Риторика — это наука или учебная дисциплина?

Содержание
  1. Что представляет собой учение?
  2. Эпоха эллинизма: риторика как школьная дисциплина
  3. От эпохи эллинизма почти не сохранилось записанных речей или риторических сочинений. Это, однако, не означает, что риторическая проблематика в то время не разрабатывалась.
  4. Римская империя: упадок стиля, похвала мухе и появление романов о любви
  5. Излюбленным приемом становится похвала-парадокс каким-то незначительным предметам или явлениям — мухе, комару, дыму.
  6. Полемон настолько любил риторику и речи, что, как пишет Филострат, когда его друзья оплакивали умершего, он громко вскрикнул: «Дайте мне тело, и я буду декламировать!»
  7. Римская республика: великий Цицерон и риторика как вершина наук
  8. Ко времени Цицерона риторическая теория стала настолько совершенной, что замкнулась сама на себе, отделившись от остальных аспектов человеческого знания.
  9. Что изучает наука?
  10. Риторика в древнее время
  11. Развитие риторики в России
  12. Законы искусства слова

Что представляет собой учение?

Что означает слово «риторика»? В переводе с греческого слово риторика напоминает «реторик» и означает «ораторское искусство». Изначально это определение подразумевало умение красиво говорить и выражать свои мысли перед другими людьми.

Со временем понятие риторики менялось несколько раз, на что повлияла смена периодов культурного развития людей. Поэтому эта наука с древности до наших дней воспринималась по-разному.

он был основан софистами, которые утверждали, что риторика — это дисциплина, которая может научить оратора демонстрировать свою позицию, манипулировать и доминировать в дискуссиях. В наше время основой такой науки является гармонизация речи, поиск истины, побуждение к мысли.

Сейчас под словесной риторикой понимается дисциплина, позволяющая изучать приемы речевого образования, характеризующиеся возможностью, гармонией и способностью влиять. В связи с этим предмет риторики выступает как мысленно-речевое действие.
Риторика сочетает в себе учения философии, социологии, психологии, что помогает добиться эффективного голосового взаимодействия с любой аудиторией.

Поэтому современная риторика рассматривается с трех сторон:

  • Это наука, которая рассматривает искусство речи, в котором есть определенные нормы публичного выступления перед людьми, позволяющие добиться хорошего результата при воздействии на публику.
  • Это высочайший уровень владения речевым произношением перед аудиторией, профессиональный уровень речи и отличное говорение.
  • Академическая дисциплина, которая помогает студентам обучать правилам публичных выступлений.

Таким образом, общая риторика исследует правила построения сильной и убедительной речи, которая помогает сделать речь яркой и запоминающейся.

Эпоха эллинизма: риторика как школьная дисциплина

В 338 г до н.э произошло трагическое событие для независимости Греции: битва при Херонеи была проиграна, и Греция попала под власть первого царя Македонского Филиппа, затем его сына Александра и, после смерти последнего, его диадохов. (наследники). Роль народного собрания, главной арены красноречия, в настоящее время быстро снижается из-за отсутствия политической независимости и, как следствие, уменьшается количество и качество политических выступлений. Начинается эпоха эллинизма.

У границ огромной и хрупкой империи Александра начинает распространяться греческая культура, которая в сочетании с местными культурными особенностями различных стран образует совершенно невообразимое и доселе неслыханное слияние культур. Среди языковых изменений — появление общегреческого диалекта койне, который сначала стал распространенным диалектом в армиях Александра Македонского, а со временем — дипломатическим и литературным языком всего Средиземноморья. С распространением греческого языка начинается распространение греческого образования, важнейшим элементом которого является так называемая пайдейя — воспитание социальных, моральных и политических добродетелей. Распространенное в то время в глобальном мире разделение пайдей упростило общение, сделало его более эффективным. Подчиненные могли рассчитывать на понимание государя (чаще всего грека), если они разделяли те же ценности, что и он. Происходит что-то вроде унификации образования по греческой модели. Для успешной передачи греческой культуры по всему Средиземноморью начинают открываться школы риторики и грамматики. Грамматики обучали греческому языку и литературе, риторы учили искусству речи.

От эпохи эллинизма почти не сохранилось записанных речей или риторических сочинений. Это, однако, не означает, что риторическая проблематика в то время не разрабатывалась.

Так, ученик Аристотеля Теофраст, по мнению античных авторов, написал около двадцати работ на риторические темы, которые, увы, все поглотило безжалостное время. Трудно сказать, насколько точно следуют теории мастера: Квинтилиан, о котором мы поговорим позже, сообщает, что Теофраст выдвинул положения, отличные от положений Аристотеля. Так или иначе, античные авторы чаще всего ссылались на его произведение «О стиле».

Бессистемное образование, существовавшее в Афинах в классический период (V-IV вв. До н.э.), было упрощено в эллинистическую эпоху и стало так называемым энциклопедическим или общим образованием, которое включало риторику (энциклопедия от ἐγκύκλιος παιδεία — «круговое обучение»). Это образование занимало промежуточный уровень между начальным (обучение чтению и письму) и чем-то подобным (изучение философии). В его круг входили грамматика, геометрия, астрономия, литература, музыка, риторика и диалектика. Это знаменитые семь гуманитарных наук (septem artes liberales), которые время от времени начали практиковаться софистами и которые приобрели свою окончательную форму уже в Риме, а затем перешли в виде перекрестков и перекрестков в систему средневековья университет схоластический.

Чаще всего эти дисциплины преподавались одним или двумя учителями, и только богатые в больших городах могли позволить себе нанять отдельного учителя риторики, учителя геометрии и т.д.

Римская империя: упадок стиля, похвала мухе и появление романов о любви

После смерти Цицерона в 43 г до н. Э. Н.С начинает постепенный отход от своей риторической теории в сторону еще большей формализации, а с эпохой княжества Августа и империи риторические школы начали процветать и в то же время приходить в упадок стиль красноречия. Основным методом обучения риторике в этих школах было актерское мастерство, выступления на вымышленные темы двух видов: полемика — выступления по фиктивному проблемному судебному делу, когда существует противоречие между законами, или между законом и чувствами и т.д., и суазори. — поучительные и даже вымышленные речи в адрес колеблющегося человека, который не может принять решение. Форма выступлений стала преобладать над содержанием, поиск заметности затмил правдоподобие. Именно в такой форме имперская школа риторики просуществовала почти до падения Римской империи в 495 г н.э. Молодые спикеры, бросив школу и явившись на настоящее судебное заседание, оказались совершенно неподготовленными, их образование не имело ничего общего с реальными судебными делами. Следовательно, эта школа стала подвергаться резкой критике со стороны тех, кто считал, что ораторское искусство и язык должны быть возвращены в великолепие времен Цицерона. В результате было провозглашено что-то вроде девиза «назад к Цицерону». Со всех сторон (Петроний, оба Сенека, Лонгин «О возвышенном») критиковали изощренную простоту нового красноречия и отрыв от идеалов Цицерона. Цицерона, конечно, изучали, но они поняли, что вернуться к нему в нынешних условиях уже невозможно, так как республики больше нет.

Так, в конце I века нашей эры, более чем через столетие после смерти Цицерона, знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан написал длинный текст «Об образовании оратора» — самый длинный из сохранившихся эссе по риторике античности. Он руководил школой риторов на средства, предоставленные императором Веспасианом, и был наставником своего сына Домициана. Начинается реставрация классиков Цицерона. Квинтилиан пытается понять древнее выражение Марко Порцио Катона Старшего vir Bonus dicendi peritus — «достойный человек умеет говорить». По его словам, для того, чтобы мужчина был достойным, он должен с детства учить его нравственности, а для того, чтобы он умел говорить — с детства, еще до риторики, необходимо учить грамматике, музыке и вообще все, что можно, а потому и красноречие по образцам лучших античных дискурсов и, в первую очередь, Цицерона.

Сам Цицерон не придавал большого значения школам и утверждал, что воспитывался не из закрытого риторического кабинета, а из академической атмосферы, а в юности набирался опыта в домах респектабельных и опытных ораторов и сенаторов. Квинтилиан считает, что школа — это основа образования. Для Цицерона главное в обучении — философия, история и право, а теоретическая риторика — вторична. У Квинтилиана из двенадцати книг его огромного труда девять посвящены скрупулезному анализу риторической теории. Для Цицерона философия находится в центре риторики, для Квинтилиана — это классическая литература, поэтому для Цицерона говорящий — мыслитель, а для Квинтилиана — стилист. О говорящем Цицероне следует судить в народе, о говорящем Квинтилиане — тонком и культурном знатоке литературы. Цицерон, смотрящий в будущее, видит прогресс в искусстве красноречия, Квинтилиан — только упадок и кратковременное пробуждение, происходящие в его время.

Вскоре после смерти Квинтилиана в Римской империи возник необычный культурный феномен: второй софизм, охвативший II-IV века н.э. Подобно многим интересным и своеобразным вещам, этот софизм пришел с Востока, из городов Малой Азии: Родоса, Смирны, Лаодикии. Поскольку политическая деятельность традиционных демократических институтов в эту эпоху была сорвана, сферой деятельности странствующих риторов-софистов стали, прежде всего, эпидемические (похвальные) речи и, реже, судебные отговорки (Апулей, «Апология», или «Речь о нем». Магия »). Были зачитаны речи с восхвалением посещенных городов, открытия памятников, местных героев.

Излюбленным приемом становится похвала-парадокс каким-то незначительным предметам или явлениям — мухе, комару, дыму.

В отличие от первого софизма, второй не ставит когнитивных проблем, далек от философии, но охватывает всю область интеллектуальной деятельности. Понятие мимесиса, введенное в интеллектуальный оборот Аристотелем, полностью меняет его смысл. Если раньше мимесис означал подражание природе посредством techne и poesis (то есть через мастерство и искусство), то теперь это означает только имитацию второго порядка, имитацию подражания, дискурс на дискурсе. В первом софизме бытие — это эффект слова или риторики, но здесь вообще нет бытия, а есть только расписание, по которому что-то было записано, затем отменено и перезаписано. Во-первых, сюжеты афинской истории были имитированы и стилизованы в декламационных речах с сохранением аттического диалекта.

Одним из «первых» вторых софистов был Полемон Смирнский и постоянный посол этого города, знакомый императоров Траяна, Адриана и Антонина Пия. Он написал декларацию, в которой отцы двух героев Марафонской битвы спорят о том, кто из их сыновей заслуживает большой известности. В своем исполнении он активно использовал художественные приемы, привлекая внимание и воздействуя на слушателя выразительностью эмоций.

Полемон настолько любил риторику и речи, что, как пишет Филострат, когда его друзья оплакивали умершего, он громко вскрикнул: «Дайте мне тело, и я буду декламировать!»

Учеником Полемоны был Ирод Аттик, друг императора Адриана и Антонина Пия. Последний назначил его хозяином будущих императоров Марка Аврелия и Луция Вера (соправитель), а затем назначил его консулом в 143 году. Герод Аттик стал первым греком, получившим столь высокий пост в Риме. Его речь сохранилась, что побудило спартанцев прийти на помощь фессалийцам против македонцев: Ирод подражает в ней Фрасимаху Халкидонскому, причем настолько искусно, что до 19 века эта речь считалась делом халкидонцев.

Учеником Ирода будет Элио Аристид из Смирны (2 век н.э.), от которого прозвучало много речей, пятьдесят пять. В своей речи «Хвала Риму» он прославляет имперскую политику. Элио Аристид также был стойким сторонником аттизма и боролся за возрождение аттического диалекта в литературе. В своей речи «Против тех, кого сравнивают с танцорами» (Κατα των έξορχουμένων), он напоминает, что ритор должен стремиться к точности и точности стиля, чего можно достичь только путем подражания классическим греческим писателям.

Вышеупомянутые писатели, так сказать, чистые риторы, они из самых богатых семей, представители элиты. Но была волна, скажем так, риторических софистов «философов», но их было намного меньше. Одним из ведущих представителей этой волны является Дион Златоуст (40–115 гг. Н. Э.), Объединивший в себе странствующего оратора и циничного философа. Император Домициан отправил его в ссылку за участие в заговоре, и он странствовал (он дошел до Скифии), зарабатывая на жизнь повседневной работой и проповедуя среди бедняков. При Нерве и Траяно он вернулся в Рим и возобновил общественную деятельность. Любимым устным литературным жанром Диона была циничная диатриба (διατριβή — упражнение), то есть философский монолог этического содержания, перемежающийся диалогом с воображаемым собеседником.

Дион был ярым противником рабства и восхищался простотой древних циников, особенно Диогена Синопского (да, того, кто жил в бочке). В выступлениях Дион идея истинной красоты ассоциируется с нравственным совершенством. Интересно, что, как и у Платона, ее красота воплощена в юношеском аспекте. Сторонник самодержавия, Дион выступает против тирании, которая, по его мнению, уничтожает красоту и добродетель. Рассуждения о замечательном поэте и философе неотделимы от нападок на старых и новых тиранов. В глубине души Дион — идеал свободного гражданина, чьи слова не расходятся с мыслями, который обучает граждан, не ожидая награды.

Однако в центре внимания второго софизма остаются исключительно проблемы языка и стиля. Что касается новизны жанра, большое внимание уделялось школьным жанрам: описанию (экфрасис) и эпистолярному жанру (письма). Именно с этого времени до нас дошло множество поддельных писем, предположительно принадлежащих Фемистоклу, Сократу, Диогену и т.д. Со временем вместо философского содержания в письмах начинает проявляться повседневная жизнь, которая проистекает из новых аттических комедийных и любовных текстов. Появляются целые сборники таких фиктивных писем, один из которых был составлен, например, Филострато.

Римская республика: великий Цицерон и риторика как вершина наук

Римский историк Светоний в своем эссе «О грамматиках и риториках» указывает, что сначала риторика и грамматика пробивались в Риме с трудом: специальные постановления Сената 161 и 92 г до н.э запрещали им заниматься ими. NS. Первый указ вытеснил приезжих греческих философов и риторов, второй — римлян. А вот и текст самого указа:

«Нам пришло в голову, что есть люди, которые начали новый вид науки, молодые люди ходят в свои школы, взяли на себя имя латинских риторов, а там молодые люди целый день бездельничают. Наши предки установили, чему учить детей и в какие школы ходить; нововведения, созданные вопреки обычаям и склонностям предков, кажутся неправильными и нежелательными. Поэтому мы считаем необходимым высказать свое мнение для тех, кто содержит школы, и для тех, кто привык их посещать, кто этого не хочет».

Эта фобия в основном связана с социальными изменениями в римской жизни. Аристократический сенат терял политическое влияние, и класс рыцарей и плебеев вышел на арену политической борьбы. Им приходилось доказывать свою правоту выступлениями на собраниях, но у них не было опыта выступлений. По этой причине они начали активно изучать греческое красноречие. Появляются первые школы риторов, где сначала учат греки, а потом, поколение спустя, сами римляне.

В это поколение также входит выдающийся оратор Цицерон, наследник традиции, происходящей от Исократа, который пытался примирить риторику и философию. Он изучал философию у эпикурейца Федра, стоика Диодора и Филона, главы тогдашней Платонической академии. Последний также научил его диалектике — искусству аргументации и аргументации. Страсть к философии и, прежде всего, к стоицизму привела Цицерона к мысли, что оратор также должен быть философом.

Ко времени Цицерона риторическая теория стала настолько совершенной, что замкнулась сама на себе, отделившись от остальных аспектов человеческого знания.

По заветам Горгия стало возможным говорить о чем угодно, даже не зная предмета. Это было приемлемо в эллинистической монархии, где риторика служила прежде всего для того, чтобы радовать ухо похвальными речами, но Рим во время кризиса республики нуждался в риторике, относящейся к реальной жизни, должен был снова включать политическое измерение, а не оставаться прекрасная школьная дисциплина. Цицерон пытается соединить риторику с реальной философией и политикой; Этой программе посвящены три его диалога: «Сулл’ораторе», «Бруто», «Ораторе».

В то время шла борьба между азиатским (восточным) и аттическим стилями риторики. Сам Цицерон, зная все эти направления, старался удерживать промежуточную позицию и поэтому присоединился к риторической школе Родоса, восходящей к Исократу — не такой скромной по стилю, как, например, Лисий, но не такой приторной, как Горгий. Он ищет пример красноречия в греческих древностях, произносит похвальные слова даже в адрес софистов и жалуется, что вражда между философией и риторикой начинается с Сократа. В то же время он считает, что Сократ намного превзошел софистов в красноречии своих соперников.

Риторика Цицерона тесно связана с его политикой: скептически настроенный, он не мог не понимать, что каждая точка зрения имеет право на существование. Но он также понимал, что сделать любую точку зрения «истинной» — значит представить ее наиболее убедительно, то есть продемонстрировать ораторское мастерство. Для Цицерона риторика является вершиной науки именно потому, что истины всех других наук в конечном итоге проходят через его дискурс (в мире скептицизма научные истины относительны, а истины красноречия абсолютны и убедительны). При этом говорящий должен быть полностью развитым, знать поэтов, философию, историю и в целом обладать энциклопедическими знаниями, не исключая актерского мастерства. «Невозможно, — говорит Цицерон, — быть достойным во всех отношениях оратором без изучения всех наиболее важных предметов и наук», — повторяю я как из лучших актеров. Вот почему ничто в человечестве так редко выступает в качестве идеального оратора».

Что изучает наука?

Тема риторики как науки включает в себя методы формирования соответствующей устной и письменной речи, а также процесс преобразования мыслей в слова.

Чтобы определить задачи риторики, необходимо знать ее основные направления. Их различают два:

  1. Логика, в которой главными аспектами являются умение убедить слушателя, эффективно подать информацию.
  2. Литературный, в котором богатство и привлекательность слов считаются наиболее важными элементами.

Учитывая то, что в этой науке эти направления сочетаются, данная риторика ставит перед собой задачу сделать речь правильной, убедительной и своевременной.
Определив, что такое риторика и зачем она нужна, не вызывает сомнений ее потребность в жизни человека, особенно тех, кто занимается общественной деятельностью.

Риторика в древнее время

Происхождение риторики восходит к Древней Греции. Благодаря тому, что в этом государстве сформировалась демократия, способность убеждать приобрела значительную популярность в обществе.

Каждый житель города имел возможность пройти обучение ораторскому искусству, которому учили софисты. Эти мудрецы рассматривали риторику как науку убеждения, изучающую способы словесного поражения противника. По этой причине в дальнейшем слово «софизм» вызвало негативную реакцию. Ведь при них риторика рассматривалась как уловка, изобретение, тогда как раньше эта наука считалась высшим умением, мастерством.

В Древней Греции было создано множество произведений, раскрывающих риторику. Кто является автором классического греческого трактата по этой науке? Это известный мыслитель Аристотель. Этот труд под названием «Риторика» отличал ораторское искусство от всех других наук. В нем определены принципы, на которых должен основываться дискурс, и указаны методы, используемые в качестве доказательства. Благодаря этому трактату Аристотель стал основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме Марко Туллио Цицерон, занимавшийся политикой, философией и ораторским искусством, внес свой вклад в формирование риторики. Он создал произведение под названием «Брут или знаменитые ораторы», в котором от имени популярных ораторов описывается развитие науки. Он также написал работу «О говорящем», в которой рассказал о том, каким языковым поведением должен обладать достойный оратор. Затем он создал книгу «Оратор», раскрывающую основы красноречия.

Цицерон считал риторику самой сложной наукой, в отличие от других. Он утверждал, что для того, чтобы стать достойным оратором, человек должен обладать глубокими познаниями во всех сферах жизни. В противном случае он просто не сможет поддерживать диалог с другим человеком.

Развитие риторики в России

Риторика в России возникла на основе римской науки. К сожалению, он не всегда был востребован. Со временем, когда менялись политические и социальные режимы, потребность воспринималась по-разному.

Развитие русской риторики поэтапно:

  • Древняя Русь (XII-XVII вв.). В этот период еще не существовало термина «риторика» и дидактических книг по нему. Но некоторые его правила уже применяются. Люди в то время называли этику словом красноречие, жалость или риторику. Обучение искусству слова происходило на основе литургических текстов, созданных проповедниками. Например, один из таких сборников — «Пчела», написанный в 13 веке.
  • Первая половина 17 века. В этот период характерным событием стало издание первого русского учебника, раскрывающего основы риторики.
  • Конец 17 века — начало и середина 18 века. На этом этапе вышла книга Михаила Усачева «Риторика». Кроме того, было создано множество произведений, таких как «Старообрядческая риторика», произведения «Поэтика», «Этика», несколько лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. В это время происходило становление риторики как русской науки, в которую Михаил Васильевич Ломоносов внес огромный вклад. Он написал несколько работ, посвященных ей, из которых книга «Риторика» стала основой для развития этой науки.
  • Начало и середина 19 века. Этот период характерен тем, что в стране был риторический бум. Известные авторы опубликовали большое количество учебников. К ним относятся произведения И. С. Рижского, Н. Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, К. П. Зеленского, М. М. Сперанского.

Однако со второй половины века эта наука начинает активно вытеснять литературу. Советы изучали стилистику, лингвистику, культуру речи и критиковали риторику.

Законы искусства слова

Риторика в любое время имела свою конечную цель: повлиять на аудиторию. Особую роль в ее достижении играют выразительная речь, а также изобразительные и выразительные средства.

Ученые делят эту науку на два типа: общую и частную. Тема общей риторики включает в себя общие приемы поведения при произношении речи и практические возможности их применения для повышения эффективности речи.

Этот тип включает следующие разделы:

  • риторический канон;
  • публичное выступление;
  • правила конкурса;
  • нормы разговора;
  • учения о повседневном общении;
  • общение между разными народами.

Изучая эти разделы, говорящий приобретает знания об основных характеристиках использования языка, которые лежат в основе каждого мастера слова.

Общая риторика исследует способы достижения взаимопонимания между спикером и аудиторией. Для этого были разработаны следующие законы:

  • Закон гармонизации диалога. Спикер должен пробудить чувства и мысли аудитории, превратив монолог в диалог. Выстроить гармоничное общение можно только с помощью диалога всех людей, участвующих в дискуссии. Суть этого правила наиболее точно раскрывают следующие законы.
  • Закон ориентации и продвижения слушателя. Человек, на которого направлено речевое воздействие, должен чувствовать, что вместе с говорящим он движется к намеченной цели. Для достижения этого эффекта говорящий должен использовать в речи слова, определяющие порядок событий, соединять предложения и обобщающие выражения.
  • Закон эмоциональности слова. Человек, выступающий перед аудиторией, должен лично испытать чувства, которые он пытается вызвать в аудитории, а также уметь передать их в речи.
  • Закон удовольствия. Это включает в себя умение излагать речь так, чтобы она нравилась аудитории. Этого эффекта легко добиться, если речь будет выразительной и насыщенной.

Отдельный тип риторики основан на общем типе и предполагает конкретное использование общих положений в определенных сферах жизни. Поэтому наука изучает, какие правила произношения речи и поведения должен соблюдать говорящий в зависимости от ситуации.

Существует много частной риторики, но все они объединяются в две основные группы:

  1. Гомилетика.
  2. Ораторское искусство.

Первая группа подразумевает способность говорящего многократно воздействовать на аудиторию. Это включает церковное и академическое красноречие. В современной риторике к этой группе относится пропаганда, проводимая в СМИ.

Таким образом, с академическим красноречием оратору, читающему несколько лекций, больше не нужно каждый раз говорить о целях своего поведения, своей необходимости и так далее. Достаточно рассказать об этом на первом занятии, а в остальном общая задача расширится за счет изучения новой темы.

Ораторское искусство не может многократно влиять на людей. В связи с этим оратор должен уметь правильно заканчивать каждую речь. В эту группу входят судебное, бытовое, социально-политическое и другое красноречие.

В настоящее время ораторское искусство получило достаточно широкое распространение, поэтому определенный тип риторики уже начали разделять на его подвиды. Например, административная, дипломатическая, парламентская и прочая риторика отождествлялась с социально-политическим красноречием.

Источники

  • https://VseoRechi.ru/ritorika/orator/ritorika-eto-nauka.html
  • https://knife.media/speak-like-greeks/

Оцените статью
Блог о речи