- Речь как средство общения и мышления
- Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе
- Как составить мнемотаблицу, работая с текстом
- Первый этап — мнемоквадрат
- Второй этап — мнемодорожки
- Третий этап — мнемотаблица
- Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас
- Схемы и таблицы для быстрого запоминания
- Эффективное использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
- Сенсорно-графические схемы
- Предметно-схематические модели
- Блоки-квадраты
Речь как средство общения и мышления
Язык тесно связан с мыслью. Он выполняет несколько функций:
- выражение человеческой психологии;
- носитель информации о памяти и сознании;
- средства мысли;
- средство контроля над другими людьми.
Основная функция языка — инструмент для мышления. Эта взаимосвязь была продемонстрирована научными исследованиями участия голоса в решении задач мозга. В самых сложных ситуациях мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок.
Слово как средство общения и мысли выполняет функцию общения. Развитие речи развивает мышление и интеллект. Мышление переходит от мысли к фразам, фразам и звукам. Для разговора должны быть присущи структура, доступность и выразительность.
Главное средство общения между людьми — это слово. Без слов невозможно передать информацию. Для речи как средства общения характерны следующие качества:
- альтернативы;
- конструктивность;
- рефлексивность.
Развитие словарного запаса происходит в три периода:
- фонетика до 2 лет: звуки поглощаются;
- грамматика до 3-х лет: разучиваются модели произношения;
- семантическая до 17 лет: усваивается смысловая актуальность.
Примечание! Для воспитателей детского сада в классах проводятся различные спектакли, мастер-классы, консультации и презентации по развитию речи и мышления детей.
Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе
Развитие словарного запаса ребенка — подготовительный этап к обучению. Речь позволит ребенку усвоить знания. Делятся на устные и письменные. До 6-7 лет дети осваивают устную речь. Успешное владение чтением и письмом зависит от развития устной речи. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в школу, вам нужно обратить внимание на:
- правильное произношение звуков;
- умение различать звуки;
- развитие словарного запаса;
- развитие родственной речи и речевого общения;
- развитие памяти, внимания и мышления.
Примечание! Связная речь — важнейшая составляющая речевой подготовки к школе.
К 6-7 годам ребенок должен приобрести следующие навыки:
- умение рассказывать истории и сказки;
- умение составлять истории из картинки и изображений;
- ответить на вопросы по тексту.
Как составить мнемотаблицу, работая с текстом
Мнемоническая таблица включает в себя широкий набор слов и словосочетаний, внутри нее можно зашифровать все, но для детей работа с ней должна идти от простого к сложному. Поэтому дошкольники сначала изучают понятие мнемонических квадратов (рисунков-схем).
Первый этап — мнемоквадрат
В нем взрослый зашифровывает слово и показывает ребенку схему рисования, заключенную в квадратное окошко. Например, слово «временный» может представлять следующий шаблон:
Облако, от него нарисованы косые линии (дождь), пересеченные ломаной (молния). |
В мнемоническом квадрате можно изобразить любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тема разная, это могут быть предметы, животные, их свойства и действия. Цель состоит в том, чтобы научить ребенка связывать узор изображения с предметом или действием и видеть его связь с внешним миром.
Детям нравится это упражнение, и они с удовольствием кодируют разные слова, хорошо, если родители поощряют его.
Второй этап — мнемодорожки
Освоив мнемонический квадрат, они переходят по мнемоническим следам, то есть различным «окнам», в которых изображается предложение или фраза. Ребенок сначала под руководством взрослого переходит с одного квадрата на другой и с помощью нарисованных схем запоминает текст, затем делает это сам.
Например, предложение, написанное вместе с ребенком: «Кот достал из корзины мяч и играет с ним», можно зашифровать следующим образом:
Схематическое изображение кошки в движении. | Корзина с разноцветными клубочками. | Запутанные линии — нити шара, рядом с изображением кота. |
Родители, обучая ребенка кодовым словам в домашних играх, решают сразу несколько задач:
- развитие языка;
- творческое самовыражение ребенка;
- независимость в играх.
Третий этап — мнемотаблица
И как завершающий этап мнемонической техники — обработка мнемонических таблиц со схематическим изображением текста. Это может быть любое произведение или рассказ, придуманный взрослым, главное, чтобы контент был доступен ребенку. В дальнейшем, как и при работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любой текст.
Так может выглядеть мнемоническая таблица, схематически изображающая историю, составленную из детей.
«Пришла холодная зима. Выпало много снега. Мальчики тепло оделись и пошли гулять. На улице построили горку и санки. Потом слепили снеговика и сыграли в снежки. Зимой гулять весело! »
Большая буква «Z» — зима. | Изображение снежинок. | Зимний пейзаж: дом, из трубы идет дым, рядом сугробы. |
Схематическое изображение тепло одетых детей: шапки, перчатки, валенки. | Холм, рядом схематические фигурки детей с санками. | Изображение детских фигурок на лыжах. |
Круги, изображающие снежки. | Изображение снеговика. | Схематическое изображение улыбающихся лиц детей. |
Из таких рассказов можно составить целые циклы по временам года, а из нарисованных детьми картинных схем можно сделать самодельные альбомы-книжки, которые дошкольники смогут просматривать и пересказывать произведения. Это отличный способ развить не только детскую связную речь, но и творческое воображение, мелкую моторику, навыки рисования.
Больше всего детям нравится шифровать забавные сказки или детские стишки. Основным изображением в мнемонических таблицах должны быть персонажи и их действия, чтобы дошкольнику было легче пересказывать. Свойства зашифрованных объектов в таблицах будут доступны детям постарше после специального образования.
Родители, заинтересованные в том, чтобы помочь своему ребенку овладеть богатством его родного языка, могут активно участвовать в составлении таких таблиц.
Например, сказки о животных, предметах, с простым сюжетом, небольшим количеством персонажей и динамикой развития легко закодировать и превратить в игру для дошкольников. Так может выглядеть сказка «Изба Заюшкиной».
Изображение ледяной избы, рядом схематическое изображение петушка. | Хижина Баста, рядом схематическое изображение кролика. | Хижина зайчика и лужи от хижины лисицы. |
Изображение лисы и зайца. Далее фото кроличьего домика. | Лицо кролика с каплями слезы. | Набросал фигурки собаки и зайца. |
Изображение фигурок волка и зайца. | Схематическое изображение фигурок медведя и кролика. | Фигурное изображение петушка и кролика. |
Набросок морды лисы, смотрящей в окно. | Изображение улыбающегося кролика. | Чайник, чашки, коктейли и угощения для кроликов. |
Так можно зашифровать любую сказку. Но для подобных занятий с ребенком родителям лучше не подбирать сказки типа лягушка-царевна, объемные по содержанию, обилию персонажей и многочисленным действиям, так как произвольность психических процессов у дошкольников еще находится в обучении, а длительная работа может погасить интерес ребенка.
Наибольший эффект от действия мнемонической таблицы достигается при работе над стихами и рассказывающими текстами, поскольку их использование в развитии языка решает множество задач: помогает ребенку легче воспринимать и усваивать текст, устанавливать последовательность представление содержания, а также план-схему его воспроизведения. Среди произведений для детей можно собрать стихи для разучивания с детьми и закодировать их в мнемонических таблицах. Это могут быть как произведения классиков А. Барто, В. Берестова, С. Маршака, так и тексты современных авторов. Все зависит от творческой направленности взрослых и детей, от уровня развития их связной речи.
Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас
Самый действенный метод в развитии дошкольников по мнемонике — игра. Схемы тоже подходят. Режимы разработки включают:
- дайте ребенку отдельные картинки. Ребенку следует попытаться сгруппировать их и объяснить, почему он сложил несколько картинок;
- фото ваших впечатлений. Этот метод позволяет расширить словарный запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления от прошедшего дня. Затем ребенок должен рассказать, что было для него хорошим и плохим в течение дня;
- запоминание стихотворения. Чтобы стихотворение было легче запоминать, нужно использовать таблицы. Знак или изображение необходимо разместить в каждой строке таблицы;
- покажите фото ребенку. Расскажите, что на нем изображено. После этого картина переворачивается вверх ногами и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
- разгадывать кроссворды;
- разложите картинки перед ребенком. Ребенок внимательно на них смотрит. Потом закрывает глаза, и взрослый снимает фото. Ребенок открывает глаза и говорит, какое изображение отсутствует.
Схемы и таблицы для быстрого запоминания
Самый простой способ запоминать цифры и буквы — это схемы и таблицы. Например, можно нарисовать схемы, чтобы ребенок запоминал числа. Они содержат числа и ассоциации с ними.
Учимся произносить шипящие звуки по методике Фомичевой и Богомоловой
1 | Карандаш ручка |
2 | Гусь, петух |
4 | Диван-кресло |
7 | Нож |
Для запоминания букв можно составить таблицу. Первый столбец содержит букву, второе слово, начинающееся с нее, а третий — изображение.
А | Арбуз, Ананас, Абрикос |
Б | Бегемот, Будильник |
В | Ворона, вилка |
ГРАММ | Грибок |
Д | Дом, дерево |
Эффективное использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Детская речь как объект научного исследования заслуживает детального изучения. В современном мире дети насыщены информацией. В связи с этим обучение должно быть интересным и развивающим. Чтобы облегчить процесс формирования связной речи, стоит учесть следующие факторы:
- использование ясности. Детальное изучение изображений помогает детям называть предметы, их отличительные особенности и связанные с ними действия;
- создание наброска рассказа.
Важно! Наглядность и составление выразительного плана — основа для обучения детей связной речи.
Основанная на ФГОС, мнемоника включает в себя приемы, обеспечивающие успешное прохождение детьми природных объектов, дающую информацию об окружающем мире, помогающую запоминать структуру рассказа и развивающую речь. Файл этой техники строится от простого к сложному.
Сенсорно-графические схемы
Специфика этих схем заключается в том, что для каждого слова или фразы предлагается изображение. В результате весь текст отображается в виде диаграмм. Глядя на эти схемы, ребенок может легко воспроизвести текст. Эти схемы можно использовать при:
- развитие словарного запаса;
- научить рассказывать истории;
- для переосмысления художественной литературы;
- отгадывать и отгадывать головоломки;
- выучить стихотворение наизусть.
Предметно-схематические модели
Модель — это общее изображение определенных свойств объекта. Метод моделирования основан на том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных шаблонов и моделей. Они представляют свойства объекта в визуальной форме. Основная цель моделирования — освоение окружающего мира, сохранение информации и развитие словарного запаса. Для дошкольников используются различные типы выкроек. Один из типов — предметно-схемная модель. В нем наиболее значимые компоненты и связи между ними представлены в виде графических символов.
Поэзия
Блоки-квадраты
При обучении в дошкольном образовательном учреждении используются квадратные блоки. Например, вы можете нарисовать блок-схему времен года. Эти схемы помогают:
- в построении структуры истории;
- в последовательности выражения мыслей;
- сделать историю лексически богатой.
Интерактивные логопедические игры для дошкольников