая звук «О».
  3. «Сквернословие». Немного приоткрыть рот, прижать расслабленный язык к нижней губе. Похлопайте языком губами, скажите: «Пятый-пять-пять». Закусив зубы, говорите: «Ты-ча-ча».
  4. Блин. Улыбнитесь и держите большой язык неподвижно, чтобы он касался уголков вашего рта и были видны верхние зубы.
  5. Блин остудить. Исходное положение — как в упражнении «Блины». Вы должны подуть на «блин», произнося звук «Ф». Не надувайте щеки.
  6. «Давайте чистим нижние зубы». Улыбнись, открой рот. Кончик языка движется влево и вправо, «чистя» нижние зубы наружу и внутрь. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  7. «Горка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается салазками, а боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Посчитайте 10, затем прикусите заднюю часть языка и катайте зубами по языку.
  8. «Волшебная палочка». Улыбаясь, вы открываете рот. Вытянутый язык упирается кончиком в нижние зубы. Спичку или счетную палочку кладут по центру языка. Закройте зубы и с силой выдохните, чтобы издать длинный звук «до».
  9. «Футбол». Заранее необходимо подготовить кусок ваты и 2 кубика. Попросите ребенка растянуть губы соломкой и подуть на ватный диск сильной струей, чтобы он воткнул ватный диск между кубиками. Воздушный поток должен быть сильным, а не прерывистым. Щеки надувать не нужно.
  10. «Кто будет вести мяч следующим?» Вам нужно улыбнуться, приложить широкий расслабленный язык к нижней губе и подуть ватный диск на противоположном конце стола. В этом случае можно произносить звук «Ф». Важно, чтобы ребенок не надувал щеки при выполнении задания и не издавал звук «Х» вместо звука «Ф».

Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)

  • «Мармелад». Рот приоткрыт. Нижняя челюсть неподвижна. Можно представить, что рот замазан вареньем. Широким краем языка нужно лизать нижнюю губу движениями сверху вниз (но не из стороны в сторону!).
  • «Фокус». Подготовьте ватный диск. Улыбнитесь, откройте рот, приложите широкий край языка к верхней губе. При этом боковые края язычка прижимаются к верхней губе, а в центре язычка образуется бороздка. Надо сдувать ватный диск, положенный на кончик носа. Важно следить за тем, чтобы нижняя губа не скручивалась и не тянула за зубы, а нижняя челюсть неподвижна.
  • «Атакуйте конфету». На нижнюю губу опирается широкий язычок. На кончик языка кладется тонкий кусочек варенья или карамели. Приклеить кусок к небу за верхними резцами.
  • «Кружка».
  • «Навигация». Сделайте «чашку», ведите ее за верхние зубы и дуйте в нее, на верхние зубы, как будто охлаждая чай или надувая парус корабля.
  • «Грибок». Нужно улыбаться, открывая рот и показывая зубы. Затем полностью прижмите широкий язык к поверхности неба и широко откройте рот. Следует обратить внимание на то, чтобы губы всегда улыбались и стороны языка не опускались. Растянутая подъязычная связка будет напоминать ножку гриба.
  • «Художник». Открой рот и покажи зубы. Кончиком языка водите туда-сюда по нёбу от бугорков верхних зубов, как если бы художник рисовал кистью.

Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)

  • «Сквернословие».
  • «Стим». Приходится открывать рот и произносить звук «Ы», как будто гудит пароход. Кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а задняя часть языка должна подниматься к нёбу.
  • «Турция». Рот открыт, язык лежит на нижней губе и широким передним краем движется по верхней губе, как бы поглаживая ее. Сначала делайте это медленно, затем увеличивайте темп, добавляя голос (вы должны услышать звук «б-б», как если бы говорил индейка). Необходимо следить за тем, чтобы язык был широким и его движения были четкими вперед-назад
  • «Лошадь».
  • «Колебание». Нужно улыбнуться, открыть рот и засунуть широкий язык в нижние зубы. Держите 5-10 секунд. Затем приподнимите широкий язычок от верхних зубов и тоже удерживайте. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
  • «Мы чистим зубы».
  • «Художник».
  • «Барабан». Улыбнитесь, откройте рот и коснитесь кончиком языка за верхними зубами, произнеся звук «Ддд». Сначала говорите медленно, постепенно увеличивая темп. В этом упражнении подвижным должен быть только язык. Его нельзя надевать. Звук «D» чистый и громкий; при произнесении нужно чувствовать поток воздуха.
  • «Автомобиль». Открой рот, улыбнись. Напряженным языком постучите по бугоркам за верхними зубами, издав при этом звук «ттт» — сначала медленно, потом быстрее. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Кончик языка не сгибается и при произнесении чувствуется струя выдыхаемого воздуха.

Рекомендации по проведению занятий

Если ребенок испытывает трудности со звуковым произношением и занимается с логопедом, занимается артикуляционной гимнастикой, он быстро подготовит свой речевой аппарат к произношению самых сложных звуков. Кроме того, четкое произношение различных звуков является основой обучения письму. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей следует проводить, соблюдая некоторые рекомендации:

• На начальных этапах занятий все упражнения выполняются очень медленно, лучше всего это делать перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои действия. Задайте ребенку управляемые вопросы: что делает язык? Где он теперь? Что делают губы?

• Кроме того, темп можно увеличивать, упражнения можно выполнять под счет. Убедитесь, что в движениях плавность и точность, иначе смысл будет потерян.

• Лучше всего делать это утром и вечером в течение 5-7 минут. Время занятия зависит от усидчивости ребенка. Действия не должны навязываться.

• В возрасте 3–4 лет обязательно изучите основные движения.

• В возрасте 4-5 лет требования возрастают: движения должны стать более плавными и точными, без сокращений.

• С 6 до 7 лет дети должны делать все в быстром темпе, при этом уметь держать язык за зубами некоторое время без изменений.

Следует помнить, что артикуляционная гимнастика только подготавливает речевой аппарат к произношению звуков, она не может заменить занятия с логопедом!

Упражнения для губ и щек

Дыхательная и артикуляционная гимнастика для дошкольников очень важна для развития и формирования артикуляционной системы. Делайте с детьми следующие упражнения для губ и щек:

  • Массаж щек. Потрите и похлопайте по щекам. Осторожно покусайте внутреннюю часть. Упражнение выполняется во время купания или умывания.
  • «Сытый хомяк». Закройте губы и выпрямите зубы. Подышите воздухом, щеки опухли. Сначала оба, потом поочередно. Держите 5 секунд.
  • Голодный хомяк. Верно и обратное. Втяните щеки внутрь, можно руками.
  • «Воздушный шар лопнул». Сделайте глубокий вдох, сомкните губы. Надуйте щеки и похлопайте по ним руками, чтобы выпустить воздух.

«Блоха». Широко откройте рот, вдохните воздух, как бы зевая. Держите язык расслабленным. Выдохните полностью. Повторить 3 раза.

«Слон». Вдохните, вытяните губы и на выдохе скажите «о-о-о-о-о…». Держите до 5 секунд. Повторить 3 раза.

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Система артикуляционных заданий построена в соответствии с возрастными особенностями 2-й младшей группы. Комплекс упражнений подобран таким образом, чтобы развивать мышцы всего голосового аппарата.

Важно! Чтобы избежать «проглатывания» слов и окончаний, необходимо развивать дыхательную систему малыша. Таким образом, в состав заданий входит 1-2 упражнения по суставной гимнастике для детей 3-4 лет.

Педагогический совет при дошкольном образовательном учреждении по развитию речи в соответствии с ФГОС

В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь ребенку быстрее освоить произношение звука, родители могут заниматься с ним дома наедине.

При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи малыша. И, конечно же, подбирать суставной комплекс необходимо исходя из возраста и возможностей ребенка.

Детям в возрасте 1, 5 — 2 лет обычно рекомендуется посещать логопеда. Специалист уточнит, в норме ли речевое развитие ребенка, есть ли нарушения речи. Он может порекомендовать комплекс упражнений для совместной гимнастики, по которому родители могут сами проводить занятия с ребенком.

В детском саду также работают логопеды. На уроках исправляют нарушенное звуковое произношение ребенка и улучшают артикуляцию. Родители должны тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий у специалиста.

Кому заниматься с малышом?

Артикуляционную гимнастику можно делать с ребенком самостоятельно, однако следует периодически осматривать логопеда, начиная с 1,5 — 2 лет (см. Также: Программа развития ребенка от 2 до 3 лет: интересные упражнения на каждый день). К 4 годам уже достаточно хорошо видно, какие звуки ребенок плохо произносит. Бывает, что к пяти годам они проходят самостоятельно, но правильно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько она соответствует возрасту, может только специалист (подробнее см. Статью: Развитие речи от 4- 5 лет). Именно он должен заниматься регулированием произношения ребенка при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как их правильно выполнять, и продемонстрирует это на собственном примере.

Практически в каждом детском саду есть логопед, поэтому и с детьми там делают артикуляционную гимнастику. Он не только проводит регулярные осмотры, но и, начиная с 5 лет, занимается устранением дефектов, проводит занятия по развитию речи. Однако этих упражнений часто бывает недостаточно, при наличии ярко выраженных проблем необходимо будет регулярно выполнять все необходимые упражнения в домашних условиях.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При издании хрипящих звуков рот должен быть слегка приоткрыт, губы округлены, а кончик языка приподнят к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. В таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Вы можете почувствовать его движение, поднеся руку ко рту.

Параллельно с тренировкой артикуляционной системы необходимо работать с ребенком над определением на слух различных хрипов и хрипов. Это можно сделать в игровой форме — например, взрослый издает тот или иной звук, после чего начинает произносить различные слова. Услышав слово со скрытым звуком, ребенок должен показать его взрослому, например, ватой. Следующие упражнения помогут вам научиться правильно произносить эти звуки:

  • «Вкусное варенье»: откройте рот, растяните губы в улыбке и 2-3 раза проведите языком по верхней губе, облизывая ее.
  • «Выдуйте вату из носа» — положите немного ваты на кончик языка. Помещаем в «чашку», поднимаем ватный тампон и дуем на выдохе.
  • «Уложи язык спать»: у нас широкий и расслабленный язык на нижней губе.

Средняя группа

Совместная гимнастика для детей средней группы закрепляет полученные упражнения. Вводятся новые концепции: верхние, нижние, нижние и верхние зубы. Уточнены движения языка, он сделан узким и широким. Научившись произносить звук, шипение звучит правильно. Требования к артикуляционной гимнастике возрастают.

Изучение звуков «л» и «ль»

Глухие согласные «л» и «л» следует произносить с приоткрытым ртом, чтобы зубы не сомкнулись и язык кончиком опирался на них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между краями языка и жевательными зубами. Научиться правильно произносить эти звуки помогут следующие упражнения: (подробнее см. Статью: Как научить ребенка хорошо произносить букву L?)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как научить ребенка правильно произносить букву «р» в домашних условиях?

  • «Художник»: приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и проводим языком, протянутым по верхнему своду.
  • «Пароход гудит»: мы открываем рот и растягиваем губы, как будто улыбаемся. Зубами зажимаем кончик языка, выдыхаем и говорим «ссс» — если все сделаете правильно, вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Надуть щеки»: зажимаем кончик языка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполнено правильно, воздух должен спокойно течь вокруг языка.

Применение вспомогательных средств (сказки, стихи, игры и др.)

Основным видом деятельности дошкольника является игра, для которой характерны слабая усидчивость и активная подвижность. В возрасте 3-4 лет особое внимание уделяется играм и визуализации:

  • открытки с иллюстрациями и домашними заданиями (кот пьет молоко);
  • учебники с иллюстрациями и стихами («Пособие по артикуляции» Н.В. Нищева.);
  • видеоуроки;
  • сказки с элементами логопедической гимнастики («Как подружились кот и мышка»);
  • игры с элементами артикуляции («Лошадь»).

Требования к занятиям для детей 3, 4, 5, 6 лет

  • В 3-4 года перед ребенком стоит важнейшая задача — понять и научиться управлять работой речевого аппарата. Главный упор делается на правильное исполнение. Комплекс состоит в основном из статических упражнений.
  • В 5 лет уже необходимо следить за плавностью и четкостью движений, правильным переходом от одного упражнения к другому. Набирать обороты сейчас может показаться сложной задачей. Не торопите ребенка.
  • К 6 годам сознательный контроль над мышцами артикуляционной системы уже вполне достижим. Дети могут выполнять упражнения в правильном темпе и некоторое время сохранять правильное положение языка.

 

Картотека артикуляционных упражнений для 2-ой младшей группы с целями по ФГОС

Совместная гимнастика является неотъемлемой частью образовательного процесса дошкольников, поэтому в указателе упражнения ставятся цели, соответствующие требованиям ФГОС для дошкольной организации:

  • развитие моторики отдельных и общих органов артикуляционной системы с помощью гимнастики;
  • укрепление мышц речевого аппарата с помощью логопедических упражнений;
  • развивать навыки управления мимикой во время разговора.

Общие рекомендации по гимнастике

Приступая к занятиям артикуляционной гимнастикой, следует соблюдать следующие рекомендации.

  1. Объясните ребенку необходимость этих упражнений. Следует избегать элементов насилия, так как это может спровоцировать сопротивление и не даст желаемого результата.
  2. Проведите уроки в игровой форме.
  3. Покажите на примере, как правильно выполнять упражнения.
  4. При выполнении упражнений не спешите, нужно внимательно следить за правильностью и запоминанием упражнений ребенком.
  5. Выполнять упражнения нужно перед зеркалом. Периодически задавайте вопросы, чтобы отслеживать активность: Где сейчас ваш язык? Что ты делаешь? Какие ощущения в губах? Какие ощущения у вас на щеках?
  6. Постепенное увеличение скорости при беге под счет. Следите за плавностью и точностью движений. Только при такой технике выполнения упражнений возможен положительный результат.
  7. Лучшее время для занятий — утром, когда ребенок еще бодрствует и активен, или вечером, чтобы сменить занятия и приготовиться ко сну. Занятия обычно длятся 5-7 минут, но все индивидуально.

Изучение звуков «ч», «щ»

Практиковать эти звуки можно только тогда, когда ребенок научится произносить глухие шипящие звуки. Для этого подходят следующие упражнения:

  • «Цыпленок зовет маму» — приоткрываем рот и прикладываем расслабленный язык к нижней губе. Произносим звук «пять-пять-пять», касаясь губами языка.
  • Держа один язык широким и расслабленным, откройте рот и удерживайте это положение в течение 10 секунд.


При выполнении упражнений важно держать язык и губы расслабленными и внимательно следить за своим дыханием, чтобы оно не задерживалось. Каждое упражнение повторяем 3-6 раз.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста существует множество эффективных упражнений, подходящих при недугах различного происхождения. Итак, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит с применением дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» подразумевает намазание губ настоящим вареньем или медом, чтобы ребенок попытался их лизнуть.

  • «Совок»: рот широко открывается и улыбается, вынимаем расслабленный язук и слегка приподнимаем кончик вверх. Упражнение направлено на получение шипящих звуков.
  • «Игла»: рот также широко открывается и язык вырывается изо рта узкой полоской.
  • «Чистим зубы»: снова рот очень открыт, только теперь язык движется по зубам, как если бы это была зубная щетка.

Время работы: до 10 секунд.

 

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произношении этих звуков губы нужно немного растянуть в улыбке, чтобы зубы были немного видны, а язык упирался в передние зубы, а края касались жевательных. В этом положении вдоль шпунта образуется канавка в канале, через который вдыхаемый воздух издает шипение. Вы можете почувствовать его движение, поднеся руку ко рту. Следующие упражнения помогут улучшить сустав и научиться правильному произношению этих звуков:

  • «Свист»: растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пробуем свистеть.
  • «Сдуть вату с ладони» — растягиваем губы в улыбке и кладем спокойный язычок на нижнюю губу, слегка высунув ее наружу. Вдыхаем и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то изгнать.
Оцените статью
Блог о речи