ОНР 2 уровня: коррекционная работа

Симптомы

самыми тяжелыми считаются 1 и 2 степени ОНР. В основном нарушения речи проявляются в несостоятельности слов, иногда в отсутствии звуков и значений слова. Впоследствии речевые дефекты проявятся в виде дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, заикание;
  • иногда появляются простые предложения;
  • бедность словарного запаса и слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с связностью речи, часто отсутствуют множественные числа, падежи;
  • искажается произношение звука, ребенок заменяет звуки, произносит их нечетко.

Что делать ребенку, которому поставили диагноз «недоразвитие речи 2-й степени?

  • произносит простые слова, имеющие схожее значение (летучий жук, насекомые; туфли, туфли, кеды, сапоги и т д.), т.е несколько понятий объединены в одном слове;
  • с трудом называет части тела, предметы, посуду, слова с уменьшительным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • испытывает трудности с определением атрибутов предмета (из чего он сделан, цвета, вкуса, запаха);
  • сочиняет рассказ или рассказывает только задав вопросы взрослого;
  • выражения плохо понимаются, звуки искажены.

Характеристика OHR заставляет задуматься, почему происходят такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ребенка:

  • гипоксия при беременности или родах;
  • удушье;
  • ответный конфликт;
  • травма головы.

Коррекционная работа, которая ждет логопеда и родителей ребенка, очень кропотливая. По образцу необходимо формировать речь практически с нуля. Как проходят сеансы восстановления?

Лечение

Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте со специалистами-медиками: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим расстройством ребенку необходимо пройти курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии проводится хирургическая коррекция деформаций лица («волчья пасть», «заячья губа»). С 3-4 лет дети зачисляются в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения на 3 года обучения. В этот период речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. В содержание работы входит:
• Активация и построение словарного запаса. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся ролевые и сюжетные игры, ставятся спектакли. Ребенка учат называть предметы, знаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные отношения между предметами.
• Развитие словарного запаса. Грамматические средства. В рамках направления ведется работа по развитию навыков словообразования, словоизменения, владения грамматическими категориями, такими как число, падеж, «Куда?», «Чей?», «Сколько?» и т.п.
• Формирование фразеологии и связной речи. Укрепляются навыки построения простых предложений, формируются навыки составления рассказов. С ребенком вы разучиваете детские стишки и куплеты. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
• Улучшение навыков произношения. На начальном этапе мы работаем над разграничением невербальных звуков и речи, над развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. Выяснив правильность произношения сохранившихся фонем, начинается работа по формулировке звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация выполняются по общепринятым правилам.

Работа с логопедом

Если в 3-4 года у ребенка не складывается речь, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ГНД выполняются несколькими специалистами.

Невролог может помочь определить причину. Если вам необходимо лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие лекарства могут понадобиться вашему ребенку, потребуется МРТ головного мозга. Однако такой анализ не всегда необходим. Иногда невропатологу после разговора с мамой становится достаточно понятно, почему не развивается речь и как можно помочь ребенку и его семье справиться с болезнью.

После посещения невролога обязательна консультация логопеда. По возможности занятия следует продолжать индивидуально или в специальных группах коррекции речи. Что учитель будет делать с ребенком?

Общее направление будет заключаться в развитии языковой деятельности и ее понимания, формировании предложений, произношении звука, уточнении того, как произносятся слова, использовании лексических и грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, потому что нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, чтобы исправить произношение, вам придется постоянно просить ребенка спеть какое-нибудь слово, при этом все в доме должны говорить одинаково.

В частности, коррекционная работа будет состоять из следующих упражнений:

  • Произношение труднопроизносимых слов в распеве, удлиненное, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторять. Желательно, чтобы все в окружении ребенка, а не только в классе, говорили таким образом. Это позволит ребенку лучше усвоить звуковой состав слов.
  • Учите слова по темам на основе картинок. Например, логопед показывает ребенку фотографии домашних животных и четко называет их, заставляя ребенка повторять имена. Затем ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих к одной и той же части речи. Например, мы ездили: на санках, на машине, на горке и так далее
  • То же самое и со словесными формами: Коля написал — Коля пишет — Коля напишет.
  • Разрешить изменение имени на основе чисел. Педагог показывает картинки предметов в единственном и множественном числе, называет их и просит ребенка показать их.
  • Работа с предлогами ведется отдельно. Логопед заменяет их похожими по структуре фразами, например: ходит в лес, в гости, в горы и т.д.
  • Поработайте над различением звучных и глухих звуков, различая их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

лучше, если занятия с детьми с недоразвитием речи 2 класса будут проводиться индивидуально с логопедом. О, нельзя отказывать детям в общении с другими детьми, что для них крайне важно. В этом общении будет формироваться речь, желание построить предложение и передать информацию другим детям.

известно, что ребенок общается со взрослыми и со сверстниками совершенно по-разному. С последними он чувствует себя свободнее, его интересы совпадают с ними. Если ваш ребенок OHP не посещает детский сад, причина недостаточного языкового развития также может заключаться в отсутствии общения. Попробуйте записать своего ребенка в группу развития, детский клуб, где они постараются всесторонне развить детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Профилактика

Первичная профилактика ОНР заключается в предотвращении раннего повреждения речевых центров и органов, приводящего к тяжелой речевой патологии. Во избежание трудностей в обучении и задержек в когнитивном развитии необходимо своевременно выявлять серьезные языковые дефекты и исправлять их.

Описание

Недоразвитие общей речи 2-го уровня. Тяжелая форма нарушения речи у детей, характеризующаяся ограниченными возможностями для самостоятельной речи. Ребенок выражается простым предложением, но допускает множество словесных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас ограничен, флективные и словообразовательные способности не обучены, звуковое произношение и фонематические операции сильно нарушены. Степень ОНР определяется с помощью психологического и логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: улучшить восприятие языка, расширить словарный запас, сформировать общее предложение, развить грамматические языковые навыки.

Названия

Название: ОНР 2 уровня.
OHR уровень 2

Основные особенности ОНР 2 уровня

Основное отличие ОНР 2 степени от ОНР 1 степени — использование в общении ребенком не только характерного заикания, жестов и очень простых форм слов, но и элементарных слов, которые используются в повседневной жизни. Однако все предложения могут быть искажены, поэтому не каждый сможет понять точную формулировку, например, «матик» чаще означает слово «мальчик», но вы также можете подумать о «мяч».

При постановке ударения положительный результат наблюдается только в тех словах, в которых ударение приходится на последний слог. Все другие попытки построить грамотный дискурс терпят неудачу.

Чаще всего от такого ребенка можно услышать простой список предметов вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если вы попросите его составить рассказ из изображения, это можно будет сделать только с помощью основных вопросов. В итоге вы получите простой ответ, состоящий из двух-трех слов, но построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР.

На этом этапе развития дети используют личные местоимения, предлоги и простые союзы. Дети с уровнем II OHP могут рассказать короткую историю о себе, своей семье или своих друзьях. Однако некоторые слова будут неправильно использованы в произношении. Если ребенок не знает правильного названия предмета или действия, он попытается заменить его объяснением.

Если ребенок не может заменить слово синонимом, то он прибегнет к помощи жестов.

На поставленные вопросы такие дети отвечают именами в именительном падеже, то есть вопросом «С кем вы сегодня ходили по магазинам?» Вы можете послушать короткометражный фильм «Мама или папа».

ОНР 2 степени также проявляется непризнанием нейтрального рода, а также незначительным количеством прилагательных.

На уровне 2 OHP ребенок пытается найти правильную грамматическую форму, поэтому он может несколько раз попытаться найти правильную структуру слова: «Был .. был .. дождь .. дождь».

На этом уровне дети чаще могут различать единственные и множественные формы существительных, времен. Для позднего начала речи характерна замена согласных звуков: с мягкого на твердый — «родинка» — «моло».

Обычно детям в возрасте до 4 лет не ставится диагноз ОНР 2 уровня.

У детей со вторым уровнем ОНР в течение учебного семестра практически сформировалась простая речь, плохой словарный запас и аграмматизм в произношении.

Особенность OHR 2 степени:

  • есть расширение словарного запаса не только за счет новых существительных и простых глаголов, но также за счет использования прилагательных и наречий;
  • наблюдается обогащение речи за счет введения видоизмененных форм слова, например, ребенок пытается изменить слово по роду, падежу, но в большинстве случаев произношение звучит некорректно;
  • в общении дети используют простые предложения;
  • происходит расширение словарного запаса не только пассивного, но и активного, благодаря чему ребенок понимает больше информации;
  • звуки и многие слова по-прежнему звучат неправильно и резко.

Основные грамматические ошибки, которые допускают дети:

  • Неправильное использование окончаний в склонении слова случайно, например «лимузин от бабушки» — «было от бабушки».
  • Нет разницы между единственным и множественным числом, например «пицца съела» — «съели птицы».
  • Отсутствие практики смены названия при изменении количества предметов, например «ти йига» — «три книги».
  • Неправильное использование предлогов в разговоре или их полное отсутствие, например «папа пошел в магазин» — «папа пошел в магазин» или заменить один предлог другим «мама ела из куни» — «мама пела на кухне».

Диагностика ОНР 2 группы

К диагностике подходят комплексно. В нем принимают участие педиатр и узкие специалисты: отоларинголог, психиатр, невролог, логопед.

Работа педиатра — собрать историю болезни, оценить общее состояние здоровья пациента и направить его к другим врачам.

Задача отоларинголога — оценить остроту слуха, выявить или исключить глухоту и другие нарушения слуха.

Задача психиатра — оценить психическое здоровье пациента, исключить психические расстройства и заболевания, которые сопровождаются нарушениями речи. К ним относятся, например, аутизм, умственная отсталость.

Задача невролога — оценить неврологическое состояние ребенка, поскольку очень часто нарушения речевого развития связаны именно с поражением центральной нервной системы, языковых центров головного мозга. Поэтому невролог направляет пациента на аппаратную диагностику и только после этого ставит диагноз.

Задача логопеда-дефектолога — определить форму и уровень недоразвития речи и составить программу коррекции.

При необходимости подключают медикаментозную терапию, массаж, физиотерапевтический и логопедический массаж. Также важна роль родителей: они также должны заботиться о ребенке дома.

В некоторых случаях (например, при ринолалии) необходима консультация челюстно-лицевого хирурга. Может потребоваться операция по устранению дефекта, мешающего ребенку говорить.

Диагностика у логопеда

Логопед-дефектолог изучает анамнез, полученный в результате обследований других узких специалистов. Просит родителей дать информацию о течении беременности и родов, о речевой деятельности ребенка, когда он начал булькать, сказал первое слово — эти данные очень важны для выявления причин недоразвития.

Логопед оценивает двигательные навыки ребенка, особенно мелкие, поскольку существует связь между двигательным и языковым развитием.

Затем оцените разговорный язык маленького пациента — каждый из его компонентов. Это необходимо для определения недоразвитости речи и степени понимания родного языка ребенка. Он оценивает его по 4 критериям:

  1. Связь. Логопед оценивает последовательность и компетентность, с которой ребенок говорит, порядок слов в предложениях, последовательность и последовательность изложения. При общем недоразвитии второго уровня речи дети не могут связно выразить свои мысли или что-то сказать. Чтобы оценить эту особенность речи, логопед дает крохе изображение, которое необходимо описать, или аудиозапись, которую необходимо переписать. Или просто задайте вопросы, на которые ребенок должен ответить;
  2. Лексико-грамматические процессы. Оценивается, как ребенок понимает множественное и единственное число, падежи, синонимы, антонимы, аккорды, а также общие категории, формы, цвета, свойства. Дети с недоразвитием общего языка второго уровня с трудом подбирают нужные слова, одним словом обозначают сразу несколько слов, имеющих схожее значение, и строят предложения в целом с грубыми ошибками;
  3. Слоговая структура. Сложные слова детей с языковым развитием 2 группы упрощаются, укорачиваются до 1-2 слогов, а также меняют слоги местами, пропускают их;
  4. Воспроизведение звука. Страдает ОНР II степени. Маленькие дети могут неправильно произносить до 20 звуков — это почти все группы. Они не могут выполнять звуковой анализ из-за нарушения фонематического слуха.

На основании полученных данных специалист определяет форму патологии речи, степень ее тяжести и составляет индивидуальную программу коррекции.

Патогенез

При уровне OHP 2 отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом уровне выявляется недостаточная словарная база, что вызывает затруднения в выражении мыслей, построении синтаксической структуры предложений и грамотном изложении. Фонетическая и фонематическая недоразвитость выражается в искажении звуко-слогового рисунка слов, неподготовленности дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы недоразвития языка зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальной органической травме головного мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием языка или невозможностью его моторной реализации. При пороках развития периферических органов языка в основном нарушается языковая деятельность и, во вторую очередь, фонематические процессы.

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Задержка речевого развития

Национальные рекомендации по лечению

Специфические нарушения речи у детей

Осложнения

Без целевого обучения дети с уровнем SGS 2 испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические нарушения школьных навыков: аграмматическая дисграфия и дислексия. Из-за плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и осваиваться в детском коллективе. Дети с ограниченной лингвистической активностью осознают и с трудом осознают свой дефект, что отрицательно сказывается на их личном и умственном развитии. Несмотря на первичное сохранение интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ВНП может возникнуть пограничная умственная отсталость.

Прогноз

В большинстве случаев прогноз речи OHP 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение речевой активности и повышение уровня языкового развития. При переходе в начальную школу дети должны продолжить обучение в школьном языковом центре, так как они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения.

Коррекция

Разрабатывая план коррекционной работы с ВГР 2 типа, логопед разбивает его на несколько блоков:

  1. Развитие умения понимать чужую речь
  2. Расширьте словарный запас
  3. Составлять слова
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Формирование умения писать простые и распространенные предложения
  6. Развитие способности связного изложения на бесплатные темы

без медицинской помощи невозможно преодолеть дефекты речи при ОНР 2 типа. Необходимо включить в работу узких специалистов: невролога, педиатра, реабилитолога, психолога. Воспитанник дошкольного образовательного учреждения должен получить медицинскую помощь, эмоциональную поддержку.

Остановимся на каждом этапе педагогической работы отдельно. Приведенные примеры упражнений, занятий можно использовать с детьми в возрасте 3-4 лет и старше.

Понимание чужой речи и расширение словарного запаса

Два этапа исправления дефектов речи неразрывно связаны друг с другом. Чем больше ребенок знает слова, понимает их значение, тем лучше он понимает значение того, что говорит собеседник.

Основная задача уроков по развитию коммуникативных навыков — наладить контакт ученика с педагогом (дефектологом, логопедом), расширить пассивный словарный запас дошкольника. Вы сможете быстрее достичь своих целей, если будете использовать наглядные примеры и ситуации, которые легко понять вашему ребенку. Убедитесь, что вы соединяете мимику и жесты со словами.

Нет необходимости уделять отдельное время развитию способности понимать чужую речь. Под любым предлогом обращайтесь к ребенку с речью: попросите помощи, принесите что-нибудь, прокомментируйте моменты режима.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • Дети идут гулять

Воспитатель поворачивается к ним и приказывает: «Надеваем сначала носки, потом кофточки…». На первых порах можно показать вещи, помочь выбрать предмет из коробки.

  • Запросы

«Принеси мяч», «Подними куб». Постепенно просьбы сужаются: «Положи синюю книгу на верхнюю полку», «Покажи мне, где сидит кукла в красном платье”.

  • Поставьте игрушки на свои места

Медведь сядет на диван, кролик ляжет в кроватку, кубики будут стоять на столе.

Чтобы различать словоформы, используйте парные изображения:

  • Глаголы единственного и множественного числа, существительные

Плавают рыбы — плавают рыбы.

  • Времена

Маша ест суп, Маша собирается есть суп, Маша ест суп.

  • Падежные формы существительных

На ребенке шуба. Мех висит в шкафу.

  • Притяжательные местоимения, прилагательные

Мой носок, папиный носок. Здесь можно использовать просьбы: дать карандаш, дать Машину карандаш.

  • Пространственные концепции

Помогает привлечь использование предлогов. Мяч лежит на столе, под столом, возле стола. Требования к использованию: положите книгу себе на колени, под стул, возле кровати.

Пополните словарный запас с помощью логопедических лотерей на разные темы: «Животные», «Времена года», «Фрукты», «Овощи», «Транспорт». Изучайте не только названия предметов, но и связанные с ними глаголы.

Например, говоря о животных, спросите ребенка: дикое или домашнее животное, какого оно размера, какого цвета, что ест и т.д.

Научитесь составлять слова

дошкольнику с уровнем ОНР 2 сложно произносить слова с любовью, то есть добавлять к ним суффиксы — энк-, -к-, -онок- и другие. Мы даем эти задачи:

  • Большой маленький.

Арбуз-арбуз, заяц-заяц.

  • Добавьте префикс.

Я ел, я ел, я сказал, я сказал. Важно обратить внимание на изменение лексического значения слова.

Игры на совпадение эффективны для обучения написанию слова. Например, дети должны «спорить»: у меня есть нос — и у меня есть нос, у меня есть дом — и у меня есть дом. Соревновательный момент добавляет веселья рабочему процессу.

Развитие фонематического слуха

Важная составляющая логопедической работы по устранению дефекта постановки ударения и звукового произношения. На начальном этапе нужно показать детям разнообразие звуков в природе: шорох бумагой, писк, услышать вой ветра, пение птиц, шум воды. Обратитесь за помощью к музыкальным инструментам (барабанам, скрипке, металлофону). Ребенок должен различать и называть не только источник звука, но и слышать его громкость, его мелодию. Раздайте карточки с инструментами, дети пытаются описать, как это звучит.

Следующим шагом будет различение звуков речи:

  • Какая разница между названиями Рот-кошка, Каша-Маша?

Дошкольник должен назвать звуки, которые не совпадают.

  • Подобные словоформы.

Я тебя побью — дам тебе ролл.

  • Неправильное эхо.

Ученик должен повторить слово за учителем, меняя 1-2 звука. Например, приношу — готовлю, дочку Машу — дочку Глаши.

Делаем предложения

Начните практику с простых предложений из двух слов: пришла, надела шубу, люблю компот. Постепенно учите дошкольника составлять предложения из трех частей. Вы можете использовать следующий вид деятельности:

  • Что ты делаешь?

Распечатайте фотографии детей, занимающихся спортом, гуляющих или собирающих руки. Задача дошкольника — сказать то, что он видит, но придумывать персонажу разные действия. Например, Маша стоит на лестнице и собирает груши. Гуляют Ваня, Катя, Вова. Важно выбирать однородные предикаты или подлежащие.

  • Какие?

Выберем предикатные дополнения на картинке. Например, Мальчик рисует (что?) Домик, гриб, ёжика.

  • У меня есть.

Детям в руки выдают 2-3 предмета (фрукты, игрушки, книги). Каждый должен сказать, что у него есть. «А на бирже есть книжка-раскраска, карандаши, краски. А у меня есть мышка, кукла и гриб”.

  • Восстановите правильный порядок слов.

Логопед произносит ряд слов: лепить, мышка, Маша. Ученики должны быть успешными: Маша лепит мышку.

  • Подробные ответы на вопросы.

Что ты делаешь? Чем любит заниматься мама? Что ты видишь за окном?

Я рисую солнышко, мама любит петь и танцевать, я вижу за окном лужи и деревья.

Уделяйте время развитию памяти и внимания. Воспользуйтесь играми «Найди лишнее на картинке», «Кто быстрее найдет предмет» (спрятанный в группе или на картинке), «Найди ошибку». Последняя игра проходит так:

  • Учитель произносит предложение и намеренно делает в нем грамматическую ошибку.

Например, Маша и Ваня собирали груши с дерева.

  • Дети должны повторить предложение, уметь найти и исправить ошибку.

Составляя и произнося слова, фразы предложений, следите за ударением, артикуляцией отделения. Не бойтесь останавливаться, поправляйте, просите произнести правильный вариант.

Развиваем связную речь, умение составить собственное высказывание

Проведение занятий по формированию самостоятельных речевых навыков в форме дружеской беседы. Предложите ученикам следующие задания:

  • Опишите картинку.
  • Что изменилось за окном?
  • Кто что сегодня носил?
  • Перечитывание услышанного текста. Можно задавать важные вопросы, опираться на иллюстрации.
  • Восстановите последовательность из изображений.
  • Сопряженное произношение.

Используйте истории в деликатные моменты. Дети озвучивают процесс переодевания на улице: сначала брюки надену, потом сапоги, шапку завяжу. Параллельно задавайте вопросы: Какого цвета у вас носки? Какая у Лены шапка (трикотажная, меховая)? У тебя есть хорошие туфли?

Первые 3-4 месяца рекомендуется проводить индивидуальные занятия, затем дети группируются по 2-3 человека. При контакте с логопедом и дефектологом дошкольники не стесняются разговаривать и отвечать на вопросы, могут переходить к массовым играм и очным опросам. Подкрепите свой интерес к бизнесу похвалами, сюрпризами и играми. Урок должен длиться не более 15 минут, так как дети с ОНР ослаблены, страдают плохой успеваемостью.

Включите в класс динамические перерывы, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. Это может быть пальчиковая гимнастика, разминка кора.

Общие сведения

Учение об уровнях речи у детей с патологией речи было выдвинуто в 50-60-е годы профессором логопедии прошлого века Р.Е. Левиной. Он выделил три уровня языковой недоразвитости: 1 — мутизм, 2 — появление общего языка, 3 — расширенная фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Следовательно, второй уровень языкового развития отличается более высокими языковыми навыками, чем уровень 1 OHP. Однако низкая степень владения языковыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития с помощью специальных корректирующих методов обучения. Впоследствии к этой классификации был добавлен 4-й уровень развития языка, характеризующийся остаточными признаками недоразвития FF и PH.

OHR уровень 2

ОНР 2 уровня: характеристика речи

Дети начинают говорить поздно, в возрасте 3–4 лет и даже позже. Из-за ограниченного словарного запаса они говорят короткими простыми предложениями до 4 слов. Языковые навыки позволяют ребенку выразить свое желание, обозначить предметы быта и их действия.

В общении до сих пор использует невербальные средства: мимику, жесты, аморфные слова. Союзы, предлоги, падежи: они все выбрасывают.

Но дети понимают обращенные к ним слова гораздо лучше, чем в первой группе слаборазвитых. Даже если они все еще не знают форм, цветов, названий частей тела.

Страдает фонематический слух: ребенок не может выделить изолированный звук, определить его положение в слове, собрать слова с этим звуком. Смущает и неправильно говорит почти все группы звуков.

Внешне дети с ВГД 2 степени неуклюжи, имеют плохую координацию движений, недостаточно развиты мелкая моторика, часто имеют неврологические проблемы. У них хуже память и умственные процессы, чем у их сверстников, они быстро устают, отвлекаются и не могут сосредоточиться.

Причины ОНР II степени

К нарушению могут привести различные факторы. Их можно разделить на 2 группы:

  1. Биологический. К ним относятся: тяжелые беременности, вредные привычки матери во время вынашивания, гипоксия плода, резус-конфликт между плодом и матерью. В эту группу также входят тяжелые роды: травматические, быстрые или продолжительные, удушье. Эти факторы могут вызвать повреждение центральной нервной системы и привести к умственной отсталости, нарушениям речи и другим проблемам;
  2. Социальное. В семьях, где родители ведут нелюдимый образ жизни, сильно страдают дети. Неблагоприятная среда, равнодушное или жестокое обращение, побои, неправильное образование или его отсутствие, агрессия со стороны взрослых, отсутствие общения и развивающей активности с родителями — все это включает целый спектр психических и неврологических расстройств.

также важно, что происходило с малышом на первом году жизни. Психоэмоциональные и физические травмы, нейроинфекции, частые заболевания в раннем детстве, черепно-мозговые травмы в предречевом периоде могут вызвать задержку речевого развития в будущем.

Возможные осложнения

Без целевого обучения дети с уровнем SGS 2 испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические нарушения школьных навыков: аграмматическая дисграфия и дислексия. Из-за плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и осваиваться в детском коллективе. Дети с ограниченной лингвистической активностью осознают и с трудом осознают свой дефект, что отрицательно сказывается на их личном и умственном развитии. Несмотря на первичное сохранение интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ВНП может возникнуть пограничная умственная отсталость.

Дополнительные факты

Учение об уровнях речи у детей с логопедом было выдвинуто в 50-60 гг. Прошлого века профессором логопеда Р.Е. Левиной. Он выделил три уровня недоразвития языка: 1 — мутизм, 2 — появление общего языка, 3 — расширенная фразовая речь с лексико-грамматическими (LH) и фонетико-фонематическими (FF) ошибками. ТО, второй уровень языкового развития отличается более высокими языковыми навыками, чем уровень ОНР 1. Однако низкая степень владения языковыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития посредством корректирующего специального образования. Впоследствии к этой классификации был добавлен 4-й уровень развития языка, характеризующийся остаточными признаками недоразвития FF и PH.
OHR уровень 2

Диагностика

Обследование дошкольника с нарушением речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Процесс диагностики OHP состоит из нескольких этапов:

  • Беседа с родителями для сбора анамнеза, чтобы выяснить возможную причину дефекта речи.
  • Оценка уровня подготовки ребенка к разговорной речи.
  • Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержки развития.
  • Изучение строения голосового аппарата для выявления органических нарушений.

Окончательный диагноз ставится на основании заключения совета. Чтобы отправить ребенка в детский сад логопеда, необходимо пройти ПМПК. Комиссия должна представить характеристику дошкольнику из дошкольного образовательного учреждения или психологу. Они проведут беседу с ребенком и родителями и дадут рекомендации по дальнейшему обучению. Индивидуальную программу работы в соответствии с требованиями ФГОС выполняет преподаватель образовательного учреждения.

Лечение OHP — трудоемкий процесс. Нельзя полагаться только на педагогов дошкольного образовательного учреждения, обязательно дальше учиться дома, больше разговаривать с ребенком и слушать его высказывания.

Коррекционная программа при ОНР 2 уровня

Дети с диагнозом «общее недоразвитие речи 2 типа» в возрасте 3–4 лет находятся на учете в логопедической группе детского сада. Там они проведут 3 года: это время, необходимое для того, чтобы приблизить словесные навыки школьников к возрастной норме.

Программа коррекции преследует несколько целей:

  1. Пополняйте и активируйте свой словарный запас. Для этого логопед предлагает на занятиях лексические темы (например, «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Профессии»). По каждой теме предлагается список слов, которые необходимо выучить детям. Затем выполняют упражнения: называют предметы, их свойства, описывают картинки;
  2. Развивайте словарный запас и грамматику. Юных школьников обучают навыкам формирования слов, обучения числам, падежам, полу. За три года они научатся без ошибок употреблять порядковые числа и слова в трех падежах (родительном, инструментальном и дательном), чтобы отвечать на вопросы «сколько?», «Чей?», «Где?» и где?»;
  3. Сформируйте связную и фразовую речь. Учеников учат правильно составлять простые предложения, а затем короткие рассказы. Они предлагают следующие упражнения: составление рассказа из образа, запоминание куплета или стишка, подробный ответ на вопрос, а также самостоятельная постановка вопросов, ведение диалогов;
  4. Улучшение звукового произношения. Сначала логопед развивает сустав, а затем обрабатывает отдельные звуки. Затем составляются слоги, а затем слова.

Уроки со студентами с общим недоразвитием языка 2 типа проводятся в группах в игровой форме.

Прогноз ТНР ОНР 2 уровня

Если начать коррекцию в возрасте 3–4 лет, прогнозы очень хорошие. Дети, обучающиеся в логопедической группе, постепенно наращивают словарный запас, становятся более вербально активными. Все это приводит к постепенному повышению их языковых навыков.

В целом с первого класса большинству из них удается преодолеть все трудности, хотя они все же немного отстают от сверстников без ОНР 2 уровня. Поэтому необходимо продолжить занятия с логопедом из школы.

Родители должны понимать, что риск все же есть. Таким учащимся сложнее писать и читать, поэтому могут возникнуть трудности с обучением. Поэтому необходимо продолжать занятия до тех пор, пока возрастная норма дочери или сына не будет полностью соответствовать.

Если совсем не ухаживать за ребенком или не довести исправление до победного конца, то это грозит серьезными осложнениями — маленькому человеку будет сложно наладить контакт с другими людьми, найти друзей. Ему будет сложно вспомнить, сосредоточиться на образовательных и других процессах. Учиться в обычной школе будет сложно, поэтому таких учеников зачисляют в специальные школы.

Речевые расстройства также вызывают умственную отсталость. Поэтому такой ребенок почувствует свою неполноценность, снизится самооценка. В результате это приведет к поведенческим нарушениям, замкнутости, агрессии, апатии.

 

Оцените статью
Блог о речи