Постановка звука “С”: артикуляционная гимнастика и логопедические упражнения

Содержание
  1. Правильная артикуляция звука “С”
  2. Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”
  3. Какие упражнения для постановки звука Д и Дь
  4. Виды сигматизма
  5. Подготовительные мероприятия
  6. Постановка от других звуков
  7. Закрепление
  8. Симптомы
  9. Самые легкие способы постановки звука Ч
  10. Особенности постановки звуков
  11. Постановка свистящих звуков с помощью подражания
  12. Какие способы существуют при сигматизме?
  13. Межзубный сигматизм
  14. Боковой сигматизм
  15. Носовой сигматизм
  16. Причины
  17. Последовательность постановки звуков в логопедии
  18. Подготовительный этап
  19. Коррекция
  20. Артикуляционная гимнастика
  21. Массаж
  22. Упражнения
  23. Постановка звуков
  24. Способы постановки звука С и Сь
  25. Постановка звука Сь
  26. Как закреплять результаты занятий
  27. Этап постановки звука
  28. Постановка по подражанию
  29. Постановка механическим способом
  30. Постановка “С” от других звуков
  31. Артикуляционная гимнастика для звука “С”
  32. Комплекс артикуляционных упражнений
  33. Автоматизация “С”
  34. Картотека заданий для детей по автоматизации “С”
  35. Этап дифференциации “С”
  36. Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”
  37. Речевой материал по дифференциации “С” и “З”
  38. Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”
  39. Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы озорная буква «C» звучала хорошо, давайте построим следующую структуру:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубцы сжаты или удалены друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык опирается на нижние резцы. Его боковые части сверху соприкасаются с коренными зубами, а спина выгнута.
  4. Вдоль язычка образуется бороздка, через которую с сильным давлением проходит воздух.
  5. Верхнее мягкое небо препятствует его попаданию в носовую полость.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Произошло?

Профиль артикуляции звука «C» выглядит следующим образом:

Структура сочленения мягкой «C» отличается от «C» тем, что средняя часть язычка поднимается вверх, а передняя часть становится более плоской, в то время как канавка гладкая.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если «C» и «C» произносятся с нарушением, этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или паразигматизмом (подстановка другими звуками).

Сигматизм бывает:

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанный звук «С» и «Ф» (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубные, при которых язык ложится на зубы, а четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок или не касается коренных зубов, а воздух движется не в ту сторону, образуя хлюпающий звук (санки — улитки, сами — улитки);
  • назальный, в котором воздух попадает в носовую полость и создает носовое произношение.

Паразигматизм также бывает нескольких видов:

  • острый, с заменой «С» на «Т» (собака — табак, сок — ток);
  • шипение, когда вместо «С» звучит «Ш» (Саша — Шаша, сушка — шушки);
  • с заменой на мягкость, при которой жесткие звуки произносятся как мягкие (мешок — ком, свой — свой);
  • при замене голоса эта буква «S» звучит как «Z» (совок — звонок, самосвал — стоп).

Читайте также: Правильная артикуляция звука «Z»: как его инсценировать у детей

Причинами таких дефектов могут быть патологии голосового аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также нарушенная его иннервация.

Неправильное произношение сибилянтов, включающих «S» и «S», если не исправить своевременно, приводит к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

Какие упражнения для постановки звука Д и Дь

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии способа произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункции выделяют следующие виды:

  • Межзубный сигматизм

Признаками такого типа нарушений считается нечеткая артикуляция звука «до». Произносится как английская буква «т». Во время фонации бороздка посередине язычка не образуется. Это необходимо для беспрепятственного прохождения воздушного потока. Язычок преграждает путь струе из-за того, что его кончик находится между челюстями.

  • Лабиодентальный сигматизм

Шипение и свист произносятся с помощью F.

Нижняя губа поднимается к резцам. Образуется небольшое сужение, и язык готовится к произнесению звука С. Для BF и CZ формируется комбинированная артикуляционная позиция. Речь смешанная, неприятная для слуха. Например, вместо сиреневого — фиэррен, зайчик — вфайка.

  • Выдающийся сигматизм

Шипящий сустав нарушен положением кончика языка. Он опирается на резцы, образуя преграду для потока воздуха. Звук проходит через небольшое пространство, приобретая свист. C и Z произносятся как T с C. Например, самолет произносится как тамолет, а зонт — как донтик.

  • Шипящий сигматизм

S, Z произносятся со смягчением. Вместо этого давайте послушаем F, Sh. Речь полна шума, свиста, шипения. Например, сумка — шумка, сад — бережлив, соль — жол, зима — жяма.

Неправильное звучание вызвано положением кончика языка. Он растягивается до твердого неба, изгибается и втягивается в полость рта. Он не занимает места для произношения C и Z.

  • Боковой сигматизм

Делятся на односторонние и двусторонние. Язык отклоняется в сторону или не касается коренных зубов. Образуются трещины. Через них проходит поток воздуха, издающий удушающий звук. Ребенок говорит вместо звука С — хл, лхх. Суп — хлюпик, собачка — хлябака. Боковой сигматизм — самый тяжелый вид заболевания.

  • Носовой сигматизм

Струя воздуха выходит из носа. Поэтому можно издавать не только свист и шипение, но и многие другие. Корень языка мешает прохождению воздуха. Он примыкает к заднему небу. Нет прохода для воздушного потока в полость рта. Свистки произносятся звуком Х, носовым.

 

Типы сигматизма могут накладываться друг на друга, образуя целый комплекс дефектов речи. Нарушения можно исправить. Необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога. В особо сложных случаях — исследования оборудования.

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на настройку разговорной речи, проводится тренировка дыхания. Обучает выдуванию струи воздуха из легких. Чтобы тренировки были интереснее для ребенка, рекомендуется использовать ватный диск или ватный диск.

К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относятся следующие задачи:

  1. Необходимо приготовить небольшой пустой флакон. Шею нужно поднять к нижней губе. В пузырек направляют струю воздуха. Если ребенок все делает правильно, появляется характерный звук. Это упражнение называется «штурм».
  2. Ладони следует положить на живот. Затем делается глубокий вдох через нос, после чего дыхание задерживается на пару секунд. Выход через рот. Цель упражнения — научить ребенка контролировать воздушный поток. Задача называется «гармошка».
  3. Упражнение «бриз» выполняется растяжением губ трубочкой. Вы делаете глубокий вдох через нос. Затем прикладывают ладонь к губам и через рот выпускают струю воздуха.

Постановка от других звуков

Вы можете ввести правильное произношение звука «C» из других звуков. Среди них используются такие буквы, как «Ш» и «Ц». Когда вы устанавливаете произношение от «Ш», вам необходимо сделать следующее.

  • Попросите ребенка начать тянуть звук «Ш», при этом медленно продвигая вперед язык. Сам орган речи нельзя отрывать от неба, верхние и нижние резцы должны быть параллельны друг другу.
  • Появление прерывистого произношения свидетельствует о том, что ребенок выдернул язык из неба, чего нельзя сделать. Итак, вам нужно открыть рот и продолжить начальный урок по звукоизвлечению.
  • Когда резцы открыты, вы услышите сначала легкий звук «W», затем нечеткий свист, а затем правильное произношение звука «S». Затем следует попросить закрыть рот и попытаться издать звук с закрытыми резцами.
  • Пусть ребенок сам попробует найти положение языка, при котором звук «С» будет наиболее правильным. Как только произношение будет правильным, вам необходимо его исправить. Чтобы малышу было интереснее, можно сказать, что комар вот так пищит, и малыш будет его имитировать.

Вы также можете издать свисток, используя букву «С». Правда, этот вариант используется гораздо реже, но знать это не помешает.

  • Ребенку необходимо долго произносить звук «Ц». В этом случае будет отчетливо слышен звук «С». Самое главное, чтобы ребенок чувствовал и умел рассматривать эту букву.
  • Если вам трудно произносить изолированную букву «C», вы можете сначала попрактиковаться в использовании буквенной комбинации «CA».
  • также важно закрепить результат. Для этого требуется регулярное повторение слогов, слов, скороговорок.

Закрепление

Чтобы проделанная работа не прошла даром, необходимо автоматизировать произношение. Консолидация также проходит поэтапно:

  1. Настройка звука C
    Автоматизация по слогам. Здесь используются специальные фразы, в которых упор делается на повторение звука «до» и «до».
  2. Автоматизация на словах. Используйте небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «S». Фонема должна присутствовать в слове в нескольких местах.
  3. Автоматизация в предложениях. Здесь уместно читать тексты и повторять услышанное. Они также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.

важно вовремя обнаружить проблему и проявить с ребенком максимум терпения. Неправильное произношение любой фонемы может затруднить дальнейшую жизнь ребенка, привести к изоляции и незащищенности.

Логопеды разработали специальные тетради с домашними заданиями. В них есть: таблицы с пошаговыми уроками, специальные фразы, скороговорки, стихи, изображения, тексты для чтения и многое другое, необходимое для устранения дефектов звукового произношения.

добиться результата можно, не обращаясь к специалисту, регулярно выполняя с ребенком суставные и дыхательные упражнения, упражнения для правильной настройки звука. Поделиться в социальных сетях: Размещено: 15 января 2019 г., 8:49 | Прочитано 2787 раз (3 оценки, в среднем: 5,00 из 5)

 

Симптомы

Детская речь почти никогда не бывает четкой сразу. Нарушения звукового произношения постепенно устраняются спонтанно за счет артикуляционной практики, улучшая движения органов речи с возрастом ребенка. Говорить о заболевании можно только после достижения дошкольниками 4-летнего возраста.

Дисфункцию можно определить по следующим фонетическим и физиологическим симптомам:

  • S и Z не выражены четко. Вместо них слышны аналогичные межзубные фонемы со звуком D, T, мягкой W, Zh.

Коза — произносится коза, серп — коца, собака — табак, виво — дивут и т.д.

  • Шепчущий, мерзкий новозеландский сустав.

Язык застревает между зубами. Дефект виден с первого взгляда.

  • Носовой звук при фонации.

Носовой сустав возникает из-за неподвижности органов ротовой полости. Губы не растягиваются, язык движется медленно, углубляется в полость рта ближе к носоглотке. Струя воздуха не может пройти через рот, она выходит через носовое отверстие.

  • Хлюпающие звуки во время сустава.

Воздушная струя направлена ​​в сторону. Язык повернется в сторону или к зубам. Фонема С, свистящие произносятся с лишним шумом.

Самые легкие способы постановки звука Ч

Особенности постановки звуков

На уроках логопеда звук «с» задается поэтапно. С каждым шагом ребенок произносит его все отчетливее. Произношение корректируется с помощью артикуляционной гимнастики. Улучшает подвижность мышц языка и губ. Рекомендуется посещать занятия не реже двух раз в неделю. Их продолжительность варьируется от 10 до 30 минут в зависимости от степени отказа от объезда. В любом случае важен индивидуальный подход к тренировкам.

Постановка свистящих звуков с помощью подражания

Самый эффективный метод постановки ревности — имитация. Легкость использования этого метода на практике обусловлена ​​предрасположенностью детей к копированию. Для выполнения задания нужно с ребенком посидеть перед зеркалом. Затем следует медленно

скажите «с», ориентируясь на положение губ и языка во время произношения. Кроха, как прилежный ученик, должен повторить услышанное и увиденное в зеркале.

Какие способы существуют при сигматизме?

Правильному произношению также можно научить детей, страдающих сигматизмом и паразигматизмом. Для этого необходимо подобрать логопедические упражнения по звуку, подходящие для конкретного случая.

 

Межзубный сигматизм

Установить звук при таком нарушении — значит продемонстрировать ребенку, как правильно располагаются органы речи при произнесении звука «С». Если ребенок не может подражать взрослому, спектакль выполняется с механической помощью.

Боковой сигматизм

В этом случае необходимо будет подготовить органы речи для активации деятельности мышечных тканей боковых сторон язычка. В результате ребенок должен иметь возможность поднимать боковые стороны до тех пор, пока они полностью не соприкоснутся с боковыми зубами.

Затем вы можете прибегнуть к упражнению, в котором вы должны подуть на переднюю часть органа речи, затем на его кончик, а затем, пряча язык за челюстью.

Носовой сигматизм

Этим детям нужно сделать следующее упражнение. Букву «F» нужно воспроизводить очень долго. Вставьте широкий кончик языка между нижней губой и верхними резцами и подуйте на него, произнося звук «Ф» и медленно вынимая орган из нижних резцов.

Причины

Присваивайте общественные и индивидуальные имена за отклонения от норм произношения. Социальные характеристики:

  • отсутствие совместных упражнений. Для развития воспроизведения любого звука важно уделять внимание конкретным упражнениям для правильной артикуляции. Каждый звук характеризуется собственной формулировкой языковых органов;
  • отсутствие подготовки. Регулярные занятия с ребенком не проводятся, чтобы исключить безошибочное произношение;
  • беззаботное отношение родителей, двуязычие в семье.

Характеристики отдельных причин:

  • неправильное дыхание во время речи. Возникает из-за плохого развития дыхательной системы (заикание, ринит);
  • проблемы с фонематическим слухом.
  • дефекты мышечного тонуса. Проблема типичная для дизартрии. Логопед занимается устранением, поэтапно проводя индивидуальные занятия;
  • дефекты строения органов речи.

Важно: еще одна причина, по которой дошкольники неправильно воспроизводят фонему, — это повторение за взрослыми. Другим нужно помнить, что «шептание» (намеренно искаженные слова) ребенку вредит ему. Ребенок начинает путаться и испытывает серьезные проблемы с произношением.

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм корректирующей работы по формированию правильного произношения звука в логопедии включает несколько этапов в следующем порядке:

Будь то индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или звукоизвлечение в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Чтобы воспроизводимый звук радовал своей чистотой и стабильностью, необходимо тщательно работать и решать проблемы на каждом этапе.

Давай начнем?

Подготовительный этап

В начале работы по исправлению произношения звука познакомьте ребенка с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и разными словами, как он представлен в виде буквы, как правильно произносить.

Выполняйте дыхательные упражнения. Ведь правильное дыхание является основой звука речи и напрямую влияет на силу воздушного потока, который, в свою очередь, определяет четкость звука при правильной артикуляции.

Вот несколько дыхательных упражнений:

Итак, переходим к совместному согреванию. Пусть все мускулы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе по звукоизвлечению.

 

Коррекция

При устранении дефектов суставов используется гимнастика, дыхательная гимнастика, ритмика логотипа. Следует учитывать тип нарушения. На исправление беззубого бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию речи с межзубным и носовым.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендуются следующие совместные упражнения:

  • Изгородь

Улыбнемся широко, зубы видны. Зафиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

  • Антенны

Ребенок держит губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

  • Надуть воздушные шары

Щеки задействованы. У ребенка опухает — попеременно опухают щеки.

  • Нарисуйте карандашом

Ребенок дует на карандаш, лежащий на столе.

  • Имитация жевания
  • Поющие слоги, звуки.

Массаж

  • Точка

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелком ушей. Во время массажа поочередно открывайте и закрывайте рот.

  • Массаж мягкого неба

Нёбо разминаем пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения для укрепления языка:

  • Блины

Облизывайте рот большими круговыми движениями.

  • Идет дождь

Ритмичное хлопанье языком по губам.

  • Прикусите кончик, спинку, боковые стороны языка.

Упражнения для расширения языка:

  • Испечь торты

Вам понадобится механическая помощь для языка. Двумя пальцами берут язык и кладут в лепешку.

  • Санки
  • Железная дорога

 

Постановка звуков

В процессе логопедических занятий по настройке звука S используется метод имитации, работы с зеркалом и механический метод.

Способы постановки звука С и Сь

Карточка назначения логопеда содержит множество методов обучения после подготовительного этапа. Основные из них:

  1. Звук C
    Путем подражания. Один из самых простых способов выступить на сцене. Взрослый и ребенок стоят перед зеркалом. Родитель или специалист показывает ребенку, как располагаются органы речевой системы при воспроизведении фонемы. После кроха просят повторить. Вот как можно выполнять совместные упражнения.
  2. Механический метод. Выполните с зондом. Ребенка просят растянуть губы в улыбке. Кончик языка касается нижней челюсти. После ребенка просят подуть. Воздух должен поступать к кончику органа. Во время выпуска воздушной струи центр язычка слегка прижимается щупом, образуя канавку. Инструмент продвигается на 2 см, затем он прижимается и перемещается с различной силой на орган во время выпуска воздуха. Кроме того, специалист определяет, в какой позиции слышен звук «С». Результат закрепляется регулярными тренировками. Затем зонд постепенно удаляют, автоматизируя изолированное произношение.
  3. Постановление из фонем «Т» и «Т». Рот малыша приоткрыт. Зубы не сомкнуты. Ребенок издает звук «Т» на выдохе. Вы услышите «Шшшш». После этого малышу предлагают растянуть губы трубочкой и на выдохе продолжать играть «Т». Вы услышите свисток «С». Звук «S» произносится аналогично мягкому «T».
  4. Упражнение
    Производство фирмы «Ш». Ребенка просят сказать «Ш». Но язык надо выталкивать вперед. Получается неправильный звук «С». После занятий ребенок поймет, как правильно произносить фонемы.
  5. Постановка из «Фа» При игре на «Фа» важно следить за тем, чтобы воздух выходил из губ.

Вы можете запустить один из методов на выбор или применить несколько одновременно.

Важно: чтобы занятия имели положительный результат, необходимо постоянно контролировать расположение органов речи.

Постановка звука Сь

Когда проигрывается этот звук, обнажаются зубы. Они ближе друг к другу, но не замкнуты. Язычок подчеркнут на нижней части десны. Орган находится под напряжением. Струя воздуха направляется на передние резцы.

Постановка выполняется с использованием звука «C». Кроху просят произнести твердый звук в сочетании с гласными, дающими смягчение («ИСИ»). В этом случае фонему «И» следует играть как можно выше в высокой тональности с акцентом и быстрым темпом.

Как закреплять результаты занятий

Для достижения желаемого результата следует постоянно заниматься с логопедом. Категорически не рекомендуется отказываться от уроков до первых улучшений произношения. Фиксация звука производится автоматикой. Этот процесс предполагает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях с логопедом ставятся задачи, выполнение которых помогает улучшить разговорные навыки. Этап автоматизации считается самым сложным. Домашнее задание помогает развить разговорные навыки и использовать выученные звуки в повседневной речи. Основная задача родителей — облегчить процесс, стимулируя и помогая ребенку.

Чтение вслух считается самым действенным способом закрепить результат. На ранних стадиях можно произносить простые скороговорки. В будущем вам придется перейти на более объемные тексты. Очень важно поговорить с малышом. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей применяют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж в сочетании с упражнениями. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Сопровождается повышением тонуса и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Особенность заболевания — сложность преодоления дефектов. Поэтому процесс восстановления речи занимает гораздо больше времени.

Этап постановки звука

Как поставить звук «С»? Установить «C» можно несколькими способами”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, где должны быть язык и губы, чтобы получить желаемый звук.

Чтобы это не походило на скучное школьное занятие, пусть языком будет корабль, пусть ветер развевает паруса в дальние плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий является наиболее продуктивной. Образное восприятие значительно ускоряет процесс коррекции и приближает вас к желаемой цели.

Положите ладонь ребенка на рот, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха, когда он произносит «С”.

Иллюстрации, открытки, макеты и другой наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

 

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает использование вспомогательных средств, например, щупов, шпателей.

Если вы решили поставить дома звуки для малыша, используйте предметы домашнего обихода, заранее позаботившись о его безопасности, например, тонкую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, размещенные вдоль языка, фиксируют правильное положение для прохождения воздушного потока, помогая получить желаемое звуковое произношение. Чтобы губы слегка улыбнулись, удерживайте их пальцами.

 

Чтобы установить звук «C», попробуйте следующее:

  • дайте ребенку улыбнуться, разведите край языка на нижних передних зубах и подуйте на него;
  • теперь деревянной палкой, надавливая на язычок, сделайте проточку, по ней будет течь струя воздуха;
  • при нажатии будет слышен шипящий свист;
  • затем позвольте ребенку соединить зубы, ввести язык внутрь и продолжать насвистывать;
  • тем временем, регулируя силу давления, получить максимально чистый звук «до”;
  • после этого вы можете удалить палку.

Через некоторое время ребенок научится правильно класть язык и самостоятельно свистеть «S”.

Постановка “С” от других звуков

Жесткая «C» может быть предоставлена ​​мягкой «C”.

При произнесении «S» палкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовалась бороздка. Практикуйте твердый звук «до», полученный таким образом, много раз, пока сам язык не сядет должным образом.

Звук «C» также может быть предоставлен буквой «T”.

Если вы будете постоянно тянуть «Т» и растягивать губы, улыбаясь, вы услышите «С». Если что-то непонятно, придется больше улыбаться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук «Ш», попробуйте его оттолкнуть. Попросите ребенка шипеть и объясните, что язык нужно двигать вперед, ближе к верхним зубам. Вы услышите «S». Получается?

Другой способ установить «S» — от «I”.

Артикуляционная структура этих звуков похожа. Поэтому, если вы скажете «Я» и, не меняя положения, проведете по языку струей воздуха, вы получите желаемый звук «До”.

Настройка мягкой «S» хорошо описана в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем Вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, а их тонус вернется в норму.

Исходное положение — улыбка

 поставить звук механическим способом?

Техники постановки звуков включают механический метод. Для этого вам необходимо сделать следующее:

  1. Широко улыбнитесь, засовывайте широкий язык между зубами. Кроме того, его кончик должен располагаться только на нижней челюсти. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок верхними зубами не давил на орган.
  2. Затем попросите ребенка подуть на кончик языка, чтобы вы почувствовали свежесть. Вы можете поднести руку ко рту и почувствовать поток выдыхаемого воздуха.
  3. Пока ребенок дует на кончик языка, необходимо приложить к его средней линии зубочистку, немного надавив на нее. Таким образом образуется «канавка», по которой затем будет идти воздушный поток. Вам нужно воткнуть зубочистку примерно 2 см.
  4. Попросите ребенка подуть. При этом будет слышен размытый шипящий свист. Затем необходимо закрыть челюсти таким образом, чтобы между ними была помещена только зубочистка, а язык остался внутри. Также нужно продолжать дуть на кончик язычка, поток должен быть межзубным. Когда челюсти закрываются, издается свист, который невозможно остановить.
  5. Пока малыш насвистывает, нужно с разной силой надавливать на язык зубочисткой, двигать им туда-сюда. Это позволит вам определить, в каком положении звук «C» звучит правильно.
  6. Как только эта позиция будет установлена, вы сможете дальше практиковать свое произношение. В тот момент, когда ребенок правильно произнесет букву «С», вам нужно не торопясь, осторожно вытащить зубочистку изо рта ребенка.
  7. Некоторое время он будет продолжать правильно воспроизводить свистки без этого устройства, но затем может снова потеряться. Поэтому тренироваться таким образом необходимо до тех пор, пока ребенок не сможет правильно установить нужное положение органов речи.
  8. Закрепить результат этого упражнения можно с помощью произношения слогов и слов. Если ребенку будет сложнее воспроизвести звук в составе слова, то снова можно использовать механический метод.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация сибилянтов основана на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных можно выделить следующие:

  1. в улыбке необходимо широко открывать рот, не смыкая зубов. Через несколько секунд мышцы губ можно расслабить. Упражнение повторяют 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Необходимо провести кончиком языка по десне, имитируя чистку. Сначала упор делается на верхние зубы, потом на нижние.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно касаться кончиком языка уголка губ. Подбородок в это время должен быть неподвижен.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его нужно натянуть на кончик носа, а затем на подбородок. После этого следует поочередно касаться широкой стороны губного язычка.
  5. С полностью сомкнутыми зубами следует максимально растянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Автоматизация “С”

Следующим за постановкой этапом является этап звуковой автоматизации. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

У этого этапа тоже есть свой алгоритм. Доставленный звук преобразуется в отдельный звук, а затем в слоги, слова, фразы и предложения.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполните задание на картинке:

Назовите каждое слово. Обратите внимание на то, что звук «С» может быть в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук «С» в словосочетаниях и предложениях:

Давайте играть? Улитка приглашает вас в свой дом. Только для этого необходимо все объекты называть буквой «С”:

Помогите бабушке Яге добраться до ее избы. Она заблудилась:)

Повторите разговорник со звуком «До». Вы знаете, для чего нужны приговоры? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Подумайте и отгадайте загадки на букву «С”:

А теперь посложнее: Скороговорка на «С”:

Повторите фразеологизм. Вы знаете, что он имеет в виду? Дайте обещание и не сдерживайте свое обещание! Найдите в словах «C”:

 

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы научимся отличать звук «S» от аналогичных в «мягком» звуке «W», «Z», «C» и «S”.

Для этого мы послушаем эти звуки попарно, определим разницу в артикуляции, попрактикуемся в произношении с их помощью слогов, слов и фраз.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Поднесите ладонь ко рту: для «C» поток выдыхаемого воздуха холодный, для «W» — горячий. «S» свистит, как ветер, а «W» шипит, как змея. Интересно?

Повторяйте слоги и слова с этими звуками, старайтесь произносить их четко:

Понравилось стихотворение про медведя?

Выполните задание на картинке:

Надо немного поработать над чистыми предложениями, но у вас все получится.

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

Звуки «S» и «Z» различаются только артикуляцией голоса. «S» — глухой, «Z» — звонкий. Повторите их и убедитесь сами.

Теперь произнесите слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотрим, что получится:

Не задумываясь, повторяйте чистую речь.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки «S» и «C» очень похожи и отличаются только тем, что «S» — длинное, а «C» — короткое:

Повторяйте слоги и слова:

Эти предложения содержат как «S», так и «C”:

Если вы измените первую букву в слове, она также изменится:

Деду Морозу без вашей помощи не обойтись:

Попробуйте справиться с этой задачей:

 

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнесите отдельно сильную «S» и мягкую «S», затем повторите с ними слоги и слова:

Эти слоги имеют мягкую «S» и жесткую «S». Попробуйте определить это:

Назовите слова на двух картинках и запомните, как звучит жесткая буква «C

и мягкий «S”:

А это рифмы, их можно запомнить

Источники

  • https://KakGovorit.ru/postanovka-zvuka-s
  • https://orechi.ru/narusheniya-rechi/sigmatizm
  • [https://prodetskiysad.ru/razvitie/postanovka-svistyashchih-zvukov]
  • [https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/deti/postanovka-zvuka-s.html]
  • [https://rechudetey.ru/postanovka-zvukov/s-i-s.html]

Оцените статью
Блог о речи