Логопедический массаж ложками

Содержание
  1. Преимущества методики О. И. Крупенчук
  2. Массаж языка для коррекции речи
  3. Расслабление речевых мышц
  4. При каких показаниях ребенку нужен логомассаж
  5. Противопоказания к проведению массажа
  6. Общие задачи логопедического массажа
  7. Методика воздействия
  8. Виды логопедического массажа
  9. Артикуляционный массаж языка для развития речи
  10. Достоинства и недостатки
  11. Показания к проведению
  12. Логопедическая игрушка с языком
  13. Упражнение «Гармошка»
  14. Зондовый логопедический массаж
  15. Пальчиковый логомассаж для развития речи
  16. Цели методики О.И. Крупенчук
  17. Массаж при некоторых заболеваниях:
  18. Основные виды логомассажа
  19. Метод Е.В. Новиковой
  20. Логомассаж дома
  21. Логопедический массаж ложками
  22. Техника проведения логопедического массажа
  23. Общие правила
  24. Зондовый массаж
  25. Массаж языка ложками
  26. Массаж зубной щеткой
  27. Пальцевой массаж
  28. Логопедическая «Улитка»
  29. Звукопроизношение
  30. Игры на автоматизацию звуков
  31. Эффективность логопедического массажа языка
  32. Особенности проведения занятий по методике О. И. Крупенчук
  33. Комплекс массажных упражнений
  34. Для губ
  35. Для языка
  36. Для ушей
  37. Для шеи и рук
  38. Массаж детям от 1 года при нарушениях функции ЦНС:

Преимущества методики О. И. Крупенчук

Массаж ложкой становится все более популярным не только в домашних условиях, но и в детских садах. Этот метод эффективен и имеет ряд преимуществ перед другими вариантами логопедического массажа:

  • У ребенка нет отрицательной реакции на столовые приборы. Многим детям не нравится, когда логопед использует в своей работе зонды и шпатели.
  • Для его выполнения необязательно проходить специальные курсы, поэтому родители и ребенок могут делать такой массаж в домашних условиях.
  • в классе можно использовать разные температуры, что дает расслабляющий или стимулирующий эффект.
  • Эту технику можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.

Конечно, в случае серьезных нарушений речи этот метод не будет таким эффективным, как зонд. Но при стойкой отрицательной реакции ребенка на зонды и шпатели, а также при не слишком сложных дефектах речи (например, стертая дизартрия) его следует включать в коррекционные занятия.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка детям назначают при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечки.

Перед тем, как начать массаж языка ребенку, необходимо сделать расслабляющие упражнения:

  1. Теперь язык повернут вправо, затем влево, слегка потянув вверх, захватывая пальцами: большой палец вверху, средний и указательный пальцы внизу.
  2. Язык медленно перекатывается на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, области шеи и челюсти, поскольку они напрямую влияют на работу голосового аппарата.

Процедура проводится от корня до кончика языка пальцами, пластиковой или деревянной лопаткой или мягкой зубной щеткой.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Продольно-язычные мышцы поглаживают шпателем или указательным пальцем 9-10 раз.
  2. Шпатель ритмично нажимают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой поперечные мазки выполняются 5-6 раз.
  4. Поглаживают боковые мышцы языка большим и указательным пальцами.
  5. Пальцами разминайте всю область языка в течение 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняйте движения в виде растираний.
  7. Пальцами осторожно встряхивают кончик языка, после чего выполняется легкое и сильное надавливание шпателем.
  8. Пальцами выполняйте легкое сжатие боковых мышц языка, удерживая 1-2 секунды.
  9. Пальцы слегка пощипывают язык, затем промокают шпателем в течение 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях должен соответствовать требованиям гигиены. Помещения должны быть хорошо вентилируемыми и теплыми.

Эффективный логопедический массаж для детей в домашних условиях — это строгое соблюдение требований специалиста. Рекомендуется повторять процедуру 2–3 раза в день в комбинации. Пропускать занятия нельзя, ведь только тщательная регулярная работа может привести к положительным сдвигам в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Логопедический расслабляющий массаж применяется при спазматических состояниях речевых мышц (мышц лица, губ и языка). Повышение мышечного тонуса снимается легкими движениями и легким надавливанием.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего выполняются плавные вращательные движения головы. Далее поглаживающие движения выполняются для лицевых мышц, затем для губных мышц. Завершается сеанс легкими перекатывающими движениями и постукиванием пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует снижению гипертонуса, улучшению речевой активности ребенка.

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

Эффективность воздействия доказана многими специалистами.

Комплекс упражнений помогает справиться со многими нарушениями речи: дислалией, алалией, афазией, заиканием. Логопедический массаж необходим при дизартрии и дефектах голоса, вызванных недостаточной иннервацией голосового аппарата.

Показания к бревенчатому массажу:

  • дисграфия;
  • повышенное слюноотделение;
  • Церебральный паралич;
  • нечеткое произношение звуков.

Логопедический массаж полезен, если причина недоразвития речи не выяснена.

При заикании логопедический массаж следует выполнять с осторожностью. При таком нарушении необходимо доверить специалисту специальный комплекс упражнений. Не занимайтесь самолечением.

Противопоказания к проведению массажа

Логопедический массаж имеет противопоказания. Категорически запрещено проводить манипуляции при инфекционных заболеваниях, заболеваниях кожи, слизистых оболочек рта и глаз, при увеличении лимфоузлов. Если ребенок в плохом настроении и не склонен к учебе, от сеанса речевого массажа лучше отказаться.

Не рекомендуется проводить манипуляции даже при незначительном повышении температуры тела. Запрещены сеансы при герпесе, судорогах, ушибах. При онкологических заболеваниях важность массажа должен оценить врач.

Общие задачи логопедического массажа

Любые его вариации направлены на решение следующих задач:

  • стимуляция речевых центров коры головного мозга;
  • уменьшение или прекращение судорог, синкинезии;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • улучшить работу органов артикуляции;
  • улучшить работу мимических мышц.

Часто во время сеанса специалист выражает свои действия, акцентирует внимание детей на ощущениях, расположении органов артикуляции. Поэтому логопедический массаж — эффективное средство коррекции речи.

Методика воздействия

Техника логомассажа была разработана недавно. Это серьезная медицинская процедура, требующая специальной подготовки.

Сначала проверяется степень активности рвотного рефлекса у ребенка. Затем полость рта очищается специальным приспособлением. Это еще одна причина, по которой специалисту следует делать ребенку массаж языка. Однако при незначительных отклонениях логопед покажет, как чистить полость рта и проводить процедуру в домашних условиях.

Первые занятия длятся 1-2 минуты, чтобы малыш не испытал неприятных ощущений, а мышцы привыкли к нагрузке. Даже если отказа не произошло, первые процедуры не должны длиться более 5 минут. Постепенно количество упражнений и продолжительность массажа увеличиваются.

Логопед определяет, для чего будет проводиться процедура:

  • пальцы (с помощью кончиков пальцев);
  • зубная щетка;
  • чайные ложки.

Иногда логопед рекомендует ежедневно делать массаж языка. Однако оптимально проводить процедуру через день, чтобы мышцы и речевые рецепторы успели отдохнуть.

После осмотра врач определяет вид массажа, количество сеансов и их продолжительность. Комплекс упражнений и характер движений во время процедуры зависят от повышения или понижения мышечного тонуса.

Виды логопедического массажа

Классический массаж воздействует на проблемные зоны по тем же методикам, что и обычный.

Дело в том, чтобы массировать биологически активные точки, где бы они ни находились. Во время этой процедуры массируются стопы, уши, затылок, руки и спина.

В кабинете логопеда есть оборудование для массажа зондом или аппаратом полости рта и мышц тела.

Артикуляционный массаж языка для развития речи

лучше всего доверить этот вид массажа специалисту.

Используйте лопатку, зубную щетку или указательный палец. Для выполнения бревенчатого массажа вам может понадобиться салфетка. Это необходимо учитывать.

Манипуляции следует начинать с поглаживания продольных мышц языка.

Количество повторов — 9-10. Затем необходимо выполнить 5-6 надавливающих движений на орган артикуляционного аппарата. На следующем этапе переходим к поперечному сечению.

Продолжайте логопедический массаж, поглаживая боковые мышцы органа речи. После этого нужно перейти к разминанию языка пальцами. Работать нужно в перчатках.

На следующем этапе выполняются растирающие движения. Затем выполняется встряхивание кончиком языка. Далее нужно перейти к давлению на орган речи лопаткой или другим доступным предметом.

Затем сжимаются боковые мышцы языка. Движения должны быть легкими. Во время процедуры не должно быть дискомфорта или боли.

Завершается сеанс покалыванием и лаской органа речи.

Количество повторений может быть до 10.

 

Достоинства и недостатки

Логопедический массаж имеет свои преимущества. Это безопасно и не опасно. Регулярный речевой массаж позволяет значительно сократить количество лекарств, ускорить процесс исправления нарушений звукового произношения и быстро справиться с вялостью мышц или, наоборот, чрезмерным напряжением.

Положительно влияет на функцию сосудов. Доступность техники — преимущество упражнения.

Есть и недостатки. Некоторые занятия могут вызвать у ребенка дискомфорт и даже боль. Все упражнения влияют на мышечную систему. Это тоже недостаток.

Показания к проведению

В некоторых случаях применяется логопедический массаж языка. Часто эту методику добавляют к индивидуальным занятиям с логопедом с целью повышения ее эффективности.

Логопедический массаж проводится по следующим показаниям:

  • нарушение или частичная потеря голоса;
  • дефекты речи;
  • гиперсаливация (чрезмерная секреция слюнных желез), непроизвольное слюноотделение;
  • нарушения в развитии суставных мышц;
  • сильное напряжение мышц, вызывающее нарушения звукоизвлечения;
  • заикание;
  • церебральный паралич.

Необходимость логопедического массажа определяет специалист. К каждому пациенту необходим индивидуальный подход, основанный на типе и степени тяжести имеющихся нарушений.

Логопедическая игрушка с языком

В логопедической игрушке с языком только сам язык поддается контролю. Эта игрушка помогает стимулировать речь ребенка. Логопед ставит игрушечный язычок в нужное речевое положение, а ребенок, глядя на него, повторяет.

Упражнение «Гармошка»

Практикуйте логопедию гармошкой: полностью прижмите язык к нёбу. Улыбка. Затем, не поднимая языка, следует открывать и закрывать рот.

Зондовый логопедический массаж

Зондовый массаж требует профессиональных навыков.

Продолжительность курса массажа 15-20 дней. Методика зависит от типа зонда.

В настоящее время существует несколько типов инструментов:

  • тимьян;
  • восемь зонд;
  • зондовый слайд;
  • зонд топора;
  • перекрестный зонд;
  • нажмите зонд.

Тимус необходим для раскалывания языка, что необходимо для ритмичного сокращения мышц суставных органов.

Восьмой зонд предназначен для щелчка по языку.

Скользящий зонд подходит для надавливания на орган речи.

Перекладина обеспечивает сокращение мышц языка за счет надавливания и отталкивания.

Удар с помощью зонда-толкателя позволяет расслабить мышцы суставного органа.

Логопедический массаж — эффективный метод, помогающий справиться с нарушениями речи и улучшить эмоциональное состояние человека. Только квалифицированный логопед может оценить, нужен ли человеку речевой массаж.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Этот вид манипуляции не имеет противопоказаний. Логопедический массаж пальцами можно проводить детям до года. Суть метода — воздействовать на нервные окончания, массируя фаланги пальцев. В результате несложных манипуляций поражаются речевые зоны коры головного мозга.

Начать воздействие нужно мизинцем, от ногтя до основы. Над каждым стыком нужно работать. Упражнение необходимо повторить на обе руки.

Затем нужно слегка надавить на кончики пальцев. Начинать манипуляции нужно с легких щелчков и постепенно наращивать их силу.

Далее нужно начать воздействовать на поверхность ладони, совершая круговые движения указательным пальцем. Чтобы ребенку было интересно, можно разнообразить упражнение детскими стишками или стишками (например, «Сорока-белая сторона»). Затем нужно совершать круговые движения от края к центру ладони.

Для массажа пальцев можно использовать мяч с шипами или специальный деревянный тренажер.

Цели методики О.И. Крупенчук

Конечно, ложный массаж предназначен для решения общих проблем. Но у него также есть определенные цели, которые необходимо учитывать на уроках:

  • зафиксировать различные варианты положения ложки в руке;
  • развитие мелкой моторики;
  • лучшая координация движений и умение ориентироваться в пространстве;
  • коррекция речевого развития.

Все манипуляции производятся путем чтения коротких стихотворений. Это способствует развитию темпо-ритмической стороны речи, влияющей на структуру слога слова.

Массаж при некоторых заболеваниях:

  • Рахит (но не в пиковый период !!!) — массаж улучшает обменные процессы, предотвращает прогрессирование заболевания, деформацию опорно-двигательного аппарата, увеличивает кровоснабжение массируемого участка, стимулирует окислительно-восстановительные процессы в мышцах. Массаж нормализует сон. Массаж выполняется осторожно. Пользуюсь поглаживанием и растиранием. Продолжительность процедуры 5-7 минут.
  • Изменения мышечного тонуса — при гипертонусе мышц, гипотонии или мышечной дистонии. Техники массажа в этом случае разнообразны: поглаживание, растирание, похлопывание и похлопывание.
  • Пупочная грыжа — цель массажа — повысить тонус мышц пупочного кольца, предотвратить расхождение прямого живота и, соответственно, снизить риск нарушения грыжи.
  • Колики у детей: цель массажа — стимуляция перистальтики кишечника, отхождение газов. Массируют живот поглаживающими движениями по часовой стрелке, после чего кладут малыша на живот и массируют спину поглаживающими движениями.
  • Плоскостопие, врожденный вывих бедра, мышечная кривошея, врожденная косолапость. Массаж при этих заболеваниях должен делать в поликлинике или дома опытная массажистка.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Пособие, называемое классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или непосредственно на ней с помощью поглаживания, разминания, растираний и вибраций. При выполнении мануального массажа логопед использует лопатку, соску и зубную щетку.
  • Точечный массаж — это воздействие на активные точки, связанные с проблемными зонами для речи.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных устройств.
  • Зондовый массаж представила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что ребенок проводит процедуру самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондирующий логопедический массаж. Набор зондов, разработанный Е.В. Новиковым, — это восемь устройств в виде вилок, топоров и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальную подготовку. Если у вас возникли сомнения или остались вопросы после изучения логопедического массажа, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов в своей области — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

важно помнить, что массаж зондовым языком проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональную подготовку!

Зондовый логопедический массаж позволяет исправить речь и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • коррекция звукового произношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия зондами на проблемные зоны определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненных ощущений. Процедуры с зондом противопоказаны младенцам младше 6 месяцев.

Массаж языка зондом выполняется по следующим техникам:

  1. Вилочный зонд используется для разрезания языка, что приводит к ритмическому сокращению мышечных волокон. Затем запускаются колебательные и вращательные движения с помощью зонда, установленного в определенной точке языка на 5 секунд.
  2. Зонд Отто производит щелчки на языке.
  3. Скользящие зонды (3 различных типа устройств) позволяют нажимать на язык для стимуляции мышечных волокон.
  4. Прижимные и скользящие движения выполняются топорным щупом.
  5. Перекрещенный зонд, давящий на язык и отталкивающий назад, способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкатель позволяет надавить на язык в течение 5 секунд, после чего выполняется расслабление.

Курс логопедического зондового массажа составляет 2-3 недели. Каждое упражнение выполняется 30 раз. Иногда детям достаточно одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Детский массаж лица для развития речи также проводится в домашних условиях. Родителям обязательно стоит посоветоваться со специалистом, как выполнять логопедический массаж, обращая особое внимание на возможные противопоказания.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает массаж лица (пальцами и ложками) и языка, включая релаксацию, гимнастику для суставов и дыхательной системы

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. При этом следует учитывать, что ребенку должно быть комфортно.

Детский массаж лица для развития речи проводится в несколько этапов:

  1. Передний. Сначала поглаживание применяется от центра лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживания легкими движениями размять лоб.
  2. Щеки. Выполняются разминающие движения, распространяющиеся от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Поглаживают крылья носа, осторожно растягивают, а затем ласкают уголки рта от носа.
  4. Рот. Поочередно поглаживают верхнюю и нижнюю губу, растягивают к уголкам рта.
  5. Подбородок. Поглаживание, разминание выполняется от центра рта к уголкам.
  6. Шея. Поглаживающие и разминающие движения выполняются в области шеи.

Логопедический массаж лица можно проводить ложками.

Логопедический массаж ложками — один из современных эффективных методов развития речи детей. Важно использовать гладкие ложки, чтобы не поранить лицо ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется по следующим техникам:

  1. Погладьте ложками виски малыша.
  2. Поглаживание глазниц.
  3. Лаская щеки.
  4. Натирать виски стопкой ложек.
  5. Растираем область между бровями пучком ложек.
  6. Разотрите носогубную область концом ложки.
  7. Слегка погладьте верхнюю и нижнюю губы.
  8. Разомните подбородок и скулы.

Для удобства процедуры нужно заранее приготовить 4 ч.

Логопедический массаж ложками

Методика является разновидностью логопедического массажа лица.

Работа с ложками увлекает детей. В чем неоспоримое преимущество данной методики.

важно тренироваться с чистыми ложками. Их поверхность должна быть ровной, без изъянов и трещин. В противном случае можно поранить кожу лица и вызвать инфекцию.

Движения должны быть плавными. Каждую область следует воздействовать 6-8 раз. Логопедический массаж ложками следует выполнять в несколько этапов:

  • область виска следует погладить ложками;
  • далее нужно перейти к воздействию на площадь орбит;
  • поглаживание щек;
  • растирание висков тыльной стороной ложки;
  • воздействие на область между бровями путем втирания;
  • массируйте носогубную область узким концом ложки;
  • поглаживая губы.

Завершается сеанс разминающими движениями подбородка и скул.

Техника проведения логопедического массажа

Общие правила

Массаж языка необходимо выполнять в соответствии со следующими требованиями:

  • после еды должно пройти не менее 1,5-2 часов;
  • обязательно тщательно почистите зубы и прополощите рот перед сеансом;
  • помещение, где проводится массаж, должно быть теплым и предварительно проветриваемым;
  • если массаж проводится маленькому ребенку, то он должен быть спокойным, не капризным;
  • пациенту во время процедуры должно быть максимально комфортно и расслаблено.

Оптимальная продолжительность курса массажа определяется в индивидуальном порядке. В среднем проводится 10-20 сеансов. Продолжительность процедуры следует постепенно увеличивать. Он начинается с 4-5 минут, доведя продолжительность сеанса до 15-20 минут. Если массаж проводится ребенку до 1 года, достаточно 2 минут за раз.

Зондовый массаж

Это направление еще называют методикой Новиковой (известного логопеда). Для массажа используется специальный инструмент — зонд. Всего его 8 видов. Этот массаж должен выполнять только специалист.

Во время сеанса все зонды используются в определенной последовательности. Массажируется не только язык, но и губы, щеки, нёбо и полость рта в целом. Для массажа языка нанесите:

  • Зонд вилочковой железы. Инструмент имеет заостренный конец и используется при покалывании. Движения выполняются быстро и резко.
  • Восемь. С его помощью своевременно воздействуют на язык. Во время массажа выполняются слегка покачивающие движения.
  • Перекладина. Используется только для языка. Давящие движения выполняются инструментом, который стимулирует сокращение мышц.
  • Толкатель. Его использование предполагает чередование давления и расслабления. Надавите на язык 5 секунд, затем дайте языку расслабиться, повторите упражнение.

Зондовый массаж выполняется по определенной схеме. Сеансы повторяют 2-3 недели, затем с перерывом 1,5 месяца. При необходимости курс массажа повторить.

Массаж языка ложками

Для массажа можно использовать ложки из нержавеющей стали, мельхиора или серебра. Размер ложек подбирается согласно возрасту ребенка. Перед массажем инструмент необходимо тщательно вымыть и обработать дезинфицирующим средством (можно использовать Мирамистин).

В процессе массажа ложками внимание уделяется не только языку, но также губам и различным участкам лица. Такой подход обеспечивает комплексное воздействие.

Для массажа часто используется особый стишок «Веселый поезд», изобретенный К.В. Омышевой. Во время этой рифмы выполняются следующие действия:

  • Язык следует гладить выпуклой стороной ложки, двигаясь вперед-назад («Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»).
  • Прижмите ложку внутренней стороной к середине языка, как бы приклеивая («Поезд опоздал»).
  • Переверните ложку вверх дном, катая ее по языку. Это действие повторяется несколько раз («С горы на гору ходил»).
  • Выпуклой стороной ложки нужно толкать языком влево и вправо. Повторите дважды («Раскачивайте прицеп из стороны в сторону»).
  • Также используйте выпуклую сторону ложки, слегка постукивая ею по языку. Это действие выполнено в пунктуальной технике («Горох вдруг выпал из последнего вагона»).
  • необходимо трижды повторить действие, описанное во втором абзаце («Цыплята пришли, ели, ели, ели»).
  • Повторите то же действие еще три раза, но используйте ложку поменьше («Гуси пришли, ущипните, ущипните, ущипните»).
  • Погладьте язык ложкой по диагонали сначала с одной стороны, затем с другой. Движения выполняются в сторону кончика языка («Прибежала кошка, немного лизнула»).
  • Выполните те же действия, но двигайтесь в обратном направлении, то есть у основания языка («А потом еще немного»).
  • Погладьте язык ложкой по горизонтали слева направо и наоборот. Проделайте те же движения от основания языка до кончика («Прибежала свинья: нос с мордочкой, хвост связан крючком, закатан в сторону, закатан, закатан»).
  • Потрите боковые края языка. Для этого действия лучше всего использовать силиконовую ложку («Вдруг щенок бежит — пронзительный голос, горох хвостом сметал, все рассыпалось!»).
  • Воздействует на всю поверхность языка, давя на него по спирали. Повторить трижды («А потом пришел слон и все затоптал»).

Эта техника массажа выполняется в игровой форме, что дает возможность заинтересовать ребенка, который может выполнять все действия самостоятельно.

Массаж зубной щеткой

Этот вариант логопедического массажа языка рекомендуется для домашнего использования. Для процедуры нужно приобрести мягкую зубную щетку или специальный аксессуар для пальца.

Во время массажа чередуются круговые и точечные движения. Они не должны быть болезненными. Действовать необходимо по следующему алгоритму:

  1. Точка нагрева. Необходимо быстро воздействовать на язык кисточкой по его периметру, начиная с левого края, доходя до кончика и заканчивая правым краем.
  2. Делайте круговые движения в одном направлении.
  3. Делайте зигзагообразные движения от основания языка к кончику. Это упражнение выполняется чередованием точек и круговых движений.
  4. Пройдитесь точечными движениями по левому краю языка, затем сделайте круговые движения. Повторите то же самое для правой стороны.
  5. Обработайте всю поверхность языка постукивающими движениями. Сначала сделайте их щеткой из щетины, затем обратной стороной.
  6. Сделайте спиральные движения в центральной части языка, двигаясь от основания к кончику.

Техника выполнения массажа языка зубной щеткой показана на этом видео:

Пальцевой массаж

Этот прием обычно используется в домашних условиях и требует строгой гигиены: важно не только вымыть руки, но и очистить ногти, подстричь их и снять украшения. Руки должны быть теплыми, лучше использовать стерильные перчатки.

Массаж выполняется по следующему алгоритму:

  1. за язык легко ухватиться пальцами — большим вверху, указательным и средним внизу. Медленно массируйте язык, растирая его, двигаясь от основания к кончику сначала влево, затем вправо.
  2. Пальцы оставьте в том же положении, но выполняйте спиральные движения. Управление сохраняется.
  3. Легкими похлопываниями массируйте всю поверхность языка.
  4. Работайте с продольными мышцами языка, нежно массируя их.
  5. Сожмите язычок по бокам у основания, зафиксировав его на пару секунд. Повторите действие, перемещая пальцы к кончику языка.
  6. Прищемить язык — так нужно обработать всю поверхность.
  7. Подставьте палец под язык и помассируйте уздечку.

Логопедическая «Улитка»

Логопедическая улитка помогает процессам автоматизации звуков у детей и развивает фонетический слух. Ребенок кладет руку на изображения улитки, называя предметы, которые видит.

Логопедическая улитка с буквой «ш»

Наряду со звуковой улиткой в ​​логопедии проводятся различные дидактические игры:

  • «Цвета мы называем улиткой»,
  • «Спор с улиткой»,
  • «Язык и улитка делают упражнения».

Звукопроизношение

Звуковое произношение — это процесс формирования звуков речи в логопедии. Его выполняют разные отделы речевого аппарата:

  • Генератор,
  • Резонатор,
  • Власть.

Игры на автоматизацию звуков

В логопедических играх для автоматических звуков ребенок учит новые слова. Одновременно улучшайте свое произношение.

Есть и другие игры для автоматизации:

  • Прогулочные игры. При ходьбе читается сложный по звучанию стих.
  • Репитеры. Ребенок рассказывает, что и кем он делает, повторяя за взрослым.
  • Половина. Ребенку предлагается добавить к теме половину: «Была половина платья, а теперь есть парадная.»

Эффективность логопедического массажа языка

Используя этот метод, достигаются следующие цели:

  • произношение звука правильное;
  • улучшается состояние голосовых связок;
  • нормализуется дыхание в процессе устной речи;
  • усилены глоточные рефлексы;
  • совершенствуется голосовой аппарат;
  • тренируются мышцы, участвующие в производстве звука;
  • создается правильная траектория движений органов артикуляции;
  • устраняется психическое напряжение, вызванное неверно произнесенной речью;
  • улучшилось качество повседневной жизни за счет коррекции заикания, дизартрии и других нарушений;
  • слюноотделение уменьшается.

Благодаря логопедическому массажу нормализуется тонус и моторика артикуляционной системы. В результате улучшается произношение, сокращается время звукообразования и уменьшаются симптомы неврологических расстройств.

Особенности проведения занятий по методике О. И. Крупенчук

Обязательно вымойте руки и столовые приборы до того, как специалист начнет сеанс. В начале урока взрослый знакомит детей с частями ложки. Ребенку сначала дают столовые приборы и просят взять их той рукой, которую он обычно держит. Логопед декламирует стихотворение и показывает движения, а дети повторяют за ним.

Сначала они не делают никаких движений лицом, а просто внимательно рассматривают столовые приборы:

  • держится вертикально перед лицом и превращается в яму сам по себе и по отношению к себе.
  • Держа в одной руке ложку, другой показывает и называет все ее части.

Выучив эти действия, дети берут вторую ложку. Все манипуляции теперь выполняются синхронно. Затем переходят к самомассажу:

  • Ложки-слайды, ласкающие линии лба.
  • Такие же манипуляции производятся в области щек по кругу.
  • Подобные действия уже выполняются в часовых поясах. Только в конце осторожно нажимайте в конце каждого движения.
  • Боковая сторона совершает движение по направлению снизу вверх по щекам.
  • Ласковыми движениями верхнюю губу кончиками ложек.
  • Нежное, но частое давление на всю поверхность губ одной и той же частью ложки.
  • Груды ложек выполнять по кругу щековые разминающие движения.
  • Те же манипуляции, только по направлению от уголков рта к вискам.
  • Взбить движениями кучки ложек по щекам.

Каждый специалист может добавлять свои движения в зависимости от особенностей ребенка. Благодаря тому, что есть возможность контролировать температуру столовых приборов, можно нормализовать состояние мышечного тонуса. Если они горячие, сделайте расслабляющий массаж, который нужен для поднятия тонуса. Холодные ложки обладают стимулирующим действием, что эффективно при гипотонии.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить голосовой аппарат, улучшить мелкую моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

К упражнениям для улучшения подвижности половых губ относятся:

  • медленно ласкайте от центра к углам;
  • плотное закрытие губ, после чего их слегка постукивают. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Вбиваем от центра губ к уголкам. Выполняется при закрытых или приоткрытых губах;
  • губы сомкнуты и вытянуты;
  • круговые движения пальцами в уголках рта (5-7 повторений);
  • поглаживание с легким надавливанием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому не рекомендуется использовать слишком медленные и мягкие движения.

Для языка

Упражнения для работы с языком разделены на несколько комплексов. Первый — классический массаж, дополненный вибрирующими похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массажа, который включает:

  • давление на поднижнечелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • удерживая пальцы от центра подбородка до края скулы.

Затем, используя салфетку, возьмитесь одной рукой за кончик языка, а другой помассируйте. Движения бывают прямые, спиральные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и бокам;
  • через.

После этого переходят к перекатыванию языка, защемлению краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десны проходят горизонтально.

Третий комплекс упражнений требует использования зубной щетки. Если у ребенка слабый язык, то движения выполняются от краев к центру. При напряженных мышцах приемы выполняются от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если есть патология, то через время язык отклонится в сторону. Сторона отклонения спастическая и должна устраняться поглаживанием, легким растиранием и вибрацией. Воздействие на нее минимально. Другая сторона ленива, и ее нужно стимулировать сильным покалыванием и давлением.

Во время исследования язык удерживают 2 пальцами левой руки. Задняя часть зубной щетки выполняется в разные стороны волнистыми, спиральными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей могут делать как родители, так и взрослые дети самостоятельно.

При беге обязательно соблюдайте последовательность:

  • размять мочку и потянуть вниз;
  • размять локон;
  • хорошо отшлифовать внутреннюю и внешнюю поверхности;
  • вращать ушную раковину, дергая вперед-назад, вверх-вниз;
  • сделайте несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, и лучше всего их делать утром и вечером.

Для шеи и рук

Массаж шеи выполняется из положения лежа. Голова должна быть ниже уровня плеч. Одной рукой держите шею, другой медленно поворачивая голову в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторений на каждую сторону. Далее приступают к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая давление, разминайте и растирайте сверху вниз.

Ручной массаж рекомендуется с двухмесячного возраста. Начните с массажа суставов пальцев, затем нажимайте на каждую подушечку до 10 раз. Давление постепенно увеличивается. Затем следует надавливание круговыми движениями по ладони и поглаживанием от центра к краям. Кроме того, вы можете вращать пальцами, выполнять несколько движений сгибания-разгибания или массировать от основания ладони вверх.

Массаж детям от 1 года при нарушениях функции ЦНС:

Наиболее частым заболеванием центральной нервной системы у детей является детский церебральный паралич (церебральный паралич). При различных формах церебрального паралича массаж применяется для расслабления гипертонуса мышц, подавления гиперкинезов, предотвращения деформации костей, стимуляции паретичных функций мышц, а также улучшения метаболизма, уменьшения вегетативных и трофических нарушений и улучшения мышечной работоспособности (спастический тип). В частности, при нарушениях центральной нервной системы используются следующие виды массажа для детей: классический массаж, массаж по системе Монакова, сегментарный массаж, периостальный массаж.

Оцените статью
Блог о речи