Мнемотехника для развития речи в детском саду, как средство работы над лексикой

Речь как средство общения и мышления

Язык тесно связан с мыслью. Он выполняет несколько функций:

  • выражение человеческой психологии;
  • носитель информации о памяти и сознании;
  • средства мысли;
  • средство контроля над другими людьми.

 

Основная функция языка — инструмент для мышления. Эта взаимосвязь была продемонстрирована научными исследованиями участия голоса в решении задач мозга. В самых сложных ситуациях мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок.

Слово как средство общения и мысли выполняет функцию общения. Развитие речи развивает мышление и интеллект. Мышление переходит от мысли к фразам, фразам и звукам. Для разговора должны быть присущи структура, доступность и выразительность.

Главное средство общения между людьми — это слово. Без слов невозможно передать информацию. Для речи как средства общения характерны следующие качества:

  • альтернативы;
  • конструктивность;
  • рефлексивность.

Развитие словарного запаса происходит в три периода:

  • фонетика до 2 лет: звуки поглощаются;
  • грамматика до 3-х лет: разучиваются модели произношения;
  • семантическая до 17 лет: усваивается смысловая актуальность.

Примечание! Для воспитателей детского сада в классах проводятся различные спектакли, мастер-классы, консультации и презентации по развитию речи и мышления детей.

Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе

Развитие словарного запаса ребенка — подготовительный этап к обучению. Речь позволит ребенку усвоить знания. Делятся на устные и письменные. До 6-7 лет дети осваивают устную речь. Успешное владение чтением и письмом зависит от развития устной речи. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в школу, вам нужно обратить внимание на:

  • правильное произношение звуков;
  • умение различать звуки;
  • развитие словарного запаса;
  • развитие родственной речи и речевого общения;
  • развитие памяти, внимания и мышления.

Примечание! Связная речь — важнейшая составляющая речевой подготовки к школе.

К 6-7 годам ребенок должен приобрести следующие навыки:

  • умение рассказывать истории и сказки;
  • умение составлять истории из картинки и изображений;
  • ответить на вопросы по тексту.

Как составить мнемотаблицу, работая с текстом

Мнемоническая таблица включает в себя широкий набор слов и словосочетаний, внутри нее можно зашифровать все, но для детей работа с ней должна идти от простого к сложному. Поэтому дошкольники сначала изучают понятие мнемонических квадратов (рисунков-схем).

Первый этап — мнемоквадрат

В нем взрослый зашифровывает слово и показывает ребенку схему рисования, заключенную в квадратное окошко. Например, слово «временный» может представлять следующий шаблон:

Облако, от него нарисованы косые линии (дождь), пересеченные ломаной (молния).

В мнемоническом квадрате можно изобразить любое слово, главное, чтобы оно было доступно детям. Тема разная, это могут быть предметы, животные, их свойства и действия. Цель состоит в том, чтобы научить ребенка связывать узор изображения с предметом или действием и видеть его связь с внешним миром.

Детям нравится это упражнение, и они с удовольствием кодируют разные слова, хорошо, если родители поощряют его.

Второй этап — мнемодорожки

Освоив мнемонический квадрат, они переходят по мнемоническим следам, то есть различным «окнам», в которых изображается предложение или фраза. Ребенок сначала под руководством взрослого переходит с одного квадрата на другой и с помощью нарисованных схем запоминает текст, затем делает это сам.

Например, предложение, написанное вместе с ребенком: «Кот достал из корзины мяч и играет с ним», можно зашифровать следующим образом:

Схематическое изображение кошки в движении.

Корзина с разноцветными клубочками.

Запутанные линии — нити шара, рядом с изображением кота.

Родители, обучая ребенка кодовым словам в домашних играх, решают сразу несколько задач:

  • развитие языка;
  • творческое самовыражение ребенка;
  • независимость в играх.

Третий этап — мнемотаблица

И как завершающий этап мнемонической техники — обработка мнемонических таблиц со схематическим изображением текста. Это может быть любое произведение или рассказ, придуманный взрослым, главное, чтобы контент был доступен ребенку. В дальнейшем, как и при работе с квадратами и дорожками, дети самостоятельно придумывают и шифруют любой текст.

Так может выглядеть мнемоническая таблица, схематически изображающая историю, составленную из детей.

«Пришла холодная зима. Выпало много снега. Мальчики тепло оделись и пошли гулять. На улице построили горку и санки. Потом слепили снеговика и сыграли в снежки. Зимой гулять весело! »

Большая буква «Z» — зима.

Изображение снежинок.

Зимний пейзаж: дом, из трубы идет дым, рядом сугробы.

Схематическое изображение тепло одетых детей: шапки, перчатки, валенки.

Холм, рядом схематические фигурки детей с санками.

Изображение детских фигурок на лыжах.

Круги, изображающие снежки.

Изображение снеговика.

Схематическое изображение улыбающихся лиц детей.

Из таких рассказов можно составить целые циклы по временам года, а из нарисованных детьми картинных схем можно сделать самодельные альбомы-книжки, которые дошкольники смогут просматривать и пересказывать произведения. Это отличный способ развить не только детскую связную речь, но и творческое воображение, мелкую моторику, навыки рисования.

Больше всего детям нравится шифровать забавные сказки или детские стишки. Основным изображением в мнемонических таблицах должны быть персонажи и их действия, чтобы дошкольнику было легче пересказывать. Свойства зашифрованных объектов в таблицах будут доступны детям постарше после специального образования.

Родители, заинтересованные в том, чтобы помочь своему ребенку овладеть богатством его родного языка, могут активно участвовать в составлении таких таблиц.

Например, сказки о животных, предметах, с простым сюжетом, небольшим количеством персонажей и динамикой развития легко закодировать и превратить в игру для дошкольников. Так может выглядеть сказка «Изба Заюшкиной».

Изображение ледяной избы, рядом схематическое изображение петушка.

Хижина Баста, рядом схематическое изображение кролика.

Хижина зайчика и лужи от хижины лисицы.

Изображение лисы и зайца. Далее фото кроличьего домика.

Лицо кролика с каплями слезы.

Набросал фигурки собаки и зайца.

Изображение фигурок волка и зайца.

Схематическое изображение фигурок медведя и кролика.

Фигурное изображение петушка и кролика.

Набросок морды лисы, смотрящей в окно.

Изображение улыбающегося кролика.

Чайник, чашки, коктейли и угощения для кроликов.

Так можно зашифровать любую сказку. Но для подобных занятий с ребенком родителям лучше не подбирать сказки типа лягушка-царевна, объемные по содержанию, обилию персонажей и многочисленным действиям, так как произвольность психических процессов у дошкольников еще находится в обучении, а длительная работа может погасить интерес ребенка.

Наибольший эффект от действия мнемонической таблицы достигается при работе над стихами и рассказывающими текстами, поскольку их использование в развитии языка решает множество задач: помогает ребенку легче воспринимать и усваивать текст, устанавливать последовательность представление содержания, а также план-схему его воспроизведения. Среди произведений для детей можно собрать стихи для разучивания с детьми и закодировать их в мнемонических таблицах. Это могут быть как произведения классиков А. Барто, В. Берестова, С. Маршака, так и тексты современных авторов. Все зависит от творческой направленности взрослых и детей, от уровня развития их связной речи.

Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас

Самый действенный метод в развитии дошкольников по мнемонике — игра. Схемы тоже подходят. Режимы разработки включают:

  • дайте ребенку отдельные картинки. Ребенку следует попытаться сгруппировать их и объяснить, почему он сложил несколько картинок;
  • фото ваших впечатлений. Этот метод позволяет расширить словарный запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления от прошедшего дня. Затем ребенок должен рассказать, что было для него хорошим и плохим в течение дня;
  • запоминание стихотворения. Чтобы стихотворение было легче запоминать, нужно использовать таблицы. Знак или изображение необходимо разместить в каждой строке таблицы;
  • покажите фото ребенку. Расскажите, что на нем изображено. После этого картина переворачивается вверх ногами и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
  • разгадывать кроссворды;
  • разложите картинки перед ребенком. Ребенок внимательно на них смотрит. Потом закрывает глаза, и взрослый снимает фото. Ребенок открывает глаза и говорит, какое изображение отсутствует.

 

Схемы и таблицы для быстрого запоминания

Самый простой способ запоминать цифры и буквы — это схемы и таблицы. Например, можно нарисовать схемы, чтобы ребенок запоминал числа. Они содержат числа и ассоциации с ними.

Учимся произносить шипящие звуки по методике Фомичевой и Богомоловой

1 Карандаш ручка
2 Гусь, петух
4 Диван-кресло
7 Нож

Для запоминания букв можно составить таблицу. Первый столбец содержит букву, второе слово, начинающееся с нее, а третий — изображение.

А Арбуз, Ананас, Абрикос
Б Бегемот, Будильник
В Ворона, вилка
ГРАММ Грибок
Д Дом, дерево

Эффективное использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Детская речь как объект научного исследования заслуживает детального изучения. В современном мире дети насыщены информацией. В связи с этим обучение должно быть интересным и развивающим. Чтобы облегчить процесс формирования связной речи, стоит учесть следующие факторы:

  • использование ясности. Детальное изучение изображений помогает детям называть предметы, их отличительные особенности и связанные с ними действия;
  • создание наброска рассказа.

Важно! Наглядность и составление выразительного плана — основа для обучения детей связной речи.

Основанная на ФГОС, мнемоника включает в себя приемы, обеспечивающие успешное прохождение детьми природных объектов, дающую информацию об окружающем мире, помогающую запоминать структуру рассказа и развивающую речь. Файл этой техники строится от простого к сложному.

Сенсорно-графические схемы

Специфика этих схем заключается в том, что для каждого слова или фразы предлагается изображение. В результате весь текст отображается в виде диаграмм. Глядя на эти схемы, ребенок может легко воспроизвести текст. Эти схемы можно использовать при:

  • развитие словарного запаса;
  • научить рассказывать истории;
  • для переосмысления художественной литературы;
  • отгадывать и отгадывать головоломки;
  • выучить стихотворение наизусть.

 

Предметно-схематические модели

Модель — это общее изображение определенных свойств объекта. Метод моделирования основан на том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных шаблонов и моделей. Они представляют свойства объекта в визуальной форме. Основная цель моделирования — освоение окружающего мира, сохранение информации и развитие словарного запаса. Для дошкольников используются различные типы выкроек. Один из типов — предметно-схемная модель. В нем наиболее значимые компоненты и связи между ними представлены в виде графических символов.

Поэзия

Блоки-квадраты

При обучении в дошкольном образовательном учреждении используются квадратные блоки. Например, вы можете нарисовать блок-схему времен года. Эти схемы помогают:

  • в построении структуры истории;
  • в последовательности выражения мыслей;
  • сделать историю лексически богатой.

Интерактивные логопедические игры для дошкольников

Источники

  • https://vospitanie.guru/rech/ispolzovanie-mnemotehniki-v-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta
  • https://myintelligentkids.com/razvitie-svyaznoj-rechi-doshkolnikov-s-ispolzovaniem-mnemotablic

Оцените статью
Блог о речи