Постановка звука л в домашних условиях: логопедические упражнения

Содержание
  1. Постановка «л» у дошкольника
  2. Упражнения для улучшения речевого слуха
  3. Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?
  4. Неправильное произношение звуков
  5. Что такое ламбдацизм и параламбдацизм
  6. Причины неправильного произношения «л»
  7. Формирование правильного произношения звуков
  8. Правильная артикуляция звука Л
  9. Варианты произношения искаженного звука «л»
  10. Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву
  11. Игры на закрепление произношения
  12. Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»
  13. Что такое физиологическая дислалия
  14. Основные причины дислалии:
  15. Проявление физиологической дислалии:
  16. Как постановить звук «л»
  17. Артикуляция «л»
  18. Как научить ребенка говорить букву Л?
  19. Коррекция
  20. Ошибки при попытке произнести «л»
  21. Подготовительный этап
  22. Артикуляционная гимнастика
  23. Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»
  24. Постановка правильного произношения звука л в домашних условиях
  25. Артикуляционная гимнастика
  26. Постановка и автоматизация в речи твердого Л
  27. Тренировка и закрепление произношения мягкого ЛЬ
  28. Тренировка артикуляционной гимнастики
  29. Как сделать правильное произношение автоматическим
  30. Мягкий «Л»
  31. Рекомендации для родителей
  32. Твердый «л»
  33. Автоматизация
  34. Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л
  35. Подготовка к упражнениям
  36. Когда обращаться к логопеду?
  37. Причины нарушения произношения звука л

Постановка «л» у дошкольника

Дошкольное учреждение — важное время для всех. До этого момента дети учатся ходить, разговаривать, понимать окружающий мир и себя. Некоторые согласные со временем сложно произносить и образовывать. Хуже, когда родители не обращают внимания на дефекты речи ребенка. В зрелом возрасте от них уже очень сложно избавиться, поэтому во всех детских садах логопеды работают индивидуально с детьми в группах и индивидуально.

Наиболее распространенные труднопроизносимые согласные — «л» и «р». Конечно, со временем проблемы могут уйти без посторонней помощи, а иногда и нет. Задача логопедов — помочь дошкольнику получить правильное произношение. Звук «л» может быть мягким или жестким. Иногда ребенок не может произнести ни одного вида, но чаще в обоих случаях у детей возникают проблемы с произношением «л.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для улучшения речевого слуха ребенка логопеды используют специальные упражнения, представленные в виде игр:

  • «Говори громче и тише» — в зависимости от размера отображаемой игрушки нужно говорить громче или тише;
  • «Найди ошибку»: ребенку показывают картинку, сознательно называя ее ошибками, если ребенок заметил ее, он должен хлопать в ладоши;
  • «Угадай, чей это голос!» — взрослый играет голосами животных, а ребенок должен угадывать, кто кому принадлежит;
  • «Выберите слово!» — логопед показывает фото и перечисляет слова, ребенок должен выбрать то, что соответствует картинке.

Для постановки звука «л» необходимы регулярные тренировки с упражнениями разной степени сложности, а также уроки музыки.

Как выглядит алгоритм работы со звуком «Л»?

Чтобы научиться правильно произносить букву «Л», нужно постоянно следить за всеми этапами работы над произношением звука, не торопясь и не перескакивая с одного шага на другой.

Только закрепив навык на одном этапе, вы можете перейти к следующему. Это значительно сократит время и даст стойкий и ожидаемый результат.

Как поставить звук «Л» у взрослого? Процесс коррекции ничем не отличается от предусмотренного в логопеде дошкольников и школьников. Другой может быть формой — без игривых элементов, если он очень серьезный взрослый человек.

А теперь подробно рассмотрим, какие упражнения выполняются на индивидуальных и групповых занятиях на каждом этапе процесса коррекции.

Неправильное произношение звуков

Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам дети должны уже произнести все буквы, кроме трудного шипения и получающегося в результате «п» «п». В этом возрасте у детей повышается языковая активность.

В возрасте пяти-шести лет ребенок должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а сложными предложениями. Этот возраст относится к периоду роста и перехода к школьному возрасту. Если у ребенка проблемы с произношением, следует обратиться за помощью к врачу или поработать дома.

Наиболее распространенные звуковые ошибки:

  • шипение заменяется звуком «с», «с», (шорох-шорох, сено-детеныш, эз-ёжик);
  • p заменяются на «l», «l» (работа-лабот, руль-лул, рабство-урод).

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильное произношение звука «л», «л» или его полное отсутствие — это научный именной лямбдаизм. Делится на 4 типа:

  • носовой. Звук, который исходит с потоком воздуха, имеет тенденцию проникать не через рот, а через нос. Это происходит, когда корень языка упирается в нёбо, затрудняя проход. В таких случаях вместо «l» получается «ng lapa-ngapa, lak-ngak;
  • двугубый. Ребенок подсовывает губы трубочкой, так что вместо прописанной «л» получается «у»: доктор-пекарь, ламп-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, издавая ненормальный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых распространенных вариантов. Этот парень вообще не говорит «л», вместо этого вы получите слова без него: Bow-uk, lens-inza.

Теперь ясно, что такое лямбдацизм, а затем что такое параламбдацизм. Это включает замену «л» на другие звуки. Эти замены включают:

  • замена «л» на звук «с» или «б»: лала-баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стопка;
  • замена «л» на «д»: конь-дошад, увеличивающая-дупа;
  • замена «л» на «я», «йо», «ю»: лестница-ягер, ложка-ёжик, лук-юк;
  • замена «л» на мягкое «л»: делиться-делиться.

Причины неправильного произношения «л»

Неправильное произношение L происходит по определенным причинам. Эти причины включают:

  • дошкольник в силу своего маленького возраста еще не может произнести этот звук. Этот дефект является естественным до 4-х летнего возраста. К 4-5 годам ребенок уже должен уметь научиться произносить букву «л», а к 6 годам он должен различать твердые и мягкие слова «л»;
  • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык играет основную функцию в производстве речи. Если у ребенка проблемы со слабыми мышцами языка, вместо «l» будет слышна буква «v»;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Этот эффект типичен, когда ребенок говорит «я» и в этот момент кладет язык между зубами. Этот вариант также включает двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

Эти причины часто не связаны с какими-либо дефектами развития. Проблема возникает из-за неправильного положения язычка или неправильного распределения отработанного воздуха.
Если дошкольник с трудом произносит звук «л», это легко исправить. На его постановку потребуется время. Обычно дома 15-20 минут в день, и через некоторое время малыш станет успешным. Если по прошествии длительного периода времени усилия оказались напрасными, необходимо обратиться к логопеду.

Формирование правильного произношения звуков

Если ребенок не страдает болезнями, патологическим развитием речевого аппарата, взрослые могут быстро решить проблему. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует соблюдать несколько простых правил.

  1. Работу следует начинать с укрепления артикуляционной моторики. Его укрепление достигается с помощью упражнений и игр.
  2. Следующий шаг — производство звука. Техники разные. На каждый случай есть свой метод.
  3. Производство звука приводит к произношению. Когда ученик научился произносить букву, он должен перейти к слогам, а затем к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
  4. Перейдем к более кропотливой работе. Учим стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее разучит звуки, разовьет память.
  5. Результаты следует закрепить через повествование и повторение сказок, рассказов, стихов, рассказов, спетых песен.

Эти простые правила должны иметь очень мало времени в день. Проще превратить какое-то резюме в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будете увлечены делом, а не скучной работой.

Правильная артикуляция звука Л

  • Губы должны быть напряжены в улыбке и должны быть показаны стиснутые зубы: это необходимо для того, чтобы жесткий звук «Л» не превратился в «Б» и не смягчился.
  • Кончик языка может принимать следующие положения: давит на верхние зубы; можно прижимать к верхним альвеолам; он может упираться в пространство между зубами.
  • Через отверстия по бокам языка выходит сжатый воздух.
  • важно, чтобы язык не упирался в зубы по бокам, пропуская воздух.
    Этапы обучения
    В таком порядке нужно проводить занятия

Перед началом учебы нужно потренироваться перед зеркалом произносить этот звук по всем правилам. Вероятно, ребенок получил дефект речи из-за неправильного произношения буквы «L» кем-то из членов семьи.

Варианты произношения искаженного звука «л»

При попытке произнести «л» ребенок может заменить его другими звуками. Однозначной зависимости от причины, вызвавшей дефект, нет: ребенок говорит, потому что ему легче. Звук может быть таким:

  • у ребенка отсутствует буква «л» (пала-опата);
  • заменяет «л» на «у» (лошадь — лошадь);
  • произносить звук «у» вместо звука «л» (молоко — мойоко, ложка — йошка);
  • твердое «л» хорошо говорит и заменяет мягкую букву другой.

Пошаговая инструкция, как научить малыша правильно выговаривать букву

Прежде чем обращаться за помощью к логопеду, можно попробовать научить ребенка правильному произношению самостоятельно:

  • первый шаг: показать ребенку, как правильно произносить букву «Л»: язык прижат к верхним зубам, губы улыбаются, зубы еле видны. Если при этом желаемое произношение не достигается, можно научить ребенка произносить звук S ‘ резко и четко. Когда эта фаза освоена, двигайтесь дальше;
  • шаг второй. Мягкий звук L ‘ дается легко, если вы овладеете его жестким произношением. Как научить ребенка сильно произносить «Л» — сожмите (прикусите) кончик языка зубами и попросите его сказать «Ы»;
  • третий шаг. После того, как правильный звук будет услышан, ребенок переводит кончик языка на верхние зубы и вырабатывает четкое произношение;
  • шаг четвертый. К букве «Л» добавляются гласные звуки: «ля», «лу», «лы», «ло» и т.д. Успешно освоив прямое сочетание, они переходят к навыкам обратного произношения звуков — «ал», «ул», «йыл», «оль»;
  • шаг пятый. Обеспечение материала. Когда ребенок выучит звучание слогов и слов, можно собирать стихи, в которых часто встречается буква «L.

Доктор Э. Комаровский рекомендует спеть с сыном. Гармоничные звуки не только научат малыша менять ритм и высоту звука, но и разовьют голосовой аппарат. Лепка, рисование тонкими карандашами, вырезание аппликаций, пальчиковые игры — все это способствует интеллектуальному развитию ребенка и стимулирует нервные окончания, улучшая формирование языковых навыков.

Вначале нужно убедиться, что ребенок часто использует звук L ‘ в своем лексиконе, пока привычка не превратится в навык.

Игры на закрепление произношения

Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить в ребенке интерес, увлечься процессом. Вот несколько примеров игр, чтобы усилить произношение L:

  • «Следы»: на листе бумаги написана большая буква L и волнистые пути от нее к объектам, начинающимся с этого звука. Ребенок должен положить палец на букву и начать с нее по линии, всегда произнося звук и, наконец, называя предмет.
  • «Колобок» — нужно сделать фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву L в разных частях слова. Если ребенок правильно называет слово с картинки и четко произносит звук Л, то булочка убегает от лисы, если нет — съедает.
  • «Предметные картинки» — подготовьте картинки со словами, предложите ребенку назвать картинку, затем найдите нужный предмет. Например: покажите стул, покажите яблоко.

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильное произношение слов, содержащих букву «л», дети также могут заметить разные вещи:

  • пропускать согласную при произношении слова (лошадь — лошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопатка — уопата) или на звук «у» (ложка — ёжка);

Неправильное произношение можно заметить только при произнесении слов, содержащих букву «л», в мягком или просто сложном варианте.

Звук «л» произносится при прижатии кончика языка к верхним зубам, нагнетаемый воздух достаточно силен и проходит по бокам языка.

При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

интересно, что многочисленные исследования показали, что у любого взрослого человека, который может правильно произносить слова с буквой «л», положение артикуляционных органов может немного измениться, но принцип их расположения тот же.

Научить ребенка произносить букву «л» не составляет особого труда. Это легко сделать дома, проведя с ребенком несколько занятий, используя правильные логопедические упражнения.

Что такое физиологическая дислалия

У всех детей до 5 лет имеется возрастное нарушение произношения звуков или физиологическая дислалия. Со временем ребенок учится правильно произносить звуки и слоги, а сама проблема устраняется. Но некоторые дети продолжают неправильно называть звуки, а иногда и целые слова. Родители недоумевают, действительно сложно произнести звук л, потому что даже дети, которые не умеют «рычать» (то есть не могут произносить звук р), не имеют проблем со звуком л. Но оказывается, что для некоторых это целая проблема.

Название этой проблемы — физиологическая дислалия — разновидность нарушения речи, при которой у ребенка нет проблем со слухом или патологий речевой системы. Чаще всего нарушение возникает у детей в возрасте от 3 до 5 лет, и при работе с логопедом проблема благополучно решается.

Логопеды отмечают, что в последнее время у детей все чаще встречается физиологическая дислалия. При этом причину частоты таких нарушений они связывают с нежеланием молодых мам или невозможностью по субъективным причинам кормить новорожденных грудью. При этом грудного вскармливают молоком из бутылочки. Как известно, решиться из бутылки намного легче, ребенок не прилагает усилий, чтобы «добыть» себе пищу, и из-за этого у него не складывается должным образом речевой аппарат. Но это только одна из причин.

Основные причины дислалии:

  1. В силу раннего возраста органы речи не готовы принимать правильное положение. В этом случае речевой аппарат не имеет недостатков.
  2. Несформированный фонематический слух: ребенок неплохо различает фонемы родного языка. Однако его физиологический слух не нарушен.

В возрасте 4-4,5 лет дети произносят большинство звуков правильно. Поэтому родителям нужно внимательно слушать свою речь, чтобы в случае необходимости скорректировать произношение.

Проявление физиологической дислалии:

  • Звук прекращается (лошадь в шоке).
  • Замена одного звука на другой, более простой в артикуляции. l часто заменяется на y (конь — yoshadka), а также на v или y (voshak, покачивание). В первом случае звук становится небным, а не зубным; во втором — губно-зубной или губной.
  • Жесткий звук заменяется мягким.

Перед тем, как научить ребенка произносить звуки, нужно встать перед зеркалом и несколько раз произнести его самостоятельно по всем правилам. Тогда родитель сможет увидеть, как должны двигаться органы речи, и затем объяснить это ребенку.

Как постановить звук «л»

Самое первое, с чего нужно начать, — это рассказать и показать ученику правильное произношение звука и одновременное поведение языка и губ. Для этого в Интернете есть много бесплатных фотографий и видео, являющихся общественным достоянием. Разработано множество методических работ, как научить ребенка произносить букву «л». Чтобы поставить «л», вы должны поработать над своим дыханием и над своим суставом.

Дома вы сами можете объяснить, как произносится тот или иной звук. Просто подумайте, как вы это делаете, а затем покажите это. Дети всегда лучше всего учатся на примере других. Просто покажите принцип, пусть ребенок повторяет за вами.

Проблема постановки речи у детей — обычное дело. Уроки помогут вашему ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

важно правильно дышать и правильно расположить язык и губы. Дыхательные упражнения разработаны как игра.

Самые простые упражнения заинтересуют ребенка. Веселье на свежем воздухе может быть поучительным. Во время прогулки можно поиграть с одуванчиками, предлагая сдувать все свои «перья», пускать мыльные пузыри.

Дома можно поиграть с горящей свечой, задуть ее или спичкой, но только под пристальным присмотром взрослых и в различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего ребенка и одновременно разовьют его на природе.

необходимо развивать мелкую моторику рук малыша. Это необходимо для коррекции речи, умственного и физического развития.

Артикуляция «л»

Для начала нужно поработать над суставом языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и напоминать гамак. Воздух фильтруется вниз по языку. Эту ситуацию нужно показать ребенку на собственном примере, чтобы дети лучше учились. Это первое, что требуется при первоначальной работе.

Как научить ребенка говорить букву Л?

лучше всего поработать с ребенком в игровой форме. Для него выполнение упражнений не должно быть обузой. Когда дети с удовольствием их изготавливают, результат достигается быстрее.

Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям дома, следует записаться на индивидуальное занятие к логопеду. Специалист поговорит с ребенком и на основании сделанных выводов разработает методику, которая поможет в конкретной ситуации, а также даст полезные советы по исправлению произношения «л».

Коррекция

Практикующий может использовать несколько техник постановки. Это дыхательная и артикуляционная гимнастика, а также техники имитации, замещения звука или механической коррекции. Какой вариант выбрать для каждого отделения индивидуально, определяет логопед. Кроме того, важны контакт ребенка с дефектологом, его позитивный настрой и желание общаться с «чужим» взрослым. Дети лучше «раскрываются» и контактируют, когда специалист дает индивидуальные, а не групповые занятия.

Среди эффективных методов постановки выделяют следующие.

  • Имитация. Логопед будет использовать его в индивидуальной работе с ребенком, но ничто не мешает продолжить коррекцию дома. Ребенок должен показать правильное положение языка во рту при произнесении «л», попросить повторить за вами. Рот должен быть приоткрыт, щеки напряжены. Попросите ребенка поднести ладонь ко рту и почувствовать, как изо рта выходит теплый воздух, когда он что-то произносит. На уроках используйте яркие картинки, изображающие букву и слоги с ней. Попросите ребенка произносить слоги, глядя на картинку — это ускоряет формирование навыка.
  • Произношение из другого звука. Гласные дети легко произносятся и некоторые из них можно «трансформировать» в нужную фонему. Например, «а», если вы просунете язык между зубами, потянете за гласную и легко «покусываете» язык зубами примерно посередине. Настройка «y» работает аналогично, только язык нужно прикусить не по центру, а прямо на кончике.
  • Механическая коррекция. Этот метод широко используется логопедами, но не подходит для домашнего «использования». К нему стоит прибегать только в том случае, если специалист посоветовал это сделать и показал, как именно выполнять упражнение. При механической коррекции можно использовать пальцы, деревянную лопатку или чайную ложку, с помощью которых органам речи придается необходимое положение для правильного произношения звука.

Хороший результат дает совмещение выбранной специалистом корректирующей техники с артикуляционной гимнастикой на звук «л». Комплекс упражнений аналогичен подготовительному, но задания будут немного посложнее.

  • Окно. Попросите ребенка широко открыть рот и зубы. В этом случае язык должен оставаться неподвижным, а челюсти должны быть слегка напряжены. Необходимо держать «окно» до 10 секунд.
  • Ковш. Язычок формуют в ложку, загибающую кончик вверх и выступающую наружу. Важно, чтобы вы не касались верхних зубов и оставались натянутыми в течение нескольких секунд. Выполняется 5-6 повторов.
  • Cob. Кончик вытянутого языка, как кнут, проталкивается по небу. Сначала медленно, потом быстрее. Губы слегка приоткрыты, но челюсть остается неподвижной.
  • Гармонический. Язык плотно прижимается к нёбу, после чего открывается и закрывается рот.

Эти упражнения помогают улучшить двигательную активность языка, привести в тонус мышцы и повысить эластичность подъязычной уздечки».

Работая с ребенком, показывайте ему яркие картинки и слоги

Ошибки при попытке произнести «л»

В работе над настройкой звука «л» у ребенка могут быть ошибки. В этом случае попытки обучения могут быть неудачными.

Причины невозможности произнести «л»:

  • неправильное расположение губ;
  • язык не находится возле верхних зубов, а уходит внутрь рта;
  • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

Чтобы правильно произнести «л», следует использовать артикуляционную гимнастику.

Подготовительный этап

Они объясняют ребенку, как произносится буква «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить его на слух.

Затем выполняются дыхательные упражнения для формирования целевого воздушного потока.

Например, игра в настольный футбол с пенопластом или упражнение «Бегемот», как на фото.

На этом этапе должное внимание уделяется утеплению суставов.

Артикуляционная гимнастика

Совместная гимнастика — это основной метод установки «l». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста ребенка. Он должен быть основан на различных элементах поэтапно, чтобы ребенку было интересно. Он состоит из нескольких этапов.

  1. Задания на развитие речевого дыхания.
  2. Упражнения для автоматизации произношения.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получен, требует правильного позиционирования органов артикуляции. Необходимо обратить внимание на следующие правила:

  • зубы верхнего и нижнего рядов не должны сближаться — лучше, если они будут расположены на небольшом расстоянии друг от друга;
  • чтобы не переставать дышать, важно следить за боковыми частями языка: они не должны прилегать к дистальным зубам верхнего ряда;
  • кончик языка должен быть напряженным, упираться в верхние зубы или в десны над ними;
  • важно приподнять корень языка;
  • для того, чтобы проход в полость носа закрылся, необходимо приподнять верхнее небо;
  • в области голосовых связок необходимо создавать вибрации.

Положение губ при произнесении «Л» может быть разным — все зависит от букв, которые следуют в следующем слове.

Постановка правильного произношения звука л в домашних условиях

Если у ребенка нет проблем в развитии органов речевого аппарата, то желательно попробовать научить его произносить звук «л» в домашних условиях. Это требует:

  • Начните с артикуляционной гимнастики (выполняется ежедневно).
  • Ставьте звук.
  • Исправить произношение звука сначала по слогам, затем по словам (чистые слова, скороговорки, стихи, загадки).
  • Практикуйтесь в объединении звука в связный текст (сказки, рассказы).

Артикуляционная гимнастика

Укрепить мышцы артикуляционной системы, развить их подвижность можно с помощью специальных упражнений. Для установки звука «л» рекомендуются следующие упражнения: «Вкусный джем», «Качели», «Лошадь», «Пароход», «Веник-щетка», «Ленивый язык», «Игла» и другие.

  1. «Стим». Причина игры: «По реке плывет пароход и гудит». Предложите малышу немного улыбнуться, прикусив широкий кончик языка. Пароход бормочет: «Шссс».
  2. «ленивый язык». Мотивация игры: «Кусаем язык, чтобы не лениться». Широко улыбаясь и не напрягая своего широкого языка, ребенок легко его кусает.
  3. «Щетка для веника». Мотивация игры: «Язык — это щеточка для метлы, которая прибирает, убирает» Ребенку необходимо открыть рот, плотно вытащив язык. Не убирая его глубоко во рту, необходимо «подметать щеткой», перемещая ее влево-вправо.

Примечание. Некоторые из перечисленных выше упражнений описаны в статье Как научить ребенка произносить букву р.

Постановка и автоматизация в речи твердого Л

Утверждение твердой «л» возможно, если взрослый сам покажет правильный сустав. Но этот метод труден для ребенка, так как он продолжает слышать собственное произношение звука. Поэтому положительный результат будет получен только в том случае, если дошкольник отличит правильный звук «л» от неправильного.

полезен простой и действенный метод: пригласите ребенка, засовывая кончик языка между зубами и слегка прикусив его, потяните за гласные звуки «ууу» или «ай-ай». После нескольких тестов получится извлечь стойкий звук L.

Консолидация происходит сначала в простых словах, где есть простые слоги la-lo-lu-ly, а затем в более сложных. Эффективно упражнение, в котором дошкольник вытягивает звук «ай-ай» и одновременно постукивает кончиком языка по внутренней поверхности верхних резцов.

При исполнении используются слоги, где «л» — второй звук. Например, при произнесении гласной «ааа» — «ал». Точно так же тренируйтесь с ол-ул-юл-юл и так далее

Тренировка и закрепление произношения мягкого ЛЬ

Мягкий звук «л» легче артикулировать. Полезно тренировать по обратным слогам: ал — ол — ул — ил и т.д. Произносите прямые слоги: лю — ла — ли — ле и так далее. Составьте произвольный список слов, содержащих нужные слоги, и повторите с ребенком.

Особое внимание стоит уделить словам со слиянием согласных:

  • в ударном слоге: шляпа — бутылка — глина — блин — морилка — гранита;
  • в безударном: клубника, горлица, цапля и тому подобное.

Для закрепления произношения L рекомендуются следующие игры и упражнения:

  1. Игра «Лягушка». Предложите ребенку поиграть с лягушкой, которая должна перепрыгивать кочки на болоте. Прыгать с одной шишки на другую можно только в том случае, если слог со звуком «л» произносится правильно для взрослого».
  2. Игра «Скажи». Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы предметы, в которых присутствует звук «л». Надо назвать нарисованное, внимательно произнося звук.
  3. Чистые фразы: «Лу-лу-лу — стол в углу» или «Ло-ло-ло — на улице жарко».
  4. Собирайте головоломки, ответом на которые будет слово со звуком L: «Где новый дом построен, иди воином со щитом» (будь бульдозером).

Тренировка артикуляционной гимнастики

Наиболее действенные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароход», «Индейка», «Лошадь», «Бриз». Давайте подробнее рассмотрим, как работает каждое упражнение.

«Стим». Направлен на то, чтобы учащийся научился управлять мышцами языка. Ребенку следует немного улыбнуться и открыть рот, высунуть язык наполовину, прикусить его и пропеть многократное «ш-ш». В результате получается имитация парового свистка. Если вы слышите другой звук, проверьте положение трости на ребенке.

«Турция». Рот открыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, движения производятся вверх-вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получаем звук, напоминающий «разговор» индейки.

«Лошадь». Первый — научить дошкольника щелкать, как лошадь. Нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык упирается в небо, легкая улыбка, приоткрытый рот. Следующий этап — пошуметь, но уже без голоса и громкости, без звука. Так развиваются мышцы челюсти.

«Ветер». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по середине, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик языка и выпустить воздух. Проверить правильность можно ватным тампоном. Поднесите его ко рту, и вы увидите направление струи.

Как сделать правильное произношение автоматическим

Настроить и автоматизировать звук «L» дома может быть очень сложно. Это длительный процесс, поэтому малыша лучше не перегружать — достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не более получаса). Лучше всего проводить тренировки в игровой форме.

Мягкий «Л»

Даже если ребенок научился произносить сам звук «Л», а также слоги с его участием, он все равно может пропустить его на словах. Так что лучше всего начать с тренировки мягкого звука «L». Здесь тоже следует начинать тренировку со слогами: Ла, Лю, Ли и им подобными. Когда слоги начнут работать, можно попробовать переключиться на слова:

  • Le: свет;
  • A: поля;
  • Le: лень;
  • Лю: лютик;
  • Ли: лиса.

Настройку звука «L» в отдельных словах можно исправить чистыми фразами:

  1. Ла-ла-ла — холодная земля.
  2. Лю-лу-ли — Я зажгу печку.
  3. Ли-ли-ли — мы нашли грибы.

Скороговорки тоже полезны. Например, вы можете использовать следующее, чтобы установить звук «L:

  • Ляля ела халву под одеялом.
  • Толя ткет парусиновые туфли у раскаленной печи.
  • Люба любит лютиков, а Поля любит мультики.
  • Лена почти не ела, кушать не хотела от лени.
  • Сапоги Валинс малы для великана.

Если в слогах прямого типа получится артикуляция звука «л» мягкого начала, можно пойти другим путем. Слоги произносятся следующим образом: Ал, Эль, Оль, Ял, Уль и т.д. После их настройки можно перейти к соответствующим словам, например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стул.

Звуковые комбинации можно усложнить добавлением дополнительных согласных: К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Несложно подобрать слова для набора таких звуков: слива, клюква, слякоть, глюкоза, поток, слюда, плюс и другие).

Следующие упражнения для набора L помогут закрепить навык:

  • FIR-FIR-FIR: капли во дворе.
  • OL-OL-OL: пролетел крот.
  • EUL-EUL-EUL: ладонь больше похожа на мыло.
  • UL-UL-UL: повесьте тюль.

Вы можете играть в эту игру. Соедините объекты квадратами в зависимости от того, где находится буква «l» (в начале, в конце или в центре). Произнесите каждый пункт несколько раз.

На этом этапе еще нужно проверить правильность положения языка во рту.

Рекомендации для родителей

Прежде чем переходить к упражнениям на букву L, взрослым необходимо усвоить ряд простых правил, которые упростят уроки и сделают времяпрепровождение с ребенком приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить вам «шепелявость», вы только усугубите ситуацию. Правильно произносить все слова — это крайне важное условие.
  • Ответь на вопросы. Если ребенок чего-то не понимает, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы обретете его полное доверие.
  • Превратите свою деятельность в игру. Дети хорошо усваивают информацию во время игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у ребенка положительную эмоциональную реакцию. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет рефлекторно произносить звук.
  • Физические упражнения не должны быть наказанием. Таким образом, вы отговорите своего ребенка не только от обучения, но и от общения со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически в удобное для вас и вашего ребенка время. В идеале тренируйтесь по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Следуя этим простым рекомендациям, ваш ребенок быстро научится произносить букву L дома.

Твердый «л»

Если ребенок умеет произносить мягкое «л», то твердое дается немного сложнее из-за того, что положение языка требует занять верхнее положение. Обычно в этих случаях звук полностью отсутствует или заменяется другими.

Чтобы поднять язык, есть несколько упражнений, которые также укрепляют мышцы языка.

  1. «Язык спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку ставят задачу непрерывно и непрерывно повторять «а», через некоторое время ребенку ставят задачу периодически кусать кончик языка и получается «ал».
  2. Еще одно упражнение для устойчивого «л» — это повторять «с», но на этот раз прикусывая большой язык.
    Далее мы просим вас произносить слова с другим расположением «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, летать, летать, взрыв, лазер, лай, лампочка, лев, лиса, душ, взрыв. В середине слова: класс, глаза, разбор. В конце слова: стол, стакан.

Следующий этап — это чтение детских стишков, скороговорок, где часто встречается твердое «л».

Автоматизация

Некоторые выполняемые совместные упражнения требуют постоянного закрепления и произношения. Если ребенок по-прежнему не умеет читать, родители должны сами сказать слова, а затем попросить детей повторить их. Так дошкольник лучше усваивает разговорные звуки.

Сначала слоги «l» произносятся с гласными: la, lo, li; затем наоборот: ol, al, il, el.
Затем произносятся полные слова. «L» стоит в начале, в центре, в конце слова, смягченное или усиленное, рядом с другими согласными и так далее.

Кроме того, следует произносить упражнения целиком, желательно, чтобы каждое слово содержало «л»: лес кладет листву, лисица любит лето.

Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все предложения и фразы нужно произносить медленно и четко, чтобы не возникало искажений. Если ребенок ошибается, вернитесь к началу предложения и повторите все заново. Хвалите его, это поможет ему чувствовать себя в безопасности. Повторите этот процесс несколько раз.

Эти простые правила необходимо соблюдать, чтобы научить ребенка произносить букву «л» на автомате.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести Л

Если ребенок пытается произнести звук Л, возможны следующие ошибки:

  1. Язык уходит глубоко в рот, его кончик не касается верхних зубов и десен. Вместо желаемого звука ребенок получает Y («лодочка» — «йодка»).
  2. Резкий вдох в момент вы должны произнести нужный звук. Если в процесс вовлекаются мышцы щеки, фонема F.
  3. Поток воздуха попадает в нос, поэтому Н.

Иногда ребенку сначала дается P, а затем L. В такой ситуации второй звук может заменить первый («руна» вместо «луна»)

Подготовка к упражнениям

Перед началом обучения ребенку показывают, как правильно должно звучать L. Некоторые слова произносятся с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен видеть, как расположены губы и язык. Называют несколько слов, где находится эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она находится.

Чтобы сформировать правильный проход воздуха, выполняются дыхательные упражнения.

Ошибки, которые совершает ребенок.

Затем ребенку предлагается выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак».
    Кончик языка упирается в передние верхние зубы. Сложите язык так, чтобы он напоминал гамак, и оставьте его в таком состоянии некоторое время. Можно запускать по аккаунту.
  2. «Восхитительный».
    Оближите верхнюю губу сверху вниз широким язычком. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Турция».
    Упражнение аналогично предыдущему, но немного посложнее. Он работает с большей скоростью. Вы можете добавить произношение комбинаций «бл-бл-бл».
  4. «Лошадь».
    Язык разложен, поднят и щелкнул по небу. Рот приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Это упражнение полезно, когда ребенку сложно держать язык и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Колебание».
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбаться. Кончик языка должен быть твердым. Следующее упражнение — счет. В «момент» подъема языка кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). При счете два кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяется несколько раз.
  6. «Грибок».
    Задняя часть языка прижимается к твердому нёбу, становится похожей на шляпку гриба. Зафиксируйте в таком положении и держите 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянутой.

Этот комплекс выполняется минимум за 2 недели до начала звукорежиссуры.

Когда обращаться к логопеду?

В 4 года ребенку легко дается звук Л, он начинает правильно произносить слова с этой буквы. Однако по разным причинам дети могут искажать слова:

  • забыть, пропустить или не услышать «Л» (вместо «ложка» написано «ожка»);
  • поменять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорят «Ы» («колобок» — «койобок»);
  • путают мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно проходят самостоятельно или после нескольких занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологическим заболеванием, необходима консультация специалиста. Опытный логопед назначит эффективную программу упражнений и поможет ребенку правильно произносить слова.

Причины нарушения произношения звука л

Есть несколько причин, по которым произношение «л» не образуется или нарушается:

  • ребенок еще не научился произносить этот звук и просто скучает по нему: например, «ive» вместо «дождь». В 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребенок уже не говорит один, а уже может отличить жесткий звук от мягкого;
  • межзубное произношение характеризуется неправильной формулировкой языка, хотя акустически получается отчетливо;
  • двугубое произношение: язык расположен «внизу», что характерно для звучания английского языка. Это происходит, когда ребенку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «v» вместо «l»: «развитие» — «вилка»;

В этих случаях нарушения артикуляции объясняются неправильным алгоритмом произношения, то есть не формируется положение языка. Также встречаются нарушения при нарушении дифференцировки из-за неправильного дыхания, неправильного положения кончика языка, его центра:

  • звукообразование происходит за счет губ, а не языка;
  • кончик языка опускается, а не опирается на резцы;
  • центр языка приподнят, а кончик опущен, но наоборот.

Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука займет у меня всего пару сеансов с логопедом. Вы также можете быстро позаботиться о нем дома. Если есть звуковая настройка в случае дизартрии, связанной с органическими и функциональными нарушениями центральной нервной системы, требуется постепенная системная настройка и автоматизация звука.

Оцените статью
Блог о речи