Лечение дислексии (методика Дейвиса)

Содержание
  1. Методика Дейвиса
  2. Этапы коррекции по системе Дейвиса
  3. 6. Освоение символов
  4. 3. Разрядка и проверка
  5. Контактные телефоны
  6. Основные признаки дислексии
  7. Как корректировать дислексию?
  8. Методика Дэйвиса
  9. Причины и симптомы дислексии
  10. Симптомы
  11. Механизм проявления нарушения
  12. Профилактика и лечение дислексии у детей
  13. В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции, которая может интегрировать в себя следующие методики:
  14. Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной дефектологической программой (для коррекции РАС, нежелательного поведения, задержки речи, алалии)
  15. Нейроакустическая стимуляция с интегрированной программой нейродинамической коррекции и ритмотерапевтической программы IN Time для коррекции РАС, “полевого” поведения, гиперактивности, СДВГ
  16. Нейропсихологические программы коррекции для школьников (школьная “неуспешность”, дискалькулия, дисграфия, дислексия, дизорфография)
  17. Коррекционные занятия по расширенной программе Мозжечковой стимуляции
  18. Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)
  19. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и РКМ (развитие когнитивной мультизадачности) как часть программы коррекции дискалькулии, дисграфии, дислексии, дизорфографии, школьной “неуспешности”, дизритмии
  20. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)
  21. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти
  22. Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI Beam (как часть программы коррекции СДВГ, координации, внимания, пространственных представлений, вестибулярного аппарата, моторики, самоконтроля, гиперактивности, координации рука глаз)
  23. Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI FLOOR (как часть программы для развития пространственных представлений, межполушарных связей, коррекции поведенческих и моторных нарушений, тиков, навязчивых движений, повышенной утомляемости, РАС)
  24. Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания (как часть программы коррекции нарушений внимания, памяти, утомляемости, ЗПР, школьной “неуспешности”)
  25. БОС миотренажер
  26. 7. Последовательное чтение
  27.  
  28. Медицинское вмешательство
  29. Классические коррекционные методы
  30. Работа при фонематической дислексии
  31. Работа при оптической дислексии
  32. Работа при мнестической дислексии
  33. Работа при семантической дислексии
  34. План обучения
  35. 5. Координация
  36. Диагностика дислексии
  37. В чем заключается суть методики Дейвиса?
  38. Игровые способы коррекции дислексии у детей
  39. 1. Оценка способности к восприятию
  40. Чем можно помочь дома?
  41. Развитие фонематического восприятия
  42. Понятие о грамматике и семантике
  43. Увеличение словарного запаса
  44. Методика Корнева
  45. 2. Переключение
  46. Упражнения для коррекции дислексии у детей
  47. Упражнения по развитию фонематических процессов
  48. Упражнения для развития речевого аппарата и голоса
  49. Упражнения по формированию мелкой моторики
  50. Упражнения на совершенствование зрительного восприятия
  51. Упражнения при аграмматической дислексии

Методика Дейвиса


В России проблема дислексии изучена недостаточно. Специализированные центры коррекции дислексии успешно работают только в Москве и Санкт-Петербурге. Более подробно эта проблема изучена в США. В начале прошлого века доктор Сэмюэл Тори Ортон вывел определение дислексии как «поперечная латерализация мозга». Он предположил, что при дислексии левое и правое полушария ребенка меняют роли, уступая друг другу в доминировании.

Позднее известный американский исследователь Рональд Дэвис, страдавший в детстве подобной формой расстройства, определил дислексию как особый вид мышления. При нормальном развитии обычный человек думает словами (вербально), дислексик думает картинками (визуально). При виде любого символа человек с визуальным мышлением не только не понимает происходящего, это его раздражает и приводит в изумление. По словам ученого, у дислектика беспорядочная ориентация в пространстве.

Р. Дэвис разработал авторскую методику коррекции дислексии, суть которой заключается в изменении фокуса мышления. Ребенка учат отключать искаженное представление символа, контролировать восприятие знаков, обнаруживать источники дезориентации и восстанавливать точное восприятие букв, звуков, слов. Поскольку одна из проблем дислексиков — это переутомление, головные боли при концентрации внимания, момент расслабления очень важен. Р. Дэвис в своей методике предоставляет такой инструмент, как «расслабление». Чередование разрядов и настроения хорошо сказывается при обучении чтению дислексиков.

Этапы коррекции по системе Дейвиса

Тренировка Дэвиса проходит в несколько этапов:

  1. Оптимальная настройка — погрузиться в свою зону комфорта.

  2. Координация. Работа над координацией движений устраняет путаницу в терминах право-лево, верх-низ. Проводится в виде терапии специальными мягкими резиновыми шариками «куш», которые при приземлении на руку издают особый звук. Работая над овладением символами, полезно бросить оба мяча в ладонь ребенка, постепенно перемещая бросок вправо, а затем влево.

  3. Освоение символов через скульптуру. Из мягкого пластилина лепятся первые буквы, затем слоги, слова, словосочетания, предложения. У ребенка с дислексией особое восприятие мира, пространство только трехмерное, поэтому ему легче со всех сторон увидеть символы, потрогать и даже понюхать.

  4. Мастер чтения шаг за шагом. Это предполагает последовательное распознавание символов от буквы к предложению и усиление чтения. Первый шаг — овладеть навыком движения глазами слева направо и распознавания групп букв в слове. Второй шаг — закрепить способность смотреть слева направо и распознавать слова целиком. Третий шаг — научить «схватывать» мысль в предложении и понимать прочитанный текст.

6. Освоение символов

Дислексическое воображение может воспринимать только трехмерные изображения. В свою очередь, процесс чтения основан на понимании напечатанных двумерных символов, что делает обучение для этих детей непреодолимо трудным.

Упражнение. Ребенку предлагается сделать буквы, цифры и другие знаки, написанные из пластилина или пластилина. Далее необходимо сравнить объемную фигуру с ее печатным аналогом, определить ее положение в алфавите или в порядке цифр. Приступать к работе со следующим знаком необходимо после того, как дислексик закрепит в уме предыдущий символ, сможет привести с ним примеры и осознает цель его использования.

 

3. Разрядка и проверка

Когда дислексик входит в состояние дезориентации, процесс создания «точки ориентации» и удержания ее в течение длительного времени требует больших затрат энергии. Многие люди начинают испытывать головные боли или даже чрезмерное напряжение мышц шеи. Чтобы не потерять контроль над «мысленным взором» и избавиться от дискомфорта, необходимо скачать.

Упражнение. Дислектикам рекомендуется использовать воображение для создания чувства покоя и расслабления, которое не только распространяется по телу, но и достигает «точки ориентации».

При постоянных упражнениях напряжение в шее и головная боль исчезнут очень быстро. После этого упражнения вам нужно убедиться, что «мысленный глаз» находится в одной и той же фиксированной точке. Для этого дислектик просто должен указать пальцем на то место, где находится его «ориентир». Если точка определена правильно, проверку можно считать успешной. В противном случае вам следует переставить его в правильное место. К следующему этапу необходимо переходить после того, как человек овладеет навыками релаксации и проверки.

Контактные телефоны

Основные признаки дислексии

Заболевание впервые диагностируется у детей в возрасте до 10 лет. Однако для ребенка с дислексией важно, чтобы интеллект был полностью сохранен:

когда он читает, он ошибается, потому что угадывает слова;

  • неправильно понимает или не может повторить прочитанное;
  • делает много ошибок при переписывании или написании под диктовку;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема кузова (путает левую и правую), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Специалисты связывают эти проявления с нарушением левого полушария и межполушарных связей.

Как корректировать дислексию?

Это больше вопрос исправления, часто педагогического, чем лечения.

Прежде чем что-либо делать, ребенка следует проконсультироваться с детским неврологом, офтальмологом, отоларингологом. Коррекцию у логопеда можно начинать, если исключены органические заболевания. Все это желательно делать в старшей группе детского сада или хотя бы до того, как ребенок пойдет в школу. Дети могут быть очень агрессивными, поэтому над учеником с дислексией можно издеваться.

Программу коррекции составляет логопед. Следующие виды деятельности служат ориентирами:

  • научитесь распознавать левую и правую сторону;
  • распознавание написанного слова в целом;
  • распознавание цвета.

Методика Дэйвиса

Автор метода устранения дислексии Рональд Д. Дэвис считал, что в основе дислексии лежит дезориентация в пространстве, в восприятии времени, в слухе и зрении. Следовательно, чтобы преодолеть дислексию, они должны развить способность контролировать дезориентацию и устранять причины этого явления.

Контроль дезориентации достигается путем обучения методам, с помощью которых ребенок будет определять, когда он будет дезориентирован. Такое понимание происходящего, например, пациент оценивает ситуацию со стороны, как наблюдатель, анализирует, делает вывод. Ученик начинает осознавать себя в пространстве, и в будущем он начнет адекватно воспринимать буквы и слова.

Причины и симптомы дислексии

В наше время до сих пор нет единого мнения о причинах дислексии. Зарубежные логопеды в своих работах описывают теорию генетической наследственности проблем чтения и письма у людей с более активным правым полушарием. Некоторые ученые считают, что эти проблемы возникают у школьников, которые пишут левой рукой.

Многие исследователи, внимательно изучающие дислексию у детей младшего школьного возраста, указывают на последствия патологических расстройств, которые приводят к легкой дисфункции мозга:

  • деформация головного мозга при родах;
  • пороки сердца и материнская анемия во время беременности;
  • врожденный порок сердца новорожденного;
  • плацентарная недостаточность;
  • нарушение развития пуповины;
  • преждевременная отслойка плаценты;
  • трудные роды;
  • удушье новорожденного, обвитого пуповиной.

В процессе развития ребенка может возникнуть задержка психоречевого развития (СПРР), что приводит к дислексии с такими травмами:

  • инфекционные заболевания центральной нервной системы;
  • травма головы;
  • детские болезни: ветряная оспа, полиомиелит, краснуха;
  • истощающие инфекции.

При алалии, дизартрии и афазии дислексия вызывается повреждением определенных областей мозга. Дислексии подвержены дети с умственной отсталостью, тяжелыми дефектами речи, церебральным параличом, умственной отсталостью.

Основными социальными причинами дислексии являются:

  • отсутствие связи;
  • конфиденциальность ребенка;
  • халатность со стороны учителей и воспитателей;
  • негативная среда для общения;
  • двуязычие (двуязычие);
  • раннее образование;
  • быстрое обучение.

Дислексия у школьников возникает из-за несформированной разговорной речи.

Симптомы

Опишем симптомы по типу дислексии:

  • Дислексия разговорной речи. Дети ошибаются при произнесении фонем, неправильно понимают значение и употребление слов, имеют небольшой словарный запас. Они не могут правильно составить предложение и связать с ним слова.
  • Фонематическая дислексия. Он характеризуется заменой и смешиванием похожих фонем в артикуляции или акустике. В других случаях слова заменяются изменением, добавлением, опусканием фонем и слогов.
  • Семантическая дислексия. Для него характерно нарушение понимания однозначно прочитанного текста или слова. При последовательном чтении и чтении курсора возникают проблемные изменения.
  • Аграмматическая дислексия. Неправильное прочтение окончаний слов всех частей речи, путаница в правильном построении слов в правильном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют в разговорной и письменной речи.
  • Дислексия памяти. Это проявляется в изменении оптического восприятия и произношения буквы. Ученику сложно запоминать буквы, поэтому он их заменяет и смешивает. Исследование слуховой и речевой памяти с такой проблемой у школьников показало, что дети не могут повторить серию из 4 звуков или слов или проанализировать их.
  • Оптическая дислексия. Он проявляется в том, что ученик путает и меняет похожие по внешнему виду буквы. Эта аномалия возникает, если при чтении текста ребенок перескакивает с одной строки на вторую. Иногда это может проявляться как чтение в зеркале: ученик читает справа налево.
  • Тактильная дислексия. Слепые люди часто ошибаются и подставляют буквы при чтении шрифта Брайля. Учащиеся с этими проблемами во время чтения переходят от одной строки ко второй, пропускают буквы и предложения, искажают смысловое значение чтения, при этом склонны хаотично махать руками.

Механизм проявления нарушения

Процесс чтения характеризуется задействованными оптическими, слуховыми и моторными анализаторами речи.

Фазы чтения:

  1. Оптическое восприятие, распознавание и различение букв.
  2. Связь букв и фонем.
  3. Сложение фонем по слогам.
  4. Сочетание слогов в целом слове.
  5. Сгруппируйте слова в предложение.
  6. Понимание материала кровати.

Если эти процессы прерываются, то, согласно психолингвистике, это признаки дислексии.

Психологи считают дислексию следствием задержки развития функций плода, поддерживающих процесс чтения.

Дислексические расстройства сопровождаются недоразвитием оптического зрения, плохой ориентацией в пространстве, плохим восприятием звука, нарушением построения правильной речи, неправильной зрительной и слуховой координацией, плохой концентрацией внимания, слабой волей, отсутствием контроля над эмоциями.

Профилактика и лечение дислексии у детей

Преодоление симптомов дислексии заключается в устранении нарушений устной речи и коррекции отклонений неречевых функций. Для лечения и устранения причин нарушений используются индивидуально разработанные программы, основанные на данных диагностических исследований.

Нейропсихологическая помощь считается одним из наиболее эффективных блоков лечения дислексии у детей. Эта помощь состоит из сложного набора приемов, с помощью которых корректируются и компенсируются нарушения в работе мозга. При этом не только формируются индивидуальные навыки, но и ведется работа по нормализации их функционирования в едином режиме. Нейропсихологическая помощь оказывается таким образом, чтобы ребенок впоследствии мог самостоятельно контролировать себя.

Занятия с нейролингвистом предполагают сочетание развития психических функций, приобретения письменных и устных учебных навыков и знания грамматики русского языка. В результате полноценного обучения ребенок перестает допускать недопустимые ошибки при письме, совершенствует вокальную технику и увеличивает словарный запас.

Чем раньше вы начнете правильные корректирующие работы, тем эффективнее они будут. Традиционные методы надрезания материала не дают желаемого результата. В Неврологическом центре «Над радугой» проводится лечение дислексии у детей в Москве по инновационной методике Рональда Дэвиса, разработанной специально для людей с особым типом мышления. Используемая нами методика дает результаты через 6-9 месяцев, и дислексия исчезает безвозвратно. Звоните нам по тел. +7 (495) 152-26-54.

В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции, которая может интегрировать в себя следующие методики:

Нейроакустическая коррекция по Методу Томатис с интегрированной дефектологической программой (для коррекции РАС, нежелательного поведения, задержки речи, алалии)

В основе метода Томатиса лежат специально разработанные Томатис музыкальные мелодии, григорианские песнопения, вальсы.

Нейроакустическая стимуляция с интегрированной программой нейродинамической коррекции и ритмотерапевтической программы IN Time для коррекции РАС, “полевого” поведения, гиперактивности, СДВГ

Этот метод — настоящий прорыв в терапии и неврологии. Его суть — гармонизация работы головного мозга.

Нейропсихологические программы коррекции для школьников (школьная “неуспешность”, дискалькулия, дисграфия, дислексия, дизорфография)

Наша методология основана на данных современных нейробиологических исследований, проведенных известными университетами: Гарвардским, Стэнфордским и университетом Джона Хопкинса.

Коррекционные занятия по расширенной программе Мозжечковой стимуляции

Корректирующие сеансы для расширенной программы стимуляции мозжечка Стимуляция мозжечка — еще одна программа нейропсихологической коррекции в нейрологопедическом центре Above the Rainbow. Возможно, родителям кажется, что неуклюжесть, неуравновешенность и координация движений — это скорее особенности ребенка, а не неврологические проблемы. Но эти «характеристики» — знаки…

Нейропсихологическая коррекция с включением более 10 различных программ сенсорной интеграции и антигравитации (как часть программы коррекции РАС, ЗПР, алалии, сенсорной дисфункции, органического поражения мозга, левшества, СДВГ, высокой утомляемости, поведенческих нарушений)

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ — это естественный неврологический процесс человеческого развития, который начинается в утробе матери и продолжается на протяжении всей жизни. Важно отметить, что самое благоприятное время для развития — первые семь лет жизни.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой ритмотерапии и РКМ (развитие когнитивной мультизадачности) как часть программы коррекции дискалькулии, дисграфии, дислексии, дизорфографии, школьной “неуспешности”, дизритмии

Программа нейропсихологической коррекции строится строго с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и назначается специалистом индивидуально для каждого на основании нейропсихологической диагностики.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой БОС видеобиоуправлением Тимокко (как часть программы коррекции ЗПР, ММД, СДВГ, гиперактивности, проблем самоконтроля и волевой сферы, поведенческих нарушений, алалии)

Тимокко фокусируется на развитии моторных и когнитивных навыков, включая двустороннюю координацию, зрительно-моторную координацию, внимание, контроль положения тела в пространстве, общение.

Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой Интерактивный Метроном (IM) как часть программы коррекции запинок в речи, заикания, дизритмии, СДВГ, высокой утомляемости, гиперактивности, нарушений самоконтроля, внимания, памяти

Высокотехнологичный метод разработки, созданный Interactive Metronome для преодоления расстройств речи, внимания и поведения, связанных с расчетом времени и планированием движений, путем развития чувства ритма и времени.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI Beam (как часть программы коррекции СДВГ, координации, внимания, пространственных представлений, вестибулярного аппарата, моторики, самоконтроля, гиперактивности, координации рука глаз)

OmiBeam включает более 100 тематических интерактивных программ. Система умного луча позволяет психологам нашего центра создавать собственные настройки, используя собственные звуки и изображения.

Нейропсихологическая стимуляция с интегрированной программой OMI FLOOR (как часть программы для развития пространственных представлений, межполушарных связей, коррекции поведенческих и моторных нарушений, тиков, навязчивых движений, повышенной утомляемости, РАС)

OMI FLOOR — уникальная разработка британских ученых, которые могут сделать процесс обучения и развития насыщенным и интересным.

Нейрокоррекционные занятия с интегрированной программой БОС Play Attention для развития активного внимания (как часть программы коррекции нарушений внимания, памяти, утомляемости, ЗПР, школьной “неуспешности”)

Play Attention — это программа коррекции и улучшения внимания, в которой используются новейшие разработки в области биологической обратной связи. Технология биологической обратной связи позволяет вам внимательно контролировать свой компьютер.

БОС миотренажер

В нашем центре биологическая обратная связь назначается детям с СДВГ, проблемами внимания и памяти, а также при сколиозе, плоскостопии, косолапости, «искривлении» позвоночника.

7. Последовательное чтение

Дислектики воспринимают письменную информацию не по буквам, а уникальным целостным образом. Изучая слово, такой ребенок догадывается, к какому предмету или явлению оно относится. Необходимо развивать навык последовательного чтения, выделения отдельных слогов и букв. Понимание прочитанной информации не принимается во внимание на начальном этапе.

Упражнение. Выберите самую простую книгу и начните последовательно читать буквы и слоги. Важно делать перерывы и проверять правильность положения точки ориентации».

Следующим шагом будет повторение прочитанного слова, буква и слог, а также объяснение его значения. В будущем вам следует развить понимание не только отдельных слов, но и целых предложений.

 

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексия связана с незрелостью структур мозга, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функцию нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна с учетом скорости развития ребенка.

Такой метод лечения, как микрополяризация (TCMP), является многообещающим. Этот метод давно апробирован (около 30 лет) и имеет высокую терапевтическую эффективность.

Микрополяризация — это воздействие на определенные участки мозга слабым электрическим током (до 1 мА). На голову ребенка надевают колпачок для ЭЭГ (теста), под него кладут положительный и отрицательный электроды, завернутые во влажную ткань. Ток униполярный (течет от положительного к отрицательному, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация клеточных мембран и начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект от лечения проявляется через 2-6 месяцев.

одновременно с ребенком рекомендуется заниматься специалистом, развивающим мелкую моторику.

Классические коррекционные методы

В России некоторые речевые центры также используют метод Дэвиса, но в большинстве случаев используются методы школы классической логопедии. Подходы к лечению дислексии разнообразны и зависят от типа дислексии.

Работа при фонематической дислексии

Фонематическая дислексия — это недостаточное формирование звуковой стороны языка. Ребенок путает близкие по звучанию звуки, он не может определить количество и последовательность звуков в слове. В связи с этим различают два типа фонематической дислексии: дислексия из-за нарушения слуховой дифференциации звуков и дислексия из-за отсутствия формирования фонематического анализа и синтеза слов.

В первом случае речь идет о том, что ребенок буквально не распознает звуки на слух (например, S и III), а потому путает их в книге. Например, при чтении слова «страус» ребенок не умеет им играть: «штраус», «штраус» или «штрауш», и эти ошибки систематически повторяются. На первом этапе работы уточняется произношение и слуховой образ каждого запутанного звука. Уточнение звуковой артикуляции основано на интактном анализаторе: зрительном, кинестетическом. Ребенку перед зеркалом показывают четкую артикуляцию каждого звука, то есть положение губ, зубов, языка при произношении. Затем просят выделить данный звук на фоне слога, затем в слове выделить из предложения слово с этим звуком, определить место звука в слове.

На втором этапе проводится работа по сравнению смешанных звуков с точки зрения произношения и акустики. Вокальный материал должен содержать оба звука. Работа также ведется по принципу: от простого к сложному. Дифференциация звуков обрабатывается по схеме: отдельные звуки, звуки, состоящие из слогов, слов, словосочетаний, связная речь. Для этого достаточно сначала произнести слова с заданными звуками, а затем прочитать.

При дислексии из-за отсутствия сформированности фонематического анализа и синтеза слов ребенок в процессе чтения постоянно искажает звуково-слоговую структуру слова, переставляет или пропускает слоги, что приводит к неправильному пониманию прочитанного слова. Здесь работа проводится с упором на формирование правильного фонематического восприятия, то есть анализ и синтез слов. В этом случае необходимо сначала уточнить наличие определенного звука в слове, затем определить его позицию: в начале, в конце или в середине слова определить последовательность и количество звуков в слове, затем объединить звуковые данные в одно слово. При формировании слоговой структуры слова важно научить ребенка делить слово на слоги, шлепать, касаться, контролировать движение нижней челюсти при произнесении слова. Итак, вам предстоит научить распознавать границу слога, выделять звуки гласных и последовательность слогов в слове. В том случае, если ребенок не различает слова в предложении, аналогичная работа проводится для разработки анализа структуры предложения. Определяются границы предложения, границы слов, количество слов в предложении. Затем в игровой форме ребенку предлагается составить из картинки предложение с определенным количеством слов.

Работа при оптической дислексии

Это расстройство основано на отсутствии у ребенка пространственного мышления. Это проявляется в трудности усвоения визуальных образов букв. В связи с этим буквы в книге заменены не по звуковому, а по визуальному принципу: «борона» вместо «ворона». Работа по устранению этого вида дислексии основана на принципе распознавания заданной буквы в сложных условиях: в шуме, то есть когда буква прячется на чертеже, добавлении или дополнении недостающих элементов предметов, построении из кубиков Кооса. Также важно научить ребенка ориентироваться в пространстве: право-лево, верх-низ, в первую очередь необходимо зафиксировать ориентацию в своем теле, различая его правую и левую стороны. Для определения пространственных образов букв рекомендуется вылепить буквы из пластилина, выложить их, считая палочки из нитки и вышить нитками на листе картона.

Чтение должно постепенно усложняться: сначала по структуре неузнаваемых букв в слоге, затем в слове, предложении. Дислексия зрительного нерва также может проявляться в желании читать справа налево, переходя от строки к строке. Поэтому так важно научить ребенка понимать, где он прав, а где оставлен. Чтобы взгляд не выскользнул из линии, рекомендуется сделать в картонном листе прорезь, в которую должна поместиться только одна линия. В этом случае взгляд ученика не сможет скользить по сторонам, а вернется на ту же линию. В этом случае также можно использовать линейку.

Работа при мнестической дислексии

Также существует такой тип расстройства чтения, когда ученик не может вспомнить букву и установить связь между звуком и соответствующей буквой. При этом различает звуки на слух и улавливает разницу в написании элементов букв. В этом случае логопед использует прием соединения зрительного и слухового образа буквы в предмет. Буква изображается в виде похожего на нее предмета, например, F в виде жука. Жук при этом издает похожий звук: wwww. Таким образом, ребенок учится запоминать название данной буквы.

Работа при семантической дислексии


Этот вид дислексии обнаруживается, когда ребенок полностью овладел техникой чтения. Проявляется в непонимании или непонимании смысла прочитанного. При этом процесс чтения технически правильный. Работа проводится, в первую очередь, для расширения активного словарного запаса ребенка и развития словарного запаса. Студент должен знать не только названия предметов, явлений, их действия и знаки, но и понимать значение этих понятий. Также необходимо овладеть грамматическими структурами и синтаксическими связями в предложении. Понимание чтения основано на изображении: оно показывает тему, о которой вы только что прочитали. Кроме того, понимание текста осваивается с помощью наводящих вопросов. Укажите все слова в предложении, отвечающие на вопрос, который. Покажи мне, что было рядом с домом. (Деревянный). Где было дерево? Что делало дерево рядом с домом и т.д.

План обучения

Программа Дэвиса состоит из 30 часов интенсивной работы, выполняемой индивидуально с каждым ребенком, по 6 часов в день, пять дней подряд.

Программа проводится лицензированным консультантом Дэвиса и адаптирована к потребностям каждого отдельного студента.

За 5 дней программы ученик приобретает новые навыки. В будущем предполагается, что он продолжит работать дома с помощником.

В программе есть три последующих встречи, которые обычно проходят через шесть недель, три месяца и шесть месяцев после завершения 5-дневной программы.

Участвуя в программе, наши студенты не должны принимать никаких лекарств (по согласованию с врачом).

5. Координация

Детям с дислексией сложно координировать движения и правильно определять правую и левую стороны. Избежать неуклюжести и путаницы помогут специальные упражнения, которые необходимо выполнять после успешного выявления и адаптации «ментального глаза».

Упражнение. Ребенок стоит на одной ноге и балансирует на ней, сохраняя равновесие. Установив равновесие, ему нужно брать мячи, делая это поочередно каждой рукой, а затем одновременно двумя. На следующем этапе мяч бросается с небольшим отклонением, чтобы усложнить задачу и заставить дислексика преодолеть установленную ось равновесия.

Диагностика дислексии

Диагностика дислексии включает общую оценку навыков чтения, понимания прочитанного, обучения языку и письму, а также невербальных функций. Дислексия подразделяется на латеральную (проблемы с усвоением алфавита) и вербальную (трудности с чтением отдельных слов).

При словесной оценке основными признаками дислексии являются:

  • постоянно повторяющиеся ошибки чтения,
  • подмена и дефекты звуков,
  • нарушения речи,
  • неумение строить связные предложения,
  • искажение понимания прочитанного.

При оценке неязыковых навыков учитывается уровень функциональности всех органов чувств, особенно способность ребенка правильно координировать свои движения и сохранять равновесие. Отмечена взаимосвязь затруднений запоминания информации с нарушением координации движений. Считается, что нарушения стандартных двигательных функций не позволяют отвлекать мозг от полноценного развития такой деятельности, как чтение и письмо.

При диагностике зрительных способностей часто используется метод видеозаписи EYE tracking, разработанный в США. Функция отслеживания глаз оценивает зрительные функции и движения глаз при чтении или просмотре иллюстраций. Отклонения от нормы говорят о низкой способности овладеть навыками чтения и письма.

Способность мозга адекватно воспринимать слуховую информацию определяется методом ТАВС, в результате которого оценивается способность различать звуковые сигналы, определять локализацию звука, различать его частоту, ритм, длительность и интервалы.

Набор диагностических тестов позволяет понять особенности развития ребенка и назначить правильное корректирующее лечение.

 

В чем заключается суть методики Дейвиса?

Корректирующую работу с использованием этого подхода нельзя сравнивать или противопоставлять терапии, предлагаемой традиционной медициной. Дислексики в этом случае рассматриваются не как больные, а как люди с характерным визуальным мышлением. Конечно, у них богатая фантазия и живое восприятие. При этом их способ познания окружающего мира отличается от общепринятого. Создавая определенные образы в своем воображении, дислектики сталкиваются с трудностями и дезориентируются в пространстве, поэтому они не могут правильно завершить мыслительный процесс.

Метод Дэвиса разработан, чтобы подавить дезориентацию и установить против нее фиксированную «точку ориентации». Поэтому внимание и воображение человека сосредоточено на создании реалистичных образов по словам, написанным на бумаге.

Такой подход в большинстве случаев помогает контролировать дислексию, независимо от возраста человека с этим заболеванием. Методика включает в себя ряд мероприятий, которые условно можно разделить на 8 этапов. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Игровые способы коррекции дислексии у детей

Игры необходимы для снятия дислексии. Ниже мы опишем самые популярные игры:

  1. Найдите в списке одинаковые корневые слова, при этом слова должны обозначать одно и то же действие, предмет или знак: ходить, ходить, уходить, ходить;
  2. Ищите слова по определенному звуку. Развивать слух;
  3. Вам нужно подготовить открытки со словами или буквами — сделайте их сами или купите готовый набор. Далее ученик должен найти карточку со словом, которое называет учитель. Другой вариант — выбрать рифму для данного слова, назвав слова определенной буквой;
  4. Барабанщик: произносите слова по слогам, хлопайте в ладоши или бейте в барабан для каждого слога.

1. Оценка способности к восприятию

Первый шаг — определить наиболее уязвимую область дислексика. Например, детей часто беспокоят насмешки со стороны сверстников или низкая самооценка. Крайне важно выявить психологические последствия патологии и провести с ними грамотную коррекционную работу. Только после этого специалист определяет степень трудности с восприятием.

Упражнение. Ребенка просят поднести ему на ладонь какой-то предмет. Чтобы помочь дислектику создать целостный образ, специалист задает важные вопросы: «Какого цвета объект? Какая у него форма? Размер? Вес? », А также предлагает изменить параметры воображаемой вещи, увеличить или уменьшить ее, перенести на другую сторону и т.д.

Практика направлена ​​на использование так называемого «мысленного глаза», которое позволяет вам в воображении построить реалистичную модель окружающего мира. Когда дислексик сможет легко выполнить это упражнение, можно переходить к следующему этапу коррекции.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных моментов.

Развитие фонематического восприятия

это способность воспринимать звуковой состав слова. Вам необходимо купить (или получить себе) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается придумать его из букв. Игра должна быть спонтанной и живой. Например, подберите название животного, которое видели в зоопарке, или персонажа из мультфильма. Осваивать слова рекомендуется постепенно, 1-2 раза в день. Если вы будете делать это постоянно, словарный запас вашего ребенка и его способность читать будут время от времени улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике

Грамматика — это изменение слов в предложении, их текстуры (желтый лист, оранжевая морковь).

Семантика — распознавание смыслового значения слова (идет дождь, хотя феномен природы не имеет ног).

Лучшее упражнение — слушать сказки в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво и выделяются интонацией. Ребенок невольно подражает тому, что слышит. Любое слово, вызвавшее заминку или недоразумение, следует подробно объяснить.

Увеличение словарного запаса

Мышление ребенка всегда специфично. Он не может говорить о том, чего не видел и не «пробовал». Следовательно, необходимо расширять словарный запас, показывая предметы и концепции, говоря о них. Рассказывать нужно как можно подробнее. Итак, на примере простой кастрюли можно говорить о металле, круге, узоре, объеме.

Методика Корнева

Методика Корнева по устранению дислексии основана на ранней диагностике патологии с помощью тестов. Например, ребенок должен называть предметы по порядку и указывать их назначение, повторять движения за учителем, повторять ритм, определять левую и правую руку / ногу. Эти же упражнения используются на занятиях по коррекции дислексии.

Автор разработал методику, которая включает выбор индивидуального темпа обучения, проверку новых навыков и использование формы игрового обучения.

2. Переключение

Чтобы получить точные образы в воображении дислектика, необходимо научить его гасить дезориентацию, возникающую каждый раз, когда он начинает создавать образы, не соответствующие предписанной информации. Для этого Дэвис предлагает создать «точку ориентации» — некое пространство, в котором человек мысленно фиксирует видение и сознание.

Упражнение. Дислектика просят представить прямую линию, выходящую из объекта, представленного на ладони, проходящую через кончик носа и выходящую из задней части шеи. Линия заканчивается примерно на 20 см выше затылка: это «ориентир». В противном случае ребенка можно попросить представить, как его сознание передается человеку, стоящему за ним.

Как только изображение «точки ориентации» закрепится в голове дислектика, отпадет необходимость в детальной визуализации линии, выходящей из объекта. В свою очередь, ребенок сможет справиться с дезориентацией и получить изображение в том виде, в каком его видят другие люди.

Упражнения для коррекции дислексии у детей

Комплекс упражнений для коррекции дислексии подбирается индивидуально. Необходимо учитывать причину дефекта речи, тяжесть патологии и сопутствующие заболевания.

Упражнения по развитию фонематических процессов

Упражнения для преодоления дислексии развивают способность воспринимать и различать звуки. Таким образом исправляются дефекты звукового произношения, вырабатываются правильные фонематические процессы. Маленькие дети могут слышать звуки природы — им нужно угадать, кто издает этот звук. Те же задания можно давать с повседневными звуками.

Еще одно упражнение — заполнить несколько коробок мелкими предметами, при этом коробки должны быть парными: кнопки-пуговицы, монеты-монеты. Ребенок должен на слух найти нужную пару.

Следующие упражнения для преодоления дислексии: произношение громкого и тихого звука, медленного и быстрого, резкого и непрерывного; ищите пару образов с похожим звучанием (зуб и суп, орех и галка), заканчивайте стихи, выбирая рифму; повторяющиеся слоги с той же гласной (ка-па-та).

Упражнения для развития речевого аппарата и голоса

Эти упражнения для преодоления дислексии помогают развивать речь и голос. Артикуляционная гимнастика применяется:

  1. Сначала они разогреваются, делая глубокий вдох и выдох, задерживая дыхание, затем выдыхая неполный;
  2. Ребенку предлагают имитировать звуки, которые издают животные: муха летит — «зз», кот мурлычет — «мрррр»;
  3. Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочтите все согласные в строке книги;
  4. Прочтите фразы «кто-кто-кто — мы шары потеряли», затем ряд слов «арба — арфа», «дверь — червяк — зверь», постепенно увеличивая громкость голоса и темп;
  5. Читайте скороговорки или поговорки.

Упражнения по формированию мелкой моторики

Для коррекции тактильной дислексии показаны упражнения. Тренировка мелкой моторики рук увеличивает способность тактично воспринимать предметы, различать их, развивает пространственные представления и увеличивает работоспособность мозга.

Самая эффективная пальчиковая гимнастика. Для маленьких детей подойдут занятия в форме игры, например «Сорока с белыми стенками» или «Ягоды». Детям постарше можно делать обычную гимнастику и массаж пальцами. В развитии мелкой моторики вам помогут лепка, рисование, а также различные приставки, конструкторы и пазлы.

ребенку полезно играть с предметами разного размера, фактуры, материалов. Можно присыпать различными крупами, расставить игрушки. Ребенку будет интересно разгадывать эти элементы. Детям постарше усложните задачу и спрячьте предметы в крупу: дайте им почувствовать, что это за предмет и из чего он сделан.

Упражнения на совершенствование зрительного восприятия

Эти упражнения при оптической дислексии помогают развить навыки правильного чтения за счет развития визуально-пространственного представления, анализа и синтеза. Пример такого упражнения: найдите еще одну букву в серии ABONE, еще один слог в серии RA-ME-LA-DA, найдите общее в паре SOAP-CUTE, CHALK-MEL.

Дальнейшие задачи усложняются. Например, переместите букву в правильную позицию: LOST-TABLE. Когда ученик усвоил это, ему предлагаются целые предложения с такими ошибочными словами.

Упражнения при аграмматической дислексии

Эти упражнения для коррекции дислексии у школьников позволяют развить грамматический строй языка, обогатить словарный запас. Детям предлагается составлять предложения из предложенных слов, сгибать слова, согласовывая их количество, пол, падеж. В дальнейшем задания усложнятся: из предложенного набора слов нужно составить целые предложения, из картинки составить связный рассказ, вставить в предложение пропущенное слово.

Источники

  • http://www.sibmedport.ru/article/11021-lechenie-disleksii-metodika-deyvisa/
  • http://karkusha.su/korrektsiya-disleksii-po-metodu-deyvisa/
  • https://ShifaMed.ru/articles/kak-nauchit-rebenka-s-disleksiey-chitat/
  • https://logopedus.ru/article/korrektsiya-disleksii-u-detey
  • https://www.medaid.ru/logopedy/dety/disleksiya/
  • https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/disleksiya/
  • [http://www.sulamot.ru/metodika-dejvisa.html]

Оцените статью
Блог о речи